Педагог и просветитель Чишмай Пшунелов.
статья по истории (8 класс) по теме

Никифорова Анжелика Сергеевна

Статья к уроку истории Адыгеи в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagog_i_prosvetitel_ch._pshunelov.doc.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 

А.С. Никифорова

Разработка к уроку истории Адыгеи по теме:

«Просветительское движение на Северном Кавказе в XIX – XX вв».

Педагог  и просветитель Чишмай Пшунелов

Чишмай Тохович Пшунелов родился 16 марта 1887 года в селении Урупском Баталпашинского уезда Кубанской области. Происходил он из многочисленного и весьма уважаемого среди односельчан крестьянского рода. Отец Чишмая, Тох заметил и старался поощрять ум и жажду знаний сына. После окончания Урупского училища именно по совету и настоянию отца, Чишмай Тохович поступил в Ставропольскую мужскую гимназию - одно из лучших и престижных учебных заведений Юга России. Необходимо отметить, что в гимназию принимали детей горских дворян, офицеров и чиновников, лиц, имевших известные заслуги перед русским правительством. Сам факт поступления простолюдина черкеса в это привилегированное учебное заведение являлся, поэтому исключительным. При Ставропольской мужской гимназии имелись педагогические классы. В них отбирались одаренные, проявлявшие интерес к педагогике и воспитательной работе гимназисты при наличии у них хорошего аттестата. Ч. Пшунелов оказался в числе тех, кто был принят в педагогический класс. В 1909 году вместе с аттестатом о среднем классическом образовании он получает здесь и специальность учителя начальных городских и сельских училищ, т.е. народного учителя. Пшунелов приступает к активной трудовой деятельности на избранном поприще. Работа в школе, общение с первопроходцами  национального просвещения, такими как Сафербий Сиюхов, Нох Цеев, знакомство с передовой литературой, сыграли значительную роль в расширении, обогащении и укреплении его педагогических взглядов[1]. Вскоре молодой педагог распоряжением попечителя Кавказского учебного округа назначается заведующим Урупским нормальным училищем и возвращается в родной аул. Преподает в школе общеобразовательные предметы. Ко времени работы в Урупском училище относится и начало общественно-просветительной деятельности Пшунелова. Причин для общественной активности в этот исторический период было более чем достаточно. Особое беспокойство вызывало бедственное положение народного образования, отсутствие достаточного количества школ и просветительских учреждений. Пшунелов выступает на страницах местной печати с изложением собственных взглядов на постановку школьного дела среди горцев. Наибольший интерес для нас представляет статья "Горцы Кубанской области и образование"[2], помещенная в одном из номеров "Кубанской школы" - местного учительского журнала. В публикации педагог обращает внимание властей и учебного начальства на плачевное состояние народного образования в крае. «Мы горцы, к нашему несчастью, стоим вдали от культуры и света. Мы пребываем в спячке, в невежестве»[3]. В статье проходит мысль о необходимости и исключительной важности при постановке школьного дела среди горцев обязательного учета специфических местных условий и традиций, национально-бытовых и религиозно-психологических особенностей населения. Звучали в ней и конкретные предложения - учредить, в частности, в регионе национальную учительскую семинарию, которая выпускала бы специалистов для горских школ [4]. Другая насущная потребность - в открытии специального учебного заведения, предназначенного для подготовки учителей мусульманского вероучения - коренное население испытывало острую нужду как в народных учителях из своей среды, так и в профессионально подготовленных вероучителях. В последнем случае, Пшунелов высказывался как убежденный сторонник так называемого новометодного образования: "... в этом училище (медресе), кроме наук религиозных, должны преподаваться и науки светские - общеобразовательные, ибо духовной жизнью народа должны ведать не узкие профессионалы, а широкообразованные люди» [5]. Нуждались горцы и в ремесленных училищах, и в учебных заведениях повышенного типа. "Школа, - писал педагог в те годы, - это самый верный и скорый путь к культуре, к прогрессу и к богатству»[6]. Столь же высока и ответственна миссия народного учителя.  «Учитель должен быть не только учителем ребятишек, но и учителем их отцов..., не только должен на словах поучать, но и на деле подавать пример...», – читаем в другой статье Ч. Пшунелова [7]. Главным делом своей жизни Ч. Пшунелов считал практическую педагогическую деятельность, отдавая работе во вверенном ему учебном заведении большую часть своего времени. Его стараниями и заботами не только Урупское нормальное училище, но и собственный гостеприимный дом превратил в эти годы в подлинные очаги распространения культуры и просвещения среди аульчан.        Еще в гимназическую пору Пшунелову удалось собрать неплохую библиотеку художественной литературы, постоянно пополнявшуюся. Он прекрасно знал и любил русскую художественную прозу, отдавал предпочтения произведениям Куприна, Короленко, Мамина-Сибиряка [8]. Нередко обращались к нему за литературой и жители близлежащих русских сел и станиц.                                                                                                         Октябрьский переворот и установление Советской власти в России и на Кубани застанут Чишмая Пшунелова в расцвете жизненных и творческих сил, полным осознанного желания реализовать их с максимальной пользой для своего народа. Увлеченный бурным водоворотом событий революционного времени, он включится в разнообразную культурно-просветительскую работу, которая проводилась новыми властями среди местного населения. В октябре 1924 года Пшунелов назначается директором единственного среднего учебного заведения области - Опытно-показательной школы I и II ступени, а затем приказом по ОблОНО от 19 октября 1925 года на должность заведующего Адыгейским педагогическим техникумом в г. Краснодаре[9]. История создания и становления Адыгейского педагогического техникума неразрывно связана с именем и деятельностью его первого руководителя Чишмая Тоховича Пшунелова. Им была проделана огромная организационная работа: создана неплохая материальная база учебного заведения, обеспечено его твердое финансирование из местного и союзного бюджетов, подобран педагогический коллектив, набраны первые группы учащихся. Несмотря на все сложности, Адыгейский педагогический техникум к концу 20-х годов уже твердо стоял на ногах. Стараниями и заботами Пшунелова, его коллег, учебное заведение превратилось в скором времени в настоящую кузницу учительских кадров - основную базу, обеспечившую народное образование области необходимым числом подготовленных молодых специалистов. Скромного, глубоко порядочного, интеллигентного и высокообразованного педагога, знали и ценили в свое время многие деятели культуры, науки и просвещения Адыгеи. Частыми гостями в доме Пшунеловых были Тембот Керашев, Юсуф Намитоков, Илья Девтеров, Шабан Кубов и другие, в помощи и консультациях которым по самым разнообразным вопросам он никогда не отказывал [10].   Наряду с административной (1924-1927гг.) и преподавательской работой в Педагогическом техникуме и Опорной школе 9-летке, Ч.Т. Пшунелов много творческих сил и времени уделял редакционно-издательской, переводческой и публицистической деятельности. Пшунелову принадлежат одни из первых переводов на адыгейский язык детской художественной литературы. В 1929 году в Краснодаре вышло три книги сказок и рассказов европейских авторов для детей в переводе и обработке Чишмая Пшунелова[11]. Чишмай Тохович является автором и соавтором многочисленных букварей, учебников по родному и русскому языкам, географии, геометрии, труду. Именно эта учебная литература помогла в 30-е годы ликвидировать в Адыгее взрослую неграмотность, сделать самые первые и робкие шаги в необъятный мир человеческих знаний и культуры не одному довоенному поколению адыгейских школьников. Особо благоприятный и продуктивный период в формировании педагогического мировоззрения просветителя и в целом в становлении его личности отмечается в период его учебы в Северо-Кавказском Агропедагогическом Институте им. Скрыпника с 1929 по 1932 год[12]. Успешно завершив обучение в институте, Ч.Т. Пшунелов получил законченное высшее педагогическое образование с присвоением ему квалификации преподавателя русской литературы и языка в учебных заведениях повышенного типа.

В 1931 году Ч. Пшунелов в соавторстве с Ш. Кубовым подготовил и издал учебное пособие под названием «Колхозная стройка» - книга для малограмотных после букваря «Колхозный путь». В марте 1932 года областная газета «Колхозное знамя» опубликовала рецензию «Кулацкие хранители и защитники Кубов и Пшунелов».  В статье Ч. Пшунелов и Ш. Кубов изображались агентами «классового врага», противниками партии и Советской власти. В 1940 году репрессия заставила замолчать Чишмая Пшунелова, эту яркую личность. На долгие годы, запрещено было говорить, писать о нем, изучать его деятельность. «Истина – дочь времени…». В  том, что это именно так, убеждаешься, впервые открывая для себя того или иного общественного деятеля, чье имя еще сравнительно недавно предавалось незаслуженному забвению. Немало их вернулось к нам из исторического небытия за последние годы. И одно в этом, далеко неполном еще ряду, - имя Чишмая Тоховича Пшунелова (1887-1943) деятеля национального просвещения, представителя немногочисленной дореволюционной адыгской учительской интеллигенции, активного участника национально-культурного и школьного строительства в советское время, одного из первых учителей-методистов области, первого заведующего Адыгейским педагогическим техникумом.

Примечания:

1. Ферхатова З.К. Чишмай Пшунелов – гимназист, педагог, просветитель и публицист (дореволюционный период жизни и деятельности) // Вестник АГУ.2007. №3. С.88.      2.Ферхатова З.К. Возвращение имени: об адыгском педагоге Чишмае Пшунелове. Майкоп, 2007.С.50.                                                                                                                                        3. Ферхатова З.К. Чишмай Пшунелов – гимназист, педагог, просветитель и публицист (дореволюционный период жизни и деятельности) // Вестник АГУ.2007. №3. С.89.                   4. Адыгские писатели-просветители XIX века: избранные произведения. Краснодар, 1993. 360с.                                                                                                                                                      5. Ферхатова З.К. Чишмай Пшунелов – гимназист, педагог, просветитель и публицист (дореволюционный период жизни и деятельности) // Вестник АГУ.2007. №3. С.89-90.                                                                                                                            

6. Ферхатова З.К. Возвращение имени: об адыгском педагоге Чишмае Пшунелове. Майкоп,2007.С.55.                                                                                                                            7. Ферхатова З.К. Чишмай Пшунелов – гимназист, педагог, просветитель и публицист (дореволюционный период жизни и деятельности) // Вестник АГУ.2007. №3. С.91.                   8. Ферхатова З.К. Возвращение имени: об адыгском педагоге Чишмае Пшунелове. Майкоп,2007.С.114.                                                                                                                         9.Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978. С. 158.                                             10. Ферхатова З.К. Чишмай Пшунелов – гимназист, педагог, просветитель и публицист (дореволюционный период жизни и деятельности) // Вестник АГУ.2007. №3. С.91-92.             11. Ферхатова З.К. Возвращение имени: об адыгском педагоге Чишмае Пшунелове. Майкоп,2007.С.121.                                                                                                                        12.  Там же. С. 64.

                                                                                                                       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 8 классе "Педагог и просветитель Чишмай Пшунелов"

Данная статья была подготовлена к четвёртым научным чтениям, которые были приурочены к Дню славянской письменности и культуры. Тематика конференции: "Просветительское движение на Северном Кавказ...

М.Җәлил. "Сандугач һәм Чишмә балладасы"

8нче сыйныфның татар балалары өчен татар әдәбияты дәресләрендә компьтер кулланып үткәрү өчен материал ( презентация һәм ачык дәрес эшкәртмәсе)...

Ачык тәрбия сәгате "Китап - белем чишмәсе"

Мәктәп укучыларының китапханәгә йөрүләре елдан - елга кими бара. Аларны ничек тә китап укуга тарту максатыннан ел саен укучылар каршында 2 апрель - Халыкара балалар китабы көнендә төрледән - төрле чар...

Внеклассное мероприятие "Чишмә телен аңлый торган саф йөрәкләр кирәк безгә"

"Чишмә телен аңлый торган саф йөрәкләр кирәк безгә" внеклассное меропритие предназначено для учителей естественного цикла....

Дело его жизни (сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дня рождения выдающегося чувашского педагога-просветителя И.Я.Яковлева).

                         Дело его жизни(сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дн...

Просветитель, педагог С.И.Дергачев

О  Народном учителе СССР С.И. Дергачеве...

Тезисы к выступлению на V республиканских педагогических чтениях имени татарского просветителя, педагога и общественного деятеля Мухлисы Буби

21 апреля в МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа № 71 с углублённым изучением отдельных предметов" Ново-Савиновского района г.Казани прошли V республиканские педагогические чтения ...