Статья " Страноведение как мотивирующий фактор в изучении немецкого языка"
статья по немецкому языку

Марина Анатольевна Иванова

Иностранный язык у многих обучающихся вызывает трудности при изучении. Постоянно нужно учить слова, грамматические структуры, читать, слушать, переводить... Учителя используют на уроках различные методы и формы, чтобы поддерживать  интерес к изучению. Страноведение- один из факторов, который  также помогает поддерживать мотивацию обучающихся изучать немецкий язык.  Яркий пример- праздники. Немного коснулась Швейцарии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья142.71 КБ

Предварительный просмотр:

      Страноведение  как мотивирующий  фактор в изучении немецкого языка

 В любом деле мотивация играет одну из ведущих ролей. С этим никто не спорит. Особенно важно поддерживать мотивацию ребенка при изучении иностранного языка. Сегодня речь пойдет о немецком языке. Большую роль в поддержании интереса к изучению немецкого языка играет введение на уроках элементов страноведения.

      Через уроки, внеурочную и внеклассную деятельность мы представляем страны изучаемого языка, знакомим с обрядами, традициями, праздниками, архитектурными особенностями городов. Мы путешествуем виртуально по многим городам, прокладываем маршруты прогулок, учимся ориентироваться в городе, разыгрываем диалоги из повседневной жизни.

     Делаем акцент на ценности мировой культуры, на культурное наследие и достижения во всех областях науки и техники Германии, Австрии, Швейцарии, Люксембурга, Лихтенштейна… Проводим сравнительный анализ, выделяем общее и находим различия, отмечаем отличительные особенности каждой страны.

    Приобретенные знания помогут нашим обучающимся во время путешествий, при общении со сверстниками, при чтении художественной литературы на языке оригинала.

    На базовом уровне обучения немецкому языку информацию по страноведению мы берем из аутентичных источников. Важно знать  общие понятия о стране изучаемого языка, о науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, о взаимоотношениях с нашей страной. Изучаем  правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера. Важно, чтобы обучающиеся могли  использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

   На профильном уровне в старшей школе  расширяем  объем знаний  по страноведению за счет новой тематики и проблематики речевого общения с учетом специфики выбранного профиля.

   Сегодня хотелось бы остановиться на праздниках Швейцарии. Привычные для Европы: РождествоСильвестрДень трех королейФашингПасху и Первомай, конечно, отмечают и в Швейцарии, но есть в этой маленькой горной стране свои собственные уникальные праздники.

    По этой теме в любом классе хорошо пойдет работа в группах над созданием своего проекта: «Представьте себе, что вы побывали на (таком-то) празднике. Расскажите о нем своим одноклассникам». Составляется план, согласно которому идет сбор материала, распределение ролей в группе  и дальнейшая презентация. План только как опора, вариативность в презентации проекта приветствуется.

   Сначала учитель делает презентацию: « Обзор праздников Швейцарии». Знакомит обучающихся поверхностно с праздниками, затем проводит опрос : какой праздник понравился больше? На каком празднике хотели бы побывать?  На основании этого делит класс на группы.  

Обучающиеся в своих группах на пленуме обсуждают план, форму презентации…

   В младших классах проект чаще представляет собой коллаж на листе ватмана, в средних и старших классах - презентация с элементами театрализации : монологические высказывания, разыгрывания диалогов..

Какие праздники представить решает сам учитель.

   Применение страноведческого подхода в изучении немецкого языка расширяет общий  кругозор обучающихся, дает им сведения о стране, язык которой изучается, ее реалиях, особенностях культуры, истории, традициях. Развитие страноведческой компетенции значительно повышает общекультурный уровень обучающихся  и их речевые умения и навыки.

   Учителю также необходимо помнить о целесообразности использования подготовительных упражнений. Подавая лингвострановедческий материал, учитель должен рассматривать не только его словарное значение, но и весь комплекс ассоциаций относительно возникающего образа. На уроке немецкого языка учитель должен тщательно подходить к отбору лингвострановедческого материала и учитывать особенности его презентации.

швейцария национальный праздник

Список литературы:

Мальцева Д. Г. Страноведение через фразеологизмы. / Д. Г.Мальцева - М.: Просвещение. - 1991. - 187 с.

Ощепкова В. В. Культурологические, этнографические и типологические аспекты лингвострановедения / У. Ощепкова - Н. : Сфера. - 1995. - 173 с.

https://switzerland-trip.com/festivali-i-prazdniki-shvejtsarii/

https://business-swiss.ch/shvejtsariya/prazdniki-shvejtsarii/

https://zurichguide.ru/info/prazdniki-v-shvejtsarii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Einführung in die Journalistik (Введение в журналистику): Элективный курс на немецком языке. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) и школ с углублённым изучением немецкого языка.

Курс „Einführung in die Journalistik“ («Введение в журналистику») является прикладным профориентационным элективным курсом для филологического профиля (со специализацией в области иностранных языков),...

АВТОРСКАЯ ФАКУЛЬТАТИВНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА « ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА».

Ни для кого не секрет, что английский язык как иностранный занимает в современной школе лидирующее положение. В связи с этим группы изучения немецкого языка чаще всего формируются по « остаточно...

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классе школы с углубленным изучением немецкого языка по теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классешколы с углубленным изучением немецкого языкапо теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»Учитель — Партыка Мария Оле...

Рабочая программа элективного курса по немецкому языку «Гид – переводчик по родному краю» для 9-11 классов общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением немецкого языка.

В современном мире востребованность знания иностранного языка очевидна для всех, но каждому он необходим в той или иной степени. Данный курс  предназначен для учащихся, проявляющих к  иностр...

Статья "Актуальность изучения немецкого языка"

Почему нужно изучать немецкий язык...