Актуальные вопросы развития иноязычного образования. Почему немецкий язык?
статья по немецкому языку
В статье рассматривается вопрос, почему учащимся нужно выбирать немецкий язык для изучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_nemetskiy_yazyk.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные вопросы развития
иноязычного образования.
Почему немецкий язык?
Учитель немецкого языка
МАОУ ООШ с. Малое Перекопное
Потапова М. И.
Современные преобразования в мире изменили инфраструктуру общества в сторону его демократичности и поликультурности, что определило потребность в разработке системы ценностей, смыслов и назначения иноязычного образования. В современном мире иноязычное образование становится не только показателем интеллектуального развития, овладения общечеловеческой и профессиональной культурой, но и гарантией социального благополучия, условием конкурентоспособности специалиста на рынке труда. С открытием границ между государствами усиливается мобильность людей, их мотивация к изучению иностранных языков, стремление к установлению и развитию контактов с зарубежными странами. В этой связи одной из проявляющихся сейчас тенденций мировой образовательной парадигмы выступает выдвижение коммуникативных образовательных дисциплин, в том числе и иностранных языков, в ряд приоритетных. Обладая большим образовательным потенциалом, иноязычное образование, помимо решения задач развития личности, является ресурсом формирования и развития коммуникативных умений и навыков.
Анализ современной языковой ситуации в сфере обучения иностранным языкам в разных странах, в том числе и в России, показывает, что приоритетным является английский язык. Англоязычные страны «экспортируют» свой язык по всему миру. И в нашей стране он, к сожалению, все более интенсивно вытесняет другие языки, в том числе традиционно преподаваемые иностранные языки. Особенно это касается немецкого языка, который по распространенности всегда занимал второе место после английского.
До начала 90х годов соотношение изучаемых в школе иностранных языков устанавливалось Министерством просвещения. В настоящее время в соответствии с развивающимися рыночными отношениями предоставляемые школой образовательные услуги определяют спрос. А спрос проявляется сейчас в явном предпочтении английского языка. Как правило, родители стремятся отдать ребенка изучать английский язык. С точки зрения родителей, это вполне оправданно, так как это язык международного общения, на котором говорит практически весь цивилизованный мир. Сейчас соотношение изучаемых в школе иностранных языков резко изменилось в пользу английского языка. Можно рассматривать это как объективную тенденцию, которая обусловлена геополитическими и социально экономическими факторами и характерна для многих стран мира, но нельзя пускать ее развитие на самотек. Эта мысль находит подтверждение в позиции Совета Европы, который однозначно высказался за языковой плюрализм в Европе. Сегодня мы говорим о Европе как о нашем общем доме, а в современной европейской школе преподается от 2 до 5 языков. Это залог стабильности и устойчивости самой Европы, залог конкурентоспособности молодого европейца. Россия широко интегрируется в мировые, прежде всего европейские, процессы. Образовательная политика нашего государства применительно к иностранным языкам также основана на идее плюрализма. Изучаться должны не только языки ведущих стран мира: английский, немецкий, французский, испанский, но и языки стран-соседей в пограничных регионах.
И.Л. Бим считала, «что для реализации идеи плюрализма применительно к изучению иностранных языков необходимо:
1. Там, где это обусловлено особенностями региона, образовательной ситуацией в конкретной школе, сохранить, наряду с английским языком немецкий, французский и испанский языки в качестве ИЯ 1.
2. Вводить второй иностранный язык: немецкий, французский и по возможности испанский и языки стран-соседей там, где английский язык является ИЯ 1 и где для этого имеются благоприятные условия.
3. Зафиксировать законодательно такую возможность.
4. Чтобы удовлетворить спрос на английский язык, там, где в качестве ИЯ 1выступают другие иностранные языки, вводить английский язык как ИЯ 2.
5. Повысить качество подготовки учителей по второму иностранному языку в педагогических вузах и университетах.
6. Создавать учебники, учитывающие специфику обучения ИЯ 2.»
В стандарте общего образования второго поколения заложена возможность изучения немецкого и как основного, и как второго иностранного языка.
Количество учащихся, изучающих немецкий язык как второй иностранный, растет, а общее число изучающих немецкий язык в России приближается к 4,5 миллионам человек. Цифра впечатляет, если не знать, что еще десять лет назад она была вдвое выше. Российским учителям немецкого языка эта тенденция хорошо знакома. Понятно, что для исправления ситуации с изучением немецкого языка в целом по стране какой-то одной меры, которая может быть воспринята и реализована в качестве антикризисной помощи, недостаточно. Должен быть целый комплекс мер. У учителей немецкого языка появилась потребность объединиться и осознать самих себя как единое профессиональное сообщество, способное принимать решения и действовать.
Общая задача учителей немецкого языка – популяризировать немецкий язык среди детей и родителей, объяснять родителям развивающий потенциал немецкого языка, укреплять представление о нем как о языке великой литературы, науки, философии. Убеждать, что немецкий язык – это широкие перспективы в будущем: возможность получить стипендию для учебы или научных изысканий в Германии, работу в немецкой компании или туристической фирме. Для этого можно и нужно использовать средства массовой коммуникации, в том числе Интернет, открытые уроки для родителей и администрации образовательного учреждения, выставки детских работ (как результаты проектной методики обучения) и многое другое. Учителям важно продемонстрировать технологию обучения, направленную на развитие личности ребенка.
Как можно заинтересовать ученика в изучении немецкого языка?
Наиболее веские причины, почему нужно изучать именно
немецкий язык:
Важный язык международной коммуникации
Владеющий немецким языком может общаться со 101 миллионом человек во всем мире. Сто миллионов человек разговаривают по-немецки как на родном языке не только в Германии, но и в Австрии, Швейцарии, Люксембурге и Лихтенштейне. Немецкий язык распространен на территории Северной Италии, Восточной Бельгии, Восточной Франции, а также в Голландии и Дании. В Европе немецкий язык – родной для большинства населения.
Важный язык торговых переговоров
Германия - экономически сильное государство. Она выступает международным экономическим и торговым партнером не только с Европой, но и с рынками Азии и Америки. Со всеми этими странами Германия имеет долгие и прочные торговые отношения как экспортирующая нация во всемирном масштабе. Немецкая продукция широко известна во всем мире благодаря своему высокому качеству и брендовым маркам: немецкие автомобили, такие как BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen – лишь немногие примеры продукции высокого немецкого качества.
Языковые компетенции – хорошие инвестиции
Международные и межкультурные компетенции в настоящее время – это важный ключ экономического успеха. Языковые компетенции помогают открывать новые рынки и дают преимущества в конкуренции. Каждое предприятие в будущем станет выдвигать требование своим работникам знать несколько иностранных языков и иметь развитую коммуникабельность. Зарубежные инвестиции и большое количество совместных предприятий между Германией и иностранными партнерами свидетельствуют о высокой роли немецкого языка как языка экономики. Немецкий необходим в немецкоязычных зарубежных фирмах, иностранных фирмах в Германии и фирмах с тесными экономическими связями с немецкоговорящими странами.
Немецкий язык наиболее распространён в следующих областях: машиностроение, высокие технологии, медицинская сфера, юридическая документация, даже брачные договоры, так как наша молодежь часто едет в Германию «по семейным обстоятельствам».
Язык науки
Немецкий язык, как язык науки, важен для профессиональной дискуссии.
В то время как представители теоретических наук во всем мире чаще всего общаются на английском языке, то в практических естественных науках, например, в лесоводстве, требуется национальный язык, в том числе немецкий. Только таким образом функционируют коммуникации между экспертами и «неспециалистами». В некоторых гуманитарных дисциплинах немецкий язык и сегодня еще доминирует как научный язык. Классическая филология, археология, музыковедение, философия, лютеранская теология – это те предметы, в которых немецкий язык сегодня играет международную роль.
Горизонты духовного общения
Немецкая культура проявляется в различных формах: литература и музыка, театр и кино, архитектура, живопись, философия и искусство. Немецкая культурная жизнь отражается также в быту, в книготорговле и библиотеках, на фестивалях и в спорте. Для тех, кто интересуется немецкой культурой, знание немецкого языка – абсолютная необходимость. Благодаря знаниям немецкого можно изучить эту огромную европейскую культуру в оригинале.
Доступ к обучению в Германии
Германия насчитывает более 350 высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, которые тесно связаны с образовательным сектором. Университеты и специальные высшие учебные заведения имеют обширные предложения. Институты, такие как общество Макса-Планка, научное общество Готфрида Вильгельма Лейбница, Немецкое исследовательское общество, общество Фраунгофера и общество Германа фон Хельмхольца германских исследовательских центров предлагают оптимальные условия для исследований. Германия наиболее любима иностранцами как страна, где можно получить отличное образование. Всего в Германии в высших учебных и исследовательских учреждениях обучается 225 000 иностранцев. Кроме того, правительство Германии упростило процедуру выдачи вида на жительство специалистам, окончившим местные вузы. Сегодня в этой стране учится на немецком языке более десяти тысяч студентов из России. Это больше, чем где-либо еще. Плюс ко всему, Германия каждый год оказывает финансовую поддержу более чем 60000 человек, участвующих в программах обмена. Международное сотрудничество играет большую роль в жизни Германии. Имеется больше количество грантов на бесплатное обучение для студентов, молодых ученых и преподавателей. Существует возможность получить визу для работы на каникулах, а для некоторых специальностей предоставляется разрешение на длительную работу.
В России действуют многочисленные научные и культурные фонды (Гете Институт, ДААД, фонд Александра фон Гумбольдта, фонд Гельмгольца и другие), которые оказывают поддержку изучающим немецкий язык и культуру, студентам-германистам, молодым ученым, учителям, направляют их на стажировки в ФРГ.
Рынок труда в России
В некоторых российских регионах – таких, как Средняя Волга, Урал и Калининградская область сегодня растет потребность в кадрах, способных свободно общаться на немецком языке. Это объясняется традиционными экономическими связями с Германией, язык которой специалисты, работающие на многочисленных совместных предприятиях в вышеназванных регионах, должны хорошо знать в первую очередь. До 80%фирм, вкладывающих средства в экономику России, представляют немецкий капитал.
Германия – излюбленный центр туризма
Множество туристов из Германии, Австрии и Швейцарии путешествуют по всему миру. Знание немецкого языка для всех, кто работает в сфере туризма и хочет заработать деньги, является хорошей инвестицией.
И наоборот: миллионы иностранных туристов посещают каждый год немецкоговорящие страны. Они хотят побывать в замках короля Людвига Баварского, в горах Австрии и Швейцарии, познакомиться с немецким пивом на празднике Октоберфест и с немецкой романтикой на Рейне. Кто говорит и понимает немецкий язык, может лучше узнать немцев, более углублённо ознакомиться с историей и культурой немецкого народа.
Осуществлять поиск в интернете
Конечно же, английский — это язык Интернета, но немецкий стоит на втором месте. По результатам опроса “Netz-Tipp-Studie” 56,4% страниц на английском, 7,7% страниц на немецком (это составляет 156 200 000 интернет-страниц). И находясь в интернете, можно открывать страницы, которые возможно дадут возможность улучшить свою жизнь или пообщаться с людьми своего возраста на немецком языке.
Немецкий – сложный язык, так что английский в роли мирового лидера он не заменит. Но у него хорошее будущее – в тройке ведущих европейских языков немецкий останется в любом случае.
Использованные источники:
- Дейкова Л.А. Становление иноязычного лингвистического образования в вузах России.// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.// ГОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск, 2011;
- Бим И.Л. Языковой плюрализм – веление времени // Вопросы преподавания немецкого языка в школе и учебная литература. Немецкий язык. «Просвещение». Приложение к информационно-публицистическому бюллетеню «Просвещение», апрель 2009 г.;
- Гальскова Н.Д. В раннем возрасте полезно изучение любого языка.// Вопросы преподавания немецкого языка в школе и учебная литература. Немецкий язык. «Просвещение». Приложение к информационно-публицистическому бюллетеню «Просвещение», апрель 2009 г.;
- Радченко О.И. Можем изменить ситуацию.// Вопросы преподавания немецкого языка в школе и учебная литература. Немецкий язык. «Просвещение». Приложение к информационно-публицистическому бюллетеню «Просвещение», апрель 2009 г.;
- Карпов В.А. Язык не ремесло, а система интересов.// Вопросы преподавания немецкого языка в школе и учебная литература. Немецкий язык. «Просвещение». Приложение к информационно-публицистическому бюллетеню «Просвещение», апрель 2009 г.;
- З.Н. Никитенко. Школьное образование в Европе: современные тенденции языковой политики.// Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2010 год;
- http://www.deutsche-allgemeine-zeitung.de/rus/index.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие предметных компетенций на занятиях театральной студии "Вдохновение" - Cборник с материалами XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования». (2013 г.)
Cборник с материалами XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования» [[{"type":"media","view_mode":"medi...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы естественно-математического образования. Опыт. Проблемы. Перспективы» по теме: "Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации требований ФГОС
«Нужно, чтобы хорошее, качественное образование было доступно каждому ребенку». ...
Публикация статьи "Роль аудитивных игр в обучении английскому языку на уровне начального общего образования" в сборнике материалов студенческой конференции "Актуальные проблемы современного иноязычного образования. Записки молодого учёного"
Научная статья по теме выпускной квалификационной работы....
Статья "Актуальные вопросы системы дополнительного образования школы.
Статья расскрывает осноные вопросы организации дополнительного образования в школе....
Актуальные вопросы школьного филологического образования :опыт ведущих практик
Развитие филологической одаренности и литературных способностей обучающихся .Опыт участия в конкурсах, конференциях, олимпиадах...
«Актуальные вопросы развития коррекционного образования: достижения и инновации»
Духовно-нравственное воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии...