Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по истории России
рабочая программа по истории (11 класс) по теме

Баулина Татьяна Владимировна

Курсы по подготовке к ЕГЭ помогают выпускникам отработать основные навыки по решению типовых заданий , предложенных в КИМах  и повторить материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_podgotovki_k_ege_po_istorii_rossii.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 20»

140204, Московская область, г. Воскресенск, ул. Маркина, дом 3     

тел./факс 8 (496) 44-5-90-48, тел. 8 (496) 44- 5-96-90 E-mail: sosh_20@mail.ru

СО     СОГЛАСОВАНО

         СОГЛАСОВАНО

                     УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО

Протокол №__от«___»______20__г.

«____» ____________20____г.

           «____» ____________20____г.

Руководитель ШМО

Зам.директора по УВР

               Директор МОУ «СОШ №20»

________/С.В. Денисова. /

___________/Ю.В.Терина/

 ___________/М.А.Сайгушев/

Рабочая учебная программа курса

«ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ИСТОРИИ РОССИИ»

для 11 класса

Составитель:

Баулина Т. В., учитель истории

 и обществознания

первой квалификационной категории

г. Воскресенск

                                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методические материалы курса «Проблемные задачи и тестовые задания по истории России» составлены с учётом «Обязательного минимума содержания исторического образования в X-XI классах», «Требований к уровню подготовки выпускников средней школы» (Из сборника «Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории». М.: Дрофа, 2006).
Курс предназначен для учащихся выпускного класса, которые готовятся к поступлению на гуманитарно-юридические факультеты высших учебных заведений.

К числу важнейших вопросов современной государственной политики в области образования относится обеспечение гарантий реализации конституционных прав молодых людей на получение полноценной суммы знаний. История - один из компонентов общей культуры человека и необходимое слагаемое подготовки специалиста СПО и специалиста с высшим образованием. Он призван укрепить чувство патриотической гордости у его носителей, развить возможности каждой личности, сообщить необходимые для выбранной профессии знания. С целью достижения объективного контроля и организации равного доступа к получению высшего и среднего образования вводится ЕГЭ. Проводимый в соответствии с законодательством РФ с  2009 г.г.  ЕГЭ как обязательная форма государственной итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ и учреждений СПО выдвигает задачи повторения, систематизации знаний и формирования практических умений в области истории,  а именно:

  • Знание дат и периодизации отечественной истории.
  • Знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса.
  • Знание исторических понятий, терминов.
  • Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов.
  • Установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений, процессов.
  • Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов.
  • Группировка исторической информации .
  • Систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса.
  • Выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов.
  • Анализ исторической ситуации; умение устанавливать комплекс причинно-следственных связей.
  • Анализ исторических версий и оценок; умение различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории.
  • Умение извлекать информацию из источника.
  • Характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника.

  • Выявление сущности описанной в источнике проблемы в историческом контексте
  • Анализ позиции автора и участников описываемых в источнике событий.

С целью приближения содержания КИМ к требованиям государственных стандартов как базового, так и профильного уровней в  2010 году произошло  увеличение числа заданий повышенного уровня сложности за счет некоторого сокращения части 1 (А), что, по мнению разработчиков ,расширяет возможности оценивания качества подготовки выпускников в период активного перехода многих образовательных учреждений на профильное обучение.

  • Увеличено с 11 до 15 число заданий повышенного уровня сложности путем распространения существующих типов заданий части 2 (В) на все периоды Отечественной истории. В КИМ ЕГЭ 2010 г. по каждому разделу курса представлены задания на группировку, на систематизацию фактов, понятий, на поиск информации в источнике. Задания на установление хронологической последовательности событий представлены в каждом варианте по периодам VIII – XVIII и XIХ вв., а также периоду ХХ в. (В 15).
  • Часть 3 (С) включает 7 заданий высокого уровня сложности с открытым развернутым ответом. Эти задания позволяли выявить и оценить высокий уровень подготовки экзаменуемых. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности. Задания С1-С3 представляют собой комплекс из 3-х заданий на анализ исторического документа. Задание С4 предполагает представление общей характеристики, систематизацию исторического материала; С5 - анализ исторических версий и оценок; С6 – анализ исторической ситуации; С7 – сравнение.
  • Таким образом, задания с развернутым ответом являются обязательной составной частью контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории.

Для решения перечисленных задач необходимо дополнительное время и углубленное изучение тем. Предложенный  курс  позволяет  ученикам «отработать» усвоенный материал по основным разделам школьного курса истории в процессе выполнения познавательных заданий и задач.  Поэтому особо предусмотрены программой курсов вопросы для самостоятельной проработки (практикумы).  

 В процессе работы используются  рекомендованные МО РФ сборники тестов, материалы ЕГЭ. В процессе выполнения познавательных заданий происходит дальнейшее пополнение знаний, их систематизация, а также развитие умений и мышления школьников, что необходимо для успешной сдачи вступительных экзаменов и дальнейшего обучения в вузе. Большой объём фактического материала по курсу «История России» не позволяет развернуть эту работу в урочное время на востребованном уровне.
Учебный материал отражает основные педагогические принципы обучения. Список литературы содержит перечень учебных, научных, научно-популярных изданий. 

    Цель курса - углубление специальной подготовки учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.

    При этом решаются задачи: 

  • формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до конца XX века;
  • создание у учащихся мыслительной и эмоционально-волевой основы для применения на практике полученных знаний по предмету;
  •   развитие у учащихся умений и навыков работы с заданиями разной      степени сложности.

    Курс «Проблемные задачи и тестовые задания по истории России» рассчитан на 50 часов. В течение учебного занятия учащиеся работают в группе или парами, организуется повторение исторического материала по заявленной теме (основные даты, события, понятия, персоналии, причинно-следственные связи), совместная работа над проблемными задачами и тестовыми заданиями разноуровневого характера. Это позволяет учащимся продвигаться от простого к сложному, систематизируя знания, развивая умения анализа, сопоставления, оценки информации. Учащиеся при этом получают возможность провести своего рода исследование, осуществить самостоятельный поиск решений, обмениваться мнениями, приходя к верному решению.
    Занятия носят обучающий и развивающий характер.  Требования к знаниям  и умениям учащихся.  

По завершении курса  учащиеся должны  знать: 

  • основные понятия и термины, используемые в исторической науке;
  • основные этапы и особенности исторического процесса в России;
  • содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни
  • России в различные периоды её истории;
  • основные хронологические рубежи, календарные даты истории России.

 После изучения курса учащийся должен уметь:

  • применять к анализу событий и явлений прошлого приёмы сравнительно-исторического анализа, системного подхода;
  • сознательно определять своё отношение к историческим явлениям, актуальным проблемам истории и современного мира;
  • осмысленно и свободно оперировать общими и частными понятиями и терминами в устной и письменной речи, применять их в решении творчески-поисковых задач;
  • теоретически осмысливать и обобщать исторический материал;
  • совершенствовать умения самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать историческую информацию;
  • классифицировать события, понятия, явления, даты, персоналии, работать с картографическими источниками, генеалогическими таблицами и др.
  • решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности.

Структура учебно-методического комплекса

Курс «Проблемные задачи и тестовые задания по истории России» ориентируется на типовые задания вариантов реальных заданий ЕГЭ по истории России 2009- 2010 и требования к подготовке выпускников средней школы по истории России. На этой основе составлен тематический план, предусматривающий отработку наиболее сложных типов заданий по курсу истории России с древнейших времён до начала XX века.  В учебно-методические материалы включен перечень пособий для учителя и учащихся, а также варианты проблемных задач и тестовых заданий, которые можно использовать для тематического и итогового контроля, систематизации и углубления знаний.

Всего: 50 часов.

Вводное занятие.

1

Раздел I. «Откуда есть пошла Русская земля». 

8 часов

теория

практикум

Древнерусские предки народов России.

1

6

Легендарный период.

Развитие государственности

Крещение Руси

Княжеские усобицы

Культура Киевской Руси

Контрольные задания к разделу «Откуда есть пошла Русская земля»

1

Раздел 2. Период раздробленности.   

6 часов

Феодальная раздробленность

1

4

Древнерусские княжества и земли

Ордынское иго

Культура второй половины XIII половины XIV веков

Контрольные    задания    к    разделу    «Период раздробленности»

1

Раздел III. Борьба за объединение Руси. 

6 часов

Борьба за объединение Руси. Литовская Русь

1

4

Московская Русь

Московские князья в борьбе за объединение.

Культура Московской Руси

Контрольные   задания   к   разделу   «Борьба   за объединение Руси»

1

Раздел IV. Московское государство в ХVI- Х VII веках.

6 часов

Сословно-представительная монархия. Великое разорение

1

4

Смутное время

Первые Романовы

Культура эпохи великих потрясений

Контрольные задания к разделу «Московское государство в ХVI- Х VII веках»

1

Раздел V. Великая, Малая и Белая Россия.  

7 часов

Самодержавие с Земскими соборами. Абсолютная монархия

1

5

Преобразования последней четверти XVII

Новое в русской культуре XVII в.

Контрольные задания к разделу «Великая, Малая и Белая Россия» 

1

Раздел VI. Российская империя XVIII в. 

7 часов

Реформы Петра 1

1

5

Эпоха дворцовых переворотов

Екатерининская Россия.

Черты русской культуры XVIII в.

Контрольные  задания  к разделу  «Российская империя»

1

Раздел VII. Российская империя в XIX веке. 

7 часов

Россия в I половине XIX века

1

5

Войны XIX века

Эпоха Великих реформ.

Россия во II половине XIX века

Контрольные  задания  к разделу  «Российская империя»

1

Раздел VII. Россия в ХХ веке. 

1

Итоговая проверочная работа по всем темам.

1

Теория – лекция,  повторяющая и обобщающая знания по темам периода.

Практикум -

  1. анализ документов по темам периодов (задания С1-С3);
  2. выполнение заданий С5-С7 по  темам периодов.

Литература

  1. Кацва Л.А.  История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.
  2. В.А. Бердинских История России с древнейших времен до конца ХIХ века. Практикум. 10 класс. М.: Дрофа, 2010.
  3. Владимирова О.В.история: Эксспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с древности до на конца ХХ века». М.:АСТ: Астрель, 2009.
  4. Самое полное издание типовых выриантов реальных заданий ЕГЭ: 2009,2010./История/ авт. Сост. Я,В, Соловьев, Е.А. Гевуркова Л.И. Ларина, В.И. Егорова . –М.:АСТ:Астрель,2009.
  5.  В.М.  Кадневский.  История  России  с древнейших  времён до конца XVIII в.: 10 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2007.
  6.  А.Э. Безносов, Ю.В. Кушнерёва. История. Россия и мир: Тесты.9-11 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2009.
  7.  Л.Н. Степанова, Г.Н. Тамбовцев. Сборник тестов по истории России.- М.: Издат. Отдел УЕЦ ДО МГУ,2009.
  8.  В.М. Кадневский. Тесты по истории России для поступающих в вузы.- М.: Рольф, 2000.
  9.  А.С. Орлов, Т.Л. Шестова. Основы    курса истории России. Тесты. - М.: Простор, 2001.
  10.  История: Тесты для 11 кл. Варианты  и  ответы  централизованного тестирования. - М.: Центр тестирования ФИПИ, 2009-2010гг.
  11.  А.Б. Драхлер. Отечественная история с древнейших времён до наших дней.- М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2008.
  12. 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное   пособие/Под ред. А.Н. Алексашкиной.- М., АСТ, 2009.
  13. Всероссийские олимпиады школьников по истории и естествознанию: Материалы и комментарии/Сост. С.И. Козленко.-М: Школьная пресса. 2003.

Приложение к рабочей учебной  программе.

Календарно-тематическое планирование

Сроки проведения

Порядковый

№ занятия

Тема занятия

Тип занятия

Виды работ на занятии.

1

Вводное занятие

Лекция.

Знакомство со структурой КИМ 2010-2011.

1

«Откуда есть пошла Русская земля». 

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.

2

Систематизация фактов по Древней истории.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).

2

Исторические источники о периоде становления государственности на Руси.

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).

3

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода  становления Древнерусского государства.

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4).

3

Различные версии и оценки исторических событий и фактов  периода становления Древнерусского государства.

Практикум

Отработка навыка по  оценке исторического события  и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).

4

 Анализ исторических фактов и ситуаций  периода становления Древнерусского государства.

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию  мини-сочинения с аргументацией собственной позиции  по предложенному  историческому факту (С 6).

4

Сравнение  деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода.

Практикум

Отработка навыка по нахождению сходства  и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).

5

Контрольные задания к разделу «Откуда есть пошла Русская земля»

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.

6.

Период раздробленности на Руси. 

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.

6.

Систематизация фактов по  периоду феодальной раздробленности.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).

7.

Исторические источники о периоде.

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).

7.

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода  феодальной раздробленности  и различные версии и оценки исторических событий

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события  и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).

8

 Анализ исторических фактов и ситуаций  периода и сравнение  деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода феодальной раздробленности.

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию  мини-сочинения с аргументацией собственной позиции  по предложенному  историческому факту (С 6). Отработка навыка по нахождению сходства  и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).

9

Контрольные задания к разделу «Период раздробленности на Руси».

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.

10

 Борьба за объединение Руси. 

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.

10

Систематизация фактов по  периоду.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).

11

Исторические источники о периоде объединения русских княжеств вокруг Москвы.

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).

11

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода  и различные версии и оценки исторических событий

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события  и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).

12

 Анализ исторических фактов и ситуаций  периода и сравнение  деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода объединения русских княжеств вокруг Москвы.

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию  мини-сочинения с аргументацией собственной позиции  по предложенному  историческому факту (С 6). Отработка навыка по нахождению сходства  и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).

13

Контрольные задания к разделу «Борьба за объединение Руси».

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.

14

Московское государство в ХVI- Х VII веках.

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.

14

Систематизация фактов по  периоду.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).

15

Исторические источники о периоде становления Московского государства в ХVI- Х VII веках.

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).

15

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода  и различные версии и оценки исторических событий

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события  и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).

16

 Анализ исторических фактов и ситуаций  периода и сравнение  деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода/

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию  мини-сочинения с аргументацией собственной позиции  по предложенному  историческому факту (С 6). Отработка навыка по нахождению сходства  и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).

16

Контрольные задания к разделу «Московское государство в ХVI- Х VII веках.».

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.

17

 Великая, Малая и Белая Россия.  

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.

17

Систематизация фактов по  периоду.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).

18

Исторические источники о периоде формирования Российского самодержавного государства

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).

18

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода  и различные версии и оценки исторических событий

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события  и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).

19

 Анализ исторических фактов и ситуаций  периода.

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию  мини-сочинения с аргументацией собственной позиции  по предложенному  историческому факту (С 6).

19

Сравнение  деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов формирования периода Российского самодержавного государства

Практикум

Отработка навыка по нахождению сходства  и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).

20

Контрольные задания к разделу «Великая, Малая и Белая Россия ».

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.

21

Российская империя XVIII в.  

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.

21

Систематизация фактов по  периоду.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).

22

Исторические источники о периоде

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).

22

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода  и различные версии и оценки исторических событий

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события  и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).

23

 Анализ исторических фактов и ситуаций  периода.

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию  мини-сочинения с аргументацией собственной позиции  по предложенному  историческому факту (С 6).

23

Сравнение  деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода становления Российской империи .

Практикум

Отработка навыка по нахождению сходства  и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).

24

Контрольные задания к разделу «Российская империя XVIII в.».

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.

25

Российская империя в XIX веке. 

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.

25

Систематизация фактов по  периоду.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).

26

Исторические источники о периоде

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).

26

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода  и различные версии и оценки исторических событий

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события  и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).

27

 Анализ исторических фактов и ситуаций  периода.

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию  мини-сочинения с аргументацией собственной позиции  по предложенному  историческому факту (С 6).

27

Сравнение  деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода становления Российской империи.

Практикум

Отработка навыка по нахождению сходства  и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).

28

Контрольные задания к разделу «Российская империя XIX в.».

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.

29

Наиболее проблемные задания  по темам истории России ХХ века.

Практикум

Анализ документов по периоду (С1-С3) и составление сравнительной характеристики событий и явлений (С7).

30.

Итоговая проверочная работа по всем темам.

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий по всем темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для подготовки к ЕГЭ по истории России XIX век

Работа содержит задания для подготовки к ЕГЭ по истории России XIX век части В и ответы к ним...

Методические рекомендации при подготовке к ЕГЭ по истории России. ТЕМА : РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX –XX ВВ.

Материал дан в краткой и доступной форме, снабжен заданиями разного типа, используемыми учителями на уроке при подготовке к ЕГЭ по истории России.Учебные методические рекомендации  также позволят...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории России

Материал предназначен для учителей, дает возможность сэкономить время при написании собственной рабочей программы...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории (интегрированный курс "Россия и мир")

Программа базового уровня предполагает использование учебников О.В.Волобуева "Россия и мир" и О.Н.Журавлевой "История России". Программа рассчитана на 105 учебных часов. Полезна для учителей, желающих...

Подготовка домашнего задания по истории России,обществознанию,географии

Выполнение самоподготовки— одна из возможных форм обучения, вид самостоятельной работы, которая является элементом непрерывного учебного процесса. Осуществляя такую деятельность, ученик подчас сталкив...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории России 6 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории России составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной програ...

Рабочая программа элективного курса: «Проблемные вопросы новейшей истории России»

Рабочая программа элективного курса: «Проблемные вопросы новейшей истории России»....