Актуальные вопросы развития иноязычного образования. Почему немецкий язык?
статья по немецкому языку

В статье рассматривается вопрос, почему учащимся нужно выбирать немецкий язык для изучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_nemetskiy_yazyk.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы развития

иноязычного образования.

Почему немецкий язык?

                                     Учитель немецкого языка

                                                        МАОУ ООШ  с. Малое  Перекопное

                       Потапова М. И.

 

    Современные преобразования в мире изменили инфраструктуру общества в сторону его демократичности и поликультурности, что определило потребность в разработке системы ценностей, смыслов и назначения иноязычного  образования. В современном мире иноязычное  образование становится не только показателем интеллектуального развития, овладения общечеловеческой и профессиональной культурой, но и гарантией социального благополучия, условием конкурентоспособности специалиста на рынке труда. С открытием границ между государствами усиливается мобильность людей, их мотивация к изучению иностранных языков, стремление к установлению и развитию контактов с зарубежными странами. В этой связи одной из проявляющихся сейчас тенденций мировой образовательной парадигмы выступает выдвижение коммуникативных образовательных дисциплин, в том числе и иностранных языков, в ряд приоритетных. Обладая большим образовательным потенциалом, иноязычное  образование, помимо решения задач развития личности, является ресурсом формирования и развития коммуникативных умений и навыков.

    Анализ современной языковой ситуации в сфере обучения иностранным языкам в разных странах, в том числе и в России, показывает, что приоритетным является английский язык. Англоязычные страны «экспортируют» свой язык по всему миру. И в нашей стране он, к сожалению, все более интенсивно вытесняет другие языки, в том числе традиционно преподаваемые иностранные языки. Особенно это касается немецкого языка, который по распространенности всегда занимал второе место после английского.

    До начала 90х годов соотношение изучаемых в школе иностранных языков устанавливалось Министерством просвещения. В настоящее время в соответствии с развивающимися рыночными отношениями предоставляемые школой образовательные услуги определяют спрос. А спрос проявляется сейчас в явном предпочтении английского языка. Как правило, родители стремятся отдать ребенка изучать английский язык. С точки зрения родителей, это вполне оправданно, так как это язык международного общения, на котором говорит практически весь цивилизованный мир. Сейчас соотношение изучаемых в школе иностранных языков резко изменилось в пользу английского языка. Можно рассматривать это как объективную тенденцию, которая обусловлена геополитическими и социально экономическими  факторами и характерна для многих стран мира, но нельзя пускать ее развитие на самотек. Эта мысль находит подтверждение в позиции Совета Европы, который однозначно высказался за языковой плюрализм в Европе. Сегодня мы говорим о Европе как о нашем общем доме, а в современной европейской школе преподается от 2 до 5 языков. Это залог стабильности и устойчивости самой Европы, залог конкурентоспособности молодого европейца. Россия широко интегрируется в мировые, прежде всего европейские, процессы. Образовательная политика нашего государства применительно к иностранным языкам также основана на идее плюрализма. Изучаться должны не только языки ведущих стран мира: английский, немецкий, французский, испанский, но и языки стран-соседей в пограничных регионах.  

     И.Л. Бим считала, «что для реализации идеи плюрализма применительно к изучению иностранных языков необходимо:

1. Там, где это обусловлено особенностями региона, образовательной ситуацией в конкретной школе, сохранить, наряду с английским языком немецкий, французский и испанский языки в качестве ИЯ 1.

2. Вводить второй иностранный язык: немецкий, французский и по возможности испанский и языки стран-соседей там, где английский язык является ИЯ 1 и где для этого имеются благоприятные условия.

3. Зафиксировать законодательно такую возможность.

4. Чтобы удовлетворить спрос на английский язык, там, где в качестве ИЯ 1выступают другие иностранные языки, вводить английский язык как ИЯ 2.

5. Повысить качество подготовки учителей по второму иностранному языку в педагогических вузах и университетах.

6. Создавать учебники, учитывающие специфику обучения ИЯ 2.»

         В  стандарте общего образования второго поколения  заложена  возможность изучения немецкого и как основного, и как второго иностранного языка.

Количество учащихся, изучающих немецкий язык как второй иностранный, растет, а общее число изучающих немецкий язык в России приближается к 4,5 миллионам человек. Цифра впечатляет, если не знать, что еще десять лет назад она была вдвое выше. Российским учителям немецкого языка эта тенденция хорошо знакома. Понятно, что для исправления ситуации с изучением немецкого языка в целом по стране какой-то одной меры, которая может быть воспринята и реализована в качестве антикризисной помощи, недостаточно. Должен быть целый комплекс мер. У учителей немецкого языка появилась потребность объединиться и осознать самих себя как единое профессиональное сообщество, способное принимать решения и действовать.

Общая задача  учителей немецкого языка  – популяризировать немецкий язык среди детей и родителей, объяснять родителям развивающий потенциал немецкого языка, укреплять представление о нем как о языке великой литературы, науки, философии. Убеждать, что немецкий язык – это широкие перспективы в будущем: возможность получить стипендию для учебы или научных изысканий в Германии, работу в немецкой компании или туристической фирме.  Для этого можно и нужно использовать средства массовой коммуникации, в том числе Интернет, открытые уроки для родителей и администрации образовательного учреждения, выставки детских работ (как результаты проектной методики обучения) и многое другое. Учителям важно продемонстрировать технологию обучения, направленную на развитие личности ребенка.  

Как можно заинтересовать ученика в изучении немецкого языка?

                     Наиболее веские причины, почему нужно изучать именно  

                                             немецкий язык:

 Важный язык международной коммуникации
Владеющий немецким языком может общаться со 101 миллионом человек во всем мире. Сто миллионов человек разговаривают по-немецки как на родном языке не только в Германии, но и в Австрии, Швейцарии, Люксембурге и Лихтенштейне. Немецкий язык распространен на территории Северной Италии, Восточной Бельгии, Восточной Франции, а также в Голландии и Дании. В Европе немецкий язык – родной для большинства населения.

Важный язык торговых переговоров
Германия - экономически сильное государство. Она выступает международным экономическим и торговым партнером не только с Европой, но и с рынками Азии и Америки. Со всеми этими странами Германия имеет долгие и прочные торговые отношения как экспортирующая нация во всемирном масштабе. Немецкая продукция широко известна во всем мире благодаря своему высокому качеству и брендовым маркам: немецкие автомобили, такие как BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen – лишь немногие примеры продукции высокого немецкого качества.

Языковые компетенции – хорошие инвестиции
Международные и межкультурные компетенции в настоящее время – это важный ключ экономического успеха. Языковые компетенции помогают открывать новые рынки и дают преимущества в конкуренции. Каждое предприятие в будущем станет выдвигать требование своим работникам знать несколько иностранных языков и иметь развитую коммуникабельность. Зарубежные инвестиции и большое количество совместных предприятий между Германией и иностранными партнерами свидетельствуют о высокой роли немецкого языка как языка экономики. Немецкий необходим в немецкоязычных зарубежных фирмах, иностранных фирмах в Германии и фирмах с тесными экономическими связями с немецкоговорящими странами.

Немецкий язык наиболее распространён в следующих областях: машиностроение, высокие технологии, медицинская сфера, юридическая документация, даже брачные договоры, так как наша молодежь часто едет в Германию «по семейным обстоятельствам».


Язык науки
Немецкий язык, как язык науки, важен для профессиональной дискуссии.
В то время как представители теоретических наук во всем мире чаще всего общаются на английском языке, то в практических естественных науках, например, в лесоводстве, требуется национальный язык, в том числе немецкий. Только таким образом функционируют коммуникации между экспертами и «неспециалистами». В некоторых гуманитарных дисциплинах немецкий язык и сегодня еще доминирует как научный язык. Классическая филология, археология, музыковедение, философия, лютеранская теология – это те предметы, в которых немецкий язык сегодня играет международную роль.


Горизонты духовного общения
Немецкая культура проявляется в различных формах: литература и музыка, театр и кино, архитектура, живопись, философия и искусство. Немецкая культурная жизнь отражается также в быту, в книготорговле и библиотеках, на фестивалях и в спорте. Для тех, кто интересуется немецкой культурой, знание немецкого языка – абсолютная необходимость. Благодаря знаниям немецкого можно изучить эту огромную европейскую культуру в оригинале.

Доступ к обучению в Германии
Германия насчитывает более 350 высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, которые тесно связаны с образовательным сектором. Университеты и специальные высшие учебные заведения имеют обширные предложения. Институты, такие как общество Макса-Планка, научное общество Готфрида Вильгельма Лейбница, Немецкое исследовательское общество, общество Фраунгофера и общество Германа фон Хельмхольца германских исследовательских центров предлагают оптимальные условия для исследований. Германия наиболее любима иностранцами как страна, где можно получить отличное образование. Всего в Германии в высших учебных и исследовательских учреждениях обучается 225 000 иностранцев. Кроме того, правительство Германии упростило процедуру выдачи вида на жительство специалистам, окончившим местные вузы. Сегодня в этой стране учится на немецком языке более десяти тысяч студентов из России. Это больше, чем где-либо еще. 
Плюс ко всему, Германия каждый год оказывает финансовую поддержу более чем 60000 человек, участвующих в программах обмена. Международное сотрудничество играет большую роль в жизни Германии. Имеется больше количество грантов на бесплатное обучение для студентов, молодых ученых и преподавателей. Существует возможность получить визу для работы на каникулах, а для некоторых специальностей предоставляется разрешение на длительную работу.

В России действуют многочисленные научные и культурные фонды (Гете Институт, ДААД, фонд Александра фон Гумбольдта, фонд Гельмгольца и другие), которые оказывают поддержку изучающим немецкий язык и культуру, студентам-германистам, молодым ученым, учителям, направляют их на стажировки в ФРГ.

Рынок труда в России

В некоторых российских регионах – таких, как Средняя Волга, Урал и Калининградская область сегодня растет потребность в кадрах, способных свободно общаться на немецком языке. Это объясняется традиционными экономическими связями с Германией, язык которой специалисты, работающие на многочисленных совместных предприятиях в вышеназванных регионах, должны хорошо знать в первую очередь. До 80%фирм, вкладывающих средства в экономику России, представляют немецкий капитал.  

Германия – излюбленный центр туризма
Множество туристов из Германии, Австрии и Швейцарии путешествуют по всему миру. Знание немецкого языка для всех, кто работает в сфере туризма и хочет заработать деньги, является хорошей инвестицией.
И наоборот: миллионы иностранных туристов посещают каждый год немецкоговорящие страны. Они хотят побывать в замках короля Людвига Баварского, в горах Австрии и Швейцарии, познакомиться с немецким пивом на празднике Октоберфест и с немецкой романтикой на Рейне. Кто говорит и понимает немецкий язык, может лучше узнать немцев,  более углублённо ознакомиться с историей и культурой немецкого народа. 

Осуществлять поиск в интернете

Конечно же, английский  — это язык Интернета, но немецкий стоит на втором месте. По результатам опроса “Netz-Tipp-Studie” 56,4% страниц на английском, 7,7% страниц на немецком  (это составляет 156 200 000 интернет-страниц). И находясь в интернете, можно открывать страницы, которые возможно дадут  возможность улучшить свою жизнь или пообщаться с людьми своего возраста на немецком языке.

  Немецкий – сложный язык, так что английский в роли мирового лидера он не заменит. Но у него хорошее будущее – в тройке ведущих европейских языков немецкий останется в любом случае.

Использованные источники:

  1. Дейкова Л.А. Становление иноязычного лингвистического образования в вузах России.// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.// ГОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск, 2011;
  2. Бим И.Л. Языковой плюрализм – веление времени // Вопросы преподавания немецкого языка в школе и учебная литература. Немецкий язык. «Просвещение». Приложение к информационно-публицистическому бюллетеню «Просвещение», апрель 2009 г.;
  3. Гальскова Н.Д. В раннем возрасте полезно изучение любого языка.// Вопросы преподавания немецкого языка в школе и учебная литература. Немецкий язык. «Просвещение». Приложение к информационно-публицистическому бюллетеню «Просвещение», апрель 2009 г.;
  4. Радченко О.И. Можем изменить ситуацию.// Вопросы преподавания немецкого языка в школе и учебная литература. Немецкий язык. «Просвещение». Приложение к информационно-публицистическому бюллетеню «Просвещение», апрель 2009 г.;
  5. Карпов В.А. Язык не ремесло, а система интересов.// Вопросы преподавания немецкого языка в школе и учебная литература. Немецкий язык. «Просвещение». Приложение к информационно-публицистическому бюллетеню «Просвещение», апрель 2009 г.;
  6. З.Н. Никитенко. Школьное образование в Европе: современные тенденции языковой политики.// Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2010 год;
  7. http://www.deutsche-allgemeine-zeitung.de/rus/index.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие предметных компетенций на занятиях театральной студии "Вдохновение" - Cборник с материалами XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования». (2013 г.)

Cборник с материалами  XVI Международной научно-практической конференции  «Актуальные вопросы модернизации российского образования»  [[{"type":"media","view_mode":"medi...

Статья "Актуальные вопросы системы дополнительного образования школы.

Статья расскрывает осноные вопросы организации дополнительного образования в школе....

Актуальные вопросы школьного филологического образования :опыт ведущих практик

Развитие филологической одаренности и литературных способностей обучающихся .Опыт участия в конкурсах, конференциях, олимпиадах...

«Актуальные вопросы развития коррекционного образования: достижения и инновации»

Духовно-нравственное воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии...