урок в 10 классе "Русская Правда"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Зырянова Ирина Владимировна

Тема: «Русская правда» - первый свод законов Киевской Руси

Цель:

üсформировать у школьников целостное представление о предпосылках создания, содержании и значении первого русского судебника в образовании раннефеодального государства;

üпри непосредственном знакомстве с документом подвести учащихся к самостоятельным выводам о противоречивом характере «Русской правды», сохраняющей признаки родовых обычаев и одновременно направленной на юридическое оформление частной собственности, имущественного и социального расслоения общества;

üдедуктивный анализ первоисточника позволит уч-ся сосредоточить внимание на самых основных и доступных положениях текста;

üизвлечь максимум информации, проанализировав документ под определённым углом зрения (многоуровневый анализ документа);

üсовершенствовать приёмы доказательства, конкретизации, обобщения, применения теоретических знаний в новых учебных ситуациях;

üубеждение уч-ся в том, что «Русская правда» - богатый источник по истории социально-экономических отношений в эпоху Киевской Руси;

üразвитие интереса к самостоятельной исследовательской деятельности.

Вид урока: лабораторная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc39 КБ
Microsoft Office document icon shema_5.doc169 КБ
Microsoft Office document icon shema_4.doc281.5 КБ
Microsoft Office document icon shema_3.doc187 КБ
Microsoft Office document icon shema_2.doc150.5 КБ
Microsoft Office document icon shema_1.doc179.5 КБ
Microsoft Office document icon slovo_o_pogibeli.doc40 КБ
Microsoft Office document icon istoriya_sozdaniya.doc56 КБ
Microsoft Office document icon algoritm_analiza.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon russkaya_pravda_kratkoy_redakcii.doc41 КБ
PDF icon russkaya_pravda.pdf1023.57 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №1

Тема: «Русская правда» - первый свод законов Киевской Руси

Цель:

  • сформировать у школьников целостное представление о предпосылках создания, содержании и значении первого русского судебника в образовании раннефеодального государства;
  • при непосредственном знакомстве с документом подвести учащихся к самостоятельным выводам о противоречивом характере «Русской правды», сохраняющей признаки родовых обычаев и одновременно направленной на юридическое оформление частной собственности, имущественного и социального расслоения общества;
  • дедуктивный анализ первоисточника позволит уч-ся сосредоточить внимание на самых основных и доступных положениях текста;
  • извлечь максимум информации, проанализировав документ под определённым углом зрения (многоуровневый анализ документа);
  • совершенствовать приёмы доказательства, конкретизации, обобщения, применения теоретических знаний в новых учебных ситуациях;
  • убеждение уч-ся в том, что «Русская правда» - богатый источник по истории социально-экономических отношений в эпоху Киевской Руси;
  • развитие интереса к самостоятельной исследовательской деятельности.

Вид урока: лабораторная работа

Введение:

  1. повторим основные черты, указывающие на образование раннефеодального государства у восточных славян в IX-XI вв

(??? С именами и делами каких князей связаны данные положения)

  • объединение территорий и племенных союзов;
  • организация оборонительных укреплений;
  • усиление княжеской власти;
  • введение государственной религии;
  • принятие законов.
  1. Каков вклад Ярослава Мудрого в историю государства? (схема 3, схема 4, династич.браки) д\з 1 и 2 ряда
  2. Хронологическая задача: в лето 6453 от  Сотворения мира в Киевской Руси было совершено преступление, за которое виновные расплатились совсем иначе, чем это могло быть в конце XI века. О каком преступлении идёт речь?

(??? Как поступила Ольга? В чём различие между понятиями «родовой обычай» и «закон»? Почему возникла необходимость во введении письменных законов?)

История создания документа

Основной этап - работа с текстом

  1. Просмотр видеосюжета (ИГР Карамзина)

???Задание: какую цель ставил перед собой князь, создавая данный закон? Что призван был регулировать документ? На какие новые понятия обращает наше внимание историк?

  1. Работа с текстом первоисточника:

по алгоритму многоуровневого анализа и памятке

пункты 2.2, 3.4 и 3.5. для выполнения д\з

  1. Выводы – работа с таблицей

Вывод

Статья закона

Сохранились традиции кровной (родовой) мести

Юридически оформлено деление на свободных и несвободных

Среди свободного населения закрепляется социальное (правовое) неравенство

В экономике Древней Руси преобладает сельское хозяйство.

Феодальной вотчине XI века противостоит сельская община



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Слово о погибели земли русской

О смерти великого князя Ярослава. О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! и многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными, горами крутыми, холми высокыми, дубравоми чистыми, польми дивными, зверьми разлычными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными <садами монастырскими>, домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская!

Отселе до угор и до ляхов, до чахов <чехов>, от чахов до ятвязи, и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоимици погании и за дышючим морем <Северное Ледовитое или Белое море>, от моря до болгар, от болгарь до буртас от буртас до чермис, от чермис до моръдви, - то все покорено было богом крестияньскому языку поганьскыя страны великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю кыевьскому, деду его Володимеру и Манамаху, которым то половоци дети своя ношаху в колыбели, а литва из болота на свет не выникываху, а угры твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великый Володимер тамо не вьсехал. А немци радовахуся, далече будуче за синим морем; буртаси, черемиси, вяда и моръдва бортьничаху <платили дань мёдом> на князя великого Володимера, и жюр <господин (греч.)> Мануил цесарегородскый опас <опасение> имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под ним великый князь Володимер Цесаря города не взял.

А в ты дни болезнь крестияном, от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго.

01.gif (814 bytes)

Термины:  Бог  Бортничество  Бояре  Булгарское царство  Буртасы  Великий князь  Великое княжество Литовское  Вера  Водь  Города восточных славян  Карела (карьяла), ижора  Киев  Князь  Монастырь  Мордва  Половцы  Правые и левые  Русь  Христианство  Царь  Церковь 

01.gif (814 bytes)

Персоналии:  Владимир I Святославич  Владимир Мономах  Ярослав Владимирович (Мудрый)

01.gif (814 bytes)



Предварительный просмотр:

 

РУССКАЯ ПРАВДА – памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.

Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания. Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский (на его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси с Византией 907), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, – точных данных нет. Согласно еще одной гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или «русь»), что означает «дружинник». В этом случае, в тексте свода норм следует видеть кодекс, принятый для регулирования отношений в княжеско-дружинной среде. Значение традиции и норм обычного права (нигде и никем не записываемых) было в ней меньшим, нежели в среде общинной.

Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20–70-е годы 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019–1054) и Правду Ярославичей. Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой («Правдой Роськой»). Текст ее был составлен не ранее 1016. Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).

Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27–41, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси, и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20–30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список – Троицкий, 14 в. – входит в состав Мерила праведного, также древнейшего русского юридического сборника. Большая часть списков Пространной Правды – позднейшие, 15–17 вв. Все это богатство текстов Пространной Правды объединяется в три вида (в источниковедении – извода): Синодально-Троицкий, Пушкинско-Археографический и Карамзинский. Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113 (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1–52 именуются как Суд Ярослава, статьи 53–121 – как Устав Владимира Мономаха. Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.

Некоторые исследователи (М.Н.Тихомиров, А.А.Зимин) полагали, что Пространная Правда была прежде всего памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими. Степень «официальности» Пространной Правды неизвестна, как и точные границы региона, охваченного действием ее норм.

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда – или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности – этой, третьей.

С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497.

Краткая Правда была впервые открыта В.Н.Татищевым в 1738 и издана А.Л.Шлецером в 1767. Пространная Правда впервые опубликована И.Н.Болтиным в 1792. В 19 в. над Правдой трудились выдающиеся русские юристы и историки – И.Д.Эверс, Н.В.Калачев, ВИ.Сергеевич, Л.К.Гётц, В.О.Ключевский, анализировавшие время и причины создания отдельных частей и редакций Русской Правды, взаимоотношения между списками, сущность отраженных в них юридических норм, их истоки в византийском и римском праве. В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемого источника (труды Б.Д.Грекова, С.В.Юшкова, М.Н.Тихомирова, И.И.Смирнова, Л.В.Черепнина, А.А.Зимина) – то есть на изучение с помощью Русской Правды социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси. Советские историки подчеркивали, что Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80). Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева). В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей. В настоящее время российские исследователи (И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков) чаще говорят о Краткой, Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.

Все тексты Русской Правды неоднократно публиковались. Имеется полное академическое издание ее по всем известным спискам.

Литература:

Правда русская, тт.1–2. Под ред. Б.Д.Грекова. М. – Л., 1940
Юшков С.В.
Русская Правда: Происхождение, источники, ее значение. М.,1950
Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952
Тихомиров М.Н.
Пособие для изучения Русской правды. М., 1953
Щапов Я.Н.
Княжеские уставы и церковь в Древней Руси X–XIV вв. М., 1972
Свердлов М.Б.
От «Закона Русского» к «Русской Правде». М., 1988
Пушкарева Н.Л.
Женщины Древней Руси. М., 1989
Краснов Ю.К.
История государства и права России, ч. 1. М., 1997

"Русская правда" - первый свод древнерусских законов, куда вошли нормы Закона Русского, Правда Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Существует более 100 списков (экземпляров). Первые 17 статей от начала до слов: "Правда оуставлена Роуськой земли" составлены и обнародованы в 1016. С этих слов начинается другая часть Краткой Правды - Правда Ярославичей, сыновей Ярослава Мудрого.

Как нормы права, появилась сравнительно поздно и большую роль в общественной жизни продолжали играть законы обычного права. Защищала жизнь и имущество княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан, т.е. свободных граждан; устанавливала положение феодально-зависимых людей, обязательственное и наследственное право, ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников, разбирала споры м.свободными людьми уравнивала в правах новгородских и киевских "мужей" и другое. Согласно "Русской правде", закупы и рядовичи находились в экономической зависимости и не могли уйти от владельца по своей воле. Их жизнь оценивалась в 5 гривен (так же как и лично зависимого холопа). Князь становится не только олицетворением силы, нор и справедливости. В то же время, князь не является источником права, он лишь его носитель, выразитель тех правовых норм, которые были созданы традиционным укладом в славянской и варяжской среде. Имеется три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная.

 Древнейшей редакцией является Краткая правда. Она сохранилась в двух основных списках так называемой Новгородской Летописи Младшего извода, составленных ок.ХV в. - Академическом и Археографическом. Остальные 11 списков Краткой Правды - позднейшие, ХVIII-ХIХ вв., и так или иначе выходят к Академическому списку. Ряд историков (Греков Б.Д., Черепнин Л.В., Зимин А.А.) полагали, что Древнейшая правда, или, как её иначе называют, Правда Ярослава, составлена ок.1016. Др.исследователи (Тихомиров М.Н., Юшков С.В.) склонялись к 1030-м как дате составления кодексов законов Ярослава. В Правде Ярославичей обнаруживаются черты, указывающие на ожесточённую борьбу, в условиях которой она была создана. Вероятно, заниматься "законотворчеством" князей заставили восстания в Киевском государстве 1068-1071: особенно высокие денежные штрафы устанавливаются здесь за убийства княжеских людей. Если основные источники Правды Ярослава - обычное право, приспособленное к нуждам княжеской власти, и законодательство самого Ярослава, то в Правде Ярославичей содержится новый пласт правовых норм, имеющий основным источником не нормы обычного права, а законодательство и судебную практику князей. Что же касается места возникновения Краткой Правды, то само название не оставляет сомнений в появлении документа в Киеве, так как название "Русь" присваивалось в ту пору Киевской земле.

Наиболее распространённой была Пространная редакция Русской Правды. Вопросы классификации нескольких десятков сохранившихся списков достаточно сложны, древнейшим из этих списков является Синодальный, помещённый в Синодальной Кормчей 1282 (Синодальной Кормчей называлась книга, долгие годы хранившаяся в Синодальной библиотеке в Москве). Однако лучше всего сохранился Троицкий список, по которому и публикуется памятник в пособиях и хрестоматиях. Если по Краткой Правде можно проследить становление феодальных отношений, то в Пространной Правде отразилось уже развитое древнерусское феодальное право. Во всех древнейших рукописях Пространная Правда разделена на две части: первая называется "Суд Ярославлъ Володимерич" или Устав Ярослава о судах. Она включает статьи с 1 по 52 по Троицкому списку и представляет собой изложение норм, содержащихся в Краткой Правде, а также норм, изданных в период, предшествующий княжению Владимира Мономаха. Вторая часть Пространной Правды по Троицкому списку состоит из норм, изданных Владимиром Мономахом и его преемниками, начинается новым заглавием "Устав Володимеръ Всеволодича" и называется "Мономаховой правдой". Устав князя Ярослава является как бы третьим этапом в истории правового кодекса в Киевском государстве. В этом памятнике основные принципы феодального права - права-привилегии - выявляются с полной определённостью. Кровная месть окончательно отменяется, общинные суды перестают функционировать. Княжеской юрисдикцией охвачена вся территория Киевского государства. Основными источниками Устава Ярослава являлись княжеское законодательство и судебная практика. Важный момент в развитии феодального права - Устав князя Владимира Всеволодовича, установившего основные принципы наследственного права, посвятившего холопам ряд норм своего законодательства. Вопрос о месте и времени издания Устава не вызывает особых затруднений. Как сборник законов великого князя Владимира Мономаха, он составлен в Киеве м.1113-1125. Обе части Пространной Правды составляют сборник правовых норм, открыто закрепляющих феодальный строй и привилегии боярства.

Третья редакция Русской Правды - Сокращенная, по мнению большинства авторов, самая поздняя. С распадом Древнерусского государства развитие Русской Правды прекращается, но её отдельные нормы позже находили применение в Московском государстве. Применительно к потребностям Московского государства из Пространной правды были выбраны, частично переработаны отдельные нормы и составлены более краткие списки, получившие название Сокращенной редакции Русской Правды. Исследователи полагают, что Сокращенная Правда сложилась в Московском государстве в ХV в. Наиболее распространённой в судопроизводстве была Пространная редакция. Следует иметь ввиду, что номера статей, которые приводятся в исследованиях, даны учёными, в самом же памятнике они отсутствуют, но есть киноварные (киноварь - красная краска, используемая в рукописях) заголовки.

К Русской Правде относятся так же списки XIII-ХIV вв.  



Предварительный просмотр:

Алгоритм многоуровневого анализа текста документа

  1. «Паспортизация» документа.
  1. Кто является автором документа? Что известно о его жизни и деятельности?
  2. Когда, где и почему появился этот документ?
  3. Каков вид данного источника?
  1. «Выборочное чтение», работа с информацией (историко-логический анализ).
  1. Решение задач (1-5)
  2. Составление словаря новых исторических понятий.
  1. «Реконструкция», анализ ценностных установок (аксиологический анализ).
  1. Чьи интересы (каких слоёв, групп, классов)  общества защищает «Русская правда»?
  2. Чем объяснить сохранение кровной мести в XI веке и её исчезновение в документе XII века?
  3. Почему Ярослав Мудрый не взял за образец законы Византии?
  4. Составьте схему социальной структуры населения Руси времён «Русской правды».
  5. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа, используя репродукцию с картины Билибина И.Я. «Суд во времена Русской правды».
  1. Критика источника (критический анализ).
  1. Доказывают ли статьи документа его противоречивый характер? В чём он проявляется?  
  2. К каким изменениям в государстве и обществе привело введение этого документа?
  1. Ценность документа в исследовании исторической проблемы.
  1. Что нового помог вам узнать документ о состоянии русского общества в XI – XII вв?
  2. Помогает ли изучение документов узнать больше об изучаемом историческом периоде?
  3. Что даёт вам работа с конкретным историческим документом? Нужна ли она на уроках?


Предварительный просмотр:

РУССКАЯ ПРАВДА КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ

ЗАКОН РУССКИЙ

1. Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен.

2. Если кто-либо будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетелей; если же на нем не будет никаких следов (побоев), то пусть придут свидетели; если же не может (привести свидетелей), то делу конец; если же за себя не может мстить, то пусть возьмет себе с виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему да еще плату лекарю.

3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью, чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12 гривен; если его не настигнут, то он платит, и на этом дело кончается.

4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

6. Если нога останется цела, (но) если начнет хромать, тогда пусть смиряют (виноватого) домочадцы (раненого).

7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

8. А за (выдернутый) ус (платить) 12 гривен, а за клок бороды – 12 гривен.

9. Если же кто обнажит меч, но не ударит (им), то он положит гривну.

10. Если же человек пихнет человека от себя или к себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.

11. Если же челядин скроется у варяга или у колбяга, а его в течение трех дней не вернут (прежнему господину), то опознав его на третий день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

12. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то платить 3 гривны.

13. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а (хозяин) опознает (их) в своем миру, то пусть он возьмет свое, а (вору платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

14. Если кто опознает (свою вещь у кого-либо), то нельзя ему ее взять, говоря (при этом) «мое»; но пусть скажет: «Пойди на свод (выясним), где взял ее»; если (тот) не пойдет, то пусть (выставит) поручника, (что явится на свод) не позднее пяти дней.

15. Если где-нибудь (кто) взыщет с кого-либо остальное, а тот начнет запираться, то итти ему (с ответчиком) на свод перед 12 человеками; и если окажется, что злонамеренно не отдавал (предмет иска), то (за искомую вещь) следует (заплатить) ему (т. е. потерпевшему) деньгами и (сверх того) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

16. Если кто, опознав своего (пропавшего) челядина, захочет его взять, то отвести (его) к тому, у кого он был куплен, а тот отправляется ко второму (перекупщику), и когда дойдут до третьего, то пусть скажет ему: «Ты мне отдай своего челядина, а своих денег ищи при свидетеле».

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

18. А если (кто) сломает копье, щит или (испортит) одежду и захочет их оставить у себя, то (хозяину) получить (за это компенсацию) деньгами; если же, что-нибудь сломав, попытается (сломанное) возвратить, то заплатить ему деньгами, сколько (хозяин) дал при покупке этой вещи.

Закон, установленный для Русской земли, когда собрались Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко Перенег(?), Никифор Киевлянин, Чудин Микула.

19. Если убьют дворецкого, мстя за (нанесенную им) обиду, то убийце платить за него 80 гривен, а людям (платить) не нужно: а (за убийство) княжеского подъездного (платить) 80 гривен.

20. А если убьют дворецкого в разбое, а убийцу (люди) не будут искать, то виру платит вервь, в которой найден труп убитого.

21. Если убьют дворецкого (за кражею) в доме или (за кражею) лошади или за кражею коровы, то пусть убьют (его), как собаку. Такое же установление (действует) и при убийстве тиуна.

22. А за (убитого) княжеского тиуна (платить) 80 гривен.

23. А за (убийство) старшего конюшего при стаде (платить) 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

25. А за (убийство) княжеского рядовича (платить) 5 гривен.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

27. Если (убита) раба-кормилица или дядька-воспитатель, (то платить) 12 (гривен).

28. А за княжеского коня, если он с тавром (платить) 3 гривны, а за смердьего – 2 гривны, за кобылу – 60 резан, а за вола – гривну, за корову – 40 резан, а (за) трехлетку – 15 кун, за двухлетку – полгривны, за теленка – 5 резан, за ягненка – ногата, за барана – ногата.

29. А если (кто-либо) уведет чужого холопа или рабу, (то) он платит 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

30. Если же придет избитый до крови или до синяков человек, то не искать ему свидетелей.

31. А если (кто-либо) украдет коня или волов или (обокрадет) дом, да при этом крал их один, то платить ему гривну (33 гривны) и тридцать резан; если воров будет 18 (? даже 10), то (платить каждому) по три гривны и по 30 резан платить людям (? княжеским).

32. А если подожгут княжескую борть или выдернут (из нее) пчелы, (то платить) 3 гривны.

33. Если без княжеского распоряжения будут истязать смерда, (то платить) 3 гривны за обиду; а за (истязание) огнищанина, тиуна и мечника – 12 гривен.

34. А если (кто-либо) перепашет межу или уничтожит межевой знак на дереве, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

35. А если (кто-либо) украдет ладью, то за ладью платить 30 резан, а штрафа 60 резан.

36. А за голубя и за курицу (платить) 9 кун, а за утку, за журавля и за лебедя – 30 резан; а штрафа 60 резан.

37. А если украдут чужого пса, ястреба или сокола, то (платить) вознаграждения потерпевшему 3 гривны.

38. Если убьют вора на своем дворе или в доме или у хлеба, то так тому и быть; если же додержали (его) до рассвета, то отвести его на княжеский двор; а если же (его) убьют и люди видели (его) связанным, то платить за него.

39. Если украдут сено, то (платить) 9 кун; а за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, козу или свинью, притом одну овцу украли 10 (человек), то пусть положат по 60 резан штрафа (каждый); а задержавшему (вора платить) 10 резан.

41. А из гривны мечнику (полагается) куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны; а из 12 гривен – задержавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

42. А вот установление для вирника; вирнику (следует) взять в неделю 7 ведер солоду, а также барана или полтуши мяса или две ногаты; а в среду резану или сыры; также в пятницу, а хлеба и пшена (взять) сколько могут поесть; а кур (брать) по две в день; поставить 4 коня и кормить их досыта; а вирнику (платить) 60 (?8) гривен, 10 резан и 12 веверин; а при въезде гривну; если же потребуется во время поста (ему) рыбы, то взять за рыбу 7 резан; итого всех денег 15 кун; а хлеба (давать), сколько могут съесть; пусть вирники соберут виру в течение недели. Вот таково распоряжение Ярослава.

43. А вот подати (установленные для) строителей мостов; если построят мост, то взять за работу ногату и от каждого пролета моста ногата; если же починили несколько досок старого моста – 3, 4 или 5, то брать столько же.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока "Вопрос о правде в драме М. Горького "На дне""

Урок с применением диалоговых технологий....

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Исследовательская работа "Правда жизни и правда вымысла в сказках Юрия Литвинова".

Данная работа основана на  творчестве Ю. Литвинова. Цель работы -  изучение восприятия единства правды жизни и правды вымысла героями произведений Ю. Литвинова как единственного способ...

Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".

Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли ....

конспект урок-проект "Вся правда о пищевых добавках"

      Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для технологических целей, то есть для придания им зада...

Учебный проект "Какова она, "третья правда?" Что значит жить по правде?" по повести Л. Бородина "Третья правда".

Учащиеся осмысляют, какой должна быть правда и что значит жить по правде. Одна группа пытается понять "правду" Селиванова, другая группа -  "правду" Рябинина, третья - официал...