Программа социализации обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык» «Диалог культур – культура диалога»
проект по немецкому языку

Мараева Ольга Ивановна

Иностранный язык как учебный предмет обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом. Он, как ни один другой предмет, способен воспитать уважение к людям других национальностей, терпимость к инакомыслию и развить межкультурные коммуникативные умения.

За последние 20 лет число изучающих немецкий язык школьников в России уменьшилось более чем в двое, так как позиции первого иностранного языка прочно занял английский, поэтому основной задачей в контексте реализации ФГОС является повышение уровня мотивации обучающихся и их родителей к изучению немецкого языка, в том числе как второго иностранного, открытие новых перспектив и возможностей, используя образовательный потенциал предметной области "Иностранные языки/немецкий язык" и внедрение инновационных принципов и методик преподавания.

Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики МБОУ «СОШ № 6», закрепленных в ООП школы и Программе развития «Школа толерантной культуры» 2018-2021 гг. Программа включает в себя серию творческих работ и проектов на ступенях начального, основного и среднего общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsializatsii.docx45.9 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Сафоново Смоленской области (МБОУ «СОШ № 6» г. Сафоново)

Утверждаю:

Директор школы:

__________________ О.И. Мараева

Приказ № __________

от   «_____» _____________ 2018 г

Программа социализации обучающихся

средствами учебного предмета «Немецкий язык»

«Диалог культур – культура диалога»

                                                                                           Составитель программы

учитель немецкого языка

Мараева Ольга Ивановна

г. Сафоново

Нормативно-правовая и методическая база для разработки программы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего общего образования.
  3. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.
  4. Устав МБОУ «СОШ № 6» г. Сафоново.
  5. Основная образовательная программа МБОУ «СОШ № 6» начального общего, основного общего и среднего общего образования.
  6. Программа развития МБОУ «СОШ № 6» г. Сафоново «Школа толерантной культуры».
  7. УМК предметной линии И.Л. Бим 2-4 классы; 5-9 классы и 10-11 классы (базовый уровень).
  8. УМК «Горизонты» немецкий язык как 2-ой иностранный 5-9 классы.

Срок реализации программы: в течение всего курса обучения на ступени начального, основного и среднего общего образования.

Основные уровни реализации программы: 

  • Начальное общее образование;
  • Основное общее образование;
  • Среднее общее образование.

Цель: создание условий для формирования успешной личности ученика, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами немецкого языка.

Задачи:

  • создавать благоприятную мотивационную среду для обучающихся в соответствии с их потребностями и возможностями;
  • активизировать имеющихся в опыте обучающихся знаний о культуре немецкоязычных стран;
  • знакомить с культурой страны изучаемого языка путем сравнения имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями о своей стране, о самих себе;
  • развивать способности представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного и межкультурного общения, используя немецкий язык как инструмент общения;
  • развивать интеллектуальные умения и творческие способности обучающихся при сборе, обработке и интерпретации различных видов культуроведческой информации;
  • развивать лингвострановедческую и речевую наблюдательность, творческое воображение, ассоциативное и логическое мышление в условиях иноязычного учебного общения;
  • формировать у обучающихся представления о диалоге культур, требующего от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости через контекст культуры немецкоязычных стран;
  • воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну.

Ожидаемые результаты программы и индикаторы для оценки их достижений

Область измерения:

  1. рост количества обучающихся, желающих изучать немецкий язык, в том числе как первый второй иностранный;
  2. степень освоения обучающимися учебного материала по немецкому языку в контексте реализации ООП НОО, ООО и СОО;
  3. уровень сформированности образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные);
  4. положительная динамика сформированности толерантности,  мотивация к толерантному поведению, способу общения и взаимодействия, участие в социально-значимых проектах;
  5. повышение удовлетворенности результатами образования обучающихся, их родителей, социальных партнёров школы.

Механизмы реализации программы социализации обучающихся:

  1. Урочная и внеурочная деятельность в рамках реализации ООП.
  2. Рабочая программа по немецкому языку
  3. Программа внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом»
  4. Учебно-методическое и информационное обеспечение.
  5. Работа с одаренными детьми.
  6. Повышение квалификации и самообразование учителя.
  7. Создание оптимальных психолого-педагогических условий для всех участников урочной и внеурочной деятельности.
  8. Совершенствование системы мониторинга, статистики и оценки качества образования по немецкому языку.

 

Структура программы

Введение

Раздел I. Ресурсное обеспечение программы.

Раздел II. Содержание программы.

Раздел III. Основные направления проектной и творческой деятельности обучающихся на ступенях начального, основного и среднего общего образования                

Раздел IV. Мониторинг реализации и критерии оценки и эффективности реализации программы социализации обучающихся «Диалог культур – культура диалога»

 Введение   

        Иностранный язык как учебный предмет обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом. Он, как ни один другой предмет, способен воспитать уважение к людям других национальностей, терпимость к инакомыслию и развить межкультурные коммуникативные умения.

        За последние 20 лет число изучающих немецкий язык школьников в России уменьшилось более чем в двое, так как позиции первого иностранного языка прочно занял английский, поэтому основной задачей в контексте реализации ФГОС является повышение уровня мотивации обучающихся и их родителей к изучению немецкого языка, в том числе как второго иностранного, открытие новых перспектив и возможностей, используя образовательный потенциал предметной области "Иностранные языки/немецкий язык" и внедрение инновационных принципов и методик преподавания.  

         Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики МБОУ «СОШ № 6», закрепленных в ООП школы и Программе развития «Школа толерантной культуры» 2018-2021 гг.

        Программа включает в себя серию творческих работ и проектов на ступенях начального, основного и среднего общего образования.

 

Раздел I. Ресурсное обеспечение программы:

  • Завершенная предметная линия учебников  «Немецкий язык» для 2-4 классов общеобразовательных  учреждений, авторы: И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, и др. издательство «Просвещение».

        В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования и учебным планом МБОУ «СОШ № 6» на общеобразовательный/базовый курс выделяется 2 часа в неделю (204 часа за три года изучения).

В УМК входят:

  • Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л. Бим 2-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений;
  • Учебник в комплекте с электронным приложением ABBYY, которое содержит аудиокурс к учебнику, список треков к аудио- курсу, учебные словари ABBYY Lingvo, учебную игровую программу ABBYY Tutor для запоминания слов из уроков учебника;
  • Рабочая тетрадь с листами для самоконтроля;
  • Книга для учителя.

  • Завершенная предметная линия учебников  «Немецкий язык» для 5-9 классов общеобразовательных  учреждений, авторы: И. Л. Бим, Л. В. Садомова, и др. издательство «Просвещение».

        В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования и учебным планом МБОУ «СОШ № 6» на общеобразовательный/базовый курс выделяется 3 часа в неделю (510 часов за пять лет изучения).

В УМК входят:

  • Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л. Бим 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений;
  • Учебник в комплекте с электронным приложением ABBYY, которое содержит аудиокурс к учебнику, список треков к аудио- курсу, учебные словари ABBYY Lingvo, учебную игровую программу ABBYY Tutor для запоминания слов из уроков учебника;
  • Рабочая тетрадь с листами для самоконтроля;
  • Книга для учителя.
  • Завершенная предметная линия учебников  «Немецкий язык» для 10-11 классов общеобразовательных  учреждений (базовый уровень), авторы: И. Л. Бим, Л. В. Садомова, и др. издательство «Просвещение».

        В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) среднего общего образования и учебным планом МБОУ «СОШ № 6» на общеобразовательный/базовый курс выделяется 3 часа в неделю (204 часа за два года изучения).

В УМК входят:

  • Немецкий язык. Программы общеобразовательных организаций. 10—11 классы;
  • Учебник в комплекте с электронным приложением ABBYY, которое содержит аудиокурс к учебнику, список треков к аудио- курсу, учебные словари ABBYY Lingvo, учебную игровую программу ABBYY Tutor для запоминания слов из уроков учебника;
  • Рабочая тетрадь с листами для самоконтроля;
  • Книга для учителя.
  • Книга для чтения. 10—11 классы (автор-составитель О. В. Каплина).

  • Серия «Горизонты» «Немецкий язык. Второй иностранный язык» для 5-9 классов общеобразовательных  учреждений, авторы: М. М. Аверин и др. издательство «Просвещение».

        В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования и учебным планом МБОУ «СОШ № 6» на изучение второго иностранного выделяется 1 час в неделю (170 часов за пять лет изучения).

В УМК входят:

  • Немецкий язык как второй иностранный. Рабочие программы. 5-9 классы.
  • Учебник.
  • Рабочая тетрадь.
  • Книга для учителя.
  • Рабочие листы (на сайте для скачивания).
  • Контрольные задания. 5-6 класс.
  • Аудиокурс к учебнику, рабочей тетради и книге для учителя на сайте.

  • Интернет поддержка www.prosv.ru
  • Интернет поддержка www.goethe.de/ins/ru/ru.
  • Программа внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом»

Раздел II. Содержание программы.

  1. Урочная деятельность
  2. Внеурочная деятельность
  3. Работа с одарёнными и мотивированными обучающимися
  4. Проектная деятельность
  5. Творческая деятельность
  6. Внешкольная деятельность

Раздел III. Основные направления проектной и творческой деятельности обучающихся на ступенях начального, основного и среднего общего образования        

Начальное общее образование:

  • Знакомство
  • Страна изучаемого языка и родная страна
  • Литературные персонажи популярных детских книг
  • Небольшие произведения детского фольклора на немецком языке
  • Я и мои друзья
  • Я и моя семья
  • Домашнее животное
  • Мир моих увлечений
  • Моя школа
  • Жизнь в городе и селе
  • Природа
  • Одежда
  • Времена года
  • Покупки в магазине

Основное общее образование:

  • Город, в котором я живу
  • Улицы города. Какие они?
  • Обустройство квартиры, дома
  • Времена года
  • Праздники Германии
  • Покупки, деньги
  • Друзья по переписке
  • Начало учебного года
  • Мои летние каникулы
  • Немецкие и российские школы
  • Распорядок дня
  • Мир моих увлечений
  • Моя Родина. Москва
  • В деревне
  • Защита окружающей среды
  • Любимый вид спорта
  • Подготовка к путешествию
  • Путешествие по Германии
  • Путешествие по Австрии и Швейцарии
  • Моя любимая книга
  • Проблемы сегодняшней молодежи
  • Профессия моей мечты
  • Средства массовой информации

Среднее общее образование:

  • Молодёжь в современном обществе. Ценностные ориентиры
  • Молодёжные проекты в общественной жизни России и стран изучаемого языка
  • Мы в глобальном сообществе
  • Планета без войн
  • Стереотипы, которые мешают жить
  • Почему важна политическая корректность в отношении определённых групп людей
  • Быть непохожими и жить в гармонии
  • Национальные традиции и обычаи
  • Пословицы и поговорки – отражение национального самосознания
  • Молодёжная культура, музыка, мода
  • Проблемы окружающей среды
  • Досуг молодёжи
  • Современный мир профессий
  • Планы на будущее, выбор профессии
  • Роль иностранного языка в повседневной жизни и профессиональной деятельности

Формы реализации:

  • Урок-путешествие в Германию и немецкоязычные страны. Использование виртуального пространства для получения  информации, виртуальные экскурсии по городам
  • Немецкая музыка, немецкие песни. Конкурс исполнителей песен на немецком языке
  • Защита групповых и  индивидуальных проектов
  • Мини проекты
  • «Экскурсии» на художественные выставки, музеи, театры, галереи с последующим обсуждением, оформлением в виде презентаций, эссе
  • Страноведческие викторины
  • Поздравления с праздниками
  • Выставки творческих работ учащихся Z.B. Конкурс на лучшую поздравительную открытку, на лучший плакат по пропаганде здорового образа жизни
  • Конкурс переводов немецкоязычной поэзии и прозы
  • Вечер немецкой кухни
  • Фестиваль дружбы народов
  • Интеллектуальные игры и викторины
  • Научно-исследовательские конференции
  • Встречи, ролевые игры, беседы, инсценировки, дискуссии и т.д.

Раздел IV. Мониторинг реализации и критерии оценки и эффективности реализации программы социализации обучающихся «Диалог культур – культура диалога»

Цель: анализ динамики результатов, выявление проблем и путей их решения.

Область измерения

Системы оценки

Критерии оценки

Показатели- индикаторы

Результаты освоения ООП

ВСОКО

Показатели успеваемости и качества знаний на базовом и углубленном  уровнях

% успеваемости и качества знаний в динамике

Уровень сформированности УУД

Динамика уровня сформированности

Показатели участия в научно-проектной деятельности и социальных проектах

Соотношение количества принявших участие к общему количеству школьников

Показатели  участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях

Количество участников, победителей и призёров.

Внешняя  оценка (ВПР, ГИА, НОКО)

Результаты ГИА, ВПР

Динамика результативности выполнения  работ.

Условия реализации ООП

Профессиональная компетентность педагогических кадров

Уровень повышения квалификации

Динамика категорийности кадров, использование современных педагогических  технологий

Состояние материально-технического обеспечения

Уровень оснащённости в соответствии с ФГОС

Ресурсное обеспечение

Модель управления социализацией обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык»

Функция управления

Основное содержание

Критерии эффективности

Структурные факторы управления

 Информационно  - аналитическая

Анализ потенциала  иностранного языка как учебного предмета; анализ окружающего социума  

Формирования успешной личности выпускника, соответствующей заказу общества на данном этапе развития

ШМО учителей предметной области «Филология», социально-психологическая служба

Мотивационно - целевая  

Использование разнообразных форм реализации в урочной и внеурочной деятельности, внеклассной работе по предмету; система поощрений.

Повышение мотивации учащихся к саморазвитию, успешности и социализации, создание благоприятной мотивационной среды

Методический совет, ШМО учителей предметной области «Филология», учитель немецкого языка

Планово - проектировочная

Разработка образовательных программ по немецкому языку, плана работы ШМО, методического совета, школы, создание условий для социального партнёрства

Эффективное взаимодействие всех структурных подразделений школы, социальных партнёров, повышение качества образования учащихся

Администрация, структурные подразделения, учитель немецкого языка

Организационно - исполнительская

Диагностика уровня сформированности образовательных результатов и личностно-значимых качеств; участие в проектной деятельности и социально-значимых проектах

Положительная динамика образовательных результатов по немецкому языку; положительная динамика сформированности личностно-значимых качеств,  мотивация к толерантному поведению, способу общения и взаимодействию, участие в социально-значимых проектах

Социально-психологическая служба, классные руководители, учитель немецкого языка

Контрольно - диагностическая

Контроль за уровнем сформированности образовательных результатов  по немецкому языку

Уровень подготовки учащихся в соответствии с требованиями ФГОС, успешная социализация, профилизация и трудоустройство

Заместитель директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных БУД у обучающихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида средствами учебного предмета русский язык

В работе приведены примеры приёмов, используемых учителем на уроках русского языка в 5-9 классах для формирования коммуникативных базовых учебных действий, определённых АООП образования обучающихся с ...

Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)»

Рабочая программаучебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)»...

Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для преподавания в 5В классе

Рабочая программаучебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для преподавания в  5В классе...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык»

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Немецкий язык» для 10 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по немецкому языку   для 10 класса составлена  в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, Уставом  МКОУ «Розгребе...

Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для преподавания в 6 классе

Рабочая программаучебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для преподавания в  6 классе...

Методическая разработка. Рабочая программа внеурочной деятельности учебного предмета «Немецкий язык» для 5 класса «Маленькими шагами по Германии» на 2019-2020 учебный год.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается ...