Статья по теме "Эффективность использования мультимедийной презентации на уроках иностранного языка"
статья по теме

Черевкова Елена Викторовна

Современные технологии прочно вошли в нашу жизнь. На работе и в школе, дома и в досуговых центрах – везде мы сталкиваемся с мультимедийными презентациями. Современный рабочий кабинет почти в каждой школе оснащен мультимедийными досками и проекторами. Учитель иностранного языка, который хочет соответствовать течению времени должен совершенствовать свои знания не только в области методики и иностранного языка, но в сфере новых технических средств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplomnaya_rabota_cherevkova_elena_viktorovna_3.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

       

Статья

На тему «Эффективность использования мультимедийной презентации на уроках иностранного языка»

Учитель – Черевкова Елена Викторовна

Санкт-Петербург, 2013 г.

 


Содержание

  1. Вступление
  2. Основная часть

2.1. Определение дефиниции «мультимедийная презентация»

         2.2. Эффективность использования мультимедийной презентации на уроках иностранного языка

2.3. Основные функции мультимедийной презентации в образовательном процессе

         2.4. Этапы создания презентации

         2.5. Примеры использования учителем мультимедийной презентации на уроках английского языка

3.  Заключение


  1. Вступление.

Современные технологии прочно вошли в нашу жизнь. На работе и в школе, дома и в досуговых центрах – везде мы сталкиваемся с мультимедийными презентациями. Современный рабочий кабинет почти в каждой школе оснащен мультимедийными досками и проекторами. Учитель иностранного языка, который хочет соответствовать течению времени должен совершенствовать свои знания не только в области методики и иностранного языка, но в сфере новых технических средств. За последнее десятилетие нельзя не отметить всевозрастающий интерес, проявляемый преподавателями и исследователями к новым информационным технологиям, мультимедийным средствам (ACDSee, CorelDraw, Ulead, Macromedia Flash, Microsoft Publisher, Power Point и др.), учебным интернет-ресурсам (Хотлист, Мультимедиа скрэпбук, Трежа хант,Сабджект сэмпла, Вебквест и др.), используемым в образовании. Об этом свидетельствуют тематики многочисленных международных и всероссийских научно-практических конференций, а также адреса основных российских и зарубежных интернетных сайтов, связанных с мультимедийными технологиями в ведущих российских и зарубежных поисковых системах Интернета.  Использование компьютера может способствовать росту познавательного интереса учащихся, стимулировать их к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. Включение мультимедийных презентаций в канву урока английского языка позволяет решать многие методические вопросы, расширяет набор педагогических приемов в обучении, добавляет новые формы организации учебной деятельности.

 Особый интерес представляет мультимедийная презентация, целесообразность применения которой в учебном процессе обусловлена специфическими возможностями представления информации: многоканальность, наглядность, интегральность, моделирование изучаемых процессов и явлений, интерактивность, игровая форма.

Новизна учебного пособия заключается, прежде всего, в самом подходе, а именно − в рассмотрении мультимедийной презентации как подвида компьютерной педагогической технологии, обладающей особой структурой, направленной на становление профессионально-творческой компетентности учащихся.


2.Основная часть.

  1. Определение дефиниции «мультимедийная презентация»

Каждый современный учитель, идущий в ногу со временем должен понимать, что такое мультимедийная презентация и почему нам, как учителям иностранного языка она необходима на уроках.

Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, мультимедийная презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

Отличительной особенностью мультимедийной презентации является ее интерактивность, т.е. создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с мультимедиа изображением.

Динамичный визуальный и звуковой ряд позволяют донести информацию о продукте вашей деятельности в легко воспринимаемой форме.

  1. Эффективность использования мультимедийной презентации на уроках иностранного языка

Многие учителя задаются вопросом, а действительно ли так эффективно и значимо использование мультимедийной презентации на уроках иностранного языка.

Можно привести множество причин для внедрения в урок современных технологий, но, главное, что должен помнить учитель презентация – это всего лишь вспомогательный элемент урока, наглядная и творческая ее составляющая.

Презентация имеет положительные стороны, как для учащегося, так и для преподавателя.

Преимущества использования мультимедийной презентации для учащегося:

- При помощи презентации мы можем мотивировать учащихся к изучению темы. Они видят что-то новое для себя, красочное и, как следствие этого, запоминают лучше предмет изучения. Наука утверждает, что 80% информации человек получает при помощи органов зрения, 15% при помощи органов слуха.

- Презентация оказывает значительное эмоциональное воздействие на учащихся.

- И так как презентация всегда наглядна, она способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала

- Использование мультимедийной презентации добавляет активность в урок, это отличный от упражнений учебника  вид деятельности.

- Презентация содержит дополнительный материал, имеет высокую информативность и интерактивность.

- Презентация помогает систематизировать знания.

- Презентации развивают мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, эвристическое и творческое)

- При применении на уроке презентаций не только учитель, но и ученик знакомится с новыми компьютерными технологиями.

- Выполнение презентаций приучает учащихся к работе, так как выполнение задания в формате презентации может быть домашним заданием.

- Презентации включают в себя различного рода материал: видео, аудио, фото, ссылки, тексты, упражнения. При помощи нее учащиеся взаимодействуют с различного рода информационными ресурсами.

- Презентацию можно адаптировать под каждого ученика, можно регулировать темп подачи материала, выбирать различные слайды с разного уровня материалом. Пользоваться презентацией не сложнее, чем обыкновенной книгой.

Преимущества использования мультимедийной презентации для преподавателя:

Мультимедийная презентация:

акцентирует внимание аудитории на значимых моментах излагаемой информации, позволяет сделать изложение учебного материала более ярким, выразительным;

создает наглядные эффектные образы благодаря смешению, перетасовке информации, включающей текстовую, графическую информацию (схемы, композиции), подвижные диаграммы, мультипликацию, видеоинформацию и т. д.;

позволяет эффективно сочетать во времени устный лекционный материал с непрерывной автоматической демонстрацией слайд-фильма во время лекции;

осуществляет интеграцию гипертекста и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию;

позволяет преподавателю использовать презентацию в качестве раздаточного материала для студентов (справочного материала, памяток и т. д.);

представляет возможность демонстрации динамических процессов (опытов, экспериментов);

дает возможность показать структуру занятия;

позволяет преподавателю упорядочить мысли, классифицировать материал;

обеспечивает быстроту, удобство воспроизведения, универсальность (программа Power Point входит в пакет программ Microsoft Office), возможность проигрывания презентации на любом компьютере;

позволяет демонстрировать изображение в больших размерах;

повышает информативность и эффективность лекционного материала при его изложении ввиду того, что у студентов задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия;

способствует повышению методического мастерства преподавателя;

снижает интенсивность труда преподавателя во время чтения лекции, поскольку часть функций заменяется готовыми электронными презентациями.

        2.3.   Основные функции мультимедийной презентации в образовательном процессе

Основные функции МП по отношению к ученику:

продуктивно-творческая функция реализуется в применении элементов творчества при решении учебно-творческих задач проблемного характера (в ходе разработки и внедрения презентации);

развивающая функция связана с возможностью укреплять память, тренировать критическое мышление, формировать умения и навыки применения знаний на практике в нестандартных условиях, измененной ситуации, которые активизируют способности обучающихся анализировать, обобщать, оценивать информацию, отбираемую для мультимедийной презентации;

коммуникативная функция предполагает, что процесс обучения иностранному языку проводится как обучение средству общения участников образовательного процесса посредством учебной презентации, в которой отражается последовательность шагов этого общения, задаются содержание, ключевые опоры и т. д.;

информационная функция означает, что обучающийся активно пользуется информацией, предварительно отобранной, проанализированной, систематизированной и особым образом представленной преподавателем в учебной презентации или при разработке собственной презентации;

тренировочная функция сводится к тому, что обучающиеся могут применять учебную презентацию в самостоятельной работе под контролем и без контроля преподавателя, при подготовке домашних заданий, к зачету или экзамену;

рефлексирующая функция предполагает возможность осуществлять планомерный, систематический, текущий, итоговый контроль за ходом и результатами учебной деятельности,

определять состояние усвоенных знаний, умений и навыков, уровень сформированных компетенций, находит свое отражение в оценке учебных достижений и рефлексии;

воспитывающая и мотивирующая функции проявляются в становлении таких позитивных качеств личности обучающегося, как познавательный интерес, умение систематически работать, навыки самоконтроля и самооценки, в формировании мотивационной основы учебно-творческой

деятельности.

Основные функции МП по отношению к преподавателю:

контролирующая функция предполагает возможность осуществлять планомерный, систематический, текущий, итоговый контроль за ходом и результатами обучения, определять

состояние усвоенных учащимися знаний, умений и навыков; уровень сформированных компетенций;

управляющая функция связана с возможностью координировать процесс обучения обучающихся дисциплине учебного плана; проблематика сообщений задается программой обучения согласно выделенным разделам – блокам - модулям – темам;

организация коллективной творческой деятельности обучающихся при разработке мультимедийного проекта, предполагающей моделирование социального взаимодействия

в малой группе, кооперацию, распределение обязанностей, деловое общение в процессе урока, самоконтроль, самоответственность за учебный результат и образовательный продукт.

  1. Этапы создания презентации

При подготовке презентаций необходимо следовать четкому алгоритму ее создания.

Создание презентации состоит из трех этапов:

  • планирование
  • разработка
  • репетиция презентации

Этап первый. Планирование.

1. Определение целей презентации. На этапе определения целей необходимо установить соответствие между планируемым результатом и отобранной информацией, определить общие и поддерживающие цели.

В современных образовательных технологиях  выделяются следующие общие цели выступления:

Информирование – презентация направлена на знакомство с новым материалом, расширяет имеющиеся представления, обучает, описывает что-либо. Результатом информативного выступления являются знание, понимание, анализ, оценка учебного материала.

Убеждение – презентация нацелена на разъяснение и принятие позиции, изменение взглядов учащихся, побуждение к действиям определенным способом. Реакция учащихся при таком выступлении служит основным критерием эффективности достижения поставленной цели.

Развлечение – презентация направлена на получение слушающими удовольствия от выступления. О результативности такой презентации судят по проявленному аудиторией интересу, активности, эмоциональной включенности.                

Цель презентации определяется типом учебного материала.

2. Сбор информации об аудитории (знания и опыт аудитории, учет интересов, индивидуальных возможностей восприятия, памяти, мышления, воображения). Каждый учитель имеет представление о классе, группе, где он работает, поэтому все характеристики должны быть обязательно учтены при разработке презентации.

3. Определение основной идеи выступления. Необходимо проследить наличие оптимального числа главных идей и их иерархию.

4. Подбор дополнительной информации, обеспечивающей, с одной стороны, полноту изложения материала, и с другой − выбор, исходя из особенностей аудитории (интересы, уровень

обученности, возраст), темы и объема презентации.

5. При планировании выступления преподавателю необходимо спрогнозировать смену видов учебной деятельности учащихся, их чередование и дозировку с учетом работоспособности обучаемых и этапа занятия.

6. Создание структуры выступления. Структура выступления определяется его целями и типом презентации Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

7. Проверка логики подачи материала предполагает аналитическую работу по проверке того, как соотносится информация презентации с ее целью, концепцией, типом и структурой. Необходимо также проверить логические связки между тезисами и частями всего текста выступления.

Этап второй. Разработка презентации.

Во время второго этапа происходит учет методологических особенностей подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации и т. д.

Этап третий. Репетиция презентации.

Репетиция презентации – это проверка и отладка созданного «изделия». Вы проверяете – насколько удачно «смонтирован» материал, насколько уместны переходы от слайда к слайду. Идет проверочный этап презентации: его эффективность, соответствие содержания презентации поставленной цели.

  1. Примеры использования учителем мультимедийной презентации на уроках английского языка

Мультимедийная презентация может быть использована учителем в качестве:

  • введения новой лексики
  • урока – проверки знаний лексических единиц по теме
  • знакомства с новым страноведческим материалом
  • урока-викторины, обобщения знаний
  • ознакомления с грамматическим материалом для формирования грамматических навыков
  • тестового грамматического материала для проверки знаний
  • наглядного опорного материала для диалогической и монологической речи учащихся
  • проектной деятельности учащихся
  • проверки домашнего задания

  1. Заключение:

Применение современных технологий в образовательном процессе создаёт благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам современного общества. Современные педагоги должны активно включать мультимедийные презентации в структуру урока. Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.


Список литературы и электронных ресурсов:

1. Н. В. Маханькова, Л. В. Мокрушина «Мультимедийная презентация в иноязычном образовании» http://window.edu.ru/resource/099/77099/files/177943.pdf

2. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера в вопросах и ответах. – СПб.: Союз, 2001. – 191 с.

3. Лазарева А. С. Использование мультимедийной презентации для обеспечения качества обучения

говорению на иностранном языке: автореф. дис. канд. пед. наук. − Тамбов, 2007.

4. Смирнов И. А. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе. [Электронный ресурс].–  

www.portal-slovo.ru/impressionism-/36267.php

5. http://pedsovet.org/forum/topic58.html 

6. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике.//Иностр. языки в школе - 2002.-№1, с.18-20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроке иностранного языка"

Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает сомнений. В процессе обучения иностранным языкам в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, узнает новые способы сбора инфор...

Использование мультимедийных презентаций на уроках французского языка (из опыта работы"

Об уровне образованности человека судят по его информационной компетенции, а по уровню информационно-коммуникативной компетенции учителя судят о его профессионализме....

Выступление "Использование мультимедийных презентаций на уроках иностранного языка"

          Сегодня трудно представить  себе современный мир без компьютеров и сети интернет. Компьютерные технологии проникли во все сферы человеческой жизни, в том...

Использование мультимедийных презентаций на уроках иностранного языка.

Обобщение опыта работы с мультимедийными презентациями...

"Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка как инструмента активизации речевой деятельности учащихся".

Итоговая работа слушателя по программе "Инновационные технологии применения мультимедиа в образовании" (05.05. - 16.05.2014 г.)....