Методические рекомендации "Обучение фонетике немецкого языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов"
методическая разработка по немецкому языку (5 класс)

Ракитина Татьяна Владимировна

В данной статье даны методические рекомендации обучения фонетике в ракмках уроков немецкого языка разных возрастных групп обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_obuchenie_fonetike_nemetskogo_yazyka.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение фонетике немецкого языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов


1. Методика объяснения и отработки фонетических особенностей немецкого языка

Главной задачей при изучении иностранного языка является развитие коммуникативной компетенции учащихся. Для этого учителю необходимо использовать методы обучения фонетики иностранного языка именно для освоения коммуникативной способности. Преподаватель должен быть ознакомлен со способами опознавания отклонений от норм фонетики немецкого языка и приемами их исправления. Ему необходимо владеть формами и приемами организации эффективного проведения занятий с изучением фонетики немецкого языка. Правильное произношение звуков и звукосочетаний иностранного языка, владение его интонацией, корректная расстановка ударения, приобретение слухо-произносительных навыков имеет большое значение для правильного понимания и выражения мысли на иностранном языке, и в конечном счете для адекватного выполнения коммуникативной функции. Одним из главных условий овладения корректным произношением является умение слышать и воспроизводить звуки немецкого языка. Межязыковая интерференция представляет собой основную сложность в процессе обучения произношения [5]. Это явление имеет место в результате перенесения обучающимися слухо-произносительных навыков русского языка на немецкий, то есть звуки немецкого языка произносятся как звуки русского языка. Преподавателю необходимо прогнозировать и предупреждать появления подобных явлений. Специфика артикуляционной базы иностранного языка обязана быть в центре внимания учителя.

На начальном этапе учащиеся, как правило, изучают основной материал по фонетике. В учебниках звукобуквенные соответствия представлены с соблюдением принципа последовательности. Именно от учебников зависит достаточно произвольная последовательность приобретения учениками навыков произношения, которые закрепляются на последующих этапах. Совершенствование произношения связано с изучением иных языковых аспектов немецкого языка (грамматикой, лексикой) и осуществляется при речевом общении учащихся. Само приобретение фонетических навыков – не самоцель. Оно зависит от коммуникативной деятельности и происходит при обучении чтению, письму, слушанию и говорению. Выделение зон интерференции, сопоставление произношения звуков и звукобуквенных соответствий немецкого и русского языков для определения фонетических трудностей необходимы при обучении правильному произношению. Это дает возможность учителю исправлять фонетические ошибки на начальном этапе обучения. Если у ребенка развит речевой слух, который имеет три разновидности: фонетическую, фонологическую и интонационную, он успешно овладевает навыками произношения.

Фонетический слух – это умение корректного воспроизведения несмыслоразличительных свойств речи [10]. В отличии от него фонематический слух – это умение воспроизведение их смыслоразличительных свойств. А интонационный слух представляет собой умение воспринимать интонацию фразы и ее структуру.

Для формирования у обучающихся навыков фонематического восприятия речи преподавателю важно научить их определять их смыслоразличительные черты при выполнении парного противопоставления, различения, опознавания и отождествления.

Выделяют два вида произносительных навыков [1, 9]:

1. Ритмико-интонационный, представляющий собой владение интонацией, ударением, паузацией, экспрессивными и логическими интонемами (интонационным признаком или сочетанием признаков, способных выполнять смыслоразличительную функцию).

2.Слухо-произносительный, который в свою очередь подразделяется на:

- аудитивный/слуховой – это способность производить действие для опознавания фонем (абстрактных звуковых единиц, которые обнаруживают свои различительные признаки в разных позициях), слов, смысловых синтагм;

- собственно произносительный – навык корректного произношения звуков, а также соединения их в словах, словосочетаниях и предложениях.

Выделяют основные подходы при обучении фонетики немецкого языка [2, 8]:

1. Имитативный (акустический) – научение школьников правильному восприятию и имитации звуков, которые они слышат, избегая явления интерференции, то есть уподобления немецких звуков русским. Звуки усваиваются в речевом потоке благодаря упражнениям, основанным на повторении и имитации.

2. Аналитико-имитационный, основанный на объединении имитации с объяснением особенностей артикуляции, ударения, интонации и т. д. Аналитико-имитационный подход включает в себя следующие положения:

- обучение немецкого языка начинается с вводного фонетического курса;

- тщательная отработка каждого звука;

- изучение работы органов произношения звуков;

- произносительные и слуховые навыки формируются отдельно.

3. Дифференцированный подход, представляющий собой сочетание имитативного и аналитико-имитационного подходов.

Исходя из вышеизложенного, считается, что для развития коммуникативной компетенции у школьников учителю немецкого языка следует применять методику объяснения и отработки фонетических особенностей для приобретения учащимися коммуникативных навыков. Обучение фонетики подразделяется на два этапа: начальный и продвинутый. Преподаватель должен быть ознакомлен с методикой обучения фонетики на этих этапах.

2. Методика и план объяснения и отработки фонетических особенностей немецкого языка

Преобладает мнение, что учащиеся легко усваивают немецкое произношение. Однако работать над ним необходимо систематически, как на начальном (I), так и на продвинутом (II) этапах обучения. На первом этапе формируются основы произношения (2 – 3 кл. или 5 – 6 кл.), а на втором – совершенствуются и поддерживаются ритмико-интонационные и                        слухо-произносительные основы (4 – 11 кл. или 7 – 11 кл.).  Фонетический минимум включает в себя:

- звуки немецкого языка;

- те явления в фонетике, которые вызывают трудности у школьников (закрытые и открытые гласные, твердый приступ и т. д.).

Фонетическая зарядка является одной из самых распространенных форм работы над произношением на двух этапах обучения. Чаще всего она проводится в начале урока, но ее можно применять и в середине урока с использованием приема «сбор ошибок». В качестве фонетической зарядки можно использовать стихотворение на немецком языке. Я обычно придерживаюсь следующего плана работы со стихом:

- ознакомление учащихся с автором стихотворения и иногда с обстоятельствами его написания со зрительной опорой (например, с использованием карточек);

- знакомство с новыми лексическими единицами;

- прослушивание аудиозаписи стихотворения или его выразительное чтение учителем;

- перевод стихотворения;

- его анализ (разъяснение трудностей, например, композиции, стиля и т. д.);

- снятие фонетических трудностей (например, отработка отдельных звуков, вызывающих трудности при произношении учащимися и т. д.);

- повторное прослушивание аудиозаписи стихотворения или его выразительное чтение преподавателем с акцентированием внимания на корректном произношении;

- коллективное чтение школьников вслед за преподавателем;

- индивидуальное чтение;

- оценка и обсуждение стихотворения;

- заполнение учениками карточек самоанализа.

В результате работы со стихотворными текстами у учащихся повышается интерес к изучению иностранного языка, обогащается словарный запас, приобретается вкус к творчеству, активизируется познавательная деятельность. Примерную тематику стихотворений


3. Область применения технологий закрепления фонетических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп

В настоящее время большое внимание уделяется применению интерактивных методов для закрепления фонетических навыков школьников разных возрастных групп. Схемы взаимодействия интерактивны методов следующие:

1.     Учитель → ученик.

2.     Ученик → учитель.

Таким образом, уже сами учащиеся, а не только учитель влияют на мотивацию каждого школьника. Преподаватель выполняет функцию помощника, создавая условия для проявления инициативы учащимися. Применение скороговорок на уроках немецкого языка с использованием современных интерактивных методов способствуют закреплению фонетических навыков учащихся. Обработка звуковой стороны речи имеет место на начальном этапе обучения. С ее помощью отрабатывается произношение труднопроизносимых согласных в скороговорках. На продвинутом этапе обучение скороговорки целесообразно использовать как речевую зарядку. Можно предложить следующую последовательность работы со скороговорками:

1. Предъявление скороговорки с использованием аудиозаписи.

2. Ознакомление с новой лексикой.

3. Отработка произношения:

- труднопроизносимые звуки повторяются за учителем;

- проговариваются слова с этими звуками за преподавателем;

- эти звуки произносятся в словосочетаниях и предложениях;

1. Использование игровых технологий для закрепления фонетических навыков:

- учащиеся младшей школы разделяются по группам. Та группа, ученики которой по очереди проговорят больше скороговорок с названным учителем труднопроизносимым звуком, объявляется победителем;

- каждый школьник по очереди проговаривает одну из уже выученных скороговорок. Тот ученик, который корректно произнесет больше скороговорок станет победителем;

- ученики разделяются на две группы. Ученик из первой группы проговаривает половину скороговорки, а учащиеся из второй группы должен произнести другую половину. Потом ученик из второй группы произносит первую половину скороговорки, а учащийся из первой команды произносит вторую половину. Побеждает та группа, которая правильно проговорит больше скороговорок.

Нижеприведенные скороговорки можно использовать в младшей школе для закрепления навыков произношения [7]:

1. Fünf Ferkel fressen frisches Futter. 5 поросят едят свежий корм.

2. Achtzig alte Ameisen aßen am Abend achtzig Ananas.

80 старых муравьёв ели вечером 80 ананасов.  

3. Müller, mahl mir mein Mehl, meine Mutter will mir heute Mehlbrei machen.

Мельник, намели мне муки, моя мама хочет сварить мне сегодня кашу.  

4. Auf dem Rasen rasen Hasen, atmen rasselnd durch die Nasen.

По газону носятся зайцы, дышат, похрипывая, своими носами.

Учащиеся старшей школы выполняют более сложные игровые задания:

- ученики разделяются на две группы. Затем они прослушивают аудиозапись диалога. После этого представитель каждой группы проговаривает ту скороговорку, которая, по мнению его команды соответствует этому диалогу. Побеждает команда, которая лучше подберет скороговорку и корректно произнесет ее;

- школьники делятся на две команды. Представитель каждой команды по очереди проговаривает скороговорку. После ее обсуждения членами команды один из учащихся из каждой команды произносит эту скороговорку и выражает согласие или не согласие его команды с ней. Побеждает та команда, которая корректно произнесет скороговорку и сделает меньше ошибок, выражая свое мнение.

Далее приводится скороговорки, которые можно использовать в старшей школе [3, 4, 6]:

1. Die Fliegen, die fliegen, heißen Fliegen, weil sie fliegen, aber die Fliegen, die sitzen, heißen nicht Sitzen, obwohl sie sitzen, sondern Fliegen, wie die Fliegen, die fliegen.

Мухи, которые летают, называются мухами, потому что они летают (мухой), но мухи, которые сидят, называются не сидюхами, хоть они и сидят, а мухами, как и мухи, которые летают (мухой).

2. Am zehnten zehnten zehn Uhr zehn zogen zehn zahme Ziegen zehn Zentner Zucker zum Zoo.

Десятого октября в 10:10 десять кротких козочек тащили десять центнеров сахара в зоопарк.

3. Herr von Hagen, darf ich fragen, welche Kragen Sie getragen, als Sie lagen krank am Magen im Spital zu Kopenhagen?

Господин Хаген, могу ли я спросить, какой воротничок был у Вас, когда Вы лежали с больным желудком в больнице Копенгагена?

4. Weil lustige Leute lachend laufen, lachen lustige Leute auch beim Laufen.

Так как весёлые люди бегают смеясь, смеются весёлые люди даже на бегу.

5. Der Zahnarzt zieht Zähne mit Zahnarztzangen im Zahnarztzimmer.

Стоматолог вырывает зубы щипцами в стоматологическом кабинете.

При работе над скороговоркой можно выделить следующие этапы:

1. Презентация

2. Работа над содержанием. При необходимости нужно снять лексически трудности. Значение некоторых слов можно раскрыть при помощи комментариев, перевода или синонимов.

3. Работа над произношением. Сначала произносятся трудные звуки, затем слова с этими звуками, словосочетания, предложения. Вначале проводится хоровая, потом индивидуальная работа.

Каждая новая скороговорка вводится после повторения уже выученных. От урока к уроку запас выученных скороговорок растет.

Сохранить интерес к данному виду работы позволяют следующие задания:

-Кто вспомнит больше скороговорок, в которых встречается названное учителем буква.

-Кто быстрее проговорит выбранную скороговорку.

-Учащиеся по очереди называют скороговорку, тот учащийся, который не может вспомнить больше ни одной скороговорки- выбывает из игры, учащийся, оставшийся последним- выигрывает.

- Учитель произносит начало скороговорки, а ученики хором завершают ее.

- Соревнование в группах. Называется поочередно по одной скороговорке. Выигрывает та группа, которая последней называет скороговорку.

-Учитель или кто-то из учеников загадывает скороговорку и называет из нее одно слово- остальные учащиеся должны угадать скороговорку.

-Учитель дает вперемешку слова из изученных ранее скороговорок, а ученики составляют из них скороговорку и произносят её. Это задание подходит для парной работы.

-Предложенные скороговорки выстроить в алфавитном порядке.

Таким образом, скороговорки можно использовать как н начальном этапе обучения немецкому языку, когда у школьников формируются произносительные навыки, так и на среднем старших этапов обучения, когда использование скороговорок не только способствует поддержанию и совершенствованию произносительных навыков, но и стимулирует речевую деятельность учащихся.

Задания для учащихся старших классов становятся сложнее:

-Выразите согласие или не согласие с предложенной скороговоркой.

-Составьте ситуацию, которая подтвердила бы предложенною скороговорку. (Это может быт письменное или устное задание, подготовленное дома или в классе)

-Послушайте диалог (рассказ) и скажите, какой скороговоркой можно всё закончить.

Таким образом, использование скороговорок на уроках немецкого языка не только развивает творческую инициативу учащихся. Работа со скороговорками помогает решать ряд задач. Заучивание скороговорок развивает память учащихся, позволяет научиться адекватно отбирать лексические единицы и развивает эмоциональную выразительность речи.

Использование скороговорок на уроках способствуют лучшему овладению немецким языком, расширяет знания о языке и особенностях его функционирования. Приобщение к культуре изучаемого языка через элемент фольклора дает учащимся ощущение сопричастности с культурой страны изучаемого языка.

Таким образом, при изучении иностранного языка в основной школе необходимо уделять большое внимание и отводить место на уроке работе по использованию различных методов и приемов, направленных на формирование слухо – произносительных и ритмико- интонационных навыков, так как без обучения фонетической стороне иноязычной речи невозможно общение обучающихся на иностранном языке.


Список литературы

  1. Аверин, М. М. УМК «Горизонты». Немецкий язык как второй иностранный. 5 кл. М.: Просвещение:Cornelsen, 2018 – 104c.
  2. Антонова, С. Г. Учебно-методическая поддержка образовательных технологий вузов: к вопросу о типологии учебных изданий / С.Г. Антонова // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2019. – №5. – С. 32-105.
  3. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Пробл. и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец «Иностр. яз.» / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 2018. – 256 с.
  4. Вишнякова, Н. Г. Терминологическая лексика и принципы ее отбора для обучения иностранному языку в технических вузах  / Н.Г. Вишнякова. – М., 2016. – 412 с.
  5. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова. М.: Академия, 2006. – 412 с.
  6. Димиденко, Е. Н. Формирование и развитие лексического строя речи обучающихся  / Е.Н. Димиденко // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых: мат. Межд. научно-практич. конф. - 2016. - С. 21-104.
  7. Донских, О. А. Образование должно освобождать или порабощать? / О. А. Донских // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2019. – №10. – С.15-101.
  8. Иванова, Ю. С. Слоган, пословица и афоризм  / Ю.С. Иванова // Вестник Московского государственного областного университета. - Серия: Лингвистика. - 2020. - № 5. - С. 10-133.
  9. Китайгородская, Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам / Г.А.Китайгородская // Теория и практика. М.: Высшая школа, 2019. - 280 с.
  10. Каргина, Е. М. Анализ понятия профилизации образовательной среды в современной методологии познания // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 6. – С. 68-79.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ

Произношение как материальная сторона языка является основой всех видов иноязычной речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения и письма. Главной целью обучения фонетике в средней школе...

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье описывается методика отработки грамматических явлений иностранного языка. Раскрывается функциональный ( коммуникативный ) подход, практико-теоретический способ введения грамматических явлений...

Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций.

Роль изучения грамматики в обучении английскому языку в современной школе. Изучение грамматики в старшей школе с помощью различных методик. Обучение грамматике английского языка с помощью ко...

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ

Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методовв статье рассматриваются разные методы обучения фонетике английского языка, и выявляется чваж...

Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов

Содержание Введение.Современные методики объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.Методика и план объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка на у...

Авторская разработка учебно-методического пособия по второму иностранному (немецкому) языку для общеобразовательных организаций 5 класс "Моя семья и я»

Учебно-методическое пособие предназначено для преподавания уроков немецкого языка как второго иностранного на базе английского в 5 классах. Содержание учебного материала данного раздела соответствует...