Красота и правда музыки И.С.Баха (6 класс)
учебно-методический материал по музыке (6 класс)

Сила музыки И.С.Баха в жизненной силе, в желании сделать человека благородным, свободным, гордым.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

6 класс

КРАСОТА И ПРАВДА МУЗЫКИ И. С. БАХА

Цель: доказать, что сила музыки И. С. Баха в жизненной силе, в желании сделать человека благородным, свободным, гордым.

Музыкальный материал: «Шутка» И. С. Баха, «Двухголосый полифонический вокализ № 1 на тему И. С. Баха» Д. Кабалевского.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Беседа о достоинствах музыкального творчества И. С. Баха.

- На уроках II четверти вы уже слушали музыку И. С. Баха. Вам эта музыка понравилась. В чем заключается сила музыки композитора, если она может оказывать воздействие на людей и сегодня?

Иоганн Себастьян Бах оставил потомкам более 300 музыкальных произведений: кантат, ораторий, месс, произведений для органа, фортепиано и других. Что хотел сказать своей музыкой Бах? Почему мы так легко узнаем и запоминаем интонации его музыки?

К достоинствам музыкального творчества И. С. Баха можно отнести:

а)        выразительность интонаций, их запоминаемость, что помогает следить за «движением» полифонической ткани музыки И. С. Баха;

б)        удивительное полифоническое мастерство;

в)        неистощимая фантазия и напряженность развития музыки.

Музыка И. С. Баха живая, глубокая, человечная. В ней переданы разные чувства людей. Она многокрасочна: и радостная, и печальная, и сосредоточенно-задумчивая, и стремительная, как бурный поток, и трагическая, и полная юмора, танцевальное™, грациозности. То есть она глубоко человечна.

2. Музыкально-теоретический анализ пьесы «Шутка» И. С. Баха.

Примером танцевальной музыки, пронизанной незатейливым народным юмором, может служить пьеса из сюиты Баха для струнных инструментов с флейтой, которую он так и назвал «Шуткой».

1) Слушание «Шутки» И. С. Баха.

- Послушайте пьесу «Шутка».

Вопросы:

- Какие чувства, настроения выражены в музыке Скерцо?

- Почему композитор назвал произведение «Шуткой»? Что придает ему шутливый характер?

- Подумайте, к какому стилю письма (полифония или гомофония) можно отнести это произведение? (Флейта - солист, её мелодию мы воспринимаем как главный голос, струнные инструменты одновременно аккомпанируют ей (гомофония) и в то же время достаточно самостоятельны, непрерывно сплетаются друг с другом (полифония).

2) Объяснение значения терминов.

  • Гомофония - вид многоголосья, в котором один голос главный (мелодия), а все остальные голоса зависимы от него (аккомпанемент).
  • Сюита - музыкальное произведение (оркестровое, инструментальное или вокально-хоровое, которое состоит из нескольких контрастных по характеру и содержанию частей.

Беседа о музыкальных обработках (переложениях).

В предыдущих классах вы не раз встречались с музыкальными произведениями, в которых звучали знакомые мелодии народных песен или композиторских произведений, но они звучали иначе, по-новому. Это называют обработками или переложениями.

Композиторы по-разному обрабатывали произведения: дополняли мелодию аккомпанементом, включали дополнительные голоса для хора, писали вариации на темы или фантазии для оркестра, при этом они всегда старались сохранить национальный характер обрабатываемой мелодии.

Вспомните известные вам обработки народных песен, сделанных          Л. Бетховеном, П. И. Чайковским, М. А. Балакиревым.

Во всех талантливых обработках и переложениях музыка украшается, обогащается, получает новую жизнь. Но неумелым, безвкусным переложением можно испортить, изуродовать чудесную музыку. Вам, может быть, доводилось слушать такую музыку на концертах в исполнении малоопытных музыкантов, которые, используя современные музыкальные инструменты, изувечивают, искажают известные народные, композиторские песни, и выдают такую манеру исполнения за «современную», «новаторскую». Очень важно научиться отличать хорошие обработки от плохих.

Сейчас вы услышите обработку «Шутки» И. С. Баха в исполнении французского вокально-инструментального ансамбля «Свингл-Сингерз». Обратите внимание: что преобладает в обработке - пение или инструментальное сопровождение?

4) Слушание обработки пьесы «Шутка».

Вопросы для обсуждения.

- Как звучат голоса? Какой характер придают они пьесе?

- Какие инструменты вы слышали в звучании Скерцо? Что они подчеркивают? (Ударные. Танцевальный характер.)

- Можно ли сказать, что эта музыка современная? Почему?

- Назовите эти произведения И. С. Баха.

Свободно

- Какие чувства отображены в них?

II. Разучивание полифонического двухголосного вокализа.

- На этом уроке вы начнете разучивать полифонический двухголосый вокализ, построенный на интонациях баховской музыки. Вокализ носит шутливый характер. Написал его Д. Б. Кабалевский.

Слушание и разучивание вокализа.

Задания:

  1. Добиваться большой легкости и остроты исполнения.
  2. Исполнение a cappella.

III. Повторение материала.

Исполнение песни В. П. Соловьева-Седого на сл. М. Матусовского «Баллада о солдате».

IV. Итог урока.

В чем красота и правда Скерцо И. С. Баха? (В том, что она очень «человечна», в ней слишком много живых человеческих чувств.)

- В чем его мастерство? (Высокий профессионализм, желание сделать человека благородным, свободным, гордым.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6 классе по теме "Жизненная сила музыки И. С. Баха".

Урок музыки в 6 классеЦели и задачи урока:1.      Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;2....

"Небесное" и земное в музыке И. С. Баха.

Конспект к уроку для 6 класса «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И.С.Баха. Полифония. Фуга....

Золотое сечение в музыке И. С. Баха

Урок "Искусство" Есть ли законы у красоты?...

В чем сила музыки И.С. Баха

Данный урок разработан попрограмме Д.Б. Кабалевского....

Редакции детской музыки И.С.Баха.

Методическое сообщение преподавателя Капустиной Н.М. 2012г....

Классный час на тему: «Вечная музыка И.С. Баха» для учащихся младших классов ДШИ

В период, когда учащиеся готовятся к сдаче академического концерта по специальности, каждый педагог ищет новые и действенные формы обучения начинающего музыканта и взаимодействия с родителями учеников...

Тематическая разработка урока: "Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке И.С.Баха".

Сформировать представлений об особенностях композиторского творчества  И.С.Баха....