Элективный курс по немецкому языку
элективный курс по немецкому языку (7 класс)

Шпир Анжелика Александровна

Данный элективный курс предназначен для обучающихся 7-х классов в гимназии и разработан с учетом региональных, этнокультурных особенностей процесса обучения иностранным языкам и потребностей учащихся средней ступени обучения. При разработке была сделана попытка включить в учебный материал региональный компонент для более глубокого знакомства учащихся с этнокультурой народов северного региона, а также с целью сравнения и сопоставления нескольких культур разных народов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для обучающихся 7-х классов в гимназии и разработан с учетом региональных, этнокультурных особенностей процесса обучения иностранным языкам и потребностей учащихся средней ступени обучения. При разработке была сделана попытка включить в учебный материал региональный компонент для более глубокого знакомства учащихся с этнокультурой народов северного региона, а также с целью сравнения и сопоставления нескольких культур разных народов. Кроме того, подростковый возраст учащихся характеризуется как период энергичной целенаправленной активности, когда подростки стремятся к самостоятельности. Этот факт также был учтен при разработке проектных заданий по реализации регионального компонента Госстандарта. На мой взгляд именно проектная методика позволяет подростку реализовывать свой познавательный потенциал, повышает долю самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности, способствует развитию коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка.

Актуальность курса обусловлена современными требованиями ФГОС по иностранным языкам, недостаточной детализацией примерной программы и необходимостью ее адаптации к образовательным и познавательным потребностям обучающихся.

Предмет «Немецкий язык» относится к филологическому профилю и развивает навыки коммуникативной компетенции наряду с другими предметами этого профиля.

Возрастание роли регионального компонента в структуре филологического профиля становится характерной приметой сегодняшнего времени. Современное общество нацелено на сохранение исторического наследия малой родины, привития любви и внимательного отношения подрастающего поколения к многовековым традициям и истории того народа, на территории которого мы проживаем. Предмет «Немецкий язык» позволяет в полной мере реализовывать региональный компонент госсандарта, так как обладает уникальным качеством – развивать потребность учащихся в коммуникации с использованием проектной методики, проблемного метода, метапредметного подхода и деятельностной основы обучения. Обучение общению на иностранном языке, обращенное к региональному материалу, формирует бережное отношение обучающихся к национально-культурным ценностям родного края. Главное в воспитании национального самосознания при обучении иностранному языку состоит в том, чтобы показать, что на уроках немецкого языка у учащихся появляется возможность приобщиться к исторической судьбе первопроходцев Самотлора, узнать много интересных и познавательных факто, о становлении нефтяного края, жизни коренных народов севера из литературных источников, написанных на немецком языке. Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение немецкого языка в 7 классе выделяется 70 ч. (из расчета 2 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета «Иностранный язык»

Основное назначение предмета «Иностранный язык» состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

        Иностранный язык как предмет характеризуется:

  • -межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть

сведения из разных областей знания, например, литературы, истории (в том числе истории ХМАО), географии, математики и др.);

  • -многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности);
  • -полифункциональностью (может выступать как цель и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

Данная рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного подхода к обучению немецкому языку.

Цели обучения немецкому языку

Изучение немецкого языка на среднем этапе обучения (7 кл.) направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
  • Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в продуктивных (говорение и письмо) и рецептивных (аудирование и чтение) видах речевой деятельности;
  • Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (офографическими, лексическими, грамматическими);
  • Социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка в рамках сфер общения, отвечающих интересам и потребностям учащихся основной школы, формирование умения представить свою страну и родной край, культуру, традиции малой родины;
  • Компенсаторная компетенция – развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств в процессе общения;
  • Учебно-познавательная компетенция – развитие метапредметных умений в работе над языком.
  • Развитие и воспитание у учащихся понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации, социальной адаптации, воспитание качеств гражданина, патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к иной культуре.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего часов

Сроки

прохождения

По федеральному компоненту

По региональному компоненту

1.

Краткий курс повторения. После летних каникул. Проект «Как я провел(а) летние

каникулы».

Туризм в ХМАО: привлекательность нашего региона для туристов-иностранцев. Проект «Туристический буклет с видами г. Нижневартовска и комментариями на немецком языке».

5

Сентябрь

2.

Что мы называем нашей Родиной? Мнения школьников из Германии, Австрии, Швейцарии. Высказывания о единой Европе.

Моя малая Родина –

г. Нижневартовск. «Ханты-Мансийск – столица нашего региона» «История Югры»

Проект «Что значит Родина для меня».

10

Сентябрь-октябрь

3.

Жизнь в современном городе: проблемы, плюсы и минусы. Транспорт в современном городе. Умение  ориентироваться в незнакомом городе. Правила дорожного движения. Мнения школьников о жизни в городе и деревне.

Архитектурный облик городов ХМАО-Югры. Исторические памятники и современный облик городов родного края. Храмы Сибири.

Проект «Мой город», Проект «Если бы я был мэром Нижневартовска»

22

Ноябрь-январь

4.

Село и особенности сельской жизни.

Традиции и промыслы народов Севера. Современное декоративно – прикладное искусство народов Севера. Обрядовые традиции. Экскурсия на стойбище.

12

Январь-февраль

5.

Защита окружающей среды. Экологические проблемы. Экологические организации Германии и России.

Природа Западной Сибири: флора и фауна. Экология родного края.

Проект «Наш вклад в защиту окружающего мира», «Как лично я могу помочь  родному краю?»

10

Март -апрель

6.

В здоровом теле здоровый дух. На приеме у врача. История олимпийских игр. Проекты «Здоровая еда», «Мой любимый вид спорта»

«Олимпийцы Югры»

«Чемпионаты в Югре»

Проект «Популярные виды спорта в Югре».

11

Апрель-май

Всего

70    

Требования к овладению языковыми средствами

Произносительная сторона речи, графика, орфография

Школьникам предоставляется возможность овладеть:

— интонацией сложносочиненного и сложноподчиненного предложений;

— произношением и написанием ряда заимствованных слов.

Лексическая сторона речи

1. Учащиеся должны овладеть дополнительно к усвоенным ранее примерно 250—

280 лексическими единицами, включающими устойчивые словосочетания и

реплики - клише.

2. Это лексика (в том числе реалии), характеризующая указанные ранее предметы

речи:

— страны изучаемого языка и в первую очередь Германию, Австрию, Швейцарию, их

географическое положение, государственное устройство (в самом общем плане),

природу, достопримечательности;

— прошедшие каникулы;

— как подготовиться к коллективной поездке класса куда-либо (выбрать маршрут,

собрать предварительную информацию о городе);

— как ориентироваться в незнакомом городе;

— жизнь за городом (на ферме); домашний скот; участие детей в сельскохозяйственных работах;

— народные промыслы;

— защита природы, забота о лесе, животных;

— забота о здоровье; спорт, роль спорта в формировании человека;

— отдельные страницы из истории спорта и Олимпийских игр.

3. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами:

а) аффиксацией:

— префиксом un- с прилагательными и существительными:

unglücklich, das Unglück;

б) словосложением:

— прилагательное + прилагательное типа dunkelblau, hellblau.

4. Использовать интернационализмы, например: das Hobby, das Tennis и др

Грамматическая сторона речи

Синтаксис

Ученикам предлагаются для активного употребления:

— предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя

дополнения в Аkkusativ и обстоятельства места при ответе на вопрос ,,Wohin?”;

— предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др., требующими после себя

Infinitiv с zu;

— побудительные предложения типа Gehen wir! Wollen wir gehen!;

— предложения с неопределенно-личным местоимением man;

— сложноподчиненные предложения с придаточными: дополнительными - с

союзами denn, darum, deshalb и др.; причины — с союзами weil, da; условными — с

союзом wenn .

Морфология

Ученики учатся образовывать и использовать в речи следующие формы:

— слабые и сильные глаголы с вспомогательным глаголом haben в Perfekt;

— сильные глаголы с вспомогательным глаголом sein в Perfekt;

— Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных

глаголов;

— Futurum;

— степени сравнения прилагательных и наречий;

— возвратные глаголы в основных временных формах: Präsens, Perfekt, Präteritum;

— Genitiv имен существительных нарицательных;

— глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt,

Präteritum;

— предлоги, имеющие двойное управление: требующие Dativ на вопрос ,,Wo?” и

Akkusativ на вопрос ,‚Wohin?”;

— предлоги, требующие Dativ;

— предлоги, требующие Akkusativ.

Требования к уровню подготовки учащихся

        В результате изучения немецкого языка ученик должен

знать/понимать:

  • значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение);
  • особенности структуры простых и сложных предложений  немецкого языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
  • признаки изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
  • основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
  • роль владения иностранными языками в современном мире;
  • особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка.

уметь:

       говорение

  • начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
  • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;
  • делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

       аудирование

  • понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;
  • понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;
  • использовать переспрос, просьбу повторить;

       чтение

  • ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;
  • читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
  • читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
  • читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

        письменная речь

       •     заполнять анкеты и формуляры;

       •   писать поздравления, личные письма с опорой на образец, расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.

       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
  • создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире
  • приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
  • ознакомления представителей других стран с культурой своего народа;
  • осознания себя гражданином своей страны и мира.

Ведущие формы, методы обучения, педагогические технологии

  • Применение разнообразных педагогических технологий:
  • Информационно - коммуникационные технологии;
  • Проектная технология (выполнение учениками исследовательских, творческих проектов);
  • Игровые технологии;
  • Нестандартные формы уроков
  • Здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, чередование различных видов деятельности учащихся на уроке с целью снятия напряжения и усталости).
  • Дифференцированное обучение;
  • Групповые формы и методы;

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, самостоятельные работы, письменные контрольные работы, тестирования. В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают текущий, тематический и итоговый виды контроля.

Текущий контроль проводится как в письменной, так и в устной форме.

Итоговый контроль по немецкому языку  проводится в форме итоговых проверочных работ за полугодие и за год и носят комбинированный характер.

Текущий контроль проводится на каждом занятии. Объектами контроля могут быть как виды речевой деятельности, так и лексические и грамматические навыки

школьников.

Промежуточный внутришкольный контроль проводится в конце цепочки уроков, четверти и ориентирован на те же объекты. Он может носить тестовый характер.

Итоговый контроль осуществляется школой в конце каждого учебного года. Проверке подвергаются умения во всех видах речевой деятельности.

В тематическом планировании включены две итоговые проверочные работы за полугодие и за год.

Виды проверочных работ

1 четверть

2четверть

3 четверть

4четверть

Итого

Итоговая проверочная работа

1

1

2

Учебно-информационное обеспечение

Литература для ученика

  1. Бим И.Л  Немецкий язык: Немецкий язык. Шаги3: Учебник немецкого языка для 7 кл.  общеобразовательных учреждений.- 7-е изд. – М.: Просвещение,2010. – 302с.
  2. И.Л. Бим, С.Н. Лебедева, рабочая тетрадь к учебнику немецкого языка для 7 класса общеобразовательных учреждений.- М.: «Просвещение», 2011.-64с.

Литература для учителя

  1.  Бим И.Л., Садомова Л.В. Программа курса немецкого языка для учащихся 5-9 классов  общеобразовательных учреждений.- Москва «Просвещение», 2011.
  2. Бим И.Л Немецкий язык: Немецкий язык. Шаги3: Учебник немецкого языка для 7 кл.  общеобразовательных учреждений.- 7-е изд. – М.: Просвещение,2010. – 302с.
  3. Бим И.Л. Немецкий язык: Книга для учителя к учебнику Немецкий язык. Шаги3. для 7 кл. общеобраз. учрежд. – М.: Просвещение,2010.
  4. Дьяконова, Е.В. Тесты по немецкому языку, М: Экзамен, 2006
  5. Примерные программы по иностранным языкам (немецкий язык).- М.:АСТ- «Астрель»,2004.
  6. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта  по иностранным языкам. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов по немецкому языку

Элективный курс « Введение в практику делового общения на немецком языке» ориентирован на использование учебного пособия «Введение в практику делового общения на немецком языке: от понимания к действи...

Прграмма элективного курса по немецкому языку для 9 класса " Что мы называем нашей Родиной?"

Факультативный курсстроится как углубленное изучение страноведческих знаний по предмету; у учащихся повышается интерес к предмету и расширяется кругозор и словарный запас; углубляются знания учащихс...

Einführung in die Journalistik (Введение в журналистику): Элективный курс на немецком языке. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) и школ с углублённым изучением немецкого языка.

Курс „Einführung in die Journalistik“ («Введение в журналистику») является прикладным профориентационным элективным курсом для филологического профиля (со специализацией в области иностранных языков),...

Элективный курс по немецкому языку «Деловой немецкий» в 9 классе

Элективный курс по немецкому языку «Деловой немецкий» в 9 классе...

элективный курс по немецкому языку "Немецкий в фокусе" для 10-11 классов

Программа элективного курса рассчитана на 2 часа в неделю  для учащихся, изучающих немецкий как второй иностранный язык....

Элективный курс по немецкому языку "Говорим по-немецки"

Элективный курс по немецкому языку "Говорим по-немецки" рассчитан на 34 недельных часа и предназначен для 6-7 кл....

Рабочая программа элективного курса по немецкому языку «Гид – переводчик по родному краю» для 9-11 классов общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением немецкого языка.

В современном мире востребованность знания иностранного языка очевидна для всех, но каждому он необходим в той или иной степени. Данный курс  предназначен для учащихся, проявляющих к  иностр...