"Небесное" и земное в музыке И. С. Баха.
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Сухоставская Татьяна Викторовна

Конспект к уроку для 6 класса «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И.С.Баха. Полифония. Фуга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nebesnoe_i_zemnoe_i._s._baha_6_klass_.doc543 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дидактическая часть.

Тема урока:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки».

Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И.С.Баха. Полифония. Фуга.

Цель: Способствовать формированию знаний о жанре полифонической музыки на примере фуги в творчестве И.С.Баха.

         Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.

         Тип урока: комбинированный урок.

         Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.

         Используемые методы обучения: коллективная работа, метод

демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, работа с видеоматериалом.

        Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической работы.

Конспект  урока

  6 класс (1 четверть).   

   

Тема урока: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки».Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И.С.Баха. Полифония. Фуга.

Цель:

Способствовать формированию знаний о жанре полифонической музыки на примере фуги в творчестве И.С.Баха.

Задачи: 

 познакомить с музыкой И.С.Баха, дать почувствовать и осознать особенности полифонического изложения музыки, получить представление о жанрах токкаты, фуги.

Ход урока.

Слайд 1                      Музыка 6 класс        

Слайд 2





Тема урока: Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке…









1. Организационный момент.

        -Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок музыки. Проверили готовность к уроку. Садитесь.


Слайд 2



Слайд 3 






2. Вступление.

Для постановки проблемы звучит коллаж музыки И.С.Баха «Токката и фуга ре минор». ( -Узнали ли вы музыку?)

Дети определяют автора произведения.

 -Как вы считаете, современная эта музыка или старинная?

 -Вы видели телепередачу «Человек и закон»?  Почему эта музыка звучит в передаче? - разные варианты ответов.

 Человек должен жить по законам? Человеческие законы должны совпадать с божьими. (почему?)

-  Сегодня мы продолжаем работать по нашей теме «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Образы духовной музыки Западной Европы. Разговор сегодня предстоит необычный. Сначала закончите фразу на экране «Небесное и земное» в музыке  (И.С.Баха). Слова для эпиграфа взяты у самого композитора («Цель музыки – трогать сердца» И.С.Бах). Попробуем выяснить, действительно ли в музыке И.С.Баха есть «небесное» и «земное»?

Слайд 4 

- Города где жил И.С.Бах (рисунок из книги С.Морозова «Бах», М.,1984). Веймар, Кётен, Лейпциг. Последние города в которых жил и творил композитор, музыкант, великий человек - И.С.Бах. За девятилетний период, проведенный в Веймаре, Бах создал большинство своих лучших произведений для органа. В Кётене  завершена работа над первым циклом из 24 прелюдий и фуг, которые вошли в первый том «Хорошо темперированного клавира» также знаменитые «Бранденбургские концерты».В Лейпциге было написано большинство знаменитых кантат: «Страсти по Иоанну», Страсти по Матфею»,знаменитая Месса си минор. Наряду с церковной Бах писал и яркую, красочную светскую музыку – оркестровую, клавирную, вокальную.

Слайд 5

  вставка

Гиперссылки (управляющая кнопка) с 5 на 7 слайд

-На каком клавишном инструменте играли музыканты если не было фортепиано? (от латинского clavis – ключ). В Италии его называли ЧЕМБАЛО, в Германии – ФЛЮГЕЛЬ, в Англии – АРПСИХОРД, а во Франции – КЛАВЕСИН. Это последнее название стало общим для всех инструментов подобного типа.

(«Квинтет» гравюра 18 века) (Чембало И.С.Баха. Инструмент сохранился до наших дней.)

Слайд 7

 

Клавесин известен с 16 века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало,

Слайд 8

 

вёрджинел, спинет, клавицитериум, клавицимбалы, клавиарфы, клавикорды.

Слайд 9

 


Слайд 10


Слайд 11

 

Всего же, если судить по многообразию форм и названий клавишных инструментов, их насчитывались десятки. Однако на самом деле основных типов клавишно – струнных инструментов было всего два: клавикорд и клавесин. Каждый имел свои достоинства и недостатки. Клавикорд, например, обладал мягким, нежным звуком, силу которого можно было по желанию исполнителя менять. Но звук клавикорда был так тих, что в большом помещении абсолютно терялся. Два струнных инструмента полностью заглушали его.

Гораздо большей популярностью пользовался клавесин. Звук клавесина – ясный, четкий, определенный, намного сильнее звука клавикорда. Однако независимо от силы удара он оставался неизменным. Вот и получалось, что в то время, как на любом струнно-смычковом или духовом инструменте можно было без труда усиливать или уменьшать силу звука, клавесинисту это было недоступно…

Звуковой слайд,  вставка

Гиперссылки (управляющая кнопка) с 11 слайда на 6.  с11  на 6

Слушаем произведение И.С.Баха (прелюдия – клавесин)

(слайд 6-11,видеоряд)

Слайд 12

видеофрагмент

Видеофрагмент Бах за клавесином (просмотр)

Слайд 13

Возможности клавесина были ограничены, что сказывалось на силе звука, на протяженности и поэтому возникла необходимость в усовершенствовании инструмента. Этим инструментом впоследствии стало фортепиано. В 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, хранитель коллекции клавесинов принца Фердинандо Медичи, изобрел клавишный инструмент, который назвал «Гравичембало коль пиано е форте»,что значит «клавесин с тихим и громким звуком». Это и было первое фортепиано. Чуть позже, независимо от Кристофори, фортепиано(или «пиано-форте»,как эти инструменты поначалу называли) появились и в других странах Европы. Великий Себастьян Бах, познакомившись с первыми образцами фортепиано, нашел в них существенные недостатки. В высоком регистре звук их слаб, заключил он, и играть на них трудно. И.С.Бах использовал фортепиано лишь в одном из своих поздних творений – в «Музыкальном приношении». Бах даже был знаком с инструментом, который получил название «королевский». Это был рояль. Первым, кто сыграл на нем в Потсдаме, был И.С.Бах. (рояль Зильбермана).

- Какой известный инструмент напоминает форма рояля?

(Слушаем «Токкату и фугу» ре минор И.С.Баха в исполнении фортепиано). (Можно взять фрагменты, не называя произведение.)

Слайд 13

Звуковой слайд

– Слушаем произведение И.С.Баха в исполнении фортепиано.           – Сравните с клавесином.

(слайд 13-15,видеоряд)

Слайд 16

И.С.Бах был церковным придворным органистом, писал музыку для органа и сам исполнял её. (Бах за клавиатурой; Орган в Арнштадтской церкви Св. Бонифация, на котором играл Бах.)

Слайд 17

Германия 16 век. Камерный орган.

Бах был известен как знаток устройства и специалист по реконструкции органов. Его часто просили проверить или испытать инструменты с дефектами или после ремонта.

Слайд 18

«О, грянь, орган, над головою

И каждого, как светом в полдень,

Навек духовностью наполни…

В век бездуховный и слепой.

Л.Болеславский

Слайд 19

«Под орган душа тоскует,

Плачет и поет,

Торжествует, негодует,

Горестно зовет… И.Бунин

Орган-это большой клавишно-духовой музыкальный инструмент. Действительно, по звуковому богатству и обилию музыкальных средств, орган занимает первое место среди всех инструментов и считается царем инструментов.

Слайд 20


Слайд 21


Слайд 22


Слайд 23


Слайд 24

На сцене концертного зала вы видите фасад органа с частью труб. Сотни их находятся за его фасадом, располагаясь ярусами вверх и вниз, вправо и влево, уходя рядами в глубину обширного помещения

Слайд 23


Слайд 24

 Одни трубы расположены горизонтально, другие – вертикально, а некоторые даже подвешены на крюках. У современных органов число труб доходит до 30000. Самые большие высотой  более 10 метров, самые маленькие – 10 мм

Слайд 25


Слайд 26

 Кроме того, орган имеет воздухонагнетательный механизм – мехи и воздухопроводы; кафедру, где сидит органист и где сосредоточена система управления инструментом.

Звук органа производит огромное впечатление. Гигантский инструмент обладает множеством различных тембров. Это как бы целый оркестр. В самом деле, диапазон органа превышает диапазон всех инструментов оркестра. Та или иная окраска звука зависит от устройства труб. Набор труб единого тембра называется регистром. Количество их в больших инструментах доходит до 200. Но главное – сочетание нескольких регистров порождает новую окраску звука, новый тембр, не похожий на исходный.

Слайд 27

Видеофрагмент

У органа несколько (от 2 до 7) ручных клавиатур – мануалов, расположенных террасообразно. По тембровой окраске, регистровому составу они отличаются друг от друга. Особая клавиатура – ножная педаль. Она имеет 32 клавиши для игры носком и каблуком. Традиционно использование педали как самого нижнего голоса – баса, но иногда она служит и как один из средних голосов. На кафедре находятся и рычаги включения регистров. Обычно исполнителю помогают один или два ассистента, они переключают регистры. В новейших инструментах применяется «запоминающее» устройство, благодаря которому можно заранее подобрать определенное сочетание регистров и в нужный момент, нажав кнопку, заставить их звучать.

Слайд 28


Слайд 29


Слайд 30

Органы всегда строились для определенного помещения. Мастера предусматривали все его особенности, акустику, размеры и т.д. Поэтому в мире нет двух одинаковых инструментов, каждый – уникальное творение мастера. Один из лучших – орган Домского собора в г. Риге (Латвия).

Слайд  29


Слайд 30 проходящий

Музыка для органа записывается на трех нотоносцах. Два из них фиксируют партию мануалов, один – для педали. Орган позволяет тянуть звук, аккорд сколь угодно долго с постоянной громкостью. Эта его особенность приобрела свое художественное выражение в возникновении приема органного пункта: при неизменном звуке в басу мелодия и гармония развиваются. Музыканты на любых инструментах создают динамическую нюансировку  внутри каждой музыкальной фразы. Окраска звука органа неизменна независимо от силы удара по клавише, поэтому исполнители применяют особые приемы  для изображения начала и конца фраз, логики строения внутри самой фразы.

Слайд 31


Слайд 32

В средние века наряду с большими органами были и маленькие – регали  и  портативы.

Регаль  (от французского regale) – в 16-18 вв. малый переносной орган с язычковыми трубами без раструбов с бьющими язычками. Имел 1-4 регистра. Изготовлялся в форме складывающейся книги. Во время игры Регаль ставили на стол, иногда на ножки. Употреблялся в придворной, театральной, церковной и домашней музыке. Портатив (от латинского porto – ношу). Буквально -  переносной. Малый  переносной орган с 1 мануалом (диапазон 1-2 октавы). Трубы лабиальные. Исполнитель играл на клавиатуре правой рукой, левой накачивал мех. В Западной Европе получил распространение в 13 –16 вв. Постепенно инструмент совершенствовался и к 16 в. приобрел почти современный вид.

Слайд 33

Для органа писали полифонические произведения.

- А знаете вы что такое полифония?

Слайд 34

-Возвращаемся к началу урока.

Клавесин и фортепиано – различные инструменты, а фортепиано и орган? Давайте сравним

Слайд 35

(звуковой слайд)

Слайд с 35 по 45(видеоряд)

 (Слушаем «Токката и фуга» ре минор – орган), (фрагмент: токката –1м.52с)

с35 по45

Слайд 46


(звуковой слайд)

Слайд с 46 по 50(видеоряд)

(фрагмент – фуга-1м.)

с 46

 

По 50

Слайд 51

Дать определение «токкаты».

Слайд 52

Дать определение «фуги».

Слайд 53

 

Слайд 54

-Так какой композитор написал «Токкату и фугу»?

Свой земной путь И.С.Бах закончил в г. Лейпциге.

…Он сел к органу, медленно погрузил руки в клавиатуру, и воздух содрогнулся, как от далекого горного обвала. И снова, и ещё раз, как бы падая по уступам,  донеслись глухие раскаты.

Потом медленно, словно раздумывая, он собрал в аккорды этот сдержанный, нарастающий гул и вдруг стремительно, размашисто и свободно перешёл в наступление. Он штурмом брал непокорное время, вторгаясь далеко вперед, туда, в будущее, где имя его останется навсегда.

Слайд 55

Вопрос 1

Что такое токката?

Слайд 56

Вопрос 2

Как переводится  «фуга»?

Слайд 57


Вопрос 3. (клавишно-щипковый, клавишно-ударный,  клавишно-духовой)

Слайд 58

(Можно использовать отдельно от презентации)

Скрытый слайд

Викторина:

Отгадать слова в которых содержится фамилия композитора.

1.Арбузное поле (Бахча)

2.Бог виноградарства (Бахус)

3.Болтливый хвастун (Бахвал)

4.Обувь для обуви (Бахилы)

5.Тесьма с кистями нитей (Бахрома)

6.Государство в Юго-Западной Азии (Бахрейн)

7.Город в Крыму (Бахчисарай)

8.Предмет мужской одежды (руБаха)

Отгадать слова в которых спряталась фуга.

1.Заряд взрывчатого вещества (фугас)

2.Длинный столярный рубанок (фуганок)

3. «Карусель» для тренировки космонавтов (центрифуга)

Слайд 59

ОБОБЩЕНИЕ:

-Какой инструмент был самый любимый у композитора?

Да. «Для такого гения, как Бах, самым родным инструментом был орган...». «Не ручей, а МОРЕ ему имя» слова Л.В.Бетховена. (по-немецки  Bach значит ручей). Что же такого необычайного было в музыке И.С.Баха? Величайшая правдивость выражения человеческих чувств. Музыка И.С.Баха всегда привлекала внимание слушателей глубиной философской мысли. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем. «Музыка лечит душу и тело» - такую надпись можно увидеть на некоторых старинных итальянских инструментах, а для  нашего урока эта надпись может стать выводом по теме «Небесное» и земное в музыке И.С.Баха.

Спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6 классе по теме "Жизненная сила музыки И. С. Баха".

Урок музыки в 6 классеЦели и задачи урока:1.      Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;2....

Золотое сечение в музыке И. С. Баха

Урок "Искусство" Есть ли законы у красоты?...

В чем сила музыки И.С. Баха

Данный урок разработан попрограмме Д.Б. Кабалевского....

Редакции детской музыки И.С.Баха.

Методическое сообщение преподавателя Капустиной Н.М. 2012г....

«ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КЛАВИРНОЙ МУЗЫКИ И.С.БАХА НА КОНЦЕРТНОМ РОЯЛЕ»

Как известно, весьма важная роль в процессе обучения игры на фортепиано отводится имитационно – полифоническим сочинениям. Их освоение, помимо сугубо эстетического, имеет и вполне практическое значени...

Тематическая разработка урока: "Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке И.С.Баха".

Сформировать представлений об особенностях композиторского творчества  И.С.Баха....