Урок музыки в 6 классе по теме "Жизненная сила музыки И. С. Баха".
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Урок музыки в 6 классе

Цели и задачи урока:

1.      Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;

2.      Определить особенности содержания музыки И. С. Баха;

3.      Формировать: представление о стилистических особенностях музыки И. С. Баха, понятие «Сюита», навыки хорового пения.

4.      Воспитать: интерес  и любовь  к классической музыке, чувство гармонии;

5.      Развивать: умение определять музыку полифонического склада, ориентироваться в нотной записи, рассказывать о прослушанной записи, познавательные и мыслительные способности детей;

6.      Расширить музыкальный кругозор учащихся.

Оборудование:фортепиано, СD– запись, портрет И. С. Баха, иллюстрации по теме урока, стихи  и высказывания по теме урока, нотный материал.

Музыкальный материал: И. С. Бах «Органная фуга», Д. Б. Кабалевский «Полифонический вокализ на тему И. С. Баха», И. С. Бах «Шутка» (2 варианта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок музыки в 6 классе21.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект урока по музыке

 в 6 классе

Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха»

Цели и задачи урока:

  1. Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;
  2. Определить особенности содержания музыки И. С. Баха;
  3. Формировать: представление о стилистических особенностях музыки И. С. Баха, понятие «Сюита», навыки хорового пения.
  4. Воспитать: интерес  и любовь  к классической музыке, чувство гармонии;
  5. Развивать: умение определять музыку полифонического склада, ориентироваться в нотной записи, рассказывать о прослушанной записи, познавательные и мыслительные способности детей;
  6. Расширить музыкальный кругозор учащихся.

Оборудование: фортепиано, СD – запись, портрет И. С. Баха, иллюстрации по теме урока, стихи  и высказывания по теме урока, нотный материал.

Музыкальный материал: И. С. Бах «Органная фуга», Д. Б. Кабалевский «Полифонический вокализ на тему И. С. Баха», И. С. Бах «Шутка» (2 варианта)

Этапы урока

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

I.Активная деятельность учащихся

II.Формулирование теоретических знаний.

III.Коллективная исполнительская деятельность

Подведение итога.

Музыкальное приветствие учителя.

Послушайте одно музыкальное произведение.

(Звучит «Органная фуга И. С. Баха)

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

Что скажете о музыке, которую сейчас  слушали?

Кто такой И. С. Бах?

Как относились к музыке Баха церковные служители?

А для кого Бах писал музыку?

Как это отражалось в музыке?

Как вы думаете, а какой по характеру был композитор?

Что И. С. Бах выразил в своей музыке?

А как же называется прослушанное произведение?

Что означает понятие «Фуга»?

Из чего «вырастает» такая музыка?

А что такое «полифония»?

Посмотрите на ноты. Что вы видите?

Звучит тема «Фуги».

Посмотрите на картину художника и композитора М. Чюрлёниса  «Фуга». Что вы видите?

Чем похожи эти два произведения?

Эта картина помогает лучше понять построение этой музыкальной формы.

Прочитайте высказывание И. С. Баха:

«Каждое произведение – это беседа разных голосов, которые представляют собой различные индивидуальности. Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время  должен  помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середину разговора или говорить без смысла и надобности».

Как вы понимаете это высказывание?

Какие черты характера И. С. Баха открываются перед нами?

У И. С. Баха много произведений полифонического склада. А как вы думаете, легко ли самим исполнять полифоническую музыку?

Давайте попробуем. Перед вами произведение Д. Б. Кабалевского, которое построено на теме

Баха. Посмотрите, вы видите слова в этом произведении?

А мы можем исполнить это произведение без слов?

А как называются такие произведения?

Обратите внимание на нотную запись «Вокализа». На что обратили внимание?

Как вы думаете, почему?

Есть ли перерыв в звучании?

Скажите, а мелодия второго голоса начинается вместе с первым?

А как начинается мелодия второго голоса?

Что это значит?

Послушайте мелодию верхнего голоса.

Звучит мелодия.

Повторите ее.

А теперь вы будете петь эту мелодию, а я – нижнюю.

Вам понравилось исполнять полифоническое произведение?

А теперь еще раз ответьте на вопрос, легко ли исполнять полифоническую музыку?

Почему?

Мы продолжим разучивать это произведение на следующем уроке.

Какие ощущения у вас после исполненной музыки?

Человеческие чувства очень разнообразны, как и музыка И. С. Баха: от серьезной, порой трагической до шуточной, полной юмора. Это часто мы ощущаем в его произведениях.

Я предлагаю вам послушать музыкальное произведение.

Звучит «Шутка» в классическом исполнении.

Какие чувства передала музыка?

Как бы вы назвали это произведение?

Эта пьеса из «Сюиты № 2».  Сюита – это форма музыки, состоящая из нескольких пьес, обычно танцевального склада, которые близки по характеру. У Баха много таких сюит, состоящих из старинных танцев.

Как вы считаете, это произведение полифонического или гомофонического склада?

Что такое «гомофония»?

А что вы услышали в музыке?

А какой инструмент исполнял главный голос?

Несмотря на то, что флейта выступает в качестве солиста и музыку, которую она исполняет, мы воспринимаем, как главный голос, другие голоса и сопровождают ее и в то де время достаточно самостоятельны и переплетаются друг с другом, как в полифонической музыке.

Показ на фортепиано.

А как вы думаете, музыка И. С. Баха современна, интересна в наши дни.

Почему?

Да, интерес к музыке И. С. Баха не угасает и сегодня. Известно много интерпретаций (исполнительских трактовок) его сочинений. К ним относится и это произведение.

Звучит «Шутка» в современной обработке.

Что нового услышали?

Какой инструмент, по-вашему, звучал?

Это – электроскрипка.

Слушая произведения И. С. Баха, мы видим, насколько разнообразны они, широки и глубоки по содержанию и ВТО же время, понятны любому человеку.

Прочитайте слова Д. Б. Кабалевского: «Бывают люди, которые видят то, что перед глазами, а бывают люди, которые много читают, много слушают, много замечают, а главное – много думают и много чувствуют – такие люди очень многое воспринимают в жизни и помогают другим людям понять многое».

Скажите, этими словами мы могли бы сказать о И. С. Бахе? Почему?

Человеком с большой буквы.

Сегодня на уроке мы говорили о музыке И. С. Баха. Как вы считаете, в чем заключается сила  его музыки?

Я хочу, чтобы каждый из вас стал именно таким.

Наш урок подошел к концу, я прошу вас отметить свои впечатления от урока.

Спасибо за урок.

О классической музыке. О музыке Баха.

Серьезная, задумчивая, строгая, исполнена на органе.

Немецкий композитор XVIII века, служил в церкви святого Фомы кантором.

Полагали, что его музыка отвлекает от религиозного настроения.

Для простого народа.

Его музыка была пронизана народными песенными и танцевальными интонациями, чтобы  стать ближе к народу.

Могучий духом, уверенный.

Протест против контроля церкви над духовной и культурной жизнью народа.

Фуга.

Это форма полифонической музыки, в которой все голоса равнозначны.

Из  первоначальной темы – голоса.

Многозвучие, многоголосие.

Есть повторения мелодической линии.

На картине елочка повторяется много раз, разного размера, расположена в разных местах картины, разными оттенками красок.

Живописная форма аналогична музыкальной.

Каждый человек (личность), даже голос в музыке имеет право высказать своё мнение, а другие должны его выслушать.

Независимость, индивидуальность.

Наверное, да.

Нет.

Да, на слог.

Вокализы.

Мелодия записана и черным и красным цветом.

Разделение на 2 голоса.

Нет. Если один голос молчит, то другой – звучит, говорит.

Нет.

Так же как у первого.

«Вокализ» написан в полифоническом складе.

Нет.

Нужно слушать друг друга.

Радость, веселье.

Задор, легкость.

Гомофонического.

Когда музыка делится на главный голос и сопровождение (аккомпанемент).

Слышен основной, главный голос и аккомпанемент, сопровождение.

Флейта.

Да.

Понятна, выражает человеческие чувства.

Необычное звучание, интересное, современное.

Электрогитара.

Да. Потому что своей музыкой он доказал, что нужно оставаться самим собой, свободным и независимым.

В музыке Баха мы видим желание сделать человека благородным, свободным, гордым.

(Дети рисуют на смайликах свое настроение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

Урок по музыке 6 класс "В чем сила музыки В.А.Моцарта"

Урок музыки разработан для проведения в 6-м классе, во 2-м полугодии по программе по музыке 1–8-м классе под руководством Д.Б. Кабалевского....

Урок музыки на тему: "В чём сила музыки ?" для учащихся 6 класса.

На данном уроке формируются представления учащихся о связи музыки с жизнью....

Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки" 2 полугодие

Урок  музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки"...

Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки"

В. Моцарт «Реквием»Художественно-педагогическая идея урока:«Ты, Моцарт, БогИ сам того не знаешь».А. С. Пушкин...

Открытый урок музыки 7 класс «ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В МУЗЫКЕ. СЮИТА»

Цель урока: Закрепление представлений о музыкальной форме как процессе развёртывания музыкального произведения и выяснение значения понятия «циклическая форма».Задачи урока...