«Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка по направлениям»
статья по немецкому языку

формирование функциональной грамотности на уроках иностранного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_fun.gramotnost.docx411.1 КБ

Предварительный просмотр:

Современная образовательная модель, основывающаяся на концепции «образования через всю жизнь»  выделяет функциональную грамотность как ключевое понятие компетентностного подхода и вместе с тем как одну из наиболее актуальных проблем образования. Актуальность вопроса формирования функциональной грамотности среди учащихся основной общеобразовательной школы обуславливается несоответствием школьного образования требованиям, предъявляемым социумом и временем.

Сильной стороной российских учащихся является овладение предметными знаниями на уровне их воспроизведения в знакомой учебной ситуации, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях приближенных к жизненным.

В связи с этим, предприняты меры по определению приоритетных направлений совершенствования общего образования в России:

  • Усиление внимания к формированию функциональной грамотности
  • Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся
  • Формирование метапредметных результатов и т.д.

Ведущий российский психолог и лингвист, Алексей Алексеевич Леонтьев писал «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Исходя из выше изложенного определения, урок иностранного языка, являющийся по сути метапредмедметным элементом школьного образования, представляет собой широкое поле для развития способностей учеников вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней - готовясь к успешной жизни, к эффективному взаимодействию с внешним миром.

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

  • Математическая грамотность;
  • Финансовая грамотность;
  • Естественнонаучная грамотность;
  • Глобальные компетенции;
  • Креативное мышление;
  • Читательская грамотность.

Учеными-методистами уже исследованы и описаны эффективные педагогические практики формирования функциональной грамотности.

D:\ЗАГРУЗКИ\img1.jpg

Рассмотрим учебный материал предложенный учащимся 5-9 классов под этим углом зрения.

1. Формирование математической грамотности начинается, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения.

Обратите внимание на пример заданий из учебника для 5 класса, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся

2. Финансовая грамотность - способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств.

На уроках в  5-9 классах выполняя задания из учебника. Через выполнение упражнений, где учащимся необходимо составить диалоги : в магазине, на вокзале, в кафе, может быть реализована задача на формирование финансовой грамотности.

D:\ЗАГРУЗКИ\89.jpg

Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

Игровые технологии присутствуют практически на каждом уроке. Ролевая игра способствует формированию коммуникативной компетенции. Внедрение азартных технологий на занятии не только решает проблему мотивации учащихся, но и является эффективным инструментом на этапе закрепления знаний по лексике и грамматике.

3. Формирование естественнонаучной грамотности

При изучении проблем экологии в 7 классе, такие вопросы  как: «Почему нужно сортировать мусор?»  «Почему исчезает численность пчел на земле?» Производство бумаги .Уничтожение лесов» Учит учащихся научно объяснять явления, интерпретировать научные данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Владение иностранным языком невозможно в отрыве от культуры и реалий немецкоговорящих стран. Предлагаю статью из газет и журналов на эти темы при этом газета вызывает естественный интерес учащихся, являясь источником новейшей информации, к тому же частью культуры страны изучаемого языка.

4. Глобальные компетенции

В 8 классе ученики осваивают на практике приемы и подходы для первого шага в общении. При изучении темы школьное образование в Германии и виды школ, обмен учениками .чтение текстов и выполнение заданий к ним

D:\ЗАГРУЗКИ\image-2022-11-22 19_46_23.jpg

 требует от учеников элементарного личностного самоанализа и постановки задач саморазвития. При непонимании смысла и важности этой работы не исключена подмена её простым пересказом текста. А тогда - вне деятельности и личностной составляющей - эта работа нацелена на достижение исключительно предметных результатов (изложение содержания прочитанного) и не имеет ничего общего с работой на развитие личности.

5. Креативное мышление - это новый компонент функциональной грамотности. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Таким образом, нам важно сделать акцент на «малой» ежедневной, бытовой креативности, а не на ярко выраженном таланте. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, у раздела Projekt (продемонстрировать проекты детей)

Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи, проекты которые предлагают учебники в конце изучения каждого раздела. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.

6. Читательская грамотность - это базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это прочитать задание.

Среди важнейших метапредметных результатов обучения иностранного языка в основной школе, Федеральный государственный стандарт образования выделяет смысловое чтение - как познавательное умение, обеспечивающее успешность использования прочитанного в разных жизненных ситуациях. Особое значение при обучении смысловому чтению имеет умение прогнозировать содержание текста (по заголовку, иллюстрациям, началу текста). Работа над этим умением выстраивается на всех этапах обучения в 5-9 классах.

Безусловно, работа по обучению прогнозированию содержания текста в начале работы над ним играет и мотивирующую роль: неизменное последующее задание «прослушай», «прочитай», «проверь», подразумевает проверку высказанных прогнозов, приобретает личностно значимый характер для каждого ученика.

Задание «верно», «неверно», «не сказано», выполняет проверочную функцию, а нередко (если задание предлагается до прочтения текста) и мотивирующую. Очень важен выход работы с текстом на устную речь - не в формате пересказа, а в тематических ситуациях, смоделированных с учетом возрастных интересов, близких подросткам.

Прогнозирование содержания текста по невербальным опорам (например, упражнение  по звукам города). Это важный ресурс для развития сенсорной сферы детей. Задание по формулированию вопросов, представляющих личный интерес учеников, способствует развитию как мотивации, так и критического мышления.

 Например,ориентация в чужом городе 7класс

                                                D:\ЗАГРУЗКИ\stranica_106.jpg

В плане развития функциональной грамотности интерес и важность представляет работа над несплошными текстами, которые сочетают в себе несколько источников информации, с которыми обучающиеся часто встречаются в реальной жизни: графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты, планы помещений/местности. Выполняя предложенные задания, обучающиеся развивают умение вычитывать явную информацию и подтекст, самостоятельно создавать несплошные тексты. При систематической работе с несплошными текстами повышается способность учеников к решению учебно-познавательных задач, к использованию несплошных текстов как опоры при аргументированном высказывании.

D:\ЗАГРУЗКИ\12.jpg

И это, безусловно, только малая часть заданий, с помощью которых можно развить читательскую грамотность.

Таким образом, задания, которые  предлагаю решать нашим ученикам, приближают конечную цель - формируют функционально-грамотную личность.

А именно, развивают учебно-познавательную компетентность учащихся на уроке немецкого  языка, способствуют повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, помогают осознать ценности современного мира - всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

докладчик Комарова Татьяна Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

"Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка"

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса являетс...

Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка.

В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах для начальной и основной школы (1 и 5 классы), которые вступили в силу в сентябре 2022 года, особое внимание уделяется функциональн...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...

Креативное мышление как одно из направлений формирования функциональной грамотности на уроках английского языка

В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении английскому языку. Также рассматриваются приемы, способствующие ...

Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка

Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка...

Самоанализ внеурочного занятия по английскому языку "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка и информатики на основе отрывка из книги "Белый клык"Джека Лондона"

Мероприятие общеметодологической направленности способствует формированию читательской грамотности у обучающихся через анализ иллюстраций и текстов, осмысления их для преобразования с помощью информац...