Конспект урока Мужества
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Сорокин Александр Викторович

Конспект урока Мужества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Konspekt_uroka_muzhestva.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс методических пособий (методических материалов) на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России» (среди педагогов)

Конспект мероприятия «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

                                                 Автор: Сорокин Александр Викторович

                                                 учитель истории и обществознания                      

                                                 муниципального образовательного учреждения          

                                                 Юхновская средняя общеобразовательная                          

                                                 школа №2

                                                 Руководитель военно-патриотического

                                                 поискового объединения «Юхновчане»                                                     

тел. 8 960 519 37 72

   

                                                          Адрес образовательного учреждения:

      249910 Калужская область    

      г. Юхнов ул. Мичурина, 24

        тел.:  8(48436) 2-17-49

Юхнов, 2010.

Опыт свидетельствует о том, что пропаганда героических традиций российского народа становится более эффективной, если она опирается на местные факты, преломляется через традиции своего коллектива, родного края. Использование местного материала в учебных занятиях делает исторические события более близкими и понятными развивает у школьников интерес к героическому прошлому и настоящему своего родного края, к своей Родине.

Воспитательный эффект мероприятия на эту тему тем выше, что его проведение было приурочено к 65-летию освобождения  Юхновского района.

Цели:

- обогатить знания учащихся о героическом прошлом страны и своего народа;

- вызвать у них интерес к прошлому и настоящему своего родного края;

- показать, какой вклад внесли трудящиеся Юхновского района в дело разгрома врага в годы Великой Отечественной войны;

- показать массовый боевой и трудовой героизм юхновчан, на готовность к любому труду на пользу Родины;

- вызвать у школьников чувство гордости за фронтовые и трудовые подвиги земляков;        

- вызвать гордость за родной край, воспитавший таких героев, стремление быть достойными их;

- вызвать чувство ответственности за все, что происходит в мире, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину и самоотверженным трудом приумножать ее богатства;

- закрепить у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом, а также стремление к продолжению поисковой деятельности.

Для использования на мероприятии были подготовлены: 1) список учителей, погибших в годы Великой Отечественной войны (список закрыт экраном с надписью: «Живым бойцам почет и честь, а мертвым - слава вечная»); 2) плакаты «1418 - столько дней и ночей длилась Великая Отечественная война» и «27 млн. - столько жизней советских людей она унесла»; 3) карты «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.» и «Ржевско - Вяземская наступательная операция 1942г.»; 4) газета «Правда» за 9 марта 1942г.; 5) выставка результатов поисковой деятельности; 6) «В лесу под Юхновом» слова Ю. Визбора и Б. Окуджавы;  песни «Священная война» и «Друзей фронтовых не забудет солдат»; 7) компьютерный вариант фильма «У войны не женское лицо» и некоторые другие материалы.

В соответствии с целями мероприятия  отбирается подлежащий изучению материал, намечается ряд учебно-воспитательных ситуаций, организуется такая структура мероприятия, которая бы в большей степени соответствовала целям развития личности школьника.

После небольшого организационного момента  объявляется тема мероприятия «Юхновский район в годы Великой Отечественной войны», подчеркивается ее преемственность с  темой «Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.», знакомство учащихся с общими целями предстоящего мероприятия и реализуется первая учебно-воспитательная ситуация. Цель

этой ситуации (вступительного слова руководителя военно-патриотического поискового объединения «Юхновчане») - вызвать у учащихся определенные эмоциональные состояния: торжественности, осознания важности изучаемого материала, его социальной и личной значимости; чувство причастности ко всему, что происходит в нашей стране, сопереживания по поводу великого испытания, выпавшего на Долю старших поколений; чувство боли и скорби по поводу невосполнимых потерь и  жертв; чувства восхищения подвигом, героизмом нашего народа в годы Великой Отечественной войны, ненависти к фашизму - виновнику самой страшной и разрушительной из всех войн, какие до сих пор знало человечество; чувство личной ответственности за все, что происходит в мире; готовность защищать мир и свое Отечество.

При проведении мероприятия очень важно создать эмоциональный настрой у учащихся, доверительную, торжественную обстановку, обеспечить интерес к предстоящей деятельности. В своем вступительном слове учитель с болью приводит общие данные — страшные и трагические свидетельства разрушительных для нашей страны последствий войны 1941 - 1945гг.: она продолжалась 1418 дней и ночей, погибло более 27 млн. советских людей. Были разрушены 1710 наших городов, более 70 тыс. сел и деревень. Страна потеряла 30 % своего национального богатства. Учитель приводит и другие данные о материальном ущербе, нанесенном в годы войны нашей стране. Далее учитель подчеркивает, что если материальный ущерб можно подсчитать и в какой-то степени восполнить трудом народа, то нет меры, которой можно было бы измерить людское горе. Почти каждая семья лишилась отца или сына, матери или дочери, которые погибли на фронтах или были замучены, повешены, расстреляны или заживо погребены на оккупированных территориях, уничтожены в лагерях смерти. Учитель рассказывает о начале Великой Отечественной войны. Прослушивание одного куплета «Священной войны» усиливает эмоциональный настрой учащихся. А учитель продолжает рассказывать о том, как по призыву правительства весь  народ поднялся на священную войну с фашистскими захватчикам, как вместе со всей страной на защиту Родины встали и юхновчане.

Учитель предоставляет слово почетному гостю - участнице Великой Отечественной войны, бывшей учительнице этой школы, ветерану войны Н.М. Костренко, которая и рассказывает о тех далеких незабываемых днях.

Вторая учебно-воспитательная ситуация (выступление Н.М. Костренко) помогает учащимся более конкретно и зримо представить далекие события Великой Отечественной войны, усиливая тем самым эмоциональный настрой, вызванный первой ситуацией. Вторая учебная ситуация способствует доверительной обстановке, обостряет интерес к историческому прошлому родного края, усиливает чувство гордости за свою малую Родину, воспитавшую замечательных героев, вызывает стремление быть достойными их.

В своем выступлении Н.М. Костренко рассказывает, как перестроилась вся жизнь города с первых дней войны: молодежь была мобилизована или добровольно ушла на фронт.  Школьники помогали в меру своих сил фронту - работали в колхозах на уборке урожая, заготавливали топливо для школы, создавали агитбригады, шефствовали над госпиталями. Когда фашисты подошли к Юхнову, наступило особенно трудное время – город был оккупирован. На защиту Москвы ушло много юхновчан. Учительница перечисляет имена и фамилии своих сверстников - воинов-добровольцев и кратко, но впечатляюще говорит об их судьбах, порой трагических, но всегда героических. Не посрамили они себя в боях на всех фронтах, некоторые из них дошли до Берлина и оставили свой автограф на стенах рейхстага — это Власова Л.А., Иванова К.Г., и сама Наталья Максимовна. Тяжело приходилось  женщинам — в тылу все держалось на них, они заслуживают особого уважения, так как вынесли и все тяготы работы для Победы.

Вниманию участников представляется документальный фильм «У войны неженское лицо».

Так Н.М. Костренко обозначает основные темы дальнейшего разговора, который состоится на основе большой предварительной поисковой     работы     школьников.      Содержание     третьей     учебно-воспитательной ситуации определяют следующие вопросы учителя:

1. На фронтах Великой Отечественной войны сражаются наши земляки, которые были удостоены звания Героя Советского Союза. Что вы знаете о них?

2. Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. В 2003г. бойцы ВППО «Юхновчане» разыскали сведения о нашем земляке Герое Социалистического труда Бубчикове И.И., в какой отрасли народного хозяйства трудился Иван Иосифович? В каком году он удостоен высокого звания?

3. Армию, ведущую смертельную схватку с врагом, нужно было снабдить не только оружием, обмундированием, но и продовольствием. Что сделали для фронта работники сельского хозяйства Юхновского района?

Цель третьей учебно-воспитательной ситуации (беседы с учащимися на основе поисковых материалов) — расширить представления учащихся о героическом прошлом родного края, закрепить умения и навыки самостоятельной поисковой работы (умения записывать беседы с участниками Великой Отечественной войны, с тружениками тыла; работать с воспоминаниями, архивными источниками и документами; готовить сообщение и выступать с ним; определять тему и др.), отметить успех в познании, вызвать положительные переживания в связи с успешным выступлением на основе самостоятельного поиска; закрепить мотивы долга, ответственности за процесс и результаты своей самостоятельной познавательной деятельности, интерес к героическому прошлому своего края, социально ценную мотивацию познавательной деятельности — мотивы, как духовные, так и мировоззренческие (стремление определить свои смысложизненные позиции, выработать свои убеждения по важнейшим вопросам, определить идеалы, равняться на них в своей сегодняшней жизни, например, следовать идее служения Отечеству, готовности трудиться в полную меру сил на пользу Родине и др.), мотивы долга, ответственности в труде и обороне Родины. Таким образом, третья учебно-воспитательная ситуация мероприятия имеет большую морально-психологическую нагрузку по сравнению с двумя первыми, создающими прежде всего эмоциональный настрой учащихся.

В соответствии с предложенными учителем вопросами учащиеся рассказывают о земляках Героях Советского Союза. (Презентация о Героях-земляках и Героях получивших это высокое звание на Юхновской земле).

5 марта 1942 г. г. Юхнов был освобожден. Учащиеся рассказывают и приводят примеры мужества и героизма земляков, рассказывают о том, что на территории нашего района рождалась Советская Гвардия. 133 стрелковая дивизия становится гвардейской и к ее знамени прикрепляют орден Красного Знамени; на реке Угре было создано три плацдарма, которые на протяжении года удерживали небольшие участки земли.

 Учащиеся говорят о героях-тружениках, о женщинах (и подростках, стариках), занятых тяжелым, неженским трудом. Называют наших наиболее выдающихся тружениц, хотя и отмечают, что все работали напряженно, что у всех были бессонные ночи и непосильный труд.

Называют фамилии работниц, которые после смены шли за город - строить прифронтовые аэродромы. Собирали теплые вещи для фронтовиков, шефствовали над госпиталем, после рабочего дня ухаживали за ранеными, помогали писать письма, читали книги, старались улучшить самочувствие раненых.

Школьники говорят о героическом труде в годы Великой Отечественной войны. Десятки тружеников тыла награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Освещение страниц трудового подвига юхновчан - также результат поисковой деятельности учащихся.

Поля, леса, луга были исковерканы траншеями, окопами, воронками, в земле осталось несметное количество мин, снарядов, неразорвавшихся авиабомб. На очистке полей день и ночь с риском для жизни работали саперы.

Первый год после освобождения районный центр временно обосновался в селе Чемоданово. Но самая главная трудность состояла в том, что большая часть района все еще находилась в прифронтовой полосе. Фашистские самолеты не оставляли в покое работавших в поле людей. Были случаи, когда враг обстреливал их из дальнобойных орудий. Колхозники работали ночами. При этом днем работали на тракторах в поле, а ночью вместе с другими убирали солому и очищали зерно, готовя его к сдаче. Некоторые звенья комсомольцев собирали на полях колосья с раннего утра до поздней ночи. Большую помощь в работе взрослым оказывали дети. В каждой школе создавались специальные бригады. Ребята сгребали и копнили сено, пропалывали зерновые. Многие подростки работали на тракторах и комбайнах. В связи с полевыми работами учебный год начинался с 1 октября.

Такой содержательный разговор  состоялся на основе большой предварительной поисковой работы школьников. Каждый из учащихся получил от 4 до 12 дополнительных источников по теме. В Юхновской средней школе №2 создано военно-патриотическое поисковое объединение (руководитель - А.В.Сорокин), которое в течение пяти лет ведет активную поисковую работу. За это время  силами объединения были подняты и перезахоронены останки свыше 1,5 тысяч солдат и командиров РККА, обнаружено 12 медальонов, найдены родственники трех красноармейцев.

Фронтовики и труженики тыла присылают учащимся свои воспоминания и фотографии - ценный воспитательный материал. С участием школьников - членов поискового объединения были организованы торжественные встречи с семьями пропавших без вести солдат.

Таким образом, ценные сведения о Юхновском крае в годы Великой Отечественной войны, приведенные учащимися в ходе беседы (в ходе третьей учебно-воспитательной ситуации на мероприятии), — во многом результат самостоятельной познавательной поисковой работы школьников.

Подытоживает беседу учитель словами: «Ребята, вы слушали выступление нашего почетного гостя, ответы и сообщения своих товарищей. Скажите, какой вклад внесли трудящиеся нашего района и города в дело разгрома врага?». Далее учитель ориентирует учащихся на определение своих мировоззренческих, идейно-нравственных позиций: «Как вы оцениваете дела своих земляков? Какие выводы делаете для себя?».

После некоторых размышлений учащиеся говорят о том, что потрясены услышанным — они не представляли себе ранее (не задумывались над этим) что небольшой среднерусский городок Юхнов смог так много сделать для фронта, для Победы. Юхновчане внесли значительный вклад в дело разгрома врага - и на фронтах Великой Отечественной войны, и в тылу. Это называется массовым боевым и трудовым подвигом, героизмом, который вызывает восхищение и гордость. Следует быть благодарным старшим поколениям за счастье жить под мирным небом. Вечная память тем, кто погиб. Учащиеся говорят, что жизнь и дела юхновчан в годы Великой Отечественной войны ко многому обязывают сегодняшнее поколение. Почетно и ответственно здесь жить, учиться в этой школе, нужно быть достойным памяти героев. Выходя в самостоятельную жизнь, школьники особенно задумываются о выполнении воинского долга, о своем отношении к труду, к выбору профессии. Они выражают желание равняться на старшее поколение в их готовности к любому труду, направленному на служение Отечеству.

Четвертая учебно-воспитательная ситуация урока мужества начинается словами учителя: «Окончилась война. Мы живем под мирным небом. Иногда слышишь слова о том, что люда не хотят войны, а потому, мол, не надо ворошить память об ее ужасах — пусть, мол, люди живут спокойно... Имеем ли мы право забывать о прошедшей войне?!».

Цель четвертой учебно-воспитательной ситуации урока мужества — вызвать у учащихся чувство действенной памяти о погибших, осознание необходимости воспитывать у себя активную жизненную позицию, чувства

личной ответственности за сохранение мира на земле, причастности к решению мировых проблем, обеспокоенности судьбами мира, вызвать у учащихся стремление продолжить самостоятельно познавательную поисковую деятельность. Таким образом, выполнять мировоззренческие функции - формирование духовности, мировоззрения, морально-психологических установок, социально ценных мотивов познания и поведения, - четвертая учебно-воспитательная ситуация урока мужества несет большой действенно-побуждающий заряд.

В своих высказываниях учащиеся подчеркивают, что о войне забыть мы не имеем права. Мы не хотим новой войны, поэтому не имеем права забывать о войне прошедшей. Мы будем вечно помнить о тех, кто погиб во имя Победы, мира на земле.

Эмоциональный настрой учащихся усиливается при чтении ученицей «В лесу под Юхновом»  Ю. Визбора и Б. Окуджавы. Звучит «Друзей фронтовых не забудет солдат». Учитель открывает на доске закрытый ранее экраном список учителей  погибших в годы Великой Отечественной войны. Все присутствующие на уроке мужества чтят их память вставанием и минутой молчания.

В ЛЕСУ ПОД ЮХНОВОМ...

 слова Ю. Визбора и Б. Окуджавы

В седом лесу под Юхновом лежат густые тени,

И ели, как свидетели безмолвные, стоят.

Я в роте, в снег зарывшейся, Ванюша из Тюмени -

Единственный оставшийся нераненый солдат.

А поле очень ровное за лесом начиналось,

Там немцы шли атакою и танки впереди.

Для них война короткая как будто бы кончалась,

Но кто-то бил из ельника, один, совсем один.

Он кончил школу сельскую, зачитывался Грином,

Вчера сидел за партою, сегодня - первый бой.

Единственный оставшийся с горячим карабином,

С короткой биографией, с великою судьбой.

Когда же вы в молчании склонитесь на колени

К солдату неизвестному, бессмертному огню,

То вспомните, пожалуйста, Ванюшу из Тюмени,

Который пал за Родину под Юхновом в бою.

Архипов Михаил Максимович  - заведующий роно, 13 апреля 1943 г. умер от ран, полученных в бою.

Барский Илья Тихонович - учитель Юхновской средней школы, расстрелян немцами под г. Вязьмой в 1942 г.

Выборнов Константин Александрович - учитель Новоуспенской семилетней школы.

Гудков Иван Григорьевич - учитель Чемодановской семилетней школы, погиб на территории Смоленской области в 1942 г.

Ключарев Павел Васильевич - учитель Дороховской семилетней школы.

Ларионов Анатолий Васильевич - учитель Новоуспенской семилетней школы, погиб в 1942 г.

Махов Михаил Александрович - учитель Ульяновской семилетней школы.

Самаров Василий Александрович - учитель Новоуспенской семилетней школы.

Титов Михаил Федорович - учитель Новоуспенской семилетней школы, погиб в бою в феврале 1944 г. в Ленинградской области.

Тихонов Георгий Матвеевич - учитель Щелкановской средней школы, погиб в бою под Ленинградом в 1944 г.

В Юхновском районе вместе с заведующим роно не возвратились с войны в свои школы десять преподавателей семилетних и средних школ.

Но к великому сожалению еще не все имена погибших учителей разысканы, особенно рядовых бойцов. Поиски погибших продолжаются, и следует помнить завещание Юлиуса Фучика, который писал: «Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал не за себя, а за вас. Я хотел бы, чтобы все знали: не было безымянных героев, у каждого свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды. И муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Мужества "День Победы

Конспект урока Мужества "День Победы"...

План-конспект Урока мужества

Цели урока1. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за...

Конспект Урока мужества, посвящённого 70-летию снятия блокады Ленинграда

Цели: мероприятие направлено на воспитание гражданственности и патриотизма, мужества и стойкости, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, изучения истории своего ...

Конспект урока мужества, посвящённого100-летию начала Первой мировой войны.

данный урок посвящён 100 летию с начала первой мировой войны и участию Ставропольского края в войне....

Конспект урока мужества в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в МБОУ ДО ДДТ «Святое дело – Родине служить»

Развитие представлений учащихся  о подвигах героев-земляков в годы Великой Отечественной Войны. ...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Конспект урока Мужества. История праздника-День Победы

История праздника День Победы, как хорошо известна, ведется с 9 мая 1945 года. Тогда в пригороде Берлина начальником штаба верховного главнокомандования генерал-фельдмаршалом В. Кейтелем от вермахта и...