Формирование финансовой грамотности у обучающихся основной и старшей школы: основные приемы и методы учителя истории и обществознания.
материал по обществознанию

Еруткина Эмма

Материал содержит информацию для учителя о формировании финансовой грамотности у обучающихся, о методах, приемах , существующих ресурсах которые могут помочь в деятельности учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности у обучающихся основной и старшей школы: основные приемы и методы учителя истории и обществознания.

Финансы – это неотъемлемая часть жизни человека, мы каждый день сталкиваемся с теми или иными финансовыми операциями, оплачиваем проезд, совершаем покупки. Многие неразумно растрачивают свои деньги и не делают сбережений. Экономика в нашей стране крайне нестабильна, и в периоды кризиса человек должен уметь выжить и не влезть в долги. Для того что бы иметь всегда сбережения и приумножать их, необходимо разбираться в банковских услугах и уметь рационально вкладывать свои деньги так, чтобы не потерять их, а получить прибыль для комфортной жизни и беззаботной старости.

В России разработана и реализуется Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности населения, которая будет реализовываться до 2023 года. Стратегия является основой для разработки государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В реализации программы участвуют Министерство Финансов Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации, педагогическое сообщество и другие заинтересованные организации.

Молодое поколение – будущее страны, и обучить детей проще, чем перестраивать мышление взрослого поколения, поэтому школа является главным источником внедрения в массы финансовой грамотности.

Внедрение курса «Основы финансовой грамотности» вызвало необходимость существенного изменения в программе общего образования. Учителям необходимо выстроить такую модель обучения, которая будет соответствовать требованиям ФГОС (Федеральные государственные образовательный стандарты) и повысит интерес школьников к изучению курса.

В наше время существует множество различных образовательных учреждений, различных познавательных передач, информация доступна каждому обычному человеку, но проблема грамотности существует и по сегодняшний день. Изначально понятие грамотность использовалось для определения уровня владения навыками чтения и письма согласно нормам родного языка. В современном же мире это понятие приобрело более широкое значение и теперь употребляется для обозначения знаний высокой степени в других сферах деятельности.

В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев предлагают такое определение общей грамотности, которое носит универсальный характер и отражает общие признаки всех видов грамотности, а именно грамотность -«результат обучения, выраженный в способности человека действовать в соответствии с объективной логикой предметного мира».

К настоящему времени выделяют следующие виды грамотности.

Одним из востребованных видов грамотности в современных условиях

стала финансовая грамотность. Миллионы Россиян находятся в так называемой «долговой яме», фактически по кредитам не могут платить около семи миллионов человек. Люди берут кредиты в первых попавшихся банках, не рассматривая процентную ставку в других, не рассматривают более выгодные условия кредитования, и не задумываются в состоянии ли они, будут потом, расплатится по данному кредиту. Причина в финансовой неграмотности населения нашей страны.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

определяет финансовое образование как процесс, в котором потребители финансовых услуг совершенствуют свои знания о финансовых продуктах и понятиях, и, благодаря информации и/ или объективным советам и рекомендациям, развивают свои навыки и уверенность в себе. Такие знания помогают им повысить умения делать обоснованный выбор, принимать меры по повышению своего финансового благосостояния.

Базовые знания и умения в области финансовой грамотности помогают уверенно распоряжаться личными доходами, управлять и использовать разнообразные финансовые продукты и услуги. На сегодняшний день граждане России обладают низкой финансовой грамотностью. Из-за незнания в области финансов многие не доверяют банкам, хранят свои сбережения дома и боятся инвестировать свои средства в ценные бумаги. Так же многие тратят больше, чем зарабатывают, берут кредиты и имеют трудности в выплате обязательных платежей, это приводит к образованию персональных долговых обязательств. Нежелание людей изучать финансовые инструменты приводит их к совершению ошибок. Многие обращаются за советами не к специалистам, а к знакомым, которые имеют мало представлений о функционировании финансовых институтов. Все это ведет к негативному распространению знаний и низкому уровню финансовой грамотности.

Финансово грамотный человек обладает следующими базовыми

качествами:

1) ведет учет собственных доходов и расходов;

2) тратит меньше чем зарабатывает( формирует сбережения);

3) ориентируется в мире финансов (знает где найти и как использовать нужную информацию);

4) знает как защищены права потребителя финансовых услуг;

5) имеет подушку безопасности (на случай непредвиденных обстоятельств или накопления на пенсию);

6)осуществляет рациональный выбор финансовых услуг.

Финансовая грамотность полезна не только для конкретного человека, но и для государства в целом.

Финансовая грамотность – это совокупность знаний и умений управления финансовыми ресурсами, которые необходимы для принятия правильных финансовых решений и обеспечения личного благосостояния.

В условиях рыночной экономики, с ее взлетами и кризисами, вопросы личной финансовой безопасности приобретают жизненно важное значение практически для каждого человека. Ярким примером необходимости финансовой безопасности на сегодняшний день может служить ситуация с пандемией COVID-19, которая распространилась по всему миру в марте 2020 года. В связи с высокой заболеваемостью, все страны мира перекрыли свои границы. В России веден режим самоизоляции, и множество предприятий работали удаленно. Многие сферы экономики, в особенности такие как туристический бизнес, организации общественного питания, досуговые центры и др. и по сегодняшний день находятся в бедственном положении. В такой ситуации многие остаются без денег и работы, а большинство россиян имеют кредиты, ипотеки и семьи которых надо обеспечивать, не говоря об обязательных платежах.

Психологию взрослого человека, давно сформировавшуюся на основе опыта, сложно изменить. Куда проще обучать грамотному обращению c деньгами детей. Правда, в российских реалиях мешает менталитет -во многих семьях традиционно избегают обсуждения денежной темы с младшим поколением.

Для того, чтобы в подростковом возрасте ребенок имел полное представление о деньгах, и можно было смело ему доверять в совершении покупок, оплаты питания в школе и других финансовых операций, необходимо знакомить ребенка с деньгами начиная с садика.

Нехватка знаний может плохо отозваться в дальнейшем. Если ребенок не будет понимать, как распоряжаться средствами, он рано или поздно сам найдет ответы на вопросы, но вероятность того, что они будут верными, не велика. Важно прививать ребенку понимание, что деньги – это не хорошо и не плохо: это ресурс, и он ограничен.

Государство прилагает большие усилия, для того чтобы население нашей страны повысило свою финансовую грамотность. Благодаря реализации различных программ и стратегий, повышаются шансы увеличения финансовой грамотности населения. Для того, чтобы уровень грамотного населения увеличивался, курс Основы финансовой грамотности вводится в школьную программу.

Главной проблемой на данный момент является нехватка часов в учебном плане. И одним из способов является встраивание курса в обязательные предметы общеобразовательной программы. На сегодняшний день в поисках эффективных путей повышения уровня обучения в школе используются межпредметные связи. Используя межпредметные связи, можно интегрировать курс финансовой грамотности с другими школьными предметами.

Так, например, связь обществознания и финансовой грамотности очевидна, в курсе обществознания имеется раздел с экономическим содержанием. На предмете обществознание изучается все финансовые отношения и жизнь человека в целом.

Для того чтобы не совершать ошибки в будущем нужно знать какие ошибки совершались нашими предками в прошлом. Такие знания дает нам предмет история. На уроках истории ученики изучают: историю торговли и появление рыночных отношений, появление денег, влияние войны на экономику, взаимоотношение между государствами в различные исторические промежутки, экономические кризисы.

Проведение сравнения содержания курсов «Финансовая грамотность» и общеобразовательных предметов показывает, что практически все

общеобразовательные предметы обладают возможностью включения отдельных дидактических единиц финансовой грамотности в содержание

отдельного курса, раскрытие которого во-многом обусловлено педагогическим мастерством учителя.

Насыщение общеобразовательных предметов дополнительным материалом по финансовой грамотности, практико-ориентированными заданиями и контекстными задачами с элементами финансовой грамотности возможно практически при изучении всех предметов. Контекстная задача – «жизненно-имитационная» ситуация, для описания или разрешения которой учащиеся используют различные предметные знания и способы деятельности. Контекстные задачи с элементами финансовой грамотности показывают прикладное значение научных знаний, что способствует повышению мотивации и интереса к изучаемому предмету.

Для более эффективного внедрения курса, будет целесообразно проводить интегрированные уроки, в ходе которых учителя могут объединить свои знания, для более детального представления материала. Так, например, учитель экономики или обществознания, с учителем математики, могут объединится и провести комбинированный урок, в ходе которого, учитель экономики может объяснить теоретическую часть, а учитель математики будет решать практические задачи с экономическим содержанием.

Школьное обучение основам финансовой грамотности проводится в

виде уроков и внеурочных занятий.

Для того что бы внедрить в школы курс «Основы финансовой грамотности» и заинтересовать детей, можно использовать следующие формы и методы организации учебной деятельности учащихся:

Формы:

Игровое обучение. Уроки проходят в игровой форме, ученики работают в команде, решают проблемы и ситуации финансового содержания, разыгрывают сценки, проходят квесты. В ходе урока можно разыгрывать жизненные ситуации, связанные с финансовыми операциями.

Методы:

• Решение задач и ситуаций - учитель в начале урока приводит ситуацию, которую в ходе урока ученики должны решить;

• Дискуссия - учитель приводит конкретную ситуацию, которая обсуждается учащимися;

• Беседа – ученики вместе с учителем обсуждают ситуации;

В Российской Федерации проводится активная образовательно-просветительская работа в рамках Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», функционируют онлайн-ресурсы.

В онлайн обучении педагогам и обучающимся основной школы хорошо знакомы возможности «Российской электронной школы». «Российская электронная школа» – это полный школьный курс уроков; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя. Интерактивные уроки включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз, они не предполагают оценивания и уж тем более фиксации оценок. Проверочные задания, напротив, не подразумевают повторного прохождения – система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика. В вопросах финансовой грамотности обучающимся 7 класса поможет урок обществознания в «Российской электронной школе» «Доходы и их использование», обучающимся 8 класса – урок обществознания «Банковские и страховые услуги».

В условиях онлайн обучения учитель организовывает работу обучающихся в онлайн режиме на сайте вашифинансы.рф. Портал вашифинансы.рф предлагает подборку онлайн-продуктов для школьников, которые помогут найти ответы на актуальные вопросы в области личных финансов. Здесь ученики самостоятельно знакомятся с финансовыми новостями, изучают информацию рубрики «Статьи», просматривают тематические видеофильмы, комиксы, выполняют онлайн тестирование. Данный сайт по своему содержанию очень полезен, помогает организовать работу и индивидуально, и в группах.

Учебно-методические материалы размещены на сайте вашифинансы.рф в свободном доступе. К созданию этой серии был привлечен многочисленный авторский коллектив и эксперты из образовательной и финансовой сферы. Разработанные материалы учитывают наиболее успешный международный опыт по повышению финансовой грамотности населения, имеющийся уровень финансовой культуры граждан РФ и возможности российской системы образования. Разработанный в России курс финансовой грамотности предусматривает не только реализацию образовательного процесса в школе, но и обсуждение финансовых тем – построение семейного бюджета, управление личными финансами, анализ последствий необдуманных финансовых решений – в кругу семьи.

Полезен для обучающихся основной школы электронный ресурс «Онлайн-уроки финансовой грамотности». «Онлайн уроки финансовой грамотности» - проект Центрального банка Российской Федерации. Проект помогает школьникам из любой точки России получить равный доступ к знаниям, предоставляет возможность «живого» общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений. Уроки проходят в формате вебинаров в режиме реального времени, что позволяет экспертам взаимодействовать с аудиторией, задавать вопросы, получать ответы. Ребята просматривают на сайте тематические видео, анализируют просмотренный материал, составляют тезисный план на основе просмотренного.

Развитию познавательных интересов в сфере финансовой грамотности школьников способствует энциклопедическое приложение «Финсовет», которое поможет разобраться, куда уходят деньги, и научиться ими управлять.
Приложение ориентировано на три аудитории: школьники 5–9 классов; школьники 10–11 классов и молодые люди, получающие среднее профессиональное образование; взрослое население.
В основе приложения заложено девять тем: основы финансовых знаний, планирование доходов, управление расходами, личные сбережения и пенсии, займы и кредиты, инвестирование, страхование, финансовые риски и безопасность, а также защита прав потребителей.
Содержит более 100 статей, свыше 400 словарных понятий, более 60 пошаговых руководств.

«Финзнайка.рф» - онлайн-игра для школьников 5-11 классов, позволяющая работать как на официальном сайте проекта, так и через мобильное приложение. Включает викторины по финансовой грамотности, режим соревнований друг с другом, прохождение заданий от учителя, внутриигровые призы. Программа подбирает сложность задания в зависимости от возраста. Детям предлагается проверить себя по основным темам: «Деньги», «Налоги», «Семейный бюджет», «Семья и государство», «Банки», «Валюта», «Страхование», «Бизнес» и др. При регистрации нужно указать возраст, чтобы приложение подобрало адекватные по сложности задания. Но и без регистрации можно пройти набор простых квестов. Результатами прохождения тестов можно делиться с друзьями.

В онлайн-ресурсе «Финансовая грамотность на уроках Всеобщей истории и истории России» школьникам предлагается изучать вопрос денег через призму истории. Учителя и дети могут зарегистрироваться на официальном сайте проекта, либо работать через приложение. Все материалы, представленные в программе, можно использовать как отдельно, так и в рамках школьного курса истории. На примере истории России и мира учащиеся получают представление о том, какие финансовые решения принимались, по каким причинам и какие варианты развития событий существовали.

Приложение состоит из текстов, хронолиний, презентаций, тестов для самопроверки и творческих заданий. Самостоятельно или с помощью учителя детям предлагается решать различные финансовые вопросы и разбираться, какие аспекты влияют на принятие решений. Также в программе можно сравнивать и выбирать критерии оценки и ранжировать варианты на основе этих данных.

Как сообщают разработчики, основная цель приложения — научить детей пониманию и грамотному использованию финансового языка, в том числе при описании исторических явлений.

«Монеткины.рф» - сервис, обучающий основам ведения бюджета. В состав онлайн-сервиса входит приложение, которое рассчитано на детей – школьников 2-8-х классов, а также сайт для школьников и преподавателей.

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по обществознанию предполагает выполнение задания номер шесть, которое представляет раздел курса обществознания «Экономика» и проверяет знание основ финансовой грамотности. Таким образом, выпускникам основной школы, выбравшим ОГЭ по обществознанию, предстоит продемонстрировать свою финансовую грамотность, выполняя данное задание.

Не стоит забывать о проектных технологиях, за счет которых у обучающихся происходит осмысление практического опыта с точки зрения теоретических знаний, полученных на уроке.

Темы проектных работ могут быть следующими:

1. «Способы самозанятости, существующие в Российской Федерации».

2. «Источники доходов современной молодежи».

3. «Материнский капитал: за и против».

4. «Влияние банкротства финансовых компаний на финансовое положение семей».

5. «Налоги в Древнем мире»

6. «Рейтинг самых востребованных профессий на рынке труда вашего региона».

7. «Таможенные тарифы на импорт. Виды. Цель».

8. «Перспективы развития среднего класса в России».

9. «Источники экономического роста в Российской Федерации».

10. «Мероприятия для поддержки малых предприятий в вашем регионе»

Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации школьникам необходимы знания в сфере финансовой грамотности. Имея практические знания в этой области, обучающийся имеет больше шансов выбрать наиболее рациональный вариант, связанный с решением финансовых вопросов в реальной жизненной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой грамотности обучающихся на уроках математики

Финансовая грамотность является одним из элементов защиты потребителей финансовых услуг. Она «вооружает» граждан знаниями, необходимыми для самостоятельного рационального выбора финансовых...

«Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»

Представлена модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Роимеры заданий по функциональной грамотности для учащихся основной школы...

презентация "Формирование финансовой грамотность обучающихся основной и средней школы на уроках обществознания"

Представлены различные методические подходы к формированию финансовой грамотности обучающихся на уроках обществознания....

Формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы на уроках математики.

Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидер...

Педагогический опыт "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения"

тема:Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения ...