Разработка урока истории в 8 классе "Педагог и просветитель Чишмай Пшунелов"
статья по истории (8 класс) на тему

Никифорова Анжелика Сергеевна

 Данная статья была подготовлена к четвёртым научным чтениям, которые были приурочены к Дню славянской письменности и культуры. Тематика конференции: "Просветительское движение на Северном Кавказе в XIX - XX вв".  Статья посвящена педагогу и просветителю Адыгеи Чишмаю Тоховичу Пшунелову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagog_i_prosvetitel_ch._pshunelov.doc.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 

А.С. Никифорова

Разработка к уроку истории Адыгеи по теме:

«Просветительское движение на Северном Кавказе в XIX – XX вв».

Педагог  и просветитель Чишмай Пшунелов

Чишмай Тохович Пшунелов родился 16 марта 1887 года в селении Урупском Баталпашинского уезда Кубанской области. Происходил он из многочисленного и весьма уважаемого среди односельчан крестьянского рода. Отец Чишмая, Тох заметил и старался поощрять ум и жажду знаний сына. После окончания Урупского училища именно по совету и настоянию отца, Чишмай Тохович поступил в Ставропольскую мужскую гимназию - одно из лучших и престижных учебных заведений Юга России. Необходимо отметить, что в гимназию принимали детей горских дворян, офицеров и чиновников, лиц, имевших известные заслуги перед русским правительством. Сам факт поступления простолюдина черкеса в это привилегированное учебное заведение являлся, поэтому исключительным. При Ставропольской мужской гимназии имелись педагогические классы. В них отбирались одаренные, проявлявшие интерес к педагогике и воспитательной работе гимназисты при наличии у них хорошего аттестата. Ч. Пшунелов оказался в числе тех, кто был принят в педагогический класс. В 1909 году вместе с аттестатом о среднем классическом образовании он получает здесь и специальность учителя начальных городских и сельских училищ, т.е. народного учителя. Пшунелов приступает к активной трудовой деятельности на избранном поприще. Работа в школе, общение с первопроходцами  национального просвещения, такими как Сафербий Сиюхов, Нох Цеев, знакомство с передовой литературой, сыграли значительную роль в расширении, обогащении и укреплении его педагогических взглядов[1]. Вскоре молодой педагог распоряжением попечителя Кавказского учебного округа назначается заведующим Урупским нормальным училищем и возвращается в родной аул. Преподает в школе общеобразовательные предметы. Ко времени работы в Урупском училище относится и начало общественно-просветительной деятельности Пшунелова. Причин для общественной активности в этот исторический период было более чем достаточно. Особое беспокойство вызывало бедственное положение народного образования, отсутствие достаточного количества школ и просветительских учреждений. Пшунелов выступает на страницах местной печати с изложением собственных взглядов на постановку школьного дела среди горцев. Наибольший интерес для нас представляет статья "Горцы Кубанской области и образование"[2], помещенная в одном из номеров "Кубанской школы" - местного учительского журнала. В публикации педагог обращает внимание властей и учебного начальства на плачевное состояние народного образования в крае. «Мы горцы, к нашему несчастью, стоим вдали от культуры и света. Мы пребываем в спячке, в невежестве»[3]. В статье проходит мысль о необходимости и исключительной важности при постановке школьного дела среди горцев обязательного учета специфических местных условий и традиций, национально-бытовых и религиозно-психологических особенностей населения. Звучали в ней и конкретные предложения - учредить, в частности, в регионе национальную учительскую семинарию, которая выпускала бы специалистов для горских школ [4]. Другая насущная потребность - в открытии специального учебного заведения, предназначенного для подготовки учителей мусульманского вероучения - коренное население испытывало острую нужду как в народных учителях из своей среды, так и в профессионально подготовленных вероучителях. В последнем случае, Пшунелов высказывался как убежденный сторонник так называемого новометодного образования: "... в этом училище (медресе), кроме наук религиозных, должны преподаваться и науки светские - общеобразовательные, ибо духовной жизнью народа должны ведать не узкие профессионалы, а широкообразованные люди» [5]. Нуждались горцы и в ремесленных училищах, и в учебных заведениях повышенного типа. "Школа, - писал педагог в те годы, - это самый верный и скорый путь к культуре, к прогрессу и к богатству»[6]. Столь же высока и ответственна миссия народного учителя.  «Учитель должен быть не только учителем ребятишек, но и учителем их отцов..., не только должен на словах поучать, но и на деле подавать пример...», – читаем в другой статье Ч. Пшунелова [7]. Главным делом своей жизни Ч. Пшунелов считал практическую педагогическую деятельность, отдавая работе во вверенном ему учебном заведении большую часть своего времени. Его стараниями и заботами не только Урупское нормальное училище, но и собственный гостеприимный дом превратил в эти годы в подлинные очаги распространения культуры и просвещения среди аульчан.        Еще в гимназическую пору Пшунелову удалось собрать неплохую библиотеку художественной литературы, постоянно пополнявшуюся. Он прекрасно знал и любил русскую художественную прозу, отдавал предпочтения произведениям Куприна, Короленко, Мамина-Сибиряка [8]. Нередко обращались к нему за литературой и жители близлежащих русских сел и станиц.                                                                                                         Октябрьский переворот и установление Советской власти в России и на Кубани застанут Чишмая Пшунелова в расцвете жизненных и творческих сил, полным осознанного желания реализовать их с максимальной пользой для своего народа. Увлеченный бурным водоворотом событий революционного времени, он включится в разнообразную культурно-просветительскую работу, которая проводилась новыми властями среди местного населения. В октябре 1924 года Пшунелов назначается директором единственного среднего учебного заведения области - Опытно-показательной школы I и II ступени, а затем приказом по ОблОНО от 19 октября 1925 года на должность заведующего Адыгейским педагогическим техникумом в г. Краснодаре[9]. История создания и становления Адыгейского педагогического техникума неразрывно связана с именем и деятельностью его первого руководителя Чишмая Тоховича Пшунелова. Им была проделана огромная организационная работа: создана неплохая материальная база учебного заведения, обеспечено его твердое финансирование из местного и союзного бюджетов, подобран педагогический коллектив, набраны первые группы учащихся. Несмотря на все сложности, Адыгейский педагогический техникум к концу 20-х годов уже твердо стоял на ногах. Стараниями и заботами Пшунелова, его коллег, учебное заведение превратилось в скором времени в настоящую кузницу учительских кадров - основную базу, обеспечившую народное образование области необходимым числом подготовленных молодых специалистов. Скромного, глубоко порядочного, интеллигентного и высокообразованного педагога, знали и ценили в свое время многие деятели культуры, науки и просвещения Адыгеи. Частыми гостями в доме Пшунеловых были Тембот Керашев, Юсуф Намитоков, Илья Девтеров, Шабан Кубов и другие, в помощи и консультациях которым по самым разнообразным вопросам он никогда не отказывал [10].   Наряду с административной (1924-1927гг.) и преподавательской работой в Педагогическом техникуме и Опорной школе 9-летке, Ч.Т. Пшунелов много творческих сил и времени уделял редакционно-издательской, переводческой и публицистической деятельности. Пшунелову принадлежат одни из первых переводов на адыгейский язык детской художественной литературы. В 1929 году в Краснодаре вышло три книги сказок и рассказов европейских авторов для детей в переводе и обработке Чишмая Пшунелова[11]. Чишмай Тохович является автором и соавтором многочисленных букварей, учебников по родному и русскому языкам, географии, геометрии, труду. Именно эта учебная литература помогла в 30-е годы ликвидировать в Адыгее взрослую неграмотность, сделать самые первые и робкие шаги в необъятный мир человеческих знаний и культуры не одному довоенному поколению адыгейских школьников. Особо благоприятный и продуктивный период в формировании педагогического мировоззрения просветителя и в целом в становлении его личности отмечается в период его учебы в Северо-Кавказском Агропедагогическом Институте им. Скрыпника с 1929 по 1932 год[12]. Успешно завершив обучение в институте, Ч.Т. Пшунелов получил законченное высшее педагогическое образование с присвоением ему квалификации преподавателя русской литературы и языка в учебных заведениях повышенного типа.

В 1931 году Ч. Пшунелов в соавторстве с Ш. Кубовым подготовил и издал учебное пособие под названием «Колхозная стройка» - книга для малограмотных после букваря «Колхозный путь». В марте 1932 года областная газета «Колхозное знамя» опубликовала рецензию «Кулацкие хранители и защитники Кубов и Пшунелов».  В статье Ч. Пшунелов и Ш. Кубов изображались агентами «классового врага», противниками партии и Советской власти. В 1940 году репрессия заставила замолчать Чишмая Пшунелова, эту яркую личность. На долгие годы, запрещено было говорить, писать о нем, изучать его деятельность. «Истина – дочь времени…». В  том, что это именно так, убеждаешься, впервые открывая для себя того или иного общественного деятеля, чье имя еще сравнительно недавно предавалось незаслуженному забвению. Немало их вернулось к нам из исторического небытия за последние годы. И одно в этом, далеко неполном еще ряду, - имя Чишмая Тоховича Пшунелова (1887-1943) деятеля национального просвещения, представителя немногочисленной дореволюционной адыгской учительской интеллигенции, активного участника национально-культурного и школьного строительства в советское время, одного из первых учителей-методистов области, первого заведующего Адыгейским педагогическим техникумом.

Примечания:

1. Ферхатова З.К. Чишмай Пшунелов – гимназист, педагог, просветитель и публицист (дореволюционный период жизни и деятельности) // Вестник АГУ.2007. №3. С.88.      2.Ферхатова З.К. Возвращение имени: об адыгском педагоге Чишмае Пшунелове. Майкоп, 2007.С.50.                                                                                                                                        3. Ферхатова З.К. Чишмай Пшунелов – гимназист, педагог, просветитель и публицист (дореволюционный период жизни и деятельности) // Вестник АГУ.2007. №3. С.89.                   4. Адыгские писатели-просветители XIX века: избранные произведения. Краснодар, 1993. 360с.                                                                                                                                                      5. Ферхатова З.К. Чишмай Пшунелов – гимназист, педагог, просветитель и публицист (дореволюционный период жизни и деятельности) // Вестник АГУ.2007. №3. С.89-90.                                                                                                                            

6. Ферхатова З.К. Возвращение имени: об адыгском педагоге Чишмае Пшунелове. Майкоп,2007.С.55.                                                                                                                            7. Ферхатова З.К. Чишмай Пшунелов – гимназист, педагог, просветитель и публицист (дореволюционный период жизни и деятельности) // Вестник АГУ.2007. №3. С.91.                   8. Ферхатова З.К. Возвращение имени: об адыгском педагоге Чишмае Пшунелове. Майкоп,2007.С.114.                                                                                                                         9.Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978. С. 158.                                             10. Ферхатова З.К. Чишмай Пшунелов – гимназист, педагог, просветитель и публицист (дореволюционный период жизни и деятельности) // Вестник АГУ.2007. №3. С.91-92.             11. Ферхатова З.К. Возвращение имени: об адыгском педагоге Чишмае Пшунелове. Майкоп,2007.С.121.                                                                                                                        12.  Там же. С. 64.

                                                                                                                       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагог и просветитель Чишмай Пшунелов.

Статья к уроку истории Адыгеи в 8 классе....

Разработка урока по литературе "Славянские просветители"

В разработку входит план проведения занятия, приложения с материалами для выполнения проектов, образцы для написания текстов, презентации. Группы учащихся работают по шести направлениям: литературовед...

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Разработка урока .М.Җәлил "Сандугач һәм Чишмә"

Муса Җәлил "Сандугач һәм Чишмә"...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...

Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "

Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...