Доклад с презентацией "Повышение мотивации к учебной деятельности на уроках немецкого языка"
статья по немецкому языку

Логинова Вита Александровна

Доклад с презентацией для учителей иностранного языка "Повышение мотивации к учебной деятельности на уроках немецкого языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon povyshenie_motivatsii.ppt571.01 КБ
Файл povyshenie_motivatsii.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках немецкого языка Учитель немецкого языка Логинова В.А.

Слайд 2

Немотивированный ученик просто не хочет учиться Народная мудрость

Слайд 3

Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности Воспитывать в детях чувство оптимизма; Поощрять; Ставить реалистичные и выполнимые цели и задачи; Обеспечить проблемные задания; Моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат.

Слайд 4

Урок – это… Урок – это та сценическая площадка, где раскрываются и реализуются личностные особенности учащихся Урок– это педагогическое произведение

Слайд 5

Нестандартный урок «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру» по И.П. Подвласову

Слайд 6

Уроки в форме соревнования и игр урок-турнир урок-эстафета деловая игра КВН ролевая игра урок-викторина урок-конкурс

Слайд 7

Проектно-исследовательские уроки мозговая атака урок-репортаж Урок-проект урок-рецензия урок-изобретательство Урок - исследование

Слайд 8

Уроки-публичные формы общения аукцион дискуссия телепередача телемост «живая газета» «устный журнал»

Слайд 9

Игра Мотивирует речевую деятельность; дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности; ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно — побудительную функцию.

Слайд 10

Метод проектов связь идеи проекта с реальной жизнью; интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников; самоорганизация и ответственность участников проекта; нацеленность на создание конкретного продукта; межпредметный характер проектов; временная и структурная завершенность проекта.

Слайд 11

Применение новых информационных технологий Использование презентаций Компьютерное тестирование Использование на уроках электронных учебников. Просмотр учебных фильмов

Слайд 12

Технология критического мышления Уроки не будут похожими Пройденный материал постоянно повторяется и удерживается в памяти надолго; Проходит чувство боязни и страха «Мозговой штурм» «Кластер» «Фишбоун» Тонкие и толстые вопросы «ЗХУ» Круги на воде „ Dünne“ Fragen „ Dicke“ Fragen Wie heißt der Junge? Wie alt ist er? Woher kommt er? Bei wem ist er in Deutschland? Welche Fremdsprachen lernt er? Wie lange lernt er Deutsch? Warum lernt er Deutsch als erste Fremdsprache? Usw. ich Weiß (я знаю) ich Möchte wissen (я хочу знать) ich habe Erfahren , dass (я узнал) K rawatte J A cke P U llover Strümp F e H emd ose Je A ns Sch U he T- S hirt

Слайд 13

Дистанционные олимпиады Мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся английским языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах. Даёт возможность проследить развитие своих творческих способностей и уровня владения английским языком.

Слайд 14

Внеурочная деятельность Помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. атмосфера сотрудничества и творчества фактор увлекательности, занимательности

Слайд 15

Надо помнить , что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока.



Предварительный просмотр:

Доклад

«Повышение мотивации к учебной деятельности на уроках немецкого языка»

Учитель немецкого языка – Логинова В.А.

Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться». Эта пословица приходит на ум, когда мы видим насколько разным может быть отношение учащихся к иностранным языкам. Для одного ученика, процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка; для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую он  вынужден нести, и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией. Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.

В первую очередь, необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим, ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат само по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и коллективные достижения. (Методы стимулирования поведения: поощрение, индивидуальные задания по языковым умениям и навыкам, творческие задания по интересам, проектные задания по выбору, только одобрительное слово учителя.)

Урок, как форма организации учебной деятельности, для учащихся является той сценической площадкой, где раскрываются и реализуются личностные особенности учащихся. Урок же для учителя –это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности учителя и учащихся.

  • Для повышения мотивации учащихся к предмету каждый учитель находит средства, методы, приёмы воздействия. В своей практике я применяю формы нестандартных уроков. Особенности таких уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые. Слишком частое обращение к подобным формам урока нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным.  Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока. 

Приведу несколько примеров:

  • Уроки в форме соревнования и игр наиболее любимы не только младшими школьниками, но и на средней ступени обучения. К таким формам можно отнести: урок-турнир, КВН, урок-викторина, урок-конкурс (основаны на соревновательном моменте) урок-деловая игра (применяю на старшей ступени обучения, так как такая форма урока требует достаточной языковой подготовки от учащихся) ,
  • Проектно-исследовательские уроки учат добывать знания в процессе поисковой деятельности решать учебную задачу, творчески контролировать и оценивать свои знания и умения обнаруживать и фиксировать свою недостаточность, умение осуществлять рефлексию. Примерами служат:  Урок – исследование, где результатом деятельности является защита проектов, урок-репортаж, Урок-проект, урок-путешествие, к примеру, по стране изучаемого языка, родному  селу, школе; урок-конференция «Проблемы молодёжи» 9кл., «Защитим планету»7кл., урок на свежем воздухе по теме «Времена года» 3-6кл., «Экология» 5-7кл.                                                                                                    
  • Уроки-публичные формы общения помогают в развитии коммуникативных навыков, создаются условия равенства в речевом партнерстве, разрушается традиционный барьер между учителем и учеником. Например,  ролевая игра, аукцион, телемост, «живая газета,» «устный журнал,» телепередача, дискуссия.

Средствами  обучения на таких уроках нередко выступают песни и музыка, стихи, сказки, игры, викторины, кроссворды, что интересны обучающимся, носят творческо- развивающий характер и соответственно повышают мотивацию ребят.

Стараюсь применять новые технологии в образовательной деятельности, так как новое – всегда интересно и мотивирует на дальнейшую совместную деятельность.

Применяю:

  • Игровая технология. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Как методический прием, относится к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем.
  • Проектный метод обучения. Метод проектов  использую давно  как на уроке, так и  во внеурочной деятельности, считаю интересной и эффективной формой -  полное совпадение предпочтений со стороны учителя и учеников.

Содержание метода проекта раскрывается через его принципы.  Важнейшими из них считаю:

  • связь идеи проекта с реальной жизнью;
  • интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников;
  • самоорганизация и ответственность участников проекта;
  • нацеленность на создание конкретного продукта;
  • межпредметный характер проектов;
  • временная и структурная завершенность проекта.

Проекты имеют личностно -  направленный характер и позволяют достичь того, о чем мечтает каждый учитель: излагать свои мысли на иностранном языке. Кроме того, на мой взгляд, в проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, то есть идет неразрывный процесс обучения и воспитания.  Надо ли говорить, что во время всей работы над проектом каждый учащийся значительно обогатил свои знания по теме, лексический запас, переработал огромный для своего возраста материал на иностранном языке, приобрел навыки выступления перед аудиторией, научился адекватно оценивать свою работу, и работу других учащихся. Кроме того совместная работа, общение - это хорошее настроение, удовлетворенность выполненной работой, желание сделать что- то еще более интересное, полезное.

Практический результат - папка с интереснейшим материалом  на иностранном языке, яркие, оригинальные презентации могут быть использованы как дополнительный страноведческий материал, публикация на сайте или в сборнике – это тоже стимул для того, чтобы хорошо выполнить свою работу.

  • Применение новых информационных технологий. Использование новых информационных технологий в преподавании немецкого языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок  интересным и запоминающимся для учащихся.

Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе.

Например:

а) широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки,  таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

б) широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.
в) эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению иностранного языка является использование на уроках мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.

г) также просмотр учебных фильмов на иностранном языке позволяют привить интерес к предмету.

Использование ИКТ эффективно и:                  

  • позволяет поддержать интерес к изучаемому материалу;
  • обеспечивает максимум практической деятельности учащихся;
  • осуществляет  реальные  межпредметные  связи  (немецкий  язык – история, география, литература - информатика)  и  их использование для решения учебных задач;
  • развивает умения самооценки и самоконтроля без участия учителя;
  • повышает статус учителя, что тоже важно в современных условиях.

Поэтому применение компьютерных технологий  исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию изучения немецкого  языка.

  • Технология критического мышления. Наиболее интересной представляется технология развития критического мышления. Данная технология помогает построить урок интересно, захватывающе и побуждает учащихся к активной работе на уроке. Если систематически использовать данную технологию, то будут создаваться необходимые условия для индивидуального развития каждого ученика:
  • уроки не будут похожими;
  • пройденный материал постоянно повторяется и удерживается в памяти надолго;
  • проходит чувство боязни и страха (некоторые учащиеся не могут отвечать перед классом, так как боятся, что над ними будут смеяться, если они допустят ошибку). Работая в группе со своими друзьями, они читают или отвечают на вопросы, зная, что их поправят;
  • учащиеся чаще проявляют инициативу и самостоятельность.

Я вижу большую эффективность данной технологии в процессе обучения ребят, так как она содержит такие приемы, которые позволяют побуждать интерес к теме, работать непосредственно с материалом и учат обобщать материал.

Технология содержит в своем арсенале огромное количество приемов, способствующих воспитанию и обучению вдумчивых читателей. Множество приемов дает возможность делать урок разнообразным, ярким. Технология РКМ выводит учителя на обучение ребенка решать проблему, а, следовательно, происходит постепенный переход на возможность реализации проблемного обучения.

На своих уроках я часто использую различные приемы технологии РКМ.

  • Дистанционные олимпиады. Работа по развитию детской одарённости также играет существенную роль в повышении мотивации к изучению немецкого языка. Участие в конкурсах, предметных олимпиадах, в том числе дистанционных, является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Такая работа мотивирует учащихся не только на проверку своих знаний, но и на самоутверждение.
  • Важнейшим  фактором  повышения мотивации является  правильно организованная    внеклассная работа. Чтобы повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, кроме выше перечисленных видов работ, применяемых технологий, большое внимание уделяю внеклассной работе.  Поиск путей повышения мотивации к изучению иностранного языка приводит к пониманию необходимости подключения к этой учебной  деятельности. Неоспоримым преимуществом внеклассной работы является тот факт, что и сильные, и слабые в языковом отношении ученики получают возможность самореализации в творческом процессе подготовки и проведения мероприятий, ощутить себя в ситуации успеха. К внеурочным формам деятельности относятся:                                      
  • предметные недели. В рамках Недели иностранного языка в нашей школе   стали традиционными конкурсы стенгазет, проектов, стихов, кроме того  каждый учитель готовит разные по форме и содержанию мероприятия в каждой параллели.
  • предметный кружок Разнообразие форм внеклассной работы позволяет учителю выбрать наиболее оптимальные из них, которые необходимы «здесь и сейчас», именно этим детям именно в данных условиях.

Необходимые условия для организации успешной внеклассной работы:

  • атмосфера сотрудничества и творчества
  • фактор увлекательности, занимательности

Многие формы внеклассной работы становятся традиционными в школе, и хотя содержание их может варьироваться в зависимости от изменения внешне заданных факторов, неизменными остаются принципы добровольности, массовости, учета возрастных особенностей, связи внеурочной работы с учебной.

Таким образом,  проблема мотивации учения представляет собой, в сущности, проблему превращения объекта обучения в субъект учебной деятельности. И в этом состоит задача современного учителя, обучающего и воспитывающего любознательного, исследующего, трудолюбивого, инициативного, способного к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию ученика. Но как бы учитель не мотивировал свой урок — последнее слово за учеником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (на примере исторических чередований оро/ра, ере/ре, оло/ла, оло/ле)

Статья посвящена вопросам создания мотивации учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (историческим чередованиям). В статье рассматриваются возможные фор...

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка...

Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Доклад "Методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка в условиях реализации требований ФГОС"

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка и требуют новых форм организации учебного процесса, новых методов и приемов подачи информации. Во главу угла ...