Повышение мотивации в обучении немецкому языку
материал по немецкому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Силаева Татьяна Юрьевна

  Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. Опыт показывает, что происходит её снижение. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. В этой статье я расскажу о повышении мотивации в обучении немецкому языку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_motivatsii_v_obuchenii_nemetskomu_yazyku_2.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение мотивации в обучении немецкому языку.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. Опыт показывает, что происходит её снижение. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать.

Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение

учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предпола-

гает период накопления "строительного материала", преодоления разнооб-

разных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось.

В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается в це-

лом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.

Охарактеризуем существующие виды мотивации, обеспечивающие заинтере-

сованное учение.

Отправным моментом для возникновения мотивации является ознакомление

учащихся с задачами урока и принятия их учащимися.

Сама формулировка задач урока должна импонировать ребятам, открывать

перед ними ясную речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от

ступени обучения, от возрастных и психологических особенностей.

Например, на начальном этапе изучения немецкого языка стоит использовать

такие слова, как «фантазировать», «строить», «разгадывать загадки, ребусы»,

которые предполагают игровые моменты на уроке:

  • Heute spielen wir einen Vertreter der Fa. und seine Sekretaerin. (Сегодня мы играем роль представителя фирмы и секретаря ).
  • Heute richten wir unsere Wohnung ein . (Сегодня мы обставляем квартиру). Далее, по мере взросления учащихся, задачи урока тоже усложняются:
  • Wollen wir ein Problem der Umweltschutz besprechen! (Давайте обсудим проблему охраны окружающей среды).
  • Wollen wir Probleme der Jugendlichen besprechen! (Давайте обсудим проблемы современной молодёжи)

Содержание урока, как и его задачи, тоже должно быть принято учащи-

мися. Это может быть достигнуто путём усиления личностной ориентации,

использования на уроке актуальных событий, привлечения познавательного

материала. Фактически почти любую тему можно сделать личностно значи-

мой. Личностная ориентация предполагает, однако, адресованность не только

непосредственно к самому ученику и его "Я", но и к более широкой среде,

причастность к которой он ощущает (моя семья, моя улица, мой город, моя

страна, страна изучающего языка).

В область личностных интересов естественным образом втягивается и вто-

ричное "Я", когда учащийся играет какую-либо роль в воображаемой ситуа-

ции.

Например: "Расскажите неправдоподобную историю о своём путешествии",

"Представьте, что вы гид, и проведите экскурсию по Берлину", "Расскажите

туристам о тех достопримечательностях", «Представьте, что вы работаете на

фирме секретарем и вам надлежит заказать билеты на самолёт и гостиницу

для вашего руководителя» . Подобные задания предоставляют

ученику право выбора, что очень важно, так как он может выбрать ту часть

материала, которую лучше усвоил, тем самым устраняются отрицательные

эмоции.

События актуальной действительности также могут обогатить содержание

урока, показав учащимся, что они учатся не для школы, а для жизни, и это,

несомненно, поддерживает коммуникативную мотивацию. Поэтому на уроке

следует использовать информацию из газет и журналов страны изучаемого

языка и "связать" её с темой урока.

Познавательный характер материала урока играет немаловажную роль в

коммуникативной мотивации и должен быть подчинён правилу равновесия

между новой и уже известной информацией. Это можно достигнуть путём

сообщения нового об известном.

Например, на начальном этапе обучения немецкому языку учащиеся только

называют самые большие города Германии и общие названия достопримеча-

тельностей, далее они могут назвать конкретно некоторые их достопримеча-

тельности, затем они ещё ближе знакомятся с немецкими городами: уже мо-

гут сказать, когда был основан город, на какой реке (озере, море) он лежит,

чем знаменит, какие достопримечательности можно в этом городе осмотреть,

какие музеи посетить, на более продвинутом этапе учащиеся уже могут рас

сказать о странах, гда государственным языком является немецкий и т. д.

Равновесие между новой и известной информацией может быть соблюдено

также путём актуализации межпредметных связей. В этом случае факты и

события, усвоенные на других уроках по другим областям знаний, предстают

перед учащимися на уроках иностранного языка как бы в новой языковой

оболочке. Узнавание их доставляет учащимся радость познания; одновре

менно они на деле убеждаются, что иностранному языку, как и родному,

свойственна органичная вплетённость во внешний многомерный мир.

Познавательный материал урока связан с психолого-педагогическим поняти-

ем "зоны ближайшего развития", которое ввёл и объяснил Л.С. Выготский.

Это понятие связано с развивающим обучением и обозначает разницу между

тем, что ученик может сделать самостоятельно и что с помощью взрослого.

Доверие интеллектуальным возможностям учащихся усиливает удовлетворе-

ние от учения.

Следующим важным моментом, способствующим вызову и сохранению

коммуникативной мотивации, является организация урока.

Хотелось бы остановиться на некоторых интересных моментах организации

урока, способствующих развитию коммуникативной активности. Игровые

упражнения позволяют организовать целенаправленную речевую практику

на уроках иностранного языка, тренировку и активизацию навыков и умений

монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия

партнёров по общению, формирования и формулирования многообразных

типов высказываний (описания, сообщения, информации, доказательства,

выражения мнения, согласия и т.п.).

Обычно урок начинается с речевой разминки, игровых упражнений, которые

можно использовать для активизации иноязычного общения.

Игровые упражнения уже в самом начале урока настраивают ребят на даль-

нейшую активную речевую деятельность. Но, чтобы этот интерес не угас,

следует придавать игровой характер большинству упражнений на уроке, осо-

бенно если они связаны с запоминанием и тренировкой речевых образцов по

определённой теме, что само по себе является довольно скучным занятием.

Интересны в этом плане психотехнические игры. Основными их функциями

в обучении иностранному языку являются создание у обучаемых внутренней

наглядности, необходимой для представления на учебном занятии опреде-

лённой ситуации, интенсивная тренировка употребления изучаемого лекси-

ческого и грамматического материала.

Проектная методика

Учитывая современный стиль и ритм жизни, абсолютно закономерным является тот факт, что метод проектов с использованием информационных технологий как мотивирующий фактор обучения занимает одно из центральных. Он направлен на то, чтобы развить активное и самостоятельное мышление учащегося, научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, пред-

полагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное

включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за

продвижение в обучении.

Отличительная черта методики - особая форма организации коммуникатив-

но-познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка в

виде проекта. Это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками

работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально- эмоцио-

нальный контекст другой деятельности (игры, путешествия, спасения попав-

ших в беду людей и т.д.). Овладение иностранным языком в процессе про-

ектной работы доставляет учфщимся истинную радость познания, приобщает

к новой культуре.

Групповые формы работы активизируют внимание, память и волю даже

учащихся с невысоким уровнем обученности. Дело в том, что, работая в

микроколлективе, каждый учащийся группы не может отказаться выполнять

свою часть работы, дорожа мнением и отношением к себе товарищей. При

затруднении он может рассчитывать на помощь более "сильного" товарища.

Таким образом, каждый член группы старается быть не хуже других, скорее

приобщается к активной деятельности. Поэтому групповая работа способст-

вует повышению мотивации на уроках иностранного языка.

Лингвопознавательная мотивация является разновидностью внутренней

мотивации и заключается в положительном отношении учащихся к самой

языковой материи.

Возможны два пути ее формирования: опосредованный, то есть через комму-

никативную мотивацию, и непосредственный, путем стимулирования поис-

ковой деятельности учащихся в языковом материале.

Учащиеся должны ощущать необходимость в языковом материале для рас-

ширения и углубления своих речевых возможностей. Целесообразно поэтому

время от времени прибегать к приему, делающему эту связь наглядной. Учи-

тель говорит: "Сегодня мы будем говорить о…Какие слова и выражения нам

могут для этого понадобиться?" Таким образом, создается потребность в но-

вых словах. Учащиеся называют на родном языке нужные им слова, учитель

сообщает их им, лучше же, если учащиеся, используя словарь, сами найдут

значения этих слов на иностранном языке, а учитель поможет выбрать в каж-

дом конкретном случае подходящее слово из множества вариантов его зна-

чения. Мотивация при этом возрастает. Замечено также, что и запечатление в

памяти лексики тоже усиливается. Работа над каким-либо проектом является

отличным стимулом для расширения и углубления языкового материала.

Однако не только осязаемый коммуникативный "вес" языкового материала

(хотя он прежде всего) может вызвать лингвопознавательную мотивацию. В

учебном процессе по иностранному языку важно также стимулировать непо-

средственный интерес к языку как таковому. Учителю нужно суметь вопло-

тить богатые общеобразовательные возможности иностранного языка, а это

значит - сконцентрировать внимание учащихся на самом языке, на его спо-

собности давать имена вещам, процессам, на идеоматике, на лингвострано-

ведческом аспекте языка, на этимологии, разумеется, если эти явления могут

быть объяснены на материале школьного минимума. С этой целью следует

придавать работе над языком характер поисковой, исследовательской дея-

тельности.

Большую роль играет также развитие языковой догадки. Внезапное "озаре-

ние" по поводу того или иного значения слова, выражения и грамматической

формы доставляет учащимся большое удовольствие и мотивирует дальней-

ший лингвистический поиск. Упражнения в языковой догадке могут быть

столь же увлекательными, как и решение кроссворда. Поэтому следует по-

стоянно побуждать учащихся к языковой догадке, нацеливая их внимание на

"подсказки" и опоры в самом материале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Работа с детьми повышенной мотивацией в обучении английского языка"

В сообщении содержатся приёмы и методы повышения мотивации обучающихся у изучению иностранного языка, примеры форм работы с детьми повышенной мотивации на разных ступенях обучения....

Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки "Репка" на английском языке

Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки "Репка" на английском языке ...

«Игровые технологии, как условие повышения мотивации к обучению иностранного языка в начальной школе»

 Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в общении на иностранном языке....

Повышение мотивации к изучению немецкого языка через использование ИКТ.

Составной частью работы современного учителя является использование информационно- коммуникационной технологий с применением аудио, видео и компьютера. Разнообразие тем, видов деятельности, крас...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство повышения мотивации на уроках немецкого языка

       Проблема мотивации особенно важна при изучении иностранного языка, так как у учащихся отсутствует естественная потребность в коммуникации. Для меня, как  учителя...

: Повышение мотивации в обучении немецкому языку в общеобразовательных учреждениях.

:  Повышение мотивации в обучении  немецкому языку  в общеобразовательных  учреждениях....