Формирование коммуникативных навыков на уроках немецкого языка
методическая разработка по немецкому языку

Ткачева Татьяна Константиновна

Формирование и развитие личности учащегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), к участию в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствующейся в овладении иноязычной речевой деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных навыков на уроках немецкого языка

        Иностранный язык в последние годы стал очень востребованным и в полной мере осознаётся как средство общения, средство взаимодействия людей, средство приобщения к иной культуре и как важнейшее средство для развития интеллектуальных способностей школьников.

        Социальный заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Поэтому не случайно основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие личности учащегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), к участию в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствующейся в овладении иноязычной речевой деятельностью. Однако практика показывает, что реальный уровень сформированности ИКК выпускников средней школы не соответствует предъявляемым требованиям.

Я выбрала в качестве одного из главных направлений своей деятельности развитие коммуникативных умений и навыков, учащихся с помощью различных технологий, как наиболее эффективных в реализации поставленной задачи. Учитывая поставленную задачу, я ежегодно изучаю уровень развития коммуникативных умений и навыков, что очень важно для совершенствования учебно-воспитательного процесса.               

     Коммуникативная компетенция - это способность реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения, с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения иностранному языку. Ее ведущим компонентом являются речевые (коммуникативные) умения, которые включают умение говорения, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма.

  Креативность — это способность творить, создавать, привносить что-то                новое.

Учебная деятельность – процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности.

Обучение – совместная учебная деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире – жизненного опыта от учителя к учащемуся.

Мотивированность обучения – личная заинтересованность преподавателей в том, чтобы учащиеся как можно лучше усваивали учебный материал.

Интеллект – совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.

Проблемная ситуация – учебная ситуация, которая содержит в себе какой-либо трудно разрешимый для учащихся вопрос.

Коммуникативное  мышление – мыслительные процессы на иностранном языке, приводящие к достижению цели.

Творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности.

Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах.

Принципы отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к решению коммуникативных задач.

     Принцип гуманистической направленности

Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования развитой личности.

    Принцип связи с жизнью

Практика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности.

Принцип научности

Является ведущим ориентиром при приведении  содержания образования в соответствие с уровнем развития накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется, прежде всего,  при разработке учебных планов, учебных программ и учебников.

Принцип преемственности, последовательности и систематичности направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование. Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, тот или иной урок является логическим продолжением ранее проводимой работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития. На практике принцип преемственности, систематичности и последовательности реализуется в процессе планирования. В ходе тематического планирования намечается последовательность изучения отдельных вопросов темы, отбирается содержание, намечается система уроков и других форм организации педагогического процесса, планируется повторение, закрепление и другие формы контроля.

Принцип сознательности и активности учащихся в педагогическом процессе. Активность личности социальна по своей природе, это концентрированный показатель ее деятельной сущности. Активность школьников должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний.

Принцип доступности и посильности

Обучение и воспитание школьников, их деятельность должна строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом состоянии.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Эффективность учебно-воспитательной работы снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.

Принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития

Реализация этого принципа связана с деятельностью памяти, прежде всего смысловой. Только увязывание нового с ранее усвоенным, только введение новых знаний в структуру личностного опыта обеспечивают их прочность.

     Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его деятельности. Если положительные стороны характера, деятельности, поведения школьника отмечают учителя, товарищи, то подросток старается стать лучше, сделать больше и качественнее и т.д.

Требования к формированию коммуникативной компетенции:

• Адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией общения

• Выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения

• Владеть монологической и диалогической речью, соблюдая этические нормы общения

• Владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ

• Создавать письменные высказывания, адекватно передавая содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью конкретизации

• Составлять план, тезисы, конспект

• Владеть иностранным языком на уровне функциональной грамотности

     Что же способствует качественному формированию ключевых компетенций на моих уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности? Прежде всего - это использование ИКТ. Использование обучающих программ не только делает процесс обучения эффективным, но и увлекательным и лёгким для понимания. Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей, способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности, а также изучению менталитета, отношений поведения, ценностей, культуре изучаемого языка. На занятиях по иностранному языку, формируя коммуникативную компетенцию, учитель создаёт учебные ситуации, помогающие учащимся приобретать знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности. Оптимальный вариант овладения иностранным языком является обучение в естественной языковой среде. В школе обучение иностранному языку осуществляется за пределами естественной языковой среды, поэтому я реализую принцип аутентичности:

• Использование  аутентичных учебных пособий и материалов

• Обустройство учебных аудиторий

• Наличие аутентичных газет, журналов, предметов и т. д

• Наличие технических средств обучения для прослушивания и просмотра иноязычных аудио и видеоматериалов.

       В ходе планирования уроков я придерживаться всех перечисленных принципов, а также соблюдаю условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции учащихся:

• постоянная речевая практика учащихся;

• использование коммуникативного материала;

• постоянная активизация речемыслительной активности учащихся

• речевой характер урока.

   В процессе обучения иностранному языку также учитываются личностные качества учащихся:

• темперамент;

• способности;

• навыки самообразовательной деятельности;

• жизненный опыт учащихся;

• сферу интересов;

• мировоззрение;

• эмоционально-чувствительную сферу

• статус личности в коллективе;

• наличие коммуникативной мотивации.

        Итак, исходным моментом моей деятельности, а, следовательно, и речевой, является мотив, который побуждает к деятельности и направляет ее. Коммуникативная мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку. Она связана, с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения. Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

  1. доброжелательная обстановка на уроке;
  2. положительный эмоциональный климат;
  3. доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.

          Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации я считаю ролевую игру. Она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, давая школьникам возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, позволяет предвосхитить будущий личный опыт учащихся путем проигрывания ролей людей разных профессий и характеров. Наряду с коммуникативной мотивацией успешному формированию коммуникативной компетенции способствует интенсификация учебного процесса. Один из таких путей - использование приемов уплотнения уроков иностранного языка, что дает возможность увеличить долю индивидуального участия каждого ученика в иноязычном общении. Понятно, что в процессе аудирования, чтения (про себя), письма могут одновременно участвовать все обучаемые. Сложнее организовать одновременное говорение учащихся на уроке. Тренировка хором, как правило, предполагает проговаривание, а не говорение. Практика интенсивного обучения иностранному языку по методу активизации личности и коллектива, т.е. использование интерактивных форм, доказала возможность одновременного участия обучаемых в иноязычном общении. Так, вся группа вслед за учителем задает вопросы одному из своих товарищей, например, дежурному ученику, выражает согласие, несогласие с чем-либо, своё мнение по поводу чего-либо и т.д. Особое внимание необходимо уделить одновременной коллективной работе учащихся небольшими группами - парами, тройками, четверками. Хотелось бы выделить одновременную парную работу. Самый простой способ ее организации, это- выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе использую опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога. Для выполнения упражнений тройками или четверками учащихся рассаживаются по три или четыре человека за парту, либо учащиеся поворачиваются лицом к ученикам, сидящим за соседней партой. В тройках или четверках учащиеся разыгрывают, например, ситуации знакомства, т.е. каждый играет свою роль, при этом кто-то из них может выступить в роли репортера и брать интервью у «спортсменов», «артистов» и так далее. Такие упражнения, как правило, завершаются подведением итогов: один из учащихся малой группы сообщает учителю и классу, с кем он познакомился, что нового узнал о тех, с кем беседовал и т.п.

      Таким образом, коммуникативная компетенция, с одной стороны, является характеристикой личности человека, его способностью, которая, с другой стороны, проявляется в его поведении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные, практические ситуации (в том числе и коммуникативные).

     В отличие от отдельного умения или навыка, которые можно тренировать каждое само по себе, развитие компетенции требует включения всего комплекса способностей и умений сразу. Нельзя обучиться отдельным умениям, получить конкретные навыки, приобрести некоторые знания, потом всё сложить и получить компетенцию. Любая компетенция приобретается в процессе реализации, какой либо осмысленной деятельности, где надо ставить цели и определять результаты, решать проблемы, а не задачи, искать способы решения, а не получать их в готовом виде и т.д. Причём, если мы говорим о коммуникативной компетенции, нужно иметь в виду, что коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка при помощи jazz chants»

Одним из основных факторов модернизации региональной системы образования является коммуникативная компетентность. Именно ее формированию помогает использование на уроках песенного и музыкального матер...

Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием формирования коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка в условиях реализации ФГОС.

Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные ре...

Формирование коммуникативных навыков на уроке английского языка

В статье описаны цели и методы работы на уроке по формированиею коммуникативных навыков....

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ДОКЛАД НА ТЕМУ: РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"...

Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка

Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка...

Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка.

Статья представляет собой опыт по реализации инновационной деятельности. Обучение второму иностранному языку является творческим процессом, направленным в первую очередь на развитие коммуникативных на...