Внеклассное мероприятие по истории на тему "Помощники Клио".
методическая разработка (история, 7 класс) по теме

Шункарова Алина Раяновна

 Цели:

1. Сформировать у учащихся представления о вспомогательных исторических  дисциплинах и их значении в получении достоверной исторической информации.

2. Повысить интерес учащихся к историческим дисциплинам.

3. Активизировать у учащихся имеющиеся знания и умения по предмету.

4. Развивать логическое мышление, воображение, навыки решения проблемных заданий по истории, навыки работы с историческими источниками.

5. Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей родины и культурному наследию человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomoshniki_klio.doc909 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по истории

 «Помощники Клио».

Цели:

1. Сформировать у учащихся представления о вспомогательных исторических  дисциплинах и их значении в получении достоверной исторической информации.

2. Повысить интерес учащихся к историческим дисциплинам.

3. Активизировать у учащихся имеющиеся знания и умения по предмету.

4. Развивать логическое мышление, воображение, навыки решения проблемных заданий по истории, навыки работы с историческими источниками.

5. Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей родины и культурному наследию человечества.

ОБОРУДОВАНИЕ:

доска, схема «Помощники Клио» , раздаточный материал: кроссворды,

гербы городов, листы бумаги, ручки по количеству команд, генеалогическое дерево(образец), изображение музы Клио.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 –Ребята сегодня мы с вами проведем заседание в клубе юных историков на тему «Помощники Клио». Давайте вспомним кто такая Клио? (Одна из девяти муз , покровительница истории)

–На самых первых уроках истории мы с вами говорили о том, что наука история, изучающая прошлое человечества, получает знания, исследуя исторические источники, которые делятся на вещественные, письменные, устные, лингвистические. Но для того, чтобы правильно  исследовать найденный источник, необходимы специальные знания , которые дают вспомогательные исторические дисциплины. Именно их и называют «помощниками Клио»

                                                              сфрагистика

                         нумизматика                                                    геральдика

         палеография                                                                                       дипломатика

эпиграфика                                                                                                        метрология

        хронология                                                                                           генеалогия

                         ономастика                                                      бонистика

                                   

                                       кодикология                    археология

                                                 

                                                     историческая география

-Каждая из этих наук имеет свою область исследований. Давайте попробуем познакомиться с каждой из них поближе и на некоторое время выступим в роли исследователей. Итак, что же изучают все эти науки?

Палеография–  изучает внешние признаки рукописных и печатных источников и связанные

                          с ними написание букв, материал для письма, художественные украшения.

Хронология–    исследует различные системы счисления.

Метрология–    исследует существование в разные периоды меры длины, веса, площади,

                           объёма, их соотношение с современной системой мер.

Сфрагистика–   наука о печатях.

Геральдика–      наука о гербах.

Археология–     наука, изучающая по вещественным  источникам историческое прошлое

                           человечества.

Генеалогия–      занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и

                           родственных связей, составлением родословной.

Ономастика–     изучает имена собственные и историю их возникновения.

Дипломатика–  изучает анализ и содержание актов и официальных документов.

Эпиграфика–     исследует надписи и эволюцию знаков письма на твёрдых телах

                           (камне, металле)

Кодикология–   выясняет социальный и профессиональный состав переписчиков книг и пути

                           распространения книг.

Бонистика–       изучает бумажные денежные знаки.

Нумизматика–  изучает денежно-весовые системы, монеты, надписи на них и денежное

                           обращение.

Историческая–  дает сведения о том, где жили люди в древности, как изменялись

  география          границы государств, где возникли древние города.

-Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них поближе.

1.ЗАДАНИЕ ПО ПАЛЕОГРАФИИ:

Кроссворд «На чём писали люди в древности?»

1Б

У

М

А

Г

А

2Ш

Ё

Л

К

3П

А

П

И

Р

У

С

4К

А

М

Е

Н

Ь

5Т

Р

Е

С

К

А

6П

Е

Р

Г

А

М

Е

Н

Т

7Г

Л

И

Н

А

По горизонтали:

1.Самый популярный материал для письма.

2.Сегодня из него шьют нарядные платья, а в странах Древнего Востока на нём писали тушью.

3.На чём писали в Древнем Египте.

4.Самый древний и долговечный «писчий» материал.

5.На этом старая лапландка из сказки Андерсена «Снежная королева» написала послание финке.

6.Кожа телёнка, на которой писали.

7.На каком материале  писали клинописью.

По вертикали:

1.Материал, на котором писали в Древней Руси

2.ЗАДАНИЕ ПО ХРОНОЛОГИИ:

-Вы уже все знаете, что счет лет вёлся в разных странах по-разному. В Древнем Египте начинали отсчёт лет заново каждый раз с правления нового фараона. Древние римляне вели счёт времени от основания Рима .Древние греки вели счёт лет по олимпиадам. На Руси до конца XVII века счёт лет вели «от сотворения мира». Мы с вами считаем даты от Рождества Христова. Давайте попробуем соотнести разные системы счисления.

  1. Какой сейчас год? (2007 н.э.) Какой сейчас век?
  2. В каком году был основан Рим? (753 г. до н.э.) В каком веке это произошло?
  3. Сколько лет городу Риму?(2007+753=2760)
  4. Известно, что Иисус Христос родился в Палестине, которая находилась под властью Рима. В каком году от основания Рима родился Христос? (753 г .)
  5. В каком году состоялись первые олимпийские игры? (776г. до н.э.)
  6. Сколько состоялось олимпийских состязаний к моменту основания Рима? ((776-753)/4=5 ост.3)
  7. Во времена Петра Великого вместо 7208года от сотворения мира наступил 1700 год от рождества Христова, посчитайте в каком году от сотворения мира родился Христос?
  8. Разница в летосчислении от основания мира и от Р.Х. составляет 5508 лет. Крещение Руси произошло в 988 г  н.э. А в каком году произошло это событие от основания Рима? (753+988=1741г).  А от сотворения мира?(5508+988=6496г)

3.ЗАДАНИЕ ПО ГЕРАЛЬДИКЕ:

-Определите каким городам принадлежат данные гербы. Что означает изображение на каждом из них?

Герб г. Смоленска. Утвержден     Герб г. Москвы. Утвержден    Герб города Санкт- Петербурга.

10 октября 1780.                               20 декабря 1781.                      Утвержден 7 мая 1780 года.

- А что символизирует герб нашей страны?

Герб Российской Федерации.

4.ЗАДАНИЕ ПО ГЕНЕАЛОГИИ:

-Генеалогия занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и                         родственных связей, а также составлением родословных.

РОДОСЛОВНАЯ– это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства. Давайте мы с вами попробуем составить родословную или генеалогическое дерево.

Прабабушка ==             Прабабушка ==                   Прабабушка ==                          Прабабушка ==  

 прадедушка                      прадедушка                      прадедушка                                  прадедушка

                                                             

Бабушка ==== дедушка                                               бабушка === дедушка

     

  Дядя----Мама ========================папа---тётя---дядя

Брат-----------я------------- сестра

5. ЗАДАНИЕ ПО ОНОМАСТИКЕ:

-Прослушайте отрывок  из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица» и определите, какая вспомогательная дисциплина изучает выделенные слова?

Кузнецы куют таганы

На Таганской слободе,

Кузнецы для печи банной

Отливают медный чан.

Старый пекарь на Басманной

Выпекает хлеб- «басман»

А в Калашном переулке

Для бояр и для царя

Выпекают пекаря

Калачи, баранки, булки.

На Рыбачьей на слободке,

По названью Бережки,

Рыбаки спускают лодки

На простор Москвы-реки.

Топоры на бойнях точат

На Мясницкой слободе,

В Сыромятнях кожи мочат

В быстрой яузской воде.

-Объясните, почему улицы и слободы получили такие названия? Что такое слобода?

6. ЗАДАНИЕ ПО МЕТРОЛОГИИ:

-Есть в русском языке выражение «семь пядей во лбу»– так говорят об очень умном человеке. А сколько это будет в сантиметрах? Пядь- это расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки, примерно 19 см.(19*7=1,33м) Конечно, «семь пядей во лбу»– это преувеличение. О русских богатырях говорили: «У него косая сажень в плечах» А сколько это в метрах? (2,48 м) Косая сажень- это расстояние от мыска левой ноги до кончиков пальцев правой руки, поднятой вверх. Была ещё сажень простая- расстояние между кончиками пальцев разведённых в стороны рук(2,13 м). А ткань измеряли локтями. Локоть- расстояние от локтевого сустава до вытянутого среднего пальца, примерно 38 см. И пядь, и локоть, и сажень у каждого человека свои и зависят от его роста. Поэтому, например, купцы, торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста. Почему? Локоть у него короче, денег за отрез ткани можно получить больше. Самой крупной единицей измерения длины на Руси была верста. Она складывалась из 500 саженей. Если учесть ,что сажень у каждого своя, то станет понятно, как неудобна была  такая система мер и поэтому люди перешли на метрическую систему: ведь метр, см., дм. не зависят от роста человека. Давайте посчитаем, чему равна 1 верста в метрах?(500*2,13=1065м.=1,065 км.)

7. ЗАДАНИЕ ПО НУМИЗМАТИКЕ:

-Объясните название денежных единиц: рубль, копейка, полушка, полполушка, алтын (3 коп)?

Сколько в рубле копеек, полушек, полполушек, алтынов?

ИТОГ:- А теперь давайте подведем итоги нашей работы:

- Какую тему мы с вами обсуждали сегодня на занятии?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Назовите те науки, которые заинтересовали вас больше всего?

- Хотели бы вы узнать ещё что-нибудь новое по истории?

- Изменилось ли  ваше отношение к истории ?

На этом наше занятие заканчивается. Спасибо всем за активную работу.

Кроссворд «На чём писали люди в древности?»

1

2

3

4

5

6

7

По горизонтали:

1.Самый популярный материал для письма.

2.Сегодня из него шьют нарядные платья, а в странах Древнего Востока на нём писали тушью.

3.На чём писали в Древнем Египте.

4.Самый древний и долговечный «писчий» материал.

5.На этом старая лапландка из сказки Андерсена «Снежная королева» написала послание финке.

6.Кожа телёнка, на которой писали.

7.На каком материале  писали клинописью.

По вертикали:

1.Материал, на котором писали в Древней Руси.

Кроссворд «На чём писали люди в древности?»

1

2

3

4

5

6

7

По горизонтали:

1.Самый популярный материал для письма.

2.Сегодня из него шьют нарядные платья, а в странах Древнего Востока на нём писали тушью.

3.На чём писали в Древнем Египте.

4.Самый древний и долговечный «писчий» материал.

5.На этом старая лапландка из сказки Андерсена «Снежная королева» написала послание финке.

6.Кожа телёнка, на которой писали.

7.На каком материале  писали клинописью.

По вертикали:

1.Материал, на котором писали в Древней Руси.

Кроссворд «На чём писали люди в древности?»

1

2

3

4

5

6

7

По горизонтали:

1.Самый популярный материал для письма.

2.Сегодня из него шьют нарядные платья, а в странах Древнего Востока на нём писали тушью.

3.На чём писали в Древнем Египте.

4.Самый древний и долговечный «писчий» материал.

5.На этом старая лапландка из сказки Андерсена «Снежная королева» написала послание финке.

6.Кожа телёнка, на которой писали.

7.На каком материале  писали клинописью.

По вертикали:

1.Материал, на котором писали в Древней Руси.

                                                              сфрагистика

                         нумизматика                                                    геральдика

         палеография                                                                                       дипломатика

эпиграфика                                                                                                        метрология

        хронология                                                                                           генеалогия

                         ономастика                                                      бонистика

                                   

                                       кодикология                    археология

                                                 

                                                     историческая география

                                                              сфрагистика

                         нумизматика                                                    геральдика

         палеография                                                                                       дипломатика

эпиграфика                                                                                                        метрология

        хронология                                                                                           генеалогия

                         ономастика                                                      бонистика

                                   

                                       кодикология                    археология

                                                 

                                                     историческая география

                                                              сфрагистика

                         нумизматика                                                    геральдика

         палеография                                                                                       дипломатика

эпиграфика                                                                                                        метрология

        хронология                                                                                           генеалогия

                         ономастика                                                      бонистика

                                   

                                       кодикология                    археология

                                                 

                                                     историческая география

Кузнецы куют таганы                                          

На Таганской слободе,

Кузнецы для печи банной

Отливают медный чан.

Старый пекарь на Басманной

Выпекает хлеб- «басман»

А в Калашном переулке

Для бояр и для царя

Выпекают пекаря

Калачи, баранки, булки.

На Рыбачьей на слободке,

По названью Бережки,

Рыбаки спускают лодки

На простор Москвы-реки.

Топоры на бойнях точат

На Мясницкой слободе,

В Сыромятнях кожи мочат

В быстрой яузской воде.

Кузнецы куют таганы                                          

На Таганской слободе,

Кузнецы для печи банной

Отливают медный чан.

Старый пекарь на Басманной

Выпекает хлеб- «басман»

А в Калашном переулке

Для бояр и для царя

Выпекают пекаря

Калачи, баранки, булки.

На Рыбачьей на слободке,

По названью Бережки,

Рыбаки спускают лодки

На простор Москвы-реки.

Топоры на бойнях точат

На Мясницкой слободе,

В Сыромятнях кожи мочат

В быстрой яузской воде.

Кузнецы куют таганы                                          

На Таганской слободе,

Кузнецы для печи банной

Отливают медный чан.

Старый пекарь на Басманной

Выпекает хлеб- «басман»

А в Калашном переулке

Для бояр и для царя

Выпекают пекаря

Калачи, баранки, булки.

На Рыбачьей на слободке,

По названью Бережки,

Рыбаки спускают лодки

На простор Москвы-реки.

Топоры на бойнях точат

На Мясницкой слободе,

В Сыромятнях кожи мочат

В быстрой яузской воде.

Клио. Римская мраморная копия с греческого оригинала 3-2 вв. до н. э. Эрмитаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий внеклассного мероприятия по истории "История создания Российской армии"

Сценарий можно использовать при проведении недели истории, внеклассного мероприятия по истории...

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» «По страницам истории России»

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Постраницам истории России"...

Внеклассное мероприятие по истории 11 класс «Закрытие года истории».

История - свидетельница веков,факел истины, душа памяти,наставница жизни.ЦицеронУказом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева 2012 год объявлен «Годом российской истории» Президент Российской ...

конспект внеклассного мероприятия по истории"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года"

"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года" проводится в форме "своей игры". В игре были затронуты самые разные темы войны, начиная от дат, имен, городов, сражений, народной мудрости...

Внеклассное мероприятие по истории на тему: Слово о истории.

Традиционно в нашей школе проводиться фестиваль наук,где в различных формах идет представление предметов. Разработка предлагает представление истории....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОВОЛЖСКОГО КРАЯ» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству)

Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья на Волге. Учащиеся знакомятся с музеем народных промыслов Поволжского кра...

Внеклассное мероприятие по истории: «От клинка и штыка до могучих ракет», приуроченное к Дню Победы

Внеклассное мероприятие по истории в 6-7-ых классах.Подготовил учитель истории МБОУ «СОШ № 7 им. Героя Советского Союза З.И. Парфёновой»города Алатыря Чувашской РеспубликиБыстрякова О...