Статья на тему "Технология организации обучения в группах на уроке иностранного языка"
статья по немецкому языку

Суворова Мария Николаевна

В данной статье представлен опыт работы по теме "Работа в группах" учителя немецкого языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_moya_dlya_attestatsii.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Суворова М.Н., учитель немецкого языка

ГБОУ гимназия № 526 Московского района Санкт-Петербурга

Технология организации обучения в группах на уроке иностранного языка

Иностранный язык сегодня является одним из важнейших школьных предметов, поэтому процесс модернизации системы обучения иностранным языкам становится актуальным. Основной целью современного образования является научить детей учиться, уметь работать в коллективе, быть готовым к саморазвитию, а главное, уметь применять полученные знания на практике. Поэтому актуальным становится внедрение на уроке иностранного языка технологии обучения в сотрудничестве, в частности групповая работа. Создание ситуации успеха каждому ученику, разноуровневый подход – преимущества данного метода. Как результат: повышение мотивации учащегося, что влияет на его результативность.

В целях достижения наибольшей речевой активности обучающихся следует чаще использовать во время занятий групповые формы работы, которые осознаются в отечественной методике и за рубежом как один из путей повышения эффективности современного урока иностранного языка. Групповая форма организации учебного труда дает очень многое: развивает способность к общению, обеспечивает обмен знаниями между учащимися, укрепляет межличностные отношения, главной задачей учителя становится оказание содействия, а не принуждение к учению.

К сожалению, групповая работа еще не нашла широкого применения в практике преподавания иностранного языка (далее ИЯ). Существует ряд трудностей организации группового общения:

- трудности организационного характера, связанные с деятельностью учителя (неприспособленность классного помещения, организация работы в группах требует много времени, нехватка методических разработок и пособий);

- трудности, связанные с деятельностью обучающихся (низкий уровень языковой подготовленности, боязнь говорить на ИЯ в присутствии других, разный темп работы, неготовность к подобной форме работы на уроке, нежелание обучающихся работать в группе с теми или иными одноклассниками).

Технология работы с речевыми группами:

  1. Организация речевой группы. В группе должно быть не более 5 человек. Малая группа имеет малые возможности для социализации учащихся. Слишком большая группа плохо поддается управлению и распадается на подгруппы. Учитель должен следить за тем, чтобы в каждой группе был хотя бы один хорошо подготовленный учащийся. В зависимости от характера задания состав группы может меняться (3-5 человек).

        Существует несколько основных способов формирования групп на уроке:

- По выбору педагога (при таком делении необходимо учитывать симпатии/антипатии обучающихся);

- По желанию обучающихся;

- По набору лидеров (лидеры назначаются учителем, а они выбирают того, кого хотели бы взять в группу);

- По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, генератор идей, аутсайдер)

- Случайным образом (жребий, импровизированные «фанты», объединение  тех, кто сидит рядом и т.п.).

  1. Распределение заданий. Когда группы были созданы, нужно четко и ясно объяснить задание. Обучающимся требуется некоторое время для того, чтобы научиться работать вместе, поэтому не стоит торопить их. В то же время не следует затягивать работу в группах. Определите время для подготовки задания и четко соблюдайте его.
  2. Контроль за работой. Получив инструкцию, учащиеся приступают к работе, а учитель следит за ходом выполнения заданий. С учителем при групповой работе постоянного прямого контакта нет. Не вмешивайтесь в работу после ее начала, не прерывайте обучающихся в процессе общения. Во время подготовки групп пройдите по классу, слушая то, что обсуждают участники, обращайте внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки отмечайте для себя, чтобы потом поработать над ними дополнительно.
  3. Оценка результатов. Когда задания выполнены, учитель оценивает «представителя» и согласовывает оценку с членами группы. Группа может ему помогать. При этом делайте акцент на наиболее удачные моменты в общении, правильно подобранный языковой материал, лексическое наполнение, разнообразие грамматических форм, эмоциональный фон, не обходя вниманием и типичные ошибки.

Объяснение заданий, процесс подготовки, контроль и подведение итогов  групповой работы должны проводиться на иностранном языке.

  1. Завершение работы. Работа в группах завершается работой над ошибками. Если необходимо, организуется общая краткая дискуссия, где ученики/учитель дополняют сказанное. Учителю следует исправлять ошибки безадресно. Желательно, чтобы ошибки исправлялись самими обучающимися.

Большинство методистов рекомендуют чередовать работу в группах постоянного и сменного состава, чтобы обучающиеся не привыкали к одним и тем же партнерам.

Из опыта работы учителя немецкого языка:

        В своей работе я руководствуюсь учебно-методическим комплектом «Horizonte», в котором авторы предлагают разные виды групповой работы.

        При обсуждении темы «Как ты провел каникулы», учащимся предлагается провести опрос среди своих одноклассников о том, где они провели каникулы, чем занимались в свободное время. Общим признаком методического приема интервью является задача опросить как можно больше членов группы. Затем они подводят итоги и сообщают результаты остальным учащимся. Итогом групповой работы является составление диалога. Два ученика из каждой группы должны прочитать диалоги. Обычно, отвечать выходят именно те, кто в меньшей степени принимал участие в обсуждении. Ученики сами хотят поучаствовать в этом процессе и показать остальным, что в группе они тоже сильное звено.

        Допиши слова. Класс делится на две группы. Каждому участнику дается по два предложения из стихотворения с пропусками в тексте. Время выполнения 5 минут. После этого дети читают свои варианты со вставленными словами сначала в своей группе, затем представители от каждой команды прочитывают свой вариант.

        Тема «Традиционные национальные костюмы». Класс делится на 4 группы. Каждой группе предлагается свой текст с описанием костюмов разных народов. Цель: прочитать текст и сделать выводы о характерных чертах национальной одежды.        

        В 9-10 классах предлагается групповая форма работы, которая организует учебную деятельность учащихся для развития монологической речи. По команде впереди сидящие ученики разворачиваются назад к свои одноклассникам, у которых на парте лежит картинка. Учитель дает задание : каждый ученик должен назвать 2-3 предложения по картинке. На работу дается 5 минут. Консультант, суммируя все сказанное членами группы, показывает картинку классу. Один из группы описывает ее. Остальные добавляют несказанное.

В сочетании с другими формами работ, групповая очень эффективна в обучении иностранному языку: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Постепенно исчезает боязнь говорить у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость. Групповая работа учит школьников самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УРОКАМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Представленный ниже материал содержит рекомендации по организации самостоятельного чтения на иностранном языке; предложены упражнения для работы с грамматическим материалом;рекомендации по самостоятел...

Организация обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка

Данный материал будет полезным тем, кто интересуется темой организации обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка....

Статья по теме "Эффективность использования мультимедийной презентации на уроках иностранного языка"

Современные технологии прочно вошли в нашу жизнь. На работе и в школе, дома и в досуговых центрах – везде мы сталкиваемся с мультимедийными презентациями. Современный рабочий кабинет почти в каждой шк...

Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка

Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка...

Статья " Организация работы в группе не уроке английского языка: вопросы взаимодействия педагога и обучающихся"

Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе-обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся  на ...

Технологии организации обучения в группе на уроках математики

Групповая форма работы позволяет быстро организовывать работу на любом уроке. Обучение производится в статистической и динамической паре. Это способствует за короткий срок справиться с проверкой всей ...