Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Клычкова Елена Викторовна

Роимеры заданий по функциональной грамотности для учащихся основной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технологические основы формирования и развития

функциональной грамотности обучающихся»

по теме:

«Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы

Структура работы:

Задание №1 (составлено самостоятельно)

Внеурочная деятельность «Финансовая грамотность»

Класс 5

Юля и Юра решили сделать приятное маме и приготовить её любимый салат на День Рождения.

 В Интернете  Юля  нашла интересную статью « Салат «Оливье»»

Салат Оливье существует очень давно и пользуется огромной популярностью. Изобрел этот салат в 1860-е годы повар-француз Люсьен Оливье - владелец трактира "Эрмитаж" на Трубной площади. В "Эрмитаже" можно было отведать те же кушанья, которые подавались в особняках вельмож. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни был изобретенный хозяином салат необычайного вкуса - "Салат Оливье", способ приготовления которого знаменитый повар держал в тайне. Многие повара пытались приготовить этот салат, но ни у кого он не получался. По некоторым данным, первоначальный рецепт салата таков: 2 рябчика, телячий язык, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую.

Прошло много лет, но салат «Оливье» (другое название современного рецепта этого салата — «Зимний») остаётся незаменимым блюдом на праздничном столе. Простота изготовления и доступность продуктов сделали этот салат чрезвычайно популярным.. Исходные компоненты салата «Оливье»: мясо дичи, картофель, морковь, лук, маринованные огурцы, яблоко, зелёный горошек, яйца, соль, перец, майонез. Для салата «Оливье» очень важны пропорции.

 На 6 порций нужно взять

Продукты

Количество

Картофель

6 штук

Морковь

2 штуки

Лук репчатый

2 штуки

Маринованные огурцы

1-2 штуки

Яблоки

1 штука

Яйца

4 штуки

Зелёный горошек

1 стакан

Отварная курица

200 граммов

Майонез

1 банка

Вопрос

1. Юля и Юра отправились в магазин за продуктами, им нужно было посчитать какую сумму денег взять с собой.

1.1 Подскажите какой информации не хватает ребятам в таблице выше, чтобы посчитать деньги?

А) Сколько денег у них имеется?

Б) Цены продуктов.

В) Какая сумка нужна для каждого продукта?

Г) В какой магазин они должны идти?

1.2 В первоначальном рецепте салата «Оливье» упоминаются пикули и каперсы. Каким словарём ты должен воспользоваться, чтобы узнать значение этих слов?

А) Орфографическим словарем

Б) Толковым словарем

В) Словарём синонимов

Г) Словарём антонимов

Д) Этимологическим

 1.3 Какую незнакомую вам величину содержит старинный рецепт, напишите._____________

 1.4 В каком разделе справочника «Старинные меры» вы будете искать значение найденной вами величины?

А) Меры длины

Б) Меры массы

В) Меры объема

Г) Меры массы

Д) Меры площади

 2. Юля и Юра узнали, что на День рождения приглашено 18 гостей. Во сколько раз больше Юля и Юра  должны купить продуктов на салат?

 3. Тут же ребята взялись исправлять таблицу. Помогите им, заполните третий столбец  таблицы

Продукты

Количество

Новое количество - ?

Картофель

6 штук

 

Морковь

2 штуки

 

Лук репчатый

2 штуки

 

Маринованные огурцы

1-2 штуки

 

Яблоки

1 штука

 

Яйца

4 штуки

 

Зелёный горошек

1 стакан

 

Отварная курица

200 граммов

 

Майонез

1 банка

 

 4. Сколько килограммов картофеля нужно купить Юле и Юре, если в    одном килограмме содержится 6 штук ?

 

5. Используя иллюстрацию с ценами сосчитайте, сколько денег потратят ребята на овощи для салата?

  6. Посчитайте какую сумму денег потратят ребята на все продукты для салата ?

 

7. Составьте задачу о покупке, используя текст о старинном салате «Оливье», недостающие данные подберите самостоятельно.

Типовая задача для учащегося

Найти недостающую информацию

Выбрать нужный словарь

Найти в тексте незнакомую величину

Высказать предположение и объяснить, в каком разделе будут искать значение величины и почему

Посчитать, во сколько раз больше надо купить продуктов

Заполнить третий столбец таблицы

Посчитать сколько килограммов картофеля нужно ребятам

Проанализировать иллюстрацию и посчитать, сколько денег потребуется ребятам на овощи

Составить список всех продуктов и посчитать, какую сумму потратят ребята на все продукты салата

Составить задачу

Планируемый образовательный результат

Находит недостающую информацию

Выбирает нужный словарь

Находит в тексте незнакомую величину

Высказывает предположение и объясняет, в каком разделе будет искать значение величины и почему

Считает, во сколько раз больше надо купить продуктов

Заполняет второй столбец таблицы

Считает сколько килограммов картофеля нужно ребятам

Анализирует и считает, сколько денег потребуется ребятам на овощи

Составляет список всех продуктов и считает, какую сумму потратят ребята на все продукты салата

Составляет задачу

Читательская, финансовая, математическая


Задание №2 (составлено самостоятельно)

История

Класс 8

«Когда Абулхаир одержал верх над сыновьями своих врагов в областях Дешт-и Кыпчака, некоторые из потомков Джучи-хана, например Керей-хан (так в тексте), и Жаныбек-хан… вышли из круга подчинения и повиновения и предпочли покинуть родину. Отказавшись от унаследованной (от предков) страны, они вступили на дорогу, ведущую на чужбину. С группой людей, достойных признания, они выбрали путь в Могулистан». /Средневековый автор Махмуд ибн Вали/[2, с. 21].

Вопрос

1. Каких исторических деятелей упоминает автор? Поясните, кто они.

2. О каких событиях рассказывается в документе?

3. С какой целью Керей и Жаныбек отправились в Могулистан?

4. Как встретил их правитель Могулистана? Почему?

5. В чем историческое значение предпринятых действий султанов?

6. Можно ли считать данные события закономерным процессом? Почему?

Типовая задача для учащегося

Определить, каких исторических деятелей упоминает автор и объяснить, кто они

Предположить и объяснить, о каких событиях рассказывается в документе

Назвать, с какой целью Керей и Жаныбек отправились в Могулистан

Придумать, как встретил их правитель Могулистана и высказать предположение почему именно так

Оценить значимость действий султана и убедить одноклассников, что действия султана положительно сказались на дальнейшим развитии страны

Выскажите собственное мнение о закономерности данных событий и аргументируйте свой ответ

Планируемый образовательный результат

Определяет, каких исторических деятелей упоминает автор и объясняет, кто они

Предполагает и объясняет, о каких событиях рассказывается в документе

Назвает, с какой целью Керей и Жаныбек отправились в Могулистан

Придумывает, как встретил их правитель Могулистана и высказывает предположение, почему именно так

Оценивают значимость действий султана и убеждают одноклассников, что действия султана положительно сказались на дальнейшим развитии страны

Высказывает собственное мнение о закономерности данных событий и аргументирует свой ответ

Читательская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»

Представлена модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Формирование функциональной грамотности учащихся основной школы на уроках русского языка

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Важно, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры. В обществе, умел выстраи...

Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся 5-6 классов.

Задания на формирование функциональной грамотности направлены на развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разных жизненных ситуациях. Эта способность включает в се...

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы по английскому языку в 8 классе по теме "Здоровье"....

Пример заданий на формирование функциональной грамотности при работе с текстами итогового собеседования в 9 классе

На примере текста о знаменитом враче, кардио-хирурге Лео Бокерия разработаны задания на формирование функциональной грамотности. Некоторое задания придумывали сами ученики....

Формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы на уроках математики.

Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидер...