Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению (немецкий язык)
рабочая программа по немецкому языку (5 класс)

внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material.docx91.84 КБ

Предварительный просмотр:

 

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. ПО  ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

(НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК)

                                                                                                                Составитель: Беркович Светлана Вячеславовна,

                                                                                                                учитель немецкого языка первой квалификационной категории

                                                                                                                Класс: 5

                                                                                                                Сроки реализации программы: 2019-2020 уч.год

                                                                                                                Количество часов в неделю/год: 1 час/ 35 часов

 

Программа составлена на основе:  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы:  – 2 -е  М: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения); Рабочие программы. Немецкий язык 5-9 классы. Предметная линия Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. к УМК «Немецкий язык. Второй иностранный язык. » серии «Горизонты»  для 5-9 классов общеобразовательных учреждений – Москва: Просвещение: Cornelsen, 2014.

Учебник: Немецкий язык.  5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ М.М.Аверин, Ф.Джин, Л.Рорман. – 4-е изд. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2014.

                                                                               

     

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

 Коммуникативная направленность процесса обучения иностранным языкам и деятельностный подход к изучению иностранных языков не могут быть реализованы без повышения работоспособности обучающегося. Для осуществления этой цели, необходим переход от традиционного фронтального управления всей деятельностью обучающихся без учёта их индивидуальных возможностей и особенностей к управлению учебным процессом с максимальной индивидуализацией обучения. Кроме того, необходимо повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Именно внеурочная деятельность помогают поддерживать мотивацию на должном уровне, а также интерес к стране изучаемого языка и к самому предмету.

Значение  внеурочной деятельности по иностранному языку не только в формировании и поддержании интереса и мотивации к изучению языка, но и также в формировании познавательной деятельности учащихся, в разумной организации их досуга.

 Внеурочная деятельность открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и для формирования мировоззрения школьников.  

Внеурочная деятельность расширяет лексический запас учащихся, повышает уровень практического владения иностранным языком, значительно улучшает страноведческие знания учащихся.

             Цели и задачи курса

  • Знакомство школьников с фольклором Германии, традициями, обычаями немецкого народа, российских немцев через изучение этнического материала.
  • Формирование умений и навыков речевого иноязычного общения,

формирование компетентности в вопросах межкультурной коммуникации.

  • Воспитание толерантного отношения к иностранном традициям и обычаям, воспитание патриотизма через изучение иностранной культуры.
  • Создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством немецкого языка.

Задачи программы:

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Данная программа обеспечивает реализацию следующих задач:

I. Познавательный аспект.

  • познакомить детей c культурой страны изучаемого языка (музыка, игры, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
  • способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
  • познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
  • формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
  • способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
  • познакомить с традициями, обычаями праздников в Германии;
  • познакомить с традициями и обычаями российских немцев.

II. Развивающий аспект.

  • развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком и культурой;
  • развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком; приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
  • формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
  • развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
  • развивать двигательные способности детей через драматизацию.
  • познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.

III. Воспитательный аспект.

  • способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
  • приобщать к общечеловеческим ценностям;
  • способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
  • обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки праздников и постановок.
  • прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.

IV Учебный аспект

  • Развивать коммуникативную компетентность учащихся;
  • развивать толерантное отношение к культуре другого народа;
  • развивать любовь к родной культуре и национальным традициям
  • формировать умения применять на практике полученные знания;
  • развивать творческий потенциал учащихся;
  • повышение мотивации и активизации деятельности.

Характеристика курса

Программа «Полиглот» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;

условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного

языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

В процессе обучения немецкому языку учащиеся знакомятся с обычаями и традициями немецкого народа, с немецкими народными сказками, с народными и современными играми Германии. Среди традиций особое место занимает празднование национальных, религиозных, а также бытовых праздников. Это, прежде всего, такие праздники, как День Святого Мартина, Рождество, Пасха и т.д. На занятиях должен использоваться фольклорный материал, который включает в себя сказки, загадки, песни, пословицы и поговорки, стихотворения. Этнический материал значим тем, что позволяет организовать процесс формирования языковых навыков в более доступной форме, способствуя, таким образом, повышению мотивации учащихся к изучению немецкого языка. Кроме того, что обучающиеся познакомятся с фольклором немецкого народа, в процессе обучения более глубже познаются и исследуются и собственные традиции и обычаи, национальные сказки, праздники, всё это происходит в сравнении и сопоставлении.

Востребованность данного курса объясняется тем, что в ходе его изучения учащиеся осваивают умения и навыки речевого иноязычного общения, знакомятся с культурой немецкого народа, узнают особенности национальных обычаев и традиций российских немцев, и в сравнении происходит воздействие на образ мышления ребенка, воспитание толерантного отношения к другим культурам.

Место курса в учебном плане

По плану внеурочной деятельности на изучение данного курса выделяется 35 часов в 6 классе .  Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.

В результате реализации данной программы учащиеся достигают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностными результатами являются:

  • общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
  • осознание себя гражданином своей страны;
  • осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
  • знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).

Метапредметными результатами являются:

  • развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
  • развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
  • расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
  • развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
  • формирование мотивации к изучению иностранного языка;
  • формирование умения координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.).

Предметными результатами являются: овладение начальными представлениями о нормах немецкого языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.

Учащиеся смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
  • выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
  • инсценировать изученные сказки;
  • сочинять оригинальный текст на основе плана;
  • соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

- Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

- Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

- Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
  • познавательная, творческая, общественная активность;
  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
  • коммуникабельность;
  • уважение к себе и другим;
  • личная и взаимная ответственность;
  • готовность действия в нестандартных ситуациях;

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

                    Учащиеся знакомятся с городами Германии. Заочное географическое путешествие по карте Германии.        Знакомство с национальными парками, горами и реками Германии, старинными замками и постройками Германии. Ознакомление с географией Германии, с немецкоговорящими странами.

Знакомство с обычаями и традициями Германии. Национальная еда. Традиции. Праздники: праздник Урожая, Рождество, Пасха. Национальные особенности немцев. Национальные костюмы. Национальные парки Германии.

Известные всему миру немцы: врачи, певцы, поэты и писатели, художники, изобретатели.

Формы проведения занятий.

Внеурочная деятельность по иностранному  языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  

          Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.

        С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

На реализацию задач программы нацелены основные формы работы в ее рамках:

  • проведение занятий;
  • проведение костюмированных праздников;
  • участие в детских проектах, организация различных конкурсов;
  • выход на родительские собрания;

 

Основные методы обучения:

В процессе изучения данного курса предусматривается использование разных типов уроков ( игры,   викторины, конкурсы и пр.), ТСО, наглядности, ресурсов сети Интернет, большого количества дополнительной литературы, что делает процесс обучения интересным и способствует повышению уровня учебной мотивации у учащихся.

Методы и приемы обучения

Методы обучения

Приемы обучения

Презентация: знакомство с новой лексикой, с новой темой

- объяснение;

- слушание, повторение, запись;

Практика,

 тренировка

- чтение материала;

- парная и групповая работа;

-разучивание   ролей для инсценировки сказок, ситуаций, диалогов.

Продуктивная работа учащихся

- проектная работа;

- обсуждение изучаемой темы;

- ролевые и сюжетные ситуации;

- презентация;

- проведение праздника.

Виды деятельности:

  • игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
  • чтение, литературно-художественная деятельность;
  • изобразительная деятельность;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • проектная деятельность;
  • выполнение  упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Календарно-тематическое планирование.

№п/п

Дата

Содержание

1

Ознакомится с планом работы. Знакомство с географическим положением Германии, ее соседями.

2

Гимн, флаг, герб Германии. История символики Германии.

Прослушивание гимна и чтение за  учителем слов гимна.

3

Федеративные земли и их столицы.

4

Федеративные земли и их столицы.

5

Знакомство с географией Германии : реки, озера, моря, горы.

6

Знакомство с географией Германии : реки, озера, моря, горы.

7

Столица Германии. Её история.  

8

Национальные парки и их значение для страны и ее жителей.

9

Национальные парки и их значение для страны и ее жителей.

10

Старинные замки.

11

Национальные особенности немцев (обзор)

12

Национальная еда в Германии. Рецепты приготовления блюд.

13

Национальная еда в Германии. Рецепты приготовления блюд.

14

Как празднуют Рождество в Германии. Праздничный стол.

15

Конкурс блюд немецкой кухни.

16

Национальная одежда.

17

Конкурс «Наряди куклу в немецкий национальный костюм»

18

Виды отдыха в Германии : кемпинги. Автобаны.

19

Виды отдыха в Германии : кемпинги. Автобаны.

20

Национальная валюта: марки и евро

21

Как празднуют карнавал в Германии.

22

Знакомство с Робертом Кохом, Эрлихом Паулем , Домагк Герхардом (врачи и что они сделали для всемирной медецины)

23

Кто такая Марлен Дитрих? Прослушивание аудиозаписей с ее исполнением песен.

24

Альбрехт Дюрер и Гане Гольбейн младший и их живопись

25

Биография Баха и Бетховена и их произведения (прослушивание музыкальных произведений)

26

Знакомство с творчеством писателей Гете и Шиллера

27

Гофман и его сказки

28

Драматургия Брехта

29

Изобретатель первого автомобиля (Мерседес)

30

Как празднуют пасху в Германии.

31

Конкурс пасхальных зайцев.

32

Конкурс пасхальных открыток.

33

Конкурс пасхальных букетов.

34

Путешествие в мир немецких детских книг. Изготовление книги-комикса любой сказки.

35

Викторина «Что мы знаем о Германии?»

               

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Волшебный мир оригами

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮВолшебный мир оригами...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов

Последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, т. к. современное общество немыслимо без широких интернациональных...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с  ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению " Математика здоровья"

Данная программа предусматриваетполучение учениками знаний и навыков ( путем решения математических задач) необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилакт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливости"

Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 0-1 классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Главное назначение данного курса форми...