Главные вкладки

    Рабочая программа элективного куса "Дни воинской славы России"
    рабочая программа по истории (9 класс) на тему

    Бирюкова Елена Васильевна

    Рабочая программа элективного куса "Дни воинской славы России"  для учителей ве дл      дл

    Предназначена для ведения предпрофиля в 9 классе.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon elektiv_po_istorii.zip23.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Основная общеобразовательная школа с. Матвеевка»

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР:

                                    М.О. Козина

    «___»___________2010г.

    «Утверждаю»

    Директор школы:

                                    Н.В. Качкина

    «___»___________2010г.

                                                                                       

    Рабочая программа

    по  элективному курсу

    «Дни воинской славы России»

    для учащихся 9 класса.

    Базовый уровень.

                                                Адаптирована учителем:                  Е.В.Бирюковой

                                               Категория:  высшая

     Рассмотрено на заседании ШМО

    Протокол №___   от «___»______2010 г.

                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в сегодняшнем мире становится снова одним из актуальных вопросов в воспитании молодёжи.

    Основными целями и задачами военно-патриотического воспитания является развитие гражданственности и патриотизма, важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование качеств защитников Отечества, воспитание верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности.

    Содержание программы дополнительного образования элективного курса военно-патриотического направления «Дни воинской славы России» направлено на решение этих задач в воспитании учащихся.

    Программа элективного курса «Дни воинской славы России» может быть использована и для подготовки ребят к игре «Зарница-Орленок». Она даёт возможность подготовить ребят, которые не только выступают за школу в данной игре на разных этапах, но и вырастить хороших помощников-профессионалов в организации и проведении школьных мероприятий и игр военно-патриотической направленности, что увеличивает эффективность данных мероприятий.

    Активное участие детей, в военно-патриотических мероприятиях даёт возможность преподавателю добиваться глубокого понимания учащимися верности воинскому долгу, воинской чести, храбрости, стойкости, доблести, мужества, места и роли по защите Отечества, формированию убежденности в необходимости защиты своей Родины.

                                                                                                                                         

    Цель и задачи курса

    Цель курса:  Воспитание   чувства патриотизма и любви к Родине, готовности служить в Вооружённых силах Российской Федерации, профессиональная ориентация учащихся.

    Задачи курса:            

              Воспитательные:

    1. Воспитание гордости за свою страну, уважение к Вооружённым Силам, их боевым традициям, военной профессии.
    2. Раскрыть роль исторической личности в судьбах народа и страны в разные исторические   эпохи.
    3. Дать учащимся конкретные рекомендации по поступлению в военные учебные учреждения.
    4. Воспитание гуманного отношения к людям.

    Образовательные:

    1. Формирование знаний о назначении Вооружённых сил Российской Федерации, их характере и особенностях.
    2. Формирование знаний по безопасности и защите человека в чрезвычайных ситуациях.

    Развивающие:

    1.  Развитие физических и психологических качеств  для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
    2. Формирование у молодёжи социальной активности.

    Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и  авторской  программы элективного курса «Дни воинской славы» Н.А.Дунаевой.

     Календарно-тематическое планирование

    элективного курса «Дни воинской славы России»  

    на 2010-2011 учебный год,

    учитель Бирюкова Елена Васильевна.

    Класс – 9

    Количество часов: 8

    Пояснительная записка.

    План составлен в соответствии с учебным планом школы и расписанием уроков.  

    Перераспределение часов по отдельным темам произведено, исходя из особенностей класса

    № п/п

    Дата

     

    Название темы

      Уроки с ИКТ

     Коррек-

    Тировка плана

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

     

     5.11

    11.11

    18.11

    25.11

    02.12

    09.12

    16.12

    23.12

     

      Дни воинской славы России. Ледовое побоище. Александр Невский.

    Куликовская битва. Дмитрий Донской.

    День народного единства и согласия. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский.

    Великие победы Северной войны. Петр Великий.

     Победы русского оружия.  Ф.Ф. Ушаков, А.В.Суворов, П.С.Нахимов.

     Бородинское сражение. М.И.Кутузов.

    Великие победы Великой отечественной войны.Г.К.Жуков.

    Зачетное занятие.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Требования к уровню ЗУН в результате обучения

    Учащиеся должны знать:

    1. Историю и боевые традиции Вооружённых сил Российской Федерации.
    2. Законодательную базу Российской Федерации в области военной службы. Обязанности и ответственность граждан Российской Федерации по защите Отечества.
    3. Требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина России.
    4. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования и правилах приёма в них.

     Учащиеся должны уметь:

    1. Владеть приёмами строевой подготовки.
    2. Организовать управление отделением, расчётом, экипажем.
    3. Выполнять марш - бросок 4-5 км.

    Развитие компетентности

    Эффективная деятельность педагога в предложенном курсе по развитию учебно-познавательной компетентности основывается на овладении учащимися ценностями познавательной культуры в области школьного курса «История», целостного видения приоритетных компонентов данного курса и освоении школьниками теоретических и технологических позиций их осуществления.  

    В процессе курса учащиеся получают опыт:

    1. освоения системы знаний о необходимости обеспечения обороноспособности и безопасности государства, о специфике взаимоотношений военнослужащих, выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего высшего, в том числе и военного профессионального образования или для самообразования;
    2. воспитания гражданской ответственности, патриотизма, морально-нравственной и физической подготовки молодежи к выполнению конституционного долга, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
    3. развития личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, физической, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации в контексте проблем безопасности личности и общества;

     

     

     

    Формы и методы контроля

    Контроль при проведении элективного курса «Дни воинской славы России» спланирован таким образом, чтобы:

    1. Использовались различные стратегии контроля;
    2. Контроль проводился постоянно в ходе всего элективного курса;
    3. Контролировалось решение наиболее важных задач при изучении учебных тем:
    4. Учащиеся вовлекались в процессы контроля.

    Цели контроля:

    1. Оценить потребности учащихся;
    2. Актуализация знаний по теме, субъектного опыта;
    3. Вызов интереса к теме;
    4. Предотвращение неправильного понимания вопросов.

    Мотивирующий контроль

    1. Оценивание первоначальных знаний учеников, их умений (анкета 1);
    2. Понимания предстоящей деятельности;
    3. Выявление потребностей и интересов (анкета 2).

    Анкета 1. Знания и умения учащихся

    п/п

    Критерии

    Оценка критерий

    «2»

    «3»

    «4»

    «5»

    1

    Как вы оцениваете свою общеобразовательную подготовку

    2

    Оцените вашу нравственную подготовку

    3

    Считаете ли вы себя психологически готовым к службе в ВС

    4

     Как вы владеете знаниями по ГО

    5

    Как вы владеете стрельбой

    6

    Оцените свою строевую подготовку

    Анкета 2. Потребности и интересы учащихся

    п/п

    Вопросы

    Ответы учащихся

    1

    Почему ты выбрал занятия по программе элективного курса?

    2

    Что ты ожидаешь от предложенной программы элективного курса?

    3

    Какие разделы, темы занятий тебе больше всего интересны и почему?

    4

    Какие разделы и темы занятий ты бы заменил на более интересующие тебя и почему?

    5

    Считаешь ли ты, что программа занятий по элективному курсу поможет тебе не только овладеть специальными знаниями и повысить твое физическое здоровье, но и поможет лучше овладевать знаниями в учебном процессе?

    6

    Можешь ли ты сказать про себя: «Я патриот своей Родины!», - и почему?

    7

    Повлияет ли твои занятия по программе элективного курса на твои отношения со сверстниками и как?

    Таблица 1. Определение опыта и потребностей учащихся - мотивирующий контроль

    п/п

    Фамилия и имя

    Критерии контроля

    Базовый опыт

    Начальные знания и навыки

    Наличие ошибочных представлений и ложных концепций у учащихся

    Интересы к изучению нового материала

    1

    2

    3

    Формирующий контроль

    1. Анализ понимания, поощрение метапознания, формирование у учащихся осознания того, что он изучает, как он может это делать результативно и зачем ему это нужно сейчас и в будущем;
    2. Мониторинг прогресса

    Таблица 2. Контроль учеников в процессе занятий элективного курса

    п/п

    Фамилия и имя

    Активность

    Взаимодействие

    в группе

    Сформированность понимания

    1

    2

    3

    Таблица 3. Самооценка отчетности учащихся
    во время прохождения элективного курса
    (
    Используется учениками для оценивания собственной отчетности. Он может быть изменен и использован учащимися или учителями для обеспечения обратной связи. Критерии оценки: активное обучение, отношение, участие, слушание, подготовка, вовлеченность)

    1

    2

    3

    4

    Активное обучение

    Я всегда занимаю серьезную и активную позицию во время обучения, требователен к себе в повседневной работе и нацелен на содействие успеху всей группы.

    Я постоянно занимаю активную позицию в собственном обучении и таким образом вношу свой вклад в успех группы.

    Иногда я занимаю активную позицию в собственном обучении, делюсь значимыми идеями и задаю подходящие вопросы.

    Я редко занимаю активную позицию в собственном обучении. Я часто не принимаю участия и редко обмениваюсь идеями или задаю вопросы.

    Отношение

    Я последовательно демонстрирую искреннее желание учиться и делиться своими идеями с моими одноклассниками.

    Я обычно выказываю искреннее желание учиться и делиться своими идеями.

    Иногда я выказываю желание учиться, но зачастую просто выполняю то, что мне сказали сделать без энтузиазма и особого интереса.

    Я не выказываю никакого желания учиться и обычно выполняю минимум заданного без всякого энтузиазма.

    Участие

    Я начинаю обсуждение, задаю значимые вопросы и веду себя как лидер внутри группы. Я задаю продуманные, серьезные вопросы и защищаю свою точку зрения.

    Я регулярно участвую в обсуждении и зачастую выношу свои идеи на обсуждение. Я задаю вопросы и защищаю свою точку зрения.

    Иногда я вношу свой вклад в обсуждение.

    Я участвую только, если меня об этом просят.

    Итоговый контроль

    1. Возможность представления своего результата (таблица 3);
    2. Оценивание  презентаций учащихся (таблица 4)
    3. Итоговая таблица результатов элективного курса (таблица 5);
    4. Формирование готовности аргументировано защищать свою позицию.

    Таблица 4. Критерии оценивания презентаций учащихся

    Критерии

    Оценка критерий

    «3»

    «4»

    «5»

    Содержание

    Не раскрыта и не ясна тема. Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. Отсутствует творческий подход к изложению темы

    Сформулирована и раскрыта тема. Ясно изложен материал. Наблюдаются некоторые элементы творчества.

    Сформулирована и раскрыта тема. Полностью изложены основные аспекты темы. Тема раскрыта творчески, интересно.

    Корректность текста

    Информация дана неточно. Информация частично изложена. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. Наличие орфографических и пунктуационных ошибок.

    Достаточно точная информация. Небольшое количество орфографических и пунктуационных ошибок.

    Данная информация кратка и ясна. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

    Дизайн презентации

    Оформление презентации противоречит ее содержанию. Изображения в презентации мешают восприятию текста, не соответствуют содержанию

    Использованы некоторые эффекты и фоны. Оформление не противоречит содержанию. Изображения в презентации редко не соответствует содержанию.

    Эффекты, фоны, графики и звуки, акцентирующие внимание на изложенной информации. Оформление полностью соответствует содержанию. Изображения привлекательны, интересны, не накладываются на тест, соответствуют содержанию.

    Коллективная работа

    Не спланирована работа в группе. Несколько членов в группе отвечают за работу всей команды. Большинство членов команды участвуют, но продуктивность деятельности очень разнообразна.

    Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды.

    Слаженная работа в группе. Вся деятельность равномерно распределена между членами команды.

    Таблица 5. Итоговая таблица результатов учащихся

    п/п

    Фамилия и имя

    Критерии

    Итоговая оценка

      Презен тации

    Нравствен ная подготовка

    Психологи ческая готовность  

    Общеобразо вательная подготовка

    Строевая подготовка

    Огневая подготовка

    Тактическая подготовка

    Физическая подготовка

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    Приложение 1

    Список используемой литературы

    1. Конституция Российской Федерации.
    2. Закон РФ «Об образовании».
    3. Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
    4. Дни воинской славы России. Информационные материалы, тестовые задания, методические рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях / авт. – сост. А.П.Пашкович, Е.В.Шитов. – М.: Глобус, 2007.
    5. Основы военной службы: Учебное пособие / А.Т.Смирнов, В.А.Васнёв. – М.: Дрофа, 2004.
    6. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /авт.-сост. И.А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
    7. Интернет ресурсы.(WWW.IT-N.RU, «Сеть творческих учителей» сообщество  учителей истории)


                 Приложение 2

    Мультимедийные ресурсы

    1. Научно-популярный фильм «300 лет Полтавской битве» (© ВГТРК «Россия», 2009).
    2. Научно-популярный фильм «Александр Невский» (© Ленинградский комитет по телевидению и радиовещанию, Гостелерадио СССР, 1989).
    3. Научно-популярный фильм «Александр Суворов» (© ВГТРК «Россия», 2007).
    4. Научно-популярный фильм «Бородино» (© ФГУП «ЕТРС ВС РФ», 2008).
    5. Научно-популярный фильм «Неизвестная война. Битва за Москву» (© SOVINFILM, 1978).
    6. Научно-популярный фильм «Парад века. Знамя Победы» (© ФГУП «ЕТРС ВС РФ», 2009).
    7. Научно-популярный фильм «Поле Куликово» (Творческое объединение «Экран»).
    8. Научно-популярный фильм «Танки. Курская битва» (© Cromwell Productions, 1999).
    9. Научно-популярный фильм «Черные береты» («Центрнауфильм», 2005).
    10.  Серия видеофильмов «Дорогами войны» (ТВ «Экспресс», г.Балаково, 2005)
    11.  Коллекция ЦОР преподавателя.

    Приложение 3

    Примерные темы проектных работ по окончании курса

    1. «С чего начинается Родина!»
    2. История армии – история страны.
    3. Поля великих битв.
    4. Великие полководцы  Российской армии.
    5. Неизвестная высота.
    6. Полтавской битве - 300 лет.
    7. Реликвии воинской славы России.
    8. «Мы верим в тебя, солдат!».

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России.

    А.Невский Тема урока:    Памяти поколений - дни воинской славы России. Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живоп...

    Воинская слава России

    Методическая разработка классного часа для основной школы  «Воинская слава России», посвященный 200-летию Бородинского сражения в Отечественной  войне 1812  года с презентаци...

    Урок-конференция "Дни воинской славы России"

    Ознакомление учащихся с установленными Федеральным законом № 32 – ФЗ от 13 марта 1995 года “О днях воинской славы (победных днях) России” днями славы русского оружия – днями воинской славы, проиллюстр...

    Сценарий мероприятия "27 января- день воинской славы России"

    материал включает в себя сценарий мероприятия " 27 января- день воинской славы России"...

    Рабочая программа элективного курса «Политические лидеры России. ХХ века» для 11 класса

    Рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного учебного курса: К.А. Кочегарова, Д.В. Прокудина «Политические лидеры России. ХХ век» (М., «ТИД «Русское слово», 2010 г.), методич...

    Урок Мужества « Мы этой памяти верны», посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!».

    Урок Мужества нацелен на воспитание патриотизма. Наиболее действенным средством воспитания детей в духе любви к Родине, к народу России являются уроки мужества. Эти уроки позволяют сформировать пред...

    Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

    Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....