«Функциональная грамотность: развиваем в средней и старшей школе. Модули»
статья по немецкому языку

В современном динамически развивающемся обществе значительно расширилось содержание понятия «грамотность». Наряду с традиционной интерпретацией грамотности (умение человека читать, писать и производить арифметические расчеты) стало активно использоваться понятие «функциональная грамотность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Функциональная грамотность: развиваем в средней и старшей школе. Модули»

В современном динамически развивающемся обществе значительно
расширилось содержание понятия «
грамотность». Наряду с традиционной
интерпретацией грамотности (умение человека читать,
писать и производить арифметические расчеты) стало активно
использоваться понятие «функциональная грамотность».

Функциональная грамотность – это умение действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Когда ребенок закрывает дверь предметного кабинета и выходит в жизнь. Для успешного полноценного функционирования в обществе и нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это и включается в понятие функциональной грамотности.

Под функциональной грамотностью для учителей понимается умение педагога применить на практике имеющиеся знания. По большому счету, это способность к саморазвитию и самообразованию, которые связаны с поиском новой информации, проверкой ее достоверности, изучением новых видов деятельности.

Функциональная грамотность – понятие без возраста. Ежедневно все мы сталкиваемся с необходимостью решения нестандартных задач в, казалось бы, обыденных ситуациях, с необходимостью осмыслить информацию для того, чтобы сделать правильный выбор, принять правильное решение. Приведу примеры.

Мы знаем все буквы алфавита, умеем складывать слова и читать предложения. Но когда видим смешанный мультизнаковый текст или инструкцию, когда работаем с множественным текстом, теряемся, не справляемся с приёмами шрифтового варьирования, не можем совместить то, что выражено графически и словесно, сопоставить факты; чрезмерно доверяем печатному слову. Сознанием человека, который не привык воспринимать текст целостно, комплексно и критически, легко манипулировать (чем охотно пользуются, например, мошенники, «грамотно» составляющие юридические документы).

Мы имеем представление о геометрическом пространстве, но не знаем, как правильно разместить мебель в доме, какие варианты плиточной облицовки мы можем выбрать, исходя из имеющихся материалов. Мы любим мёд, но не знаем, верна ли информация о том, где он произведён (произрастают ли растения, указанные на этикетке, в данном регионе, да и вообще являются ли указанные растения медоносами). Мы знакомы с алгебраической и геометрической прогрессиями, изучаем основы экономики, но при этом нам сложно грамотно распорядиться своими ресурсами – так, чтобы они с минимальными рисками приносили прибыль.

В современном мире нам необходимо уметь находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, мыслить пытливо и критически, не останавливаться на заученных формулах; безусловно, опираться на знания, но непременно проявлять находчивость при решении задач, предельно приближенных к жизненному контексту. Это и есть функциональная грамотность.

Чтобы оценивать уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно давать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение таких задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий. Когда мы говорим о функциональной грамотности, мы имеем ввиду не только предметность, а всю систему работы в школе.

Функциональная грамотность, которая сформирована через формат PISA, включает в себя основные и дополнительные компоненты, к которым относятся читательская, естественнонаучная, математическая, финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции. 

1.Математическая грамотность - способность мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения предсказания.

2.Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности.

3.Естественнонаучная грамотность - способность человека занимать активную позицию по вопросам, связанным с естественно - научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно - научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

4.Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5.Глобальные компетенции - способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные виды и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития

 6.Креативное мышление - cпособность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Во всех заданиях основополагающей является работа с текстом – читательская грамотность. Важно правильно видеть смысл, оценивать и интерпретировать текстовый материал. Что касается математической грамотности – важно формулировать, применять и оценивать результат с позиций математики и реального опыта. Естественнонаучная грамотность предполагает способность давать научные объяснения, применять естественнонаучные методы исследования и интерпретировать полученные выводы.  

Чтобы оценивать уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно давать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение таких задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий.

Мы помним, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках иностранного языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока иностранного языка включает: овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему. Достичь функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, которую можно достичь, используя на уроке такие средства как игра, проекты, видеопутешествия и т.д.

Разберем на примерах, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках немецкого языка.

Формирование математической грамотности на уроках немецкого языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 10. Типовая задача: производить простые вычисления на немецком языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

Нужно решить примеры. Догадаться о цифре, которая спрятана в картинках и написать ответ.

Задача на формирование финансовой грамотности может быть сформулирована так:

Um sich im Ausland orientieren zu können, muss man auch über das Geld des Gastlandes informiert sein. Lest bitte den Text, um das Wichtigste zu verstehen.

Чтобы ориентироваться за границей, нужно быть проинформированным о деньгах страны, куда едете. Прочитайте текст, чтобы понять главное.

Текст содержит материал о немецких деньгах, о введении евровалюты. Посмотреть на картинки.  На купюрах изображены исторические эпизоды, из истории Германии. И узнать, чтобы что-то приобрести в чужой стране, нужно оплачивать на их валюте. Что в Великобритании – это фунты, в Швеции и Дании кроны, в Польше - злоты, а в Чехии - чешские кроны.

После текста нужно в тестовом варианте ответить на вопросы:

Какие преимущества у Евро?

Сколько существует купюр Евро?

Что мы видим на банкнотах?

Чему равен Евро 100?

Формированию естественнонаучной грамотности способствуют задания типа:

Was heißt “Tierfreund sein”? Lest darüber.

Что значит быть другом животных? Ученики учатся участвовать в аргументированном обсуждении проблемы. Помощь больным и бездомным животным.

Многие дети имеют дома животных и заботятся о них. Это относится к их хобби. Многие вообще настоящие друзья зверей. Они также кормят бездомных собак, т. е. собак которые потеряли хозяина или хозяйку. Некоторые много читают о диких животных, интересуются, как они там живут, что они едят, посещают зоопарк, кружки юных любителей животных.

Ученики учатся участвовать в аргументированном обсуждении проблемы. Рассказывают про своих домашних животных. И приводят примеры помощи бездомным животным. Отвечают на вопрос: О чём идёт речь в тексте?

Глобальные компетенции в исследованиях PISA как - способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера. Одну из глобальных проблем - проблему экологии - начинают обсуждать на уроках немецкого языка в 5 классе.

Задание на формирование функциональной грамотности можно сформулировать так.

У Косми возникает идея сделать Генеральную уборку в городе. Друзья его поддерживают. Т.е. нужно посадить цветы, деревья, ставится вопрос о загрязнении почвы, воздуха.

1.Надо отыскать места, где можно высадить деревья, заложить парки.

2.Надо найти объекты, загрязняющие воздух.

3. Надо найти места, где можно поставить контейнеры или урны для мусора.

4.Надо проверить, есть ли в городе опасные перекрёстки, где старым людям может понадобиться помощь.

Для этого надо прочитать все тексты о городе и изучить все рисунки и фотографии, определить, сколько можно сделать кварталов в городе. Затем разбиться на такое же число групп и распределить в группах, кто что будет изображать на своём куске ватмана. Затем все куски и кварталы соединить и обсудить поставленные задачи.

Креативное мышление. Креативность - это навык 21 века. Креативность - это нечто врождённое.

«Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» – эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.

Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, конечно же, у проектных работ.

Учащиеся могут представить результаты своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций и даже поделок. Одно из самых любимых заданий в 6 классе «Нарисовать Школу cвоей мечты». Ученики рисуют, затем защищают свои рисунки, подписывают свои рисунки на немецком языке.

Читательская грамотность - это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление.  Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание. В процессе обучения учитель часто сталкивается с проблемами учащихся при работе с текстом. При чем проблемы возникают и при работе с текстом на русском языке, не говоря уже об иностранном.

Одним из самых распространенных заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания типа Верно, Неверно, которые могут быть сформулированы по - разному.

К отличительным особенностям текстов на формирование функционального чтения относятся:

  • большой объем неадаптированного текста;
  • информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм, …
  • интегрированные задания;
  • так называемые «не сплошные тексты» - театральные билеты, афиши, проездные документы и т.д.

Информация, представленная в виде диаграмм, вызывает сложности у многих учащихся, поэтому следует чаще использовать задания – анализ диаграмм.

Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

Московский центр качества образования проводит большую работу, направленную на проверку уровня сформированности функциональной грамотности учащихся. Это многомерный комплексный процесс, который содержит важные составляющие.

Во-первых, по результатам создания диагностических работ сформирована очень интересная ресурсная база: демонстрационные варианты работ, своего рода тренажёры, образцы для составления подобных заданий, размещены в открытом доступе на сайте МЦКО (https://demo.mcko.ru). Работать с этими заданиями могут учителя-предметники, школьники, специалисты, отвечающие за подготовку по направлению «Функциональная грамотность».

Во-вторых, результаты диагностики – это серьёзная аналитическая база, дающая представление не только о сильных сторонах наших учащихся, но и о тех дефицитах, на преодолении которых стоит сосредоточиться. Как показывает опыт диагностических исследований по функциональной грамотности, проводимых в 2021 году, наши ученики неплохо выявляют факты, достаточно активно их интерпретируют, но вот навыки анализа фактического материала требуют существенной доработки. И эти аналитические выводы абсолютно коррелируются с выводами, сделанными по результатам Международного исследования PISA-2018.

В-третьих, диагностика позволяет каждому ученику видеть свою индивидуальную траекторию развития, оценивать свой результат, корректировать свой подход к изучению предметов, формированию собственных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг командообразования "Первобытная школа" для учащихся средней и старшей школы

Тимбилдинг (англ.) — командообразование («team» — команда, «build» — строить). Это совокупность игровых этапов, направленных на формирование и развитие навыко...

Школа вожатых как средство самореализации обучающихся средней и старшей школы.

Самореализация человека является одним из важным критерием для его успешной карьеры и жизни в целом...

Развитие читательской грамотности у детей средней и старшей школы

  «Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать с...

Функциональная грамотность в разрезе управления качеством образования школы

Функционально грамотная личность — это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.Цель среднего образования: заключается в...

Функциональная грамотность на уроках математики в основной школе

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в разнообразных сферах деятельности; способность использовать полученные матема...

Тема: «Формирование и развитие функциональной грамотности – одна из важнейших задач современной школы» (Мастер-класс)

Учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регул...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся основной и старшей школы: основные приемы и методы учителя истории и обществознания.

Материал содержит информацию для учителя о формировании финансовой грамотности у обучающихся, о методах, приемах , существующих ресурсах которые могут помочь в деятельности учителя....