Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
статья по немецкому языку

Минякова Татьяна Николаевна

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности раскрывающий суть работы учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_professionalnoy_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности

учителя немецкого языка Миняковой Татьяны Николаевны

МБОУ «Основная школа п. Большевик»» Большеболдинского  района

Всё в жизни имеет начало и конец. Моя дорога в школу тоже имеет свое начало. Еще в детстве у меня была мечта: стать учителем.

Я понимала, что быть учителем непросто. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди. Но именно это и привлекало.

Моей мечте суждено было сбыться в 1985 году, когда я после окончания Лукояновского педагогического училища пришла работать в Кондрыкинскую основную   школу, а после одного года работы я поступила учиться в Арзамасский педагогический институт.

Учитель стремится не только давать знания, но и должен интересоваться внутренним миром своих учеников, их эмоциями. Учитель может быть строгим и требовательным, но если ученик чувствует, что учитель интересуется его делами, хочет понять его, искренне помочь, то он поверит и сохранит уважение к нему. Твердо убеждена, что в школе должны работать люди не равнодушные к детям, те, кто может стать примером.

Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создание школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.

Одними из главных направлений своей профессиональной деятельности считаю самообразование и творческий поиск. Необходимо развивать самооценку и, как следствие – обеспечить свой личностный рост. Тема моего индивидуального плана самообразования «Страноведение как фора развития интереса к изучению иностранного языка»».

Стараюсь, прежде всего, выявить среди учеников особенно одарённых, имеющих отличительные особенности, а именно: более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и активную, познавательную потребность. С такими учениками, испытывающими  радость от умственного труда, стараюсь заниматься  на более высоком уровне.  

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами также не остаются без моего внимания.  

Работаю по типовой программе для общеобразовательных учреждений  и учебным пособием для  2 – 9 классов по немецкому языку является УМК (авторы:И.Л.Бим, Л.В, Садомова; И.Л.Бим, Л.И.Рыжова).

На изучение немецкого языка  во 2 – 4 классе отводится 2 часа в неделю, 5 –9 классе по программе отводитсяпо 3 часа в неделю. Количество часов по учебному плану соответствует программе.

     Учебно-методические пособия и материалы, использование ИКТ помогают реализации следующих задач:

  1. развивать и укреплять интерес к предмету;
  2. дать учащимся качественные знания;
  3. привить навыки самостоятельной работы.

Обучая детей иностранному языку, я заметила, что мотивация усвоения знаний является основой обучения. Для повышения мотивации  стараюсь создать на уроке благоприятный климат. Одним из условий создания такого климата является вера в достижение успеха.

Повышение мотивации учения.

Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, для достижения цели. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у большинства учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

Принципы работы:

1. Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.

Интернет — прекрасный источник, как для обучения учеников, так и для повышения квалификации самого учителя. И этот источник становится всё богаче. Он предоставляет нам неограниченные возможности для общения людей, поиска необходимой информации.

        В своей работе я использую компьютер в урочной и во внеурочной деятельности. Это различные виды домашних заданий, направленные на поиск определяемой учителем информации  по конкретной теме. При этом поиск может проводиться как в свободном режиме, так и по ресурсам, определяемым педагогом. Предъявляемым результатом подобной работы может быть сообщение по теме. С большим интересом учащиеся работают с программой Power Point, подготавливая презентации проведенных работ.         Это позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Здесь  самое главное -  создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, умения, творчество. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность вызывают огромный интерес у школьников.

 

2. Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. В основном, каждому учителю-предметнику приходится работать с ребятами разного возраста. К сожалению, очень часто нас ждёт разочарование: ребята не проявляют никакого интереса, участвуют в работе вяло, и просто "срывают" выполнение поставленной задачи. Для поддержания постоянного интереса учащихся к изучению иностранного языка стараюсь придерживаться принципа посильных заданий, стараюсь найти способ более доступно и наглядно объяснить трудности.

3. Принцип доброжелательности. Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: "Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель". Это утверждение не маловажно. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Если мы хотим научить наших слушателей общению на иностранном языке, то на уроке надо установить доверительные отношения. Доброжелательные отношения между учителем и учениками поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные.

4. Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку". Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие - это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.

Нельзя забывать, что каждый учитель на своём уроке - это актёр и его место у доски - сцена. От того, как он сыграет на уроке, зависит и успех занятия. Но это не значит, что дети тоже не могут принять участие в "спектакле". Приём драматизации используется в учебной и внеклассной работе довольно давно, но его формы зависят от фантазии учителя и учащихся.

Одним из распространённых средств привития интереса к предмету, является игра. Игры снимают напряжение. Я часто применяю на уроках игровые элементы, в игры я стараюсь внести элемент соревнования.

Работая учителем иностранного языка, я пришла к выводу, что для более эффективной реализации целей обучения иностранному языку необходимо как можно активнее вовлекать учащихся в различные виды внеклассной работы.

На мой взгляд, это очень актуально, так как в седьмом-восьмом классах наблюдается падение интереса к изучению иностранного языка. Следовательно, работу по формированию устойчивого интереса к иностранному языку нужно вести планомерно, целенаправленно и регулярно.

По внеклассной работе, в рамках недели иностранного языка  проводятся различные конкурсы (Например, конкурс на лучшую рождественскую поделку, новогоднюю и рождественскую открытку, выпускаются газеты, ребята оформляют рефераты, готовят презентации).  При разучивании песен я стараюсь добиться от учеников, чтобы они не только спели песню, но и поняли её содержание.

На протяжении последних 3 лет прослеживается стабильно высокое качество успеваемости учащихся по немецкому языку. Успеваемость по предмету составляет 100%, качество знаний:

                2018-2019 учебный год – 52%

                2019-2020 учебный год – 73%

                2020 -2021 учебный год – 71%

Высокие качества знаний показывают ученики 2 - 6 класса, а вот у учеников старших классов из-за загруженности пропадает интерес к изучению иностранных языков и качество знаний у них значительно ниже.

Перспективы в работе:

  1. Формировать у учащихся системные знания, применять их в творческих условиях.
  2. Совершенствование педагогического мастерства через самообразовательную работу.
  3. Продолжать освоение перспективных технологий, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся, с целью эффективного преподавания немецкого языка.
  4. Создать условия учащимся для дальнейшего развития иноязычной коммуникативной компетенции.

Качество условий деятельности.

В нашей школе, насколько это возможно по объективным причинам,  созданы условия  для более эффективной деятельности учителей и учащихся: есть необходимая мебель, кабинет, технические средства.

        Это позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Здесь  самое главное -  создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, умения, творчество. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность вызывают огромный интерес у школьников.

Развиваю в учениках коммуникабельность, используя работу в группах, парах. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Кроме того, на занятиях формируются не только предметные умения:  познавательные  и исследовательские, но и личностные: толерантное сознание и поведение.

 Для улучшения эффективности своей работы с учащимися стараюсь использовать опыт других учителей, стараюсь посещать семинары, открытые уроки.

На своих уроках применяю разные технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей  которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов.

      Современные информационно-коммуникационные технологии дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса, в самых разных его аспектах. Будь то урок или внеклассное мероприятие использование ИКТ а образовательном процессе ускоряет передачу знаний, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям, ИКТ открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения.

Использую различные источники: медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы, интернет-порталы и сообщества педагогов, где размещаются разработки уроков, статьи, работы обучающихся и др.

http://festival.1september.ru/, www.proshkolu.ru,  www.pedsovet.ru, www.openclass.ru, сеть творческих учителей http://www.it-n.ru. Имеется персональный сайт учителя немецкого языка во всероссийскойсоциальной сети работников образования  nsportal.ru/tatyana-minyakova.

Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, объекта обучения, игровой среды.Это различные виды домашних заданий, направленные на поиск определяемой учителем информации  по конкретной теме. При этом поиск может проводиться как в свободном режиме, так и по ресурсам, определяемым педагогом. Предъявляемым результатом подобной работы может быть сообщение по теме. С большим интересом учащиеся работают с программой PowerPoint, подготавливая презентации проведенных работ.

Использование информационно – коммуникативных технологий в обучении, в законе РФ «Об образовании» обозначено как одна из важнейших целей обучения и воспитания. На смену традиционной школе приходит образовательное учреждение нового типа – вариативное, открытое, устраняющее «одинаковость» образование – это с одной стороны большая трудность, с другой перспектива для дальнейшего профессионального развития.

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий.
Так как я преподаю немецкий язык, то, конечно, меня более всего интересует, какие приемы здоровьесбережения можно применить на уроках немецкого языка. Считаю, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка имеет первостепенное значение.

Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

Каким же должен быть урок немецкого языка с позиций здоровьесбережения? Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7–10 минут (нерациональная смена через 15–20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).

Свидетельства утомления: 

  1. шум в классе; 
  2. нетерпеливое ёрзанье в ожидании звонка; 
  3. изменение почерка; 
  4. динамизм телодвижений (кривлянье); 
  5. жалобы на головную боль и неприятные ощущения в животе;
  6. отрицательные эмоции – раздражимость, нервозность, иногда агрессия; 

 В целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок я включаю оздоровительные моменты: физкультминутки, динамические паузы, гимнастику для глаз.

Песня на уроке – хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать веселые, шуточные. Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя/

Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон, наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями. Очень важно также спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися. Недопустима задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию.

На уроке я стараюсь импровизировать, создаю нестандартный подход к различным видам деятельности, тем самым вызываю познавательный интерес у учеников. Мне очень важно, с каким настроением они уйдут с урока, что расскажут родителям. Всегда оцениваю каждый свой урок – отличный, хороший, плохой, средний.

Учитель не должен бояться говорить ребенку, что у него на уроке все получается, и часто произносить «молодец», «умница», даже тогда, когда успехи ученика невелики. Ведь это воспитывает у ребенка уверенность в себе и это побуждает интерес к знаниям.

Это мои принципы, это мое жизненное кредо, которое помогает мне в работе. Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников – любопытные, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня.

Это счастье быть учителем; быть нужным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ моей педагогической деятельности

Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использ...

Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя

Аннотация. В статье дана характеристика профессиональной компетентности как неотъемлемой компоненты профессиональной позиции будущего учителя. Представлены условия, необходимые для становления п...

Описание профессиональной педагогической деятельности

Описание профессиональной педагогической деятельности необходимо предоставить каждому педагогу в период очередной аттестации на рассмотрение аттестационной комиссии. Порой очень сложно систематизирова...

САМОАНАЛИЗ социально-педагогической деятельности «Развитие личности учащегося через компетентностный подход и систему социально значимых мероприятий»

Для каждого ребенка встреча с учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо   значимым человеком. Учитель вопло...

Инновационные технологии организации деятельности методических объединений, творческих групп как ресурс повышения качества профессионально-педагогической деятельности учителя

Инновационные процессы, происходящие в образовательных учреждениях, формируют потребность в специально организованной методической работе, направленной на повышение профессионального саморазвития педа...

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности учителя математики

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности учителя математики ...