Использование современных технологий при обучении второму иностранному языку
методическая разработка по немецкому языку

Краткий обзор технологии лэпбуков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных технологий при обучении второму иностранному языку

Обладание достаточной коммуникативной компетенцией является одним из основных факторов успешности. Поэтому изучение второго иностранного языка сегодня - это необходимость.

Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей. С одной стороны более сжатые сроки на его изучение, повышение эмоциональной и интеллектуальной нагрузки на учащихся, низкая мотивация учащихся к изучению второго языка, проблемы межязыковой интерференции, это трудности, которые препятствуют успешному усвоению учащимися материала.

С другой стороны объем курса второго иностранного языка можно компенсировать значительным лингвистическим опытом учащихся, приобретенным при изучении родного и первого иностранного языков. По этой причине имитативно-интуитивные приемы в обучении второму иностранному языку уступают место аналитическим формам работы, обобщению, систематизации, сравнению языковых фактов.

Для решения этих задач прекрасно подходят методы технологии интерактивного обучения - лэпбук и интерактивная тетрадь.

Термин «лэпбук» в переводе с английского означает «книга на коленях» (lap- колени и book-книга) - это самодельная интерактивная тематическая папка, внутри которой находятся различные подвижные элементы: кармашки, книжки, раскладушки, лепестки, веерочки, складывающиеся, двигающиеся, крутящиеся элементы. На самих элементах или внутри них расположена информация на общую тему. Изготавливается такое пособие на уроке или в домашних условиях и может являться как результатом активной групповой работы учащихся, так и индивидуальной.

Нас заинтересовали возможности лэпбука в обучении второму иностранному языку. Естественно, что уровень самостоятельности школьников среднего и старшего звена при создании лэпбука гораздо выше, нежели в начальной школе, вплоть до полной самостоятельности. Кроме того, меняется цель данной работы – это уже не столько средство обобщения и систематизации знаний, сколько способ взглянуть иначе на информацию: упростить, сделать необходимые акценты, создать дидактическое пособие на свой вкус.

Виды лэпбуков, которые можно использовать в обучении ИЯ:

1. в зависимости от того, кто выступает автором:

1) созданный учителем – в данном случае он является средством обучения, учебным пособием; 2) созданный учащимися в ходе проектной деятельности – в этой ситуации он выступает как метод обучения.

2. В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами; папка с 3-5 разворотами; книжка-гармошка; фигурная папка.

3. В зависимости от содержания:

1. Лэпбук по школьному предмету. Такие лэпбуки делаются непосредственно по школьным дисциплинам (в нашем случае по ИЯ). Они предназначены для тщательной проработки темы в познавательной форме. Чтобы полученное пособие выполняло функцию тренажера, учитель может перечислить его обязательные компоненты, дать обобщенный шаблон. Подобный лэпбук можно составить при изучении грамматических тем «Система времен глагола», «Употребление артикля», «Структура предложения» и др.

2. Энциклопедический лэпбук. Он создается по материалам энциклопедии, с той же структурой и содержанием. Этот тип лэпбука обычно обеспечивает комплексное освещение вопроса, выходящее за рамки изучаемого раздела или темы (например, лэпбуки по темам «Планеты солнечной системы», «Растения Германии» и др.).

3. Лэпбук по мотивам книг, мультфильмов можно составить на основе художественных произведений (дать характеристику персонажам, выполнить краткий пересказ, продолжить историю самостоятельно и т.д.). Лэпбук данного типа имеет более вариативную структуру, чем предыдущие, и может содержать самые разные разделы, которые обусловлены поставленной целью.

4. Тематический лэпбук. Данное пособие составляется по определенной теме, как правило, носящей межпредметный характер (например, «Федеративная республика Германия», «Рождество в Германии» и др.). Структура такого лэпбука также отличается высокой вариативностью. Этот вид лэпбуков чаще других становится продуктом проектной деятельности.

Лэпбук обычно формируется из разных элементов. Перечислим те элементы, которые стали уже традиционными. Рассмотрим их на примере лэпбука по теме «Федеративная республика Германия»:

  1. «Карманы», «Конверты», «Флэпы» Это самый простой элемент, имеющий прямоугольную или квадратную форму, предназначенный для того, чтобы вкладывать в него фотографии, рисунки, небольшие тексты-описания и даже предметы. Так, по предложенной теме можно создать карманы «Достопримечательности Берлина» и вопросник «Что ты знаешь о Германии?», «Реки и озера Германии», «Горы в Германии». Обычные конверты и карманы хороши тем, что они не только выполняют иллюстративную функцию, но и могут содержать задания, которые следует выполнить. К заданиям можно приложить ключ ответов.
  2. «Фигурные карманы, конверты». Отличается от предыдущего варианта тем, что выполнены в форме определенной фигуры, обобщающей входящие в нее части.

Могут быть многоугольными, сложенными из нескольких «лепестков» и т. п. Информация наносится на внутреннюю поверхность самого конверта, как правило, в схематичном виде. Подобный конверт удобен для повторения алгоритма, воспроизведения текста по схемам и т. п. Лепестки можно оставить пустыми и предложить читателям лэпбука нанести на них определенную информацию. Например, подписать и соединить названия федеративных земель Германии с картой.

  1. «Вращающиеся круги». Представляют собой круг, возможно, с вырезанным сектором-окошком, в котором можно увидеть необходимую информацию при вращении круга. Предназначены для фиксации циклической информации (например, федеративная земля и главный город) или содержат некое задание.
  2. «Круги Луллия». Данный элемент состоит из двух и более кругов разного диаметра, свободно вращающихся относительно общего центра. Поверх кругов прикрепляют стрелку по типу часовой. Данный элемент лэпбука можно использовать для разного рода заданий на сопоставление. Например, на одном круге записываются артикли (der, das, die). На один из секторов выставляется стрелка. Вращая второй круг, на котором нанесены сектора со словами существительными, необходимо подобрать подходящий для выбранной комбинации рисунок.
  3. «Простые книжки». Представляют собой небольшую простую или в форме какого-либо объекта (например, карты) книжку. В нашем примере такая книжка, посвящена основным фактам о Германии: количество рек, площадь территории, население и т.д.
  4. «Книжки-гармошки». Содержат последовательную информацию, чаще всего в виде рисунков и схем.
  5. «Разрезной блокнотик». Несколько последовательно сложенных страничек разрезают на 3-6 горизонтальных частей. Каждая полоска содержит фрагмент информации. Например, на каждой полоске записывают части определения (среди них должны быть и ошибочные части, и части, принадлежащие другому понятию). Необходимо открыть полоски, составляющие вместе полное определение.
  6. Лист, сложенный вдвое или вчетверо, используют, когда в лэпбук нужно поместить объемную схему, рисунок, тест, карту.
  7. «Полоса, сложенная в несколько раз». Полоску шириной примерно 7-12 см сворачивают гармошкой. Данный компонент лэпбука необходим для изложения небольшой текстовой информации: пунктов алгоритма, положений теории и др.

Следует отметить, что эти элементы можно также с успехом использовать самостоятельно, вклеивая их, например, в отдельную тетрадь по предмету. Такая «облегченная» версия лэпбука называется «интерактивная тетрадь». Информация в интерактивной тетради не объединена одной темой, не имеет сюжета. В нее удобно включать все правила и конструкции, изучаемые на уроках. Она помогает оживить уроки, создать условия для практического использования теоретической информации, собрать изученные темы и конструкции в одном месте, многократно повторять их.

Применение лэпбука на учебном занятии и во внеурочной деятельности подходит для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда обучающиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука,  креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала.

Одним из минусов данной формы работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного занятия будет недостаточно, так как  перед  созданием  конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию. Здесь поможет использование заготовок: макет пособия, с наклеенными элементами (конвертами, кармашками и др.); распечатанные фотографии и рисунки по теме, элементы схемы и т. д.; цветные маркеры. Урок следует выстроить таким образом, чтобы лэпбук заполнялся по мере изучения материала, частично вместе с учителем, частичнов результате групповой работы. Таким образом, полученное пособие будет визуальным отображением содержания урока.

Можно использовать также коллективную форму работы. Тогда мы получим: один лэпбук на класс/группу, групповую форму работы, выявление сильных сторон учащихся (группа сама выявляет, кто что умеет делать лучше, и работа идет продуктивнее), командообразование, такой лэпбук не имеет индивидуального оттенка и может быть доступен для применения в других классах.

Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. Оценивание каждой работы также предполагает индивидуальный подход к каждому ученику, так как для школьника со средней успеваемостью, порой, индивидуально создать работу данного порядка (исследовательскую, с выводами, с причинно-следственными связями) просто невозможно. Однако, работая над лэпбуком, он может проявить себя и превзойти одноклассника, у кого успеваемость на порядок выше.

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания по предмету, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в обучении ин.языку

Использование современных технологий в обучении...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С УЧЕТОМ ПОЛИЛИНГВИЗМА И МЕЖЪЯЗЫКОВОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ             ДОКЛАДна тему:«Использование оптимальных средств обучения второму иностранному язы...

Семинар «Развитие творческих способностей учащихся на уроках украинского языка и литературы с использованием современных технологий в обучении»

24 февраля 2016 года в МОУ «Школа-коллегиум» (директор Противенская О.Г., зам. директора Горбачёва Н.А.).) состоялся семинар для учителей украинского языка и литературы. Тема семинара «Развитие творче...

Статья "Специфика обучения второму иностранному языку в современной школе"

Статья "Специфика обучения второму иностранному языку в современной школе" посвящена особенностям преподавания второго иностранного языка...

Билингвальный урок как средство обучения второму иностранному языку. Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Модернизация школьного образования в нашей стране обусловлена целым рядом объективных обстоятельств. В условиях, когда человек должен уметь сосуществовать в поликультурном пространстве, язык является,...