Статья "Актуальные вопросы системы дополнительного образования школы.
статья

Клеков Виктор Алексеевич

Статья расскрывает осноные вопросы организации дополнительного образования в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клеков Виктор Алексеевич

Педагог дополнительного образования

ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга,

г. Санкт-Петербург (г. Павловск)

«Актуальные вопросы системы дополнительного образования в школе».

Аннотация.

Статья предназначена для руководителей и педагогического состава дополнительного образования общеобразовательных учреждений. В статье раскрываются основные вопросы организации дополнительного образования в школе. Показаны положительные и отрицательные моменты в организации системы дополнительного образования, а также проблемы возникающие в этой деятельности.

Ключевые слова.

Система дополнительного образования, организация дополнительного образования, проблемы дополнительного образования.

        

В последние годы, в стране все чаще и актуальнее ставятся на повестку дня развитие дополнительного образования в школе. В законе «Об образовании» 10.07.02 г. Указано, что дополнительное образование представляется как «особый» вид образования в школе. В этом документе даны основные направления Программ дополнительного образования, которые реализуются в целостной системе образовательного процесса школы.

Одной из важнейших задач дополнительного образования является: создание определенных условий, при которых дети с раннего возраста активно включались в развитие своих интеллектуальных способностей с учетом собственных желаний и возможностей. В рамках школы, организация дополнительного образования хорошо вписывается во внеурочную деятельность.

В рамках школы дополнительное образование хорошо становится благодаря достаточному профессиональному педагогическому потенциалу учителей. При этом, дети, включенные в дополнительное образование, уже имеют определенный контакт с учителями и быстрее находят точки психолого-педагогической совместимости.

Учитывая вышесказанное, дополнительное образование должно быть строго систематизировано по времени, способам и формам проведения. Оно должно выступить неотъемлемым вторым законным шагом общей системы образования в школе.  Именно на этом этапе образования учащийся формирует свою целевую профориентацию и получает развитее своих интеллектуальных способностей.

С другой стороны, дополнительное образование может выступить конкурентом основного образования потому как имеет ряд объективных преимуществ, а именно:

- учащийся может делать свободный выбор профиля Программы;

- учащийся может при выборе Программы учитывать потенциал и личностные качества педагога;

- учащийся получает личностно-ориентированный характер дополнительного образования;

- учащийся нацелен на реализацию личностного потенциала.

Несмотря на множество положительных посылок в адрес дополнительного образования, здесь очень ярко могут проявляются следующие проблемы, а именно:

- оценочные критерии дополнительного образования еще четко не сформированы;

- качество и эффективность учащихся, включенных в дополнительное образование, не всегда достаточно оцениваются педагогами;

- выбор форм и способов педагогами дополнительного образования достижения результатов не всегда удовлетворяет участников этого процесса как и руководство школы;

- повсеместно отмечается недостаточное материально-техническое обеспечение процесса дополнительного образования;

- отмечается наличие противоречий среди участников процесса дополнительного образования в вопросах времени и форм проведения занятий.

В этом контексте, нельзя не указать и на следующие объективные недостатки дополнительного образования, а именно:

- существует недооценка трудоёмкости педагога дополнительного образования;

- объективно существует нехватка квалифицированных кадров дополнительного образования;

- объективно существует недостаточная изученность учащихся, включенных в процесс дополнительного образования.

И все же, нужно признать особую роль дополнительного образования в школе. Оно заключается в его широких возможностях и устойчивому педагогическому потенциалу, а также в его личностно-ориентированных программах, в его исключительности и многообразии форм и способов достижения благородных целей.

Список литературы

1. Антопольская Т.А. Организационная культура учреждения дополнительного образования детей: понимание, структурирование, развитие // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009. №4.

2. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В.А. Березина. – М.: Диалог культур, 2007.

3. Поволяева М.Н. Научно-методическое и информационное обеспечение системы ДОД // Вестник образования России. 2007. №20.

4. Поликашева Н.В. Развитие системы дополнительного образования детей как ресурс социокультурной модернизации образования / Н.В. Поликашева. – 2011.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 г. Москва "Об образовании".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования» (в условиях школы надомного обучения)

          Проблема  здоровьесбережения  детей во время обучения названа одной из основных  проблем образовательного процесса. Вопрос ...

Роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС.

В статье отражены роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС в ОУ....

Система дополнительного образования в воспитательной системе школы.

Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, к...

К вопросу о профессиональной компетентности педагога системы дополнительного образования детей

В статье акцентируется идея, что профессиональная компетентность современного педагога — это качественная характеристика личности, которая включает систему научно-теоретических знаний как в пред...

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...