рабочая программа по истории6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) по теме

переработанная рабочая программа с дополнениями , может быть кому-то пригодится

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya6kl_2011_.doc592 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Краснооктябрьский

Куменского района Кировской области

   

Утверждаю:

Директор_________________ Г.А.Есина

01 .09.2010 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории для 6-го класса по учебникам:

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков» 6 класс, М., «Просвещение»;
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М., «Просвещение».

                                                   

2010-2011гг

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по истории для 6-х классов

Рабочая программа по всеобщей истории и истории России для 6  класса составлена на основе обязательного минимума содержания исторического образования в основной школе, федерального компонента государственного образовательного стандарта, государственной программы по истории с древнейших времен до наших дней под редакцией Данилова.А.А. и др. и требований к уровню подготовки учащихся 6 класса с учетом регионального компонента и особенностей школы.

Программа рассчитана на изучение исторического курса в основной школе в течение 68 часов учебного времени, минимальное количество учебных часов в неделю – 2. Программа определяет инвариативную часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой (15,7 % общего объема учебных часов). Программа составлена с учетом требований к отношению части всеобщей истории и истории Отечества- 1/3. Пользуясь примерной программой, учитель самостоятельно структурирует учебный материал в рамках основных тематических блоков, установленных ею, определяя последовательность изучения этого материала.

Планирование составлено на основе:  

1. Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 класс.). М., «Просвещение», 2008 г.

Курс                2. Курс «История средних веков»; Курс «История России. с древнейших времен до конца XVI века».

               3. Примерной программы основного общего образования по истории, 2006 г.

 Учебно-методический комплект для обучающихся:

  1. Учебник Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. «История средних веков» 6 класс, М., Просвещение, 2006- 2009 г.
  2. Атлас и контурные карты по истории средних веков 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.
  3. Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М., Просвещение, 2006 - 2009г.
  4. Атлас и контурные карты по Истории России 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007-2009 г.
  5. Рабочая тетрадь по истории России.6 класс.В.В.Артемова.М.Просвещение,2010г.
  6. Мультимедийные презентации по истории средних веков и истории России, взятые из источников Интернет-ресурсов. Dmsuslin.narod.ru

 Методическая литература:

  1. Н.Ю.Колесниченко. Поурочные  планы по истории средних веков 6 класс. Волгоград.
    2010 г.
  2. Соловьев К.А., Серов Б.Н.. История России. 6 класс. Поурочные разработки. М., «Вако», 2009 г.

Количество часов по рабочему плану: всего 68 час (+ 2 резерв); в неделю: 2 часа.

Задачи изучения истории России в 6 классе:

– формирование первичных ориентиров для этнонациональной и культурной са моидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

– овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времен до конца XVI в., понимание ими места и роли Древней, Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;

– воспитание учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков;

– развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях («Повесть временных лет» и др.), правовых документах («Русская правда», Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси.

К важнейшим личностным результатам изучения исто рии России в 6 классе относятся следующие убеждения и ка чества:

– осознание своей идентичности как члена этнической группы, для которой общая историческая судьба выступает в качестве важного этнодифференцирующего признака;

– осмысление социально-нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

– понимание культурного многообразия Восточной Европы в изучаемый период, уважение к древнерусской культуре и культуре соседних народов.

Метапредметные результаты изучения истории России в 6 классе  выражаются в следующих качествах:

– овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять простой план, формулиро вать и обосновывать выводы), использовать современ ные источники информации;

– способность решать творческие задачи, представлять ре зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);

– готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив ной работе.

Предметные результаты изучения истории России в 6 классе включают:

– овладение целостным представлением об историчес ком пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времен до конца XVI в.;

– способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; подъем и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного;

– умения изучать и систематизировать информацию из раз личных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в XVI в.);

– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана I Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III Великого, Ивана IV Грозного

– готовность применять исторические знания для выявле ния и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI в.

Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:

  1. образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;
  2. исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде;
  3. политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель;
  4. роль Ивана IV Грозного в русской истории.  

По всем этим вопросам недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними. Вместе с тем учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов.  

Необходимо также сформировать восприятие древнерусской истории как общей истории предков русских, украинцев и белорусов; умение дать аргументированный отпор претензиям на интерпретацию этой истории как прошлого исключительно какого-либо одного восточнославянского народа.

 

Структура программы (6 класс)

п/п

Наименова-ние раздела

Задачи изучения раздела

Содержание

Система понятий

Знания и умения по разделу

1.

2.

3.

4.

5.

Раннее Средневе

ковье

Расцвет Средневе

ковья

Русь Древняя

Политичес-

кая раздроблен-

ность на Руси

Русь Московская

Познакомить обучающихся с рождением средневековой Европы, с историей стран Востока в средние века.

Познакомить обучающихся с миром европейского средневековья, взаимоотношениями цивилизаций Европы и Ближнего Востока в средние века

Познакомить

обучающихся с процессом становления Древнерусского государства

Познакомить с экономи-

ческими и политически-

ми причинами раздробленности

Познакомить обучающихся с процессом формирования и укрепления централизован

ного Российского государства

Источники знаний о прошлом. Ист. летосчисление ист. Карта.Великое переселение народовХристианизация Европы и образование двух ветвей христианства Империя Карла Великого. Власть духовная и светская.  Католическая церковь  . Ереси

Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья

Византийская империя и Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания  Вассалитет. Крестьянская община Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов Образование централизованных государств. Сословно- представите Кризис европейского средневекового общества в 14-15 вв.Столетняя война.льные монархии Крестьянские восстания Гуситское движение Османская империя Средневековое общество в Индии, Китае, Японии

История России – часть всемирной истории.   Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Болгария Образование Древнерусского государства. Рюриковичи Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Владимир I. Крещение Руси  Ярослав  Мудрый. Русская Правда. Княжеские усобицы

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII- начале XIII в.

Международные связи Древней Руси

Владимир Мономах. Борьба против внешней экспансии. Монгольское завоевание. Золотая Орда

Экспансия с Запада. Александр Невский. Великое княжество Литовское.

Монгольское завоевание и русская культура

Начало объединения русских земель Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита.

Куликовская битва. Дмитрий Донской

 Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский

Формы землевладения и хозяйства Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы 

Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497г.. Местничество Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVIвека. Земские Соборы Расширение территории государства (присоединение Западной  Сибири, Казанского и Астраханского ханств) Казачество. Ливонская война.

Опричнина.

Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Федоров

Община, феодальные отношения, сословия, натуральное хозяйство.

Православие ислам, духовенство, еретики, монархия, парламент, гуманизм, Возрожде

ние, патриот

Язычество, вече, нравы, полюдье, вотчина, общество, политика, усобицы, житие, слобода  

Экономика, эксплуата

ция, мятеж, резиденция, ярлык

Уния, Боярская Дума, кормление, налоги, поместье, чин, приказы, централизованное государство,  

опричнина,

крепостное право, посад

Знать:

- понятие «средние века», хронологические рамки;

- наиболее известные имена

Уметь:

- показывать на карте средневековые государства;

-описывать занятия и образ жизни людей,

- составлять описание средневековых памятников.

-  называть имена участников и результаты наиболее значительных социальных и религиозных движений;

-  характеризоватьпредставления людей о мире, религии, ценностей, господствовавших в средневековых обществах;

 

- характеризовать политическое устройства, социальное положение людей в средние века;

- описывать представления людей о мире, религии, ценностей, господствовавших в средневековых обществах;

оказывать

- хронологические рамки существования Древнерусского государства;

- даты, события истории Древнерусского государства.

 

-описывать занятия, образ жизни народа;

- составлять описания памятников древнерусской культуры

Выявлять и характеризовать

- причины политической раздробленности,

- взаимоотношения русских земель.

- показывать на политической карте русские земли в 12-13 вв.,

- объяснять последствия раздробленности.

определять

- характерные черты политического

устройства Московского государства, внутренней и внешней политики Московского государства.

- соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков,  - характеризовать процесс становления и развития Русского государства.

6 класс. Всеобщая история. 24часа. I полугодие

№ п/п

Тема:

Количество часов

Дата

Домашнее задание

1

Введение

1

09

Стр. 3 – 5

Тема: Рождение средневековой Европы

4

 

2

Древние германцы и Римская империя

09

§ 1

3

Королевство франков и христианская церковь в VI – XIII в.в.

09

§ 2

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность

09

§ 3

5

Западная Европа в IX – XI в.в.

09

§ 4

 

Культура Западной Европы в раннее Средневековье

§ 5

Тема: Византия и православный мир: на перекрестке миров и цивилизаций

2

6

Византия при Юстиниане. Борьба с внешними врагами

09

§ 6 – 7

7

Образование славянских государств

09

§ 8

Тема: Мир кочевников: арабы

1

8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Культура стран халифата

09

§ 9

§ 10

Тема: Мир европейского средневековья

4

9

В рыцарском замке

09

§ 11

10

Средневековая деревня и ее обитатели

10

§ 12

11-12

Формирование средневековых городов. Города и образ жизни

10

§ 13

13

Урок обобщения и повторения

10-10

§ 14

Тема: . Католическая церковь в 11-13 вв.

2

14

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

10

§ 15

 15

Крестовые походы

10

§ 16

Тема: Средневековый Запад в XI – XV в.в.

5

 

16

Как происходило объединение Франции

10

§ 17

17

Что англичане считают началом своих свобод

10

§ 18

18

"Столетняя война"

10

§ 19

19

Крестьянские восстания во Франции и Англии

11

§ 20

20

Усиление королевской власти в конце XIX века во Франции и Англии

11

§ 21

 

Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

§ 22

Тема: Германия и Италия в 12-15 вв.Славянские государства. Византия

2

21

Усиление власти князей в Германии

11

§ 23 – 24

 

Гуситское движение в Чехии

 

§ 25

22

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

11

§ 26

Тема: Культура Западной Европы в средние века

1

23

Культура Западной Европы

11

§ 27 – 30

 Тема: народы Азии, Африки, Америки в средние века

2

24

Китай, Индия в средние века

12

 

Америка, Африка в средние века

 

 

История России 6 класс. 46 часов

1

Введение

1

12

Тема: Русь Древняя

13

2

Восточные славяне

12

§ 1

3

Соседи восточных славян

12

§ 2

4

Формирование древнерусского государства

12

§ 3

5

Первые киевские князья

12

§ 4

 6-7

Владимир Святославович

Принятие христианства

                                 12-12

§ 5, сообщение

§ 6

8

Ярослав Мудрый

12

§ 7

9

Деятельность Ярослава Мудрого

01

§ 7

10

Культура Древней Руси

01

§ 8,сообщения

11

12

Культура Древней Руси

Быт и нравы Древней Руси

01

§ 8

01

§8

13

Повторение

01

Тема: Политическая раздробленность на Руси

10

14

Начало раздробления на Руси

01

§ 9

15

Главные политические центры

02

§ 10- 11

16

Главные политические центры

02

§ 10- 11

17

Нашествие с Востока

02

§ 12

18

Борьба России с западными завоевателями

02

§ 13

19

Русь и Золотая Орда

02

§ 14

20

Русь и Литва

02

§ 15

21-22

Культура русских земель

02-02

§ 16

Культура русских земель (продолжение)

03

§ 16

23

Повторение

1

03

Тема: Русь Московская

14

24

Предпосылки объединение земель. Усиление Московского княжества

03

§ 17

25

Москва – центр владычества с ордынским владычеством

03

§ 18

26

Московское княжество и его соседи в конце XIV – начале  XV в.в.

03

§ 19

27

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

03

§ 20

28

Московское государство в конце XV – начале XVI в.в.

03

§ 21

29

Церковь и государство в конце XV – начале XVI в.в.

04

§ 22

30 -31

Реформы избранной рады

04-04

§ 23

32-33

Внешняя политика России в XVIв.

04-04

§ 23

34-35

Опричнина

04-04

§ 25

36

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI в.в.

04

§ 26

 37-38

Архитектура и живопись в XIV – XVI в.в. Быт и нравы XV – XVI в.в.

05

§ 27

39-40

Родной край

2

05-05

§ 27

41

Повторение

1

05

42-43

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы

5

05-05

44-46

05-05

Оснащение: карты: Древнерусское государство в XIV в., древнерусское государство в IX – XIX в.в.

Русские княжества и Золотая Орда, Древнерусское государство, Киевская Русь

Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков

Древнерусские государства и народы на территории нашей страны

Древнерусское государство до 1054 года

Арабский халифат и его распад

Западная Европа в XI – XII в.в., Западная Европа в XIII – XV в.в.

Таблицы по истории средних веков, по истории России

Раздаточный материал по истории средних веков

Хрестоматия по  истории средних веков ч I, II.

Книга для чтения

Мультимедийные презентации : www//lesson-history.ru,  http//proshcolu.ru

Тематическое планирование

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во ч

№ параграфов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1

Предмет отечественной истории

1

Введение

Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников.

Характеризовать источники по российской истории.

Использовать историческую карту для объяснения своеобра зия геополитического положения России

Тема 1. Восточные славяне и Древняя Русь (13 ч)

2

Восточные славяне

1

1

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.

Описывать жизнь и быт, верования славян.

Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение

3

Соседи восточных славян

1

2

Описывать условия жизни, занятия, верования земледель ческих и кочевых племен, народов государств Восточной Европы раннего Средневековья.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодей ствий.

Объяснять смысл понятий дань, колонизация

4

Образование Древнерусского государства

1

3

Раскрывать причины и называть время образования Древ нерусского государства.

Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, по людье

5

Первые русские князья

1

4

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.

Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».

Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с со седними племенами и государствами

6-7

Князь Владимир Святославович. Крещение Руси

1

5

Характеризовать внут реннюю и внешнюю политику Владимира Святославича.

Составлять характеристику Владимира Святославича.

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о воз никновении христианства и его основных постулатах.

Давать оценку значения принятия христианства на Руси.

Объяснять смысл понятий митрополит, епископ

 8

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

5

Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внут реннюю и внешнюю политику.

Составлять характеристику Ярослава Мудрого.

Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы

9

Хозяйственный и общественный строй Древней Руси

1

6

Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.

Объяснять смысл понятий боярин, вотчина, холоп

10-12

Древнерусская культура. Быт и нравы Древней Руси

3

7, 8

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладно го искусства.

Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие

Характеризовать образ жизни представителей различных слоев древнерусского общества.

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося)  

13

Повторение и контроль по теме 1

1

Систематизировать исторический материал о Древней Руси.

Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощенном варианте)

Тема 2. Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII века)(10).

14

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого

1

9

Составлять характеристику Владимира Мономаха.

Объяснять смысл понятий удел,  политическая раздробленность.

Называть хронологические рамки периода раздробленности.

Раскрывать причины и последствия раздробленности

15

Владимиро-Суздальское княжество

1

10-11

Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества.

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества.

Составлять характеристику Андрея Боголюбского

16

Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество

1

10-11

Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития, Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.

Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.

(Примечание: занятие рекомендуется посвятить Новгородской земле, а знакомство с историей Галицко-Волынского княжества дать ученикам в качестве домашнего задания.)

17

Монгольское нашествие на Русь

1

12

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монголь ских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

Объяснять причины успеха монголов

18

Борьба русских земель с западными завоевателями

1

13

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом по боище. Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.

Начать составление характеристики Александра Невского

19

Русь и Золотая Орда

1

14

Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения.

Завершить составление характеристики Александра Невского.

Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход»

20

Русь и Литва

1

15

Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского.

Характеризовать политику литовских князей.

Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счет русских земель.

Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому

 21-22

Культура русских земель в XII-XIII вв.  

2

16

Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период.

Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры от дельных княжеств и земель (в том числе с использованием ре гионального материала).

Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры

 23

Повторение и контроль

1

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.

Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА (в упрощенном варианте)

Тема 3. Московская Русь в XIV –   XVI вв. Россия при Иване Грозном. (15ч)

24

Начало усиления Московского княжества

1

17

Показывать на исторической карте территорию Северо-Вос точной Руси, основные центры собирания русских земель, тер риториальный рост Московского княжества.

Раскрывать причины и следствия объединения русских зе мель вокруг Москвы.

Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ива на Калиты

25

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством

1

18

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, от рывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.

Раскрывать значение Куликовской битвы.

Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия

26

Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV в.

1

19

Показывать на исторической карте рост территории Москов ской Руси.

Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой.

Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного.

Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы

27

Создание единого суверенного Русского государства

1

20

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.

Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство.

Начать составление характеристики Ивана III.

Объяснять значение создания единого Русского государства

28

Русское государство в конце XV – начале XVI вв.

1

21

Выявлять на основе текста учебника изменения в по литическом строе Руси, системе управления страной.

Завершить составление характеристики Ивана III.

Сравнивать вотчинное и поместное землевладение.

Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать со держащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.

Объяснять смысл понятий Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье

29

Церковь и государство в конце XV – начале XVI вв.

1

22

Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности.

Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжес кой властью.

Объяснять значение выражения «Москва Третий Рим».

Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси

30 -31

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

2

23

Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в.

Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула.  

Характеризовать основные мероприятия и значение ре форм 1 550-х гг.

Изучать исторические документы (отрывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским, записок иностранцев о России) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, по литике власти.

Объяснять значение понятий централизованное государство, приказ, Земский собор, стре лецкое войско, дворяне

 32-33

Внешняя политика Ивана IV

1

24

Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака.

Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, орга низуя походы и военные действия на южных, западных и вос точных рубежах Московской Руси.

Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне

 34-35

Опричнина и окончание царствования Ивана Грозного

2

25

Объяснять причины, сущность и последствия опричнины.

Определять свое отношение к опричному террору на осно ве анализа документов, отрывков из работ историков.

Составлять характеристику Ивана IV Грозного.

Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, вос создающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнени ями о нем.

Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного

Объяснять значение понятий заповедные лета, крепостное право

 36-37

Культура XVI в

 

1

26 -27

Составлять описание памятников материальной и художест венной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства.

Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России XVI в.

Осуществлять поиск информации для сообщений (презентаций) о памят никах культуры XVI в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона) Описывать памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала)

 38

Быт и нравы XV-XVI вв.

1

28

Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в., ис пользуя информацию из источников (отрывков из «Домостроя» и записок иностранцев, изобразительных материалов и др.)

39-40

Родной край

41

Повторение и контроль

1

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития в XVI в. России и государств Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия XVI в. для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XVI в. по образцу ГИА (в упрощенном варианте)

42-43

Итоговое повторение и обобщение

1

Заключение

Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времен до конца XVI в.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времен до конца XVI в.по образцу ГИА (в упрощенном варианте)

44-46

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы

Календарно- тематическое планирование по истории средних веков и истории России с древнейших времен до XVI века.

Наименование раздела программы

Тема урока
 

Количество

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Основные понятия и вопросы

Требования к уровню подготовки обучающихся Компетентности

Вид контроля. Измерители

Дом.зад

ание

Дата

план

датаДом. Зад.

Д/З

1


 

Введение. Живое средневековье.

1

Урок изучения нового

Источники знаний о прошлом. Ист. летосчисление ист. Карта.

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Вопросы.

Отв.на вопросы учебника


 

Введение

Становление средневековой Европы (VI–XI века)

4


 


 


 


 


 

 

2


 

Великое переселение народов. Древние германцы и Римская империя.


 

1

Комбинированный

Великое переселение народов

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.

Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян.

Задания с кратким ответом

П.1, знать значение понятий и терминов.

Ответить на впросы

   

§ 1, р/т.

3


 

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках.

1

Комбинированный

Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства

Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри.

Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой.

Вопросы

П.2, работа с контурной картой

Ответить на впросы  


 

§ 2, р/т.

4


 

Империя Карла Великого. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодализм. Политическая раздробленность. . Западная Европа в IX – XI веках.

1

Комбинированный

Империя Карла Великого

Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.

Вопросы.

П.3

Письм.в.2, работа с контурной картой

 

§ 3, р/т.

5



 

Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

1
 

Комбинированный

Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья

Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.

Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Задания с кратким ответом

 П.4 Ответить на впросы  

П.5, Ответить на впросы  

   


 

§ 4,

5, р/т

(к §4;

стр. 19-20 №1,2)

Византийская империя и славяне в VI – XI веках.

2


 


 


 


 


 


 

6


 

Византийская империя.  Юстиниан . Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

1

Комбинированный

Византийская империя

Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов.

Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).

Вопросы.

П.6-7. Ответить на впросы  

  .

§ 6,7, р/т

(к §6)

7


 

Образование славянских государств.

1

Комбинированный

Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).

Задания с кратким ответом

П.8 Ответить на впросы  , подгот. Сообщение « Кирилл и Мефодий-создатели славянской азбуки»


 

§ 8, р/т.

Арабы в VI – XI веках.

1


 


 


 


 


 


 

8


 

Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания   Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

1

Комбинированный

Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания  

Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов.

Работать с контурной картой, составлять описание произведений искусства.

Задания с развёрнутым ответом.


 

П.9-10, Ответить на впросы работа с контурной картой

 

§ 9, 10, р/т

(к §10 с.32)

Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

4


 


 


 


 


 


 

9


 

В рыцарском замке.

Вассалитет.

1

Комбинированный

Вассалитет.

Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей.

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

Задания с кратким ответом

П. 11, ответить на впросы, вып. кроссворд


 

§ 11, р/т.

10


 

 Крестьянская община. Средневековая деревня и её обитатели.

1

Комбинированный

Крестьянская община

Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

Задания с кратким ответом.

П.12, творч. задание


 

§ 12, р/т.

 11-12


 

 Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы. Горожане и их образ жизни.

2

Комбинированный

Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы.

Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).

Задания с развёрнутым ответом.

П.13-14. решить кроссворд работа с контурной картой


 

§ 13, р/т.

 13


 

Урок обобщения по теме « Становление средневековой Европы»

1

контроля


 обобщать и систематизировать пройденный материал,

Вопросы.

Тест.


 

14,

(к § 14, с. 48)

Католическая церковь в XI – XIII веках.

2


 


 


 


 


 


 

14


 

Могущество папской власти. Власть духовная и светская.  Католическая церковь  . Ереси.

1

Комбинированный

. Власть духовная и светская.  Католическая церковь  . Ереси.

Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.

Выявлять различия католической и православной церквей.

Таблица,  

П.15 ответить на вопросы

.


 

§ 15, р/т.

15


 

Крестовые походы.

1

Комбинированный

Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов

Крестовые походы феодалов, последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.

Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

Задания с кратким ответом.

П.16. работа с контурной картой

§ 16, р/т

(к §16, с.56).

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века).

5


 


 


 


 


 


 

16


 

Образование централизованных государств. Сословно- представительные монархии. Объединение Франции.

1

Комбинированный

Образование централизованных государств. Сословно- представительные монархии.

Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения.

Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап).

Задания с кратким ответом.

П.17


 

§ 17, р/т.

17


 

Образование централизованных государств. Сословно- представительные монархии. Что англичане считают началом своих свобод.

1

Комбинированный

Образование централизованных государств. Сословно- представительные монархии

Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.

Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.

Тест.

П.18. подготовить сооб. «Жанна д’Арк», «Уот Тайлер»


 

§ 18, р/т.

18


 

Кризис европейского средневекового общества в 14-15 вв.Столетняя война.

1

Комбинированный

Кризис европейского средневекового общества в 14-15 вв.Столетняя война.

Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.

Наносить на контурную карту ход боевых действий.

Вопросы.

П.19 работа с контурной картой, вопр.1-4 письм.

§ 19, р/т.

19


 

Крестьянские восстания (во Франции и в Англии) .

1

Комбинированный

Крестьянские восстания

Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии.

Задания с развёрнутым ответом.

П.20 работа с контурной картой


 

§ 20, р/т.

20


 

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

 

Комбинированный

 

Образование централизованных государств. Сословно- представительные монархии

 

Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII. Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

Работать с контурной картой (на примере Реконкисты).

Таблица, тест.

Задания с кратким ответом.

П.21 работа с контурной картой

П.22,отв. На вопросы


 

§ 21, р/т.

 


 


 

§ 22, р/т

с.75)

Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках.

2


 


 


 


 


 


 

21


 

Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

1


 

Комбинированный

Образование централизованных государств. Сословно- представительные монархии

Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям.

Задания с развёрнутым ответом.


 

П.23-24, ответить на вопросы


 

§ 23,

24, р/т

(к § 25 и с. 79)

 


 

Гуситское движение

 ( в Чехии.)

1

Комбинированный

Гуситское движение

Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.

Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус).

Задания с кратким ответом.

П. 25, ответить на вопросы. Контурная карта

§ 25, р/т.

22


 

Османская империя Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Комбинированный

Османская империя

Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).

 

П.26. ответить на вопросы. Контурная карта

§ 26, р/т (к § 26, с. 85)

Культура Западной Европы в XI – XV веках.

1


 


 


 


 


 


 

23

 

 


 


 


 

 Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья . Образование и философия. Средневековая литература и искусство.Культура раннего Возрождения в Италии.

Научные открытия и изобретения.

1

 

 

Комбинированный

 

Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья

Представления средневекового человека о мире.    

Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.

Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.

Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов.

Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.

Задания с кратким ответом.

.

П.27-28. подгот. Сообщения, проект -презентацию


 


 

§ 27, 28, р/т (к § 28).

§ 29, р/т.

Тест.

П.29-30, сообщения, кроссворд.


 

§ 30, р/т

(к § 30 и с. 94).

Народы Азии. Америки и Африки в Средние века.

1


 


 


 


 


 


 

24

 

 


 


 


 

Средневековый Китай.

 Индия: государства и культура.

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.

1

 

 


 

Комбинированный

 Работа в группах

Средневековое

Средневековое

общество в Индии, Китае,

Японии

История России – часть всемирной истории.   Исторические источники Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до сер. I тыс. до н.э..

Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.

Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.

Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки.

Составлять описание достижений культуры стран.

Сравнивать особенности развития Китая и Индии. Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран.

Таблица

Задания с развёрнутым ответом.

Задания с кратким ответом.

П.31.

П.32

П.33-34


 

§ 31

  .


 

§ 32, р/т

(к § 32)


 

§ 33,

34, р/т

 44


 

Наследие Средних веков в истории человечества

1

Урок обобщения

Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.


 

Задания с развёрнутым ответом., тест, игра


 

Заключение

История России с древнейших времен до конца XVI века.

1


 

Введение. Что изучает история Отечества. История Отечества – часть всемирной истории.   Исторические источники

1

Урок изучения нового

Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Вопросы.

Стр. 3-7


 

Введение

Русь Древняя.

11


 


 


 


 


 


 

2


 

Восточные славяне. расселение, соседи, занятия, общественный строй

1

Комбинированный

Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй.Язычество.

Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.

Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими документами

Задания с кратким ответом

П.1, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  


 

§ 1

3


 

Соседи восточных славян. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Болгария

1

Комбинированный

Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Болгария

Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования.

Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств.

Задания с кратким ответом.

П.2, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  

 .

§ 2

4


 

Образование Древнерусского государства.

1

Комбинированный

Образование Древнерусского государства.

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.

Задания с развёрнутым ответом.

П. 3, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  

  .


 

§ 3

5


 

Рюриковичи. Первые киевские князья. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности.. Соседская община. Город

1

Комбинированный

Рюриковичи Новгород и Киев – центры древнерусской государственности.

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.

Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей.

Вопросы.

П. 4-5, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  

Русь и Византия.

§ 4

6-7


 

  Владимир I. Крещение Руси

2

Комбинированный

Владимир I. Крещение Руси

Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы.

Задания с развёрнутым ответом.


 

П. 5, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  


 

§ 5

 -8-9


 

  Ярослав  Мудрый.  Русская Правда. Княжеские усобицы

2

Комбинированный

  Ярослав  Мудрый. Русская Правда. Княжеские усобицы

Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.

Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.


 

Таблица, тест.

П.6, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  


 

§ 6

10


 

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII- начале XIII в

Культура Древней Руси.

Быт и нравы Древней Руси.

1

Комбинированный

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII- начале XIII в.

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.


 

Задания с кратким ответом.

П.7, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  


 

§ 7

11-12


 

1

Комбинированный

Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.

Сравнивать образ жизни разных групп населения.

Задания с развёрнутым ответом.

П. 8.


 

§ 8

13


 

Русь Древняя.

2

Урок обобщения

Международные связи Древней Руси

Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей.

Сравнивать исторические явления.

Задания с кратким ответом.

     .

Повтор.

Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII века).

10


 


 


 


 


 


 

14


 

Владимир Мономах 

Политическая раздробленность Руси. Начало раздробления Древнерусского государства.

1

Урок изучения нового

Владимир Мономах.

Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.

Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).

Задания с развёрнутым ответом.

П. 9. ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  


 

§ 9

15-16


 

Главные политические центры Руси.

2

Комбинированный

Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.

Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.


 

Задания с кратким ответом.

П. 10-11, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  


 

§ 10, 11

17


 

Борьба против внешней экспансии. Монгольское завоевание.

1

Комбинированный

Борьба против внешней экспансии. Монгольское завоевание. Золотая Орда

Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.

Задания с развёрнутым ответом.

П. 12. ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  


 

§ 12

18


 

Экспансия с Запада. Александр Невский

1

Комбинированный

Экспансия с Запада. Александр Невский

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский).

Тест.

П.13, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  


 

§ 13

19


 

Русь и Золотая Орда.

1

Комбинированный

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.

Задания с кратким ответом.

        

П. 14. ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  

  .

§ 14

20


 

Русь и Литва.

1

Комбинированный

Великое княжество Литовское

Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства).

Задания с кратким ответом

П.15, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  


 

§ 15

21-22


 

Монгольское завоевание и русская культура

Культура русских земель в XII – XIII веках.

2

Комбинированный

Монгольское завоевание и русская культура

Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.


 

Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.

Задания с кратким ответом.

П. 16,ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  

 

§ 16

23


 

Политическая раздробленность на Руси.

1

Урок обобщения

Причины и последствия раздробленности Руси.Главные политические центры Руси и их особенности.

Обобщать исторические события и явления; делать выводы.

Вопросы.


 

Повтор.

Русь Московская (XIV – XVI века).

15


 


 


 


 


 


 


 

24


 

Начало объединения русских земель Предпосылки объединения   Усиление Московского княжества. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита.

1

Урок изучения нового

Начало объединения русских земель Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита.

Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).

Таблица, тест.

П.17. ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  

 .

§ 17

25


 

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский

1

Комбинированный

Куликовская битва. Дмитрий Донской

 Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский

Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение..


 

Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность исторических личностей (Дмитрий Донской).

Задания с кратким ответом.

П.18. -19,ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  


 

§18

26


 

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века.

1

Комбинированный

Формы землевладения и хозяйства.

Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.


 

Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель.

Задания с развёрнутым ответом.


 

П.20, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  


 

§ 19

27


 

Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. .

1

Комбинированный

Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы

Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.

Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы.

Задания с кратким ответом.

П. 21, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  

 

§ 20

28


 

Московское государство в конце XIV – начале XVI века. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497г.

1

Комбинированный

Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497г.. Местничество.

Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.

Тест.

П. 22. ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  

 

§ 21

29


 

Церковь и государство в конце XIV – начале XVI века.

1

Комбинированный

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».

Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы.

Задания с развёрнутым ответом.

П.22-23.,ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  


 

§ 22

30-31


 

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVIвека. Земские Соборы

1

Комбинированный

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVIвека. Земские Соборы

Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы.

Задания с кратким ответом.

П.23, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  

   

§ 23

32-33


 

Расширение территории государства (присоединение Западной  Сибири, Казанского и Астраханского ханств) Внешняя политика Ивана IV.

2

Комбинированный

Расширение территории государства (присоединение Западной  Сибири, Казанского и Астраханского ханств) Казачество. Ливонская война.

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.

Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).

Задания с развёрнутым ответом.

П.24. ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  

 

§ 24

34-35


 

Опричнина.

1

Комбинированный

Опричнина.

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.

Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства.

Тест, вопросы.

П. 25, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  


 

§ 25

36


 

Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Федоров.

1

Комбинированный

Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Федоров.

  Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература

Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории.

Задания с кратким ответом.

П.26. ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  

«Задонщина». «Сказание о князьях Владимирских».

§ 26

37


 

Архитектура и живопись в XIV – XVI веках.

1

Комбинированный

Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI веке Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.


 

Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства.

Таблица

П.27-28, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  


 

§ 27

38


 

Быт XV – XVI веков.

1

Комбинированный

Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.

Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей.

Задания с развёрнутым ответом.

П. 29-30. ответить на вопросы, задания в рабочей тетради  

Дионисий. «Домострой».

§ 28

39-40


 

Родной край в XIV – XVI веках.( резерв)

1

Комбинированный

Поселения русских, их занятия. Основание Вятки.  Значение города.


 

Задания с кратким ответом.

Подготовить сообщения, кроссворды


 

В тетр.

41


 

Урок обобщения по теме «Русь Московская.»

1

Урок обобщения

Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение.

Обобщать исторические события и явления; делать выводы.

тест

 Творческие задания


 

повт.

42-43


 

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.

2

Урок обобщения

Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Обобщать и систематизировать изученный материал.

Вопросы.


 

повт.

45-46


 

Резервные уроки

2


 


 


 


 


 


 

Оборудование к урокам по истории в 6 классе

I.Карты «Византийская империя и славяне»

  1. « Расселение восточных славян»
  2. «Киевская Русь в IX- XIIвв»
  3. «Русские земли в XII-XIII вв»
  4. «Образование и расширение Российского государства (XIV_XVI вв)»
  5. «Российское государство в XVI в»

II. мультимедийные презентации по истории средних веков и истории России.

III. раздаточный материал с заданиями и тестами

IV. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003»

Требования к уровню подготовки учащихся:

Оценка «5»  - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...

Рабочая программа Spotlight, 5 класс (конструктор рабочих программ).

Рабочая программа. Создана с помощью конструктора рабочих программ....