«Жизненная правда музыки В.А. Моцарта»-урок 6 класс 3-я четверть 2 урок.
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Бондарева Елена Александровна

урок по творчеству В.А.Моцарта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6_klass.doc67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель Бондарева Е.А.

Класс 6 Б

Дата 19 января 2006 г.

III четверть

Тема четверти «В чём сила музыки»

Тема 2 урока «Жизненная правда музыки В.А. Моцарта»

Тип урока: урок введения в тему

Цели урока:

  1. Образовательная:
  • дать понятие «красоты» и «правды» в музыке через восприятие творчества В.А. Моцарта;
  • актуализировать жизненно-музыкальные впечатления учащихся о связи музыки с жизнью;
  • закрепить понятие формы «рондо», принципы построения «рондо».
  1. Развивающая:
  • формировать навыки интеллектуальной деятельности (сравнение, оценка);
  • формировать вокально-хоровые умения и навыки пластического интонирования;
  • развить исполнительско-творческие навыки и умения;
  • создать творческую ситуацию.
  1. Воспитательная:
  • формировать духовно-нравственный потенциал личности через восприятие музыки В.А. Моцарта;
  • воспитать любовь к классическому музыкальному искусству (в процессе исполнения и слушания);
  • воспитать слушательскую культуру;
  • привить эстетические нормы поведения на уроке и в общественных местах (предположим, в театре).

Реализуемая педагогическая технология:

  • здоровьесбережение, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей (повышение эмоциональной стабильности, снятие физической усталости и нервно-психических перегрузок);
  • интегрированное обучение  (музыка, литература, изобразительное искусство).

Оценка педагогической ситуации. Учащиеся 6 Б класса имеют достаточный опыт и объём знаний о русской и зарубежной классической музыке, умеют чувствовать и понимать музыку, выражать собственные мысли аргументировано судить о характере выразительных средств, направленных на раскрытие образов в музыкальном произведении. Ребятам интересны приемы коллективного пения (запевала и хор, а также сольное исполнение вокальных произведений). Учащимся свойственна качественная подготовка к уроку, сдержанность и добросовестность. Ребята любят слушать и рассуждать о музыке. При планировании урока важно тщательно продумать драматургию урока, которая обеспечила бы гармоничное чередование восприятия музыки и размышления о ней с музыкально-исполнительной деятельностью 6-классников.


Ход урока

  1. Организационный момент

Дети входят в класс под звучание в аудиозаписи музыки «Рондо» В.А. Моцарта.

Учитель (поёт). Здравствуйте, ребята!

Дети (поют). Здравствуйте, учитель!

  1. Сообщение темы и целей урока

Учитель.        Дорогие ребята, уважаемые гости! Я очень рада видеть вас всех на уроке, который посвящается творчеству великого австрийского композитора – Вольфганга Амадея Моцарта. Именно его музыка поможет нам разобраться в теме четверти « В чем сила музыки».

Учитель обращает внимание ребят на запись темы III четверти «В чем сила музыки» на доске, на портрет композитора.

Учитель.        Ребята! Мы начали разговор по теме на прошлом уроке. И мне хочется задать вам вопрос. Какие замечательные и важные слова должны появиться сейчас на доске?

Дети.        Красота и правда!

Дети на доску крепят магнитами заранее напечатанные на карточках слова «красота» и «правда».

Учитель.        Правильно! Ребята, я просила вас послушать дома музыку, подумать о характере, подобрать нужные слова к ней и постараться ответить на вопрос нашей четверти «В чем сила музыки» и всё это оформить в виде небольшой творческой работы.

Кто приготовил домашнее задание?

Дети по желанию зачитывают соё мини-сочинение или фрагменты из него.

Например: «Я слушала «Шутку» Баха. Радостная, нежная, изящная, как будто порхают бабочки, вокруг радуются люди. Бах будто говорит нам, современным людям, - радуйтесь жизни, умейте радоваться вещам – солнцу, ветру, дождю, пению птиц, потому что жизнь – подарок людям, жизнь прекрасна. Сила музыки Баха в красоте, которую мы начинаем замечать и в правде, которая заставляет нас размышлять и мечтать».

Учитель может остановить ученика, но сделать это тактично и обязательно подчеркнуть удачные мысли по теме.

Учитель.        Спасибо! Мне было интересно послушать вас. А теперь – слово музыке.

Звучит фрагмент «Рондо» из «Маленькой ночной серенады» в аудиозаписи.

Учитель.        Эта музыка вам знакома?

Дети.                Да, это «Рондо» В.А. Моцарта.

Учитель обращает внимание детей на доску, где весит портрет композитора.

Дети.                Об этой музыке мы говорили на прошло уроке. Сегодня она звучала на входе. Она светлая, радостная, солнечная.

Учитель.        Сегодня она является музыкальным эпиграфом к нашему уроку. А литературным эпиграфом будут слова: «О, чудо, звучит нестареющий Моцарт!»

Ребята, а кто помнит, что это за музыкальная форма – рондо?

Дети.                Рондо – музыкальная форма, где главная тема чередуется с эпизодами. Главная тема – одна и та же в одном характере, а эпизоды всегда разные по характерам.

Дети рисуют на доске схему ABACA, где A – главная тема, а B, С – эпизоды. Они комментируют свою схему и делают вывод по теме четверти: в жизни у всех бывают и радость, и печаль, разные события, но всё преодолимо, всегда есть выход, не стоит отчаиваться.

Учитель.        Похоже форма рондо на саму жизнь?

Дети.                Похожа. Моцарт, наверное, не случайно написал музыку, выбрав за основу произведения эту форму, потому что всё время возвращается к светлой, жизнеутверждающей теме. Он как бы утверждает музыкой, что жизнь – радость.

Учитель.        Взгляните на портрет композитора. Что мы знаем об этом «солнечном» маэстро? Расскажите всем нам, что вы знаете об этом композиторе.

Дети.                Родился в городе Зальцбурге более 250 лет назад. В 6 лет – первые выступления перед публикой, перед королевой Австрии.

Учитель.          Как его называли и почему?

Дети.                Его называли  чудо-ребенком, потому что всех удивляли его способности, они были необычными, он играл с закрытыми глазами, запоминал музыкальные произведения с одного раза, импровизировал на ходу.

Учитель.        Какие чувства мы испытываем, слушая Моцарта?

Дети.                Разные – и печаль, и радость, но благодаря музыке Моцарта преодолимо, всегда есть выход, не стоит отчаиваться!

Учитель.        Несомненно, музыка Моцарта дарит нам улыбку. Она всегда, во все времена имела огромное воздействие на человека. А кто нашел к сегодняшнему уроку высказывания известных людей о композиторе?

Дети по желанию зачитывают слова, а если нет желающих, то у учителя должна быть заготовка на такой случай.

Учитель может зачитать слова: «Моцарт… Мы сидели и слушали, а бурная волна звуков – чистых, ясных, прозрачных, солнечных неслась по всему залу, наполняя наши сердца радостью, вдохновляя нашу душу, звала вперёд и выше…» (Г.В. Чичерин, министр, образованный человек)

Учитель.         Ребята! А сейчас, после таких прекрасных слов, я хочу послушать в вашем исполнении песню. Какая песня сейчас должна прозвучать из тех, которые мы исполняем? Песня не должна нарушить нашей беседы о красоте и правде музыки великого и неповторимого Моцарта.

Дети.                Очень хочется спеть песню «Город» Б. Гребенщикова.

Учитель.        Почему вами выбрана именно эта песня?

Дети.                Мелодия песни, её характер размышления о жизни сливается с музыкой Моцарта и не нарушает нашего общения. Она заставляет думать о хорошем, как и музыка Моцарта.

Учитель.        Ребята! Сейчас представьте себя настоящими профессиональными исполнителями на сцене, выпрямите спины, и с самыми добрыми человеческими чувствами исполните эту песню, последите за дыханием и артикуляцией.

Дети встают и под впечатлением разговора и слушания музыки Моцарта поют песню «Город» Бориса Гребенщикова. После исполнения дети садятся.

Учитель.        Вам понравилось свое исполнение? Как вы думаете, над чем нужно будет еще поработать?

Дети.                Над четкой дикцией, над характером песни.

Учитель.        А сейчас мы продолжим наш диалог. Ребята, к сожалению жизнь состоит не только из праздников. Наступают мрачные, печальные дни потерь. И тогда людям нужны слова утешения, понимания, дружеского участия.

И.С. Бах говорил, что людям нужна разная музыка: и та от которой смеются, и та от которой плачут. Но она должна быть талантливая! В таланте Моцарта не сомневаются уже более 250 лет!

Но сейчас мы услышим другого Моцарта и вы, я уверена, будете самыми лучшими слушателями. После прослушивания я хочу услышать ваше мнение о характере музыки, о красоте, которая затронет вашу душу и о правде, которую откроет нам эта музыка

Дети слушают «Лакримозу» из «Реквиема» Моцарта.

После прослушивания необходимо выдержать небольшую паузу, чтобы ребята до конца осознали и почувствовали услышанную музыку.

Учитель.        Кто хочет высказать своё мнение о музыке?

Ученики по желанию отвечают.

Дети обязательно услышат глубоко печальный характер музыки.

Учитель.        Какое название можно дать этой музыке? На что похожа музыка?

Дети.                Музыка похожа на то, как у человека наворачиваются слёзы. Она необыкновенно красива и необычайно трагична. Как будто что-то померкло в жизни.

Учитель обращает внимание ребят на доску. На доске картина «Неутешное горе» И.Н. Крамского.

Учитель.        Эта картина (показывает) созвучна с музыкой, которая прозвучала?

Дети.                Эта картина – продолжение музыки. Такое же печальное настроение.

Учитель.        Что общего в содержании и характере музыки и картины?

Дети.                И в картине, и в музыке правда жизни. К сожалению, человеческая жизнь не бесконечна.

Учитель.        Вы правильно поняли содержание музыки, и почти правильно дали название музыке. Она называется «Лакримоза».

Учитель обращается к доске.

Учитель.        А переводится это слово как слёзная. Это 7 часть из «Реквиема» В.А. Моцарта.

Реквием – печальное музыкальное произведение, оно звучит тогда, когда человека провожают из земной жизни в царство небесное.

Дети записывают в тетради слова «Реквием», «Лакримоза» и понятия к ним.

Учитель (читает).         «Раздались звуки полные тревоги и смятения перед грядущим. Горечь прощания с жизнью, гневный протест против собственной безвременной смерти породили эту волнующую мелодию, столь не похожа на обычную церковную музыку» (из дневника ученика Зюсмайера).

Это как звуковое послание потомкам, т.е. нам с вами, исповедь умирающего человека.

5 декабря 1791 года погасла сеча великого маэстро В.А. Моцарта

Учитель обращает внимание ребят на портрет композитора.

Учитель.        Моцарта отпевали в соборе святого Стефана. Похоронили его на кладбище в общей могиле для бедных людей, потому что у семьи даже не было средств, чтобы достойно проводить композитора.

Какие чувства вы испытали, когда слушали «Лакримозу»?

Дети.                Мы испытали чувство печали, чувство человеческой скорби.

Учитель.        А что еще услышали в музыке?

Учитель обращается к музыке, несколько секунд вновь звучит мелодия «Лакримозы».

Дети.                Еще мы услышали мольбу, отчаяние и при этом светлая вера в чудо и надежда, которая умирает последней. Такой глубокий смысл и такая потрясающе красивая мелодия…

Учитель.        Ребята, А.С.Пушкин в своем произведении «Моцарт и Сальери» рассказал нам о Моцарте, он выдвинул гипотезу, что Моцарта отравил его друг – композитор Сальери. Но эта гипотеза до сих пор не подтверждается, хотя потомков до сих пор интересует тот факт, что он умер в 35 лет!

Моцарт чувствовал, что смерть приблизилась к нему очень близко.

(зачитывает фрагмент трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери») «Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек. За мною всюду он как тень гонится. Вот и теперь мне кажется он с нами – третий сидит…»

Мне бы хотелось, чтобы вы нашли историю создания «Реквиема». Она известна. Это дубеет вашим заданием на следующий урок.

Учитель дает задание двум ученикам.

Учитель.        Моцарта нет более 250 лет, но поэты посвящают ему стихи, а композиторы наших дней – слагают песни. Мы тоже знаем замечательную песню. Я предлагаю её сейчас спеть, спеть проникновенно, выразив все свои самые лучшие человеческие чувства.

Дети встают и исполняют «Песенку о Моцарте» Булата Окуджавы.

Учитель.        Спасибо, ребята! У вас почти всё получилось. Молодцы!

И в заключении урока мне очень хочется прочитать свои стихи о Моцарте, о моём отношении к его музыке.

Моцарт звучит в сердце моём,

Нежно душа вздыхает.

Музыка Моцарта – вечный родник,

Чище воды не бывает.

Время летит, быстро пройдёт

Много воды утекает.

Кажется слышу, что где-то тихонько

Моцарта напевают.

Новые звёзды – громко кричат,

Солнце собой затмевают,

Но обязательно кто-то сейчас

Моцарта вновь вспоминает.

Моцарт! Ты – чудо!

Ты нужен сейчас,

В наше кипучее время

Солнечный Моцарт опять среди нас

Скромно несёт своё бремя…

  1. Итог урока

Учитель.        Вам понравилась музыка этого композитора?

Дети.                Давайте на следующем уроке еще послушаем музыку Моцарта.

Учитель.        Хорошо. Я согласна. Что для вас музыка Моцарта?

Дети.                Музыка Моцарта – как доброе слово, которое очень нужно человеку, как солнышко в дождливый день, как улыбка ребенка…

Учитель.        В чём сила этой музыки?

Дети.                Сила музыки Моцарта в доброте, радости и правде, которую дарит нам Моцарт, без чего мы не можем жить на этой земле.

Учитель.        Верно! Молодцы! Это та красота, которая спасает мир, и та правда, которая так необходима человеку во все времена.

  1.  Домашнее задание

Учитель.        Ребята! Я хочу напомнить, что на следующий урок вам нужно приготовить сообщение об истории создания «Реквиема» и я буду рада, если кто-то из вас послшает музыку Моцарта, а потом расскажет о ней всем нам, а кому-то из вас, возможно захочется сделать рисунки к музыке. Я с удовольствием предоставлю слово всем желающим. Я предоставляю вам возможность выбрать домашнее задание по душе.

  1. Рефлексия

Учитель:        Было ли вам интересно сегодня на уроке? Довольны ли вы своей работой? Вам понравилась атмосфера на уроке? Что больше всего вам понравилось на уроке?

Дети отвечают на вопросы учителя.

Учитель.        Дорогие ребята, я благодарна вам за вашу активную работу на уроке. Я с удовольствием поставлю отличные и хорошие отметки. Мы прощаемся, до новых встреч с прекрасным искусством – музыкой.

Звучит «Рондо» В.А. Моцарта в аудиозаписи, дети выходят из класса под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6 классе по теме "Жизненная сила музыки И. С. Баха".

Урок музыки в 6 классеЦели и задачи урока:1.      Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;2....

Проверочное задание по музыке для учащихся 4 класса за 3 четверть

Данное проверочное задание позволяет оценить уровень знания учащихся 4 класса...

Проверочное задание по музыке для учащихся 3 класса за IV четверть

Данное проверочное задание позволяет оценить уровень знания учащихся 3 класса...

И Муза вечная со мной. 1 класс 1 четверть. урок музыки

КомпозиторИсполнительСлушатель...

Портрет в музыке и живописи. 6 класс 4 урок 1 четверть урок музыки

Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.Н. Заболоцкий....

Красота и правда музыки И.С.Баха (6 класс)

Сила музыки И.С.Баха в жизненной силе, в желании сделать человека благородным, свободным, гордым....