Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
рабочая программа на тему

Куприяшина Ирина Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с  ОВЗ (для позднооглохших и слабослышащих детей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnyy_kaleydoskop_1-dopolnitelnyy.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Народная культура представляет собой основу культуры любой нации. В каждом народе испокон веков выработался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. Они проявлялись и в отношении к природе, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных промыслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. Ведь культура отражает жизнь народов, его опыт, культурно-духовный мир, чувства наших предков. Знакомство детей с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками дает возможность научиться подмечать характерные особенности времен года, погодные изменения, поведение птиц, насекомых, растений и т. п.

  Рабочая программа «Культурный калейдоскоп» актуальна. Она знакомит детей с народными традициями, приобщает детей начиная со школьного возраста к истокам   народной культуры через декоративно-прикладное искусство.   Благодаря знакомству с декоративно-прикладным искусством обучающиеся с нарушениями слуха узнают историю зарождения народных промыслов, учатся передавать красоту окружающего мира.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения АООП НОО федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Очень важно воспитать в своих воспитанниках любовь к декоративно-прикладному искусству,  оно поможет выражать свои чувства.

Цель рабочей программы:

1. Воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки и передача духовно культурного опыта через декоративно-прикладное творчество.

 

Задачи:

  • развивать творческое воображение и фантазию у обучающихся с нарушением слуха;
  • учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

∙ учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников с нарушениями слуха;

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Программа «Культурный калейдоскоп» рассчитана на обучающихся с нарушениями слуха 1-дополнительного  класса, данная программа реализуется 1 год  и составляет 16,5часов. Занятия проводятся один раз в неделю.  Срок проведения 2015-2016 учебный год.

Так же на  основе предложенных  занятий  происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе обучающиеся с нарушениями слуха пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии.  Ребята учатся фантазировать,  выражать свое мнение,   развивать художественный вкус.

Рабочая программа «Культурный калейдоскоп» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

  1. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «КУЛЬТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»

На первом уровне школьник должен уметь:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

На втором уровне школьник должен уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.

На третьем уровне школьник должен уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • самостоятельно  выполнять все этапы изготовления поделки;
  • анализировать свои и чужие изделия  (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления).

Система отслеживания  реализации данной программы являются:

- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального);

- отчеты по экскурсиям, практическим работам;

- защита проектов.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Всего

часов

Кол-во часов

Характеристика

деятельности учащихся

Теор.

Прак.

Наша Осень

6,5

2,5

4

Осенние листья

0,5

0,5

Воспитывать  внимательность и эстетический вкус. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

 Учить работать по предложенному учителем плану.

Краски осени

1

0,5

0,5

Искусство  аппликации.

1

0,5

0,5

Рассказ  об осени через рисунок.

1

0,5

0,5

Поделки из природного материала.

1

1

 Искусство  складывания  из бумаги.

0,5

0,5

Развивать творческое воображение детей. Закреплять приемы работы с бумагой.

Оригами «Животные и птицы».

1,5

1,5

Учить складывать поделки из бумаги по типу оригами.

Зимушка зима

4

0,5

3,5

Зимний пейзаж

1,5

0,5

1

Развивать у детей представление о празднике.

Формировать бережное отношение к традициям и к естественной природе.

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Слушать и понимать речь других.

Культура изображений животных.

1

1

Узоры природы.

1,5

1,5

Весна краса

6

0,5

5

Культура передачи красоты весенней природы через рисунок.

0,5

0,5

Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Определять и формулировать цель деятельности на занятии. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.Воспитывать  внимательность и эстетический вкус.

Культура  поздравлений на  праздники.

1,5

0,5

1

Оригами «Весенние мотивы»

1,5

1,5

Хантыйские  фигурки животных.

1,5

1,5

Лето и его красоты.

0,5

0,5

 Всего

16,5

3

13,5

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема  занятий

Кол-во

часов

Содержание занятий

Дата

проведенияпо плану

Дата

проведенияпо факту

Наша Осень                                     6,5

Осенние листья.

0,5

Формирование общего представления о красоте северной природы

Краски осени

Я люблю осень

0,5

Дать представление о красоте .осенней природы.

Изготовление поделок из природного материала.

0,5

Практическая работа по изготовлению поделок из даров осени.

Аппликации:

Аппликация «Красивые листья»

0,5

Выполнить аппликацию из цветной бумаги .

Аппликации из бумаги и осенних листьев.

0,5

Научить делать аппликацию из сухих листьев.

 Рассказы  об осени.

Гербарий  

«Осень золотая»

0,5

Сделать композицию из листьев. Показать обучающимся различные виды работы с природным материалом.

Экскурсия по пришкольному участку.

0,5

Погулять по пришкольному участку, рассмотреть деревья и кустарники, назвать их..

Чем богата осень.

Какие краски у осени?

0,5

Познакомить с разнообразием красок осени и передачи настроения через осенний рисунок.

На что похожи шишки?

0,5

Развивать у детей образное представление об осени, учить передавать мелкие детали при работе с природными материалами.

Вырезания из

бумаги.

Симметричное вырезание из бумаги.

0,5

Познакомить с  искусством вырезания из бумаги. Формировать навыков аккуратности.

Оригами «Животные и птицы»

Что такое «оригами»

0,5

.Познакомить с искусством оригами.

"Лягушка»

0,5

Уметь делать простую поделку в стиле оригами

«Рыбка-скалярия»

0,5

Научить делать рыбку.

«Синичка»

0,5

Проработка деталей и придание эстетического вида творческой работе.

Культура встречи  Нового года.

История праздника «Встречи Нового года»

0,5

Рассказать о традициях встречи нового года, выпуск стенгазеты  «Любимый праздник-Новый год».

Снежинки

0,5

Развивать творческое воображение. Совершенствовать технику работы с различными материалами.

Рисование «Моя ёлка»

0,5

Нарисовать свою домашнюю ёлку.

Культура изображений животных:

Грустный олешек

0,5

Развивать у детей представление родного края. Учить передавать в работе реалистичность животного.  Закрепить навыки работы с пластилином и с различным природным материалом.

Скульптуры из природных материалов.

0,5

Узоры природы и

как их использовали

наши бабушки.

Центрический орнамент.

0,5

Развивать у детей представление растительном орнаменте.  Закрепить навыки работы с пластилином. Познакомить о традициях украшения избы, лепка изразца.

Асимметричная ветка.

1

Аппликация «Весна - красна»

0,5

Закреплять приемы работы с бумагой –обведение листа, разрывание цветной бумаги на мелкие части.

Открытка папе.

0,5

Изготовить открытку, подарок папе, учить обращаться с просьбой, отбирать необходимое оборудование.

Почему надо поздравлять в праздники.

0,5

Знакомить с традицией поздравлений в праздничные дни.

Букет для мамы.

0,5

Изготовить подарок маме. Закреплять у детей практические навыки аппликации

Народный календарь.

Вербное воскресение.

0,5

Познакомить с праздником.

Изготовить вербу.

Пасха.

0,5

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Дать детям знания о том, что яйцо – символ жизни.

Майские праздники

0,5

Расширить знакомство с народными праздниками. Сделать открытку к 9 мая.

Хантыйские способы изображений  птиц.

 Веселые вороны

0,5

Развивать у детей образное представление, воображение фантазию.

Бравый петушок

0,5

Развивать у детей образное представление о птицах, учить передавать мелкие детали при лепке.

Птички-невелички из конусов и цилиндров

0,5

Развивать творческое воображение детей. Закреплять приемы работы с бумагой Формирование навыков аккуратности.

«Утка с утятами»

0,5

 Лепка. Повторить части животного, развивать творческие способности, воспитывать аккуратность в работе.

Лето и его красоты.

0,5

Подведение итогов года, оформление выставки.

всего

16,5

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Технические средства обучения:

  • компьютер,
  • интерактивная доска,        
  • бумага для акварели,
  • пластилин,  подложка для стола,
  • фартук и нарукавники,
  • клей ПВА, канцелярский,
  • краски,  карандаши, картон.

Библиотечный фонд (для учителя)

  1. Г. Н. Калайтанова. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». 1998г.
  2. А. Белошинская «Дошкольное воспитание». Издательство «Детство-пресс» 1998г. Санкт-Петербург.
  3. М. Н. Мельников. «Русский детский фольклор». Учебное пособие. Москва, 1987г.
  4. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол.гвардия, 1989.
  5. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
  6. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол.гвардия, 1991.
  7. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
  8. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.
  9. Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.: Советская Россия, 1987.
  10. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.
  11. Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М., 1985.
  12. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.
  13. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
  14. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.

Библиотечный фонд (для обучающихся)

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1977.
  2. Зуева Т.В. Волшебная сказка. – М., 1993.
  3. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.-

М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.

  1. Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство

АСТ-ЛТД, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Волшебный мир оригами

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮВолшебный мир оригами...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов

Последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, т. к. современное общество немыслимо без широких интернациональных...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению " Математика здоровья"

Данная программа предусматриваетполучение учениками знаний и навыков ( путем решения математических задач) необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилакт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливости"

Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 0-1 классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Главное назначение данного курса форми...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Решение химических задач»

Программа составлена для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, рассчитана на 35 часа учебного времени в год....