Лекция "Отмена крепостного права в России"
план-конспект урока истории (11 класс) на тему

Разработка конспекта лекции на урок в 10 классе по теме "Отмена крепосного права в России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otmena_krepostnogo_prava_v_rossii.docx40.55 КБ

Предварительный просмотр:

Отмена крепостного права в России

1. ФАКТОРЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

«Великая реформа» 1861 г., ликвидировавшая крепостное право, стала порождением целого комплекса факторов и в первую оче редь — структурного кризиса, который охватил все сферы жизни российского общества середины XIX в.

1.1. Социально-экономический кризис.

• С одной стороны, в дореформенной России сохранялась низкая производительность труда вследствие незаинтересованности кре постного работника в результатах производства. С другой — и поме щичье и крестьянское хозяйства были вынуждены подчиняться требованиям всероссийского рынка. При этом крепостничество, предоп ределяя крайне низкие темпй: развития страны, обрекая ее на застой растущее отставание от стран Европы, в середине XIX в. еще не де монстрировало явных признаков своего экономического краха, что создавало иллюзию его прочности, а у многих — и необходимость его сохранения как основы стабильности, самобытности и даже га рантированного благополучия крестьян и помещиков.

  1. Наметилось экономическое и социальное расслоение крестьянства, обнищание одних и успешное вхождение в рыноч ные отношения — других. Симптоматичным фактом стала аренда и покупка земли отдельными крестьянами.
  2. Происходило прогрессирующее обезземеливание крестьян — их превращение в отходников, либо — чрезмерное увеличение рабо ты на барщине. Так, например, за первую половину XIX в. в черно земной полосе помещики увеличили собственные запашки и отняли у крестьян половину земель, бывших в их пользовании. Процент дворовых крестьян (т.е. полностью лишенных пашни) вырос с 4 до 7% и составлял 1,5 млн человек.
  3. Росла помещичья задолженность государству. В конце 50-х гг. 65% крепостных крестьян были заложены помещиками в кредит ные учреждения. Более 12 % дворян-помещиков продали свои име ния.
  4. Промышленный переворот, начавшийся в стране в 40-х гг., порождал необходимость в свободной и квалифицированной рабочей силе, а также в емком рынке сбыта промышленной продукции. Од нако:
  1. крепостное право, сохраняя личную зависимость крестьянина от помещика, затрудняло его переход в категорию наемных рабочих;
  2. крепостной крестьянин-отходник обязан был делиться зара ботком с помехциком, а это приводило к удорожанию рабочей силы, сохранению паразитического характера помещичьих доходов. Кроме того, отходник оставался сезонным, малоквалифицированным рабо чим, чей труд не отвечал потребностям машинного производства;
  3. крепостная система консервировала бедность подавляющей массы населения, его низкую покупательную способность, а это тор мозило развитие рынка сбыта промышленной продукции.
  1. Ухудшилось финансовое положение, вырос дефицит бюджета, особенно в результате Крымской войны.

1.2. Положение в социальной сфере.

  1. Нарастание социальных конфликтов:
  1. увеличилось число покушений недовольных крестьян на жизнь помещиков (с 1836 по 1851 г. были убиты 139 помещиков);
  2. произошел рост крестьянских волнений (в 1850—1856 гг. их было 215, а в 1856—1860 гг. — 833). Правда, их основная масса бы ла направлена не против крепостного права, а являлась частью так называемого движения трезвенников;
  1. в надежде на получение свободы крестьяне целыми волостями устремлялись в города, в годы Крымской войны пытались записаться «в ратники». Приходилось силой, водворять их обратно в поместье.
  2. Но на правительство воздействовали не сами волнения, масш таб которых не угрожал государственной безопасности, а скорее на растание крестьянского недовольства, вселявшего страх перед угрозой новой «пугачевщины».
  1. Политическая сфера.
  1. Без отмены крепостного права оказалось невозможным ук репить и усовершенствовать государственную систему управ ления, кризис которой, после правления Николая I, стал очевиден для наиболее просвещенной и патриотически мыслящей части пра вящей элиты.
  2. Кроме того, правящие группы осознали, что без реформ невоз можно преодолеть отсталость страны, вернуть России утра ченные после крымской катастрофы величие и международное влияние.
  3. Активизировалась общественно-политическая жизнь в стра не, сложились три общественных течения:
  1. консервативное, не предполагавшее серьезных преобразований;
  2. либеральное, предлагавшее освободить крестьян с землей;
  3. радикальное, призывавшее к революционной ликвидации су ществующего строя.
  1. Духовная сфера.
  1. В обществе получили распространение идеи либерализма.

Они стали воздействовать и на часть правящей элиты, которая все более осознавала безнравственность крепостничества, его пагубное воздействие на все сферы жизни русского общества.

  1. Свое влияние оказывал и опыт передовых европейских стран, где эффективно, хотя и с издержками, развивался капитализм, скла дывалось гражданское общество, утверждались свободы и права че ловека.
  1. Внешнеполитическая сфера. Поражение в Крымской войне явилось ускорителем отмены крепостного права. В результате войны:
  1. выявилась отсталость России, была развеяна иллюзия о пре восходстве российских порядков по сравнению со странами Запада;
  2. было ущемлено национальное сознание, общество и часть пра вящих кругов пробудились к поиску путей преодоления отсталости;
  3. возникла необходимость возвращения России статуса великой державы., потерянного в результате поражения и выполнения усло вий Парижского мирного договора. Восстановить свое международ ное значение могла лишь обновленная Россия.
  1. Личные качества Александра II. Образованность, широкий кругозор, англомания, «доброе сердце», благожелательное отноше ние к людям, большая, чем у Николая I, готовность к реформам ради предотвращения революционных потрясений позволили Александру II

осознать необходимость коренных преобразований и приступить к ним. Однако в душе «Освободителя» боролись два начала: гуманное, привитое его наставником — поэтом В. А. Жуковским, и держав но-милитаристское, унаследованное от отца. Их противостояние вс многом предопределяло непоследовательность курса либеральных преобразований, начатых в 1861 г. Не всетда хватало императору и силы характера.

В советской историографии долгое время преобладал классовый под ход, объясняющий подготовку и проведение реформы нарастанием крестьянских движений и складыванием так называемой первой рево люционной ситуации, которая и заставила верхи пойти на уступки. Сама же реформа рассматривалась как побочный результат революцион ной борьбы.

2. ПОДГОТОВКА РЕФОРМЫ

  1. Первый импульс. 30 марта 1856 г. в речи, произнесенной пе ред предводителями московского дворянства, Александр II сделал историческое заявление, что лучше освободить крестьян сверху, чем ожидать, пока они сделают это сами снизу. Это была смелая установ ка на подготовку реформы. Идея освобождения крестьян получила поддержку среди великих князей.
  2. Деятельность Главного комитета и Редакционных комиссий.
  1. В начале 1857 г. в соответствии с традициями был создан Сек ретный комитет по крестьянскому делу. Но его деятельность оказалась малопродуктивной.
  2. Тогда по указанию царя были учреждены губернские дворянские комитеты по подготовке реформы, а Секретный в феврале 1858 г. преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. При нем в феврале 1859 г. были образованы Редакционные комиссии (первым их руководителем стал Я. И. Ростовцев), призванные рассмотреть ма териалы, представленные губернскими комитетами, составить проект реформы, затем обсудить с депутатами от губернских комитетов и обобщить результаты. В состав комиссий вошли как представители либеральной бюрократии (в том числе ее признанный руководитель, товарищ министра внутренних дел Н. А. Милютин), так и либераль ной общественности (Ю. Ф. Самарин), что и предопределило ведущую роль комиссий в деле подготовки освобождения крестьян.

Огромное влияние на ход разработки реформы оказала также гласность, выражавшаяся в предоставленной властью с конца лета 1858 г. возможности обсуждать крестьянский вопрос на страницах прессы. Открытое обсуждение наболевшей проблемы придало про цессу подготовки реформы необратимый характер.

  1. Проекты реформ. В ходе острых дискуссий при неприятии Консервативные деятели, составлявшие большинство в гу- рнских комитетах, смиряясь с неизбежным для них «злом», до пускали освобождение крестьян, но без земли или с очень малень-

им наделом. Член Редакционных комиссий 77. А. Шувалов в своем проекте предложил оставить землю в собственности помещиков, а рестьянам ее передавать в аренду. 77. 77. Гагарин предполагал предс тавить крестьянам лишь право выкупа усадьбы, но без пахотной емли. Более того, сенатор А. М. Безобразов составил проект созыва - Петербурге выборных депутатов от дворянства, без согласия кото- ых царь не мог бы издать новый закон о крестьянах.

  1. Либералы (К. Д. Кавелин, А. М. Унковский) защищали идею :свобождения крестьян с землей, которой они владели, но за боль шой выкуп. При этом профессор Петербургского университета Каве лин (наставник наследника престола) считал, что выкупную опера цию должно провести государство с учетом интересов крестьян и поме щиков («Записка об освобождении крестьян» 1855 г.). В дальнейшем -го могло привести к образованию единого класса землевладельцев, предотвратило бы обезземеливание крестьян, что, в свою очередь, не допустило бы нарастание социальных противоречий в пореформен ный период. Предводитель тверского дворянства Унковский, поми-

о немедленной отмены крепостного права и сохранения за крестья нами прежних наделов, выступал за проведение глубоких социаль ных и государственных преобразований.

  1. Радикалы (77. Г. Чернышевский, 77. А. Добролюбов) какое-то время не имели собственной программы и отчасти поддерживали по-

ицию либералов. В либеральном журнале «Современник» была да- -;е опубликована записка Кавелина. Но уже в 1859 г. они выдвинули ::дею перехода земли в руки крестьян без выкупа.

После реформы, разочаровавшись в ее результатах, революцион но настроенная часть разночинской интеллигенции стала обосновы вать и пропагандировать необходимость насильственного захвата всей помещичьей земли и ее уравнительного («черного») передела в пользу крестьян.

  1. Проект, составленный Редакционными комиссиями, носил либеральный характер, но его окончательный вариант после обсуж дения в высших правительственных органах, прежде всего в Госу дарственном совете, был ухудшен и изменен в интересах помещиков.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕФОРМЫ 1861 г., КАСАЮЩИЕСЯ ПОМЕЩИЧЬИХ КРЕСТЬЯН

Основные принципы и условия отмены крепостного права были сформулированы в Манифесте и Положениях, которые Александр II твердил 19 февраля 1861 г., в годовщину своего воцарения.

3.1. Крепостное право отменялось. 22,5 млн помещичьих кресть ян объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами. Им предоставлялся статус «сельских обывателей» и некото рые экономические и гражданские права: 

          Права, полученные крестьянами

               

Гражданские:

  1. личная свобода, независимость от помещика
  2. крестьяне – свободные сельские обыватели
  3. право переходить в другие сословия
  4. самостоятельно вступать в брак
  5. свобода выбора рода занятий
  6. могли защищать свои права в суде
  7. уплата подушной подати
  8. рекрутская повинность
  9. сохранение телесных наказаний

Имущественные:

  1. самостоятельно совершать сделки
  2. приобретать и распоряжаться имуществом
  3. заниматься торговыми операциями
  4. заводить промыслы

                                                                     

Политические:

  1. участие в выборном местном самоуправлении
  2. запрет занимать государственные должности

  1. покупать на свое имя землю, дома и пр. (право собственности);
  2. защищать свои права в суде;
  3. свободно торговать, основывать "фабрики, торговые и ремес ленные заведения;
  4. входить в купеческие гильдии и ремесленные цехи;
  5. вступать в брак без согласия помещика и пр.

3.2. Наделение землей. Крестьяне получали за выкуп усадьбу (дом с огородом) и в пользование — полевой надел, за который они несли фиксированные повинности, в том числе оброк и барщину.

  1. В уставной грамоте фиксировались размер надела, выкупа, а также повинностей, которые крестьянин нес до начала выкупной опе рации. Грамота составлялась помещиком за 2 года. В случае отказа крестьянина подписать грамоту в дело вступал мировой посредник, который и принимал окончательное решение по спорным вопросам.
  2. Размеры, наделов. В положениях устанавливались максималь ные и минимальные размеры наделов. В этих пределах и должны были договориться помещик с крестьянами. Размеры были различ ны по трем зонам («полосам»):
  1. в черноземной зоне был введен уменьшенный душевой надел — от 2,75 до 6 десятин;
  2. в нечерноземной — пределы устанавливались от 3 до 7 деся тин, что практически означало сохранение в руках крестьян доре форменных площадей пахотной земли;
  3. в степной — надел мог колебаться в размере от 3 до 12 десятин.
  4. земли сверх максимальной нормы изымались — «отрезались» — у крестьянина. В целом по стране, за вычетом 8 западных губерний, где наделы даже были увеличены (после польского восстания 1863 г.), «отрезки» составили до 20% угодий (в некоторых губерниях — до 40%).
  1. Размер выкупа за полевой надел исчислялся следующим обра зом: стоимость годового оброка принималась за 6% выкупной суммы (оброк перед реформой постоянно увеличивался помещиками, что привело к завышенной выкупной стоимости по сравнению с рыноч ной ценой надела).
  1. Помещику крестьянин выплачивал сам 20—25% выкупа, иног да в рассрочку. Часто эта доля выкупа заменялась отработками.
  2. Государство оплачивало помещикам 75—80% выкупа (за вы четом долга кредитным организациям) специальными облигациями.
  3. Эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен был ее возвратить государству в течение 49 лет, выплачивая, кроме того, 6% годовых.

Сроки проведения реформы. Крестьяне имели право по перво му своему требованию выкупить усадебную и пашенную землю не ранее, чем через 9 лет, по соглашению с помещиком. До перехода на выкуп, исполняя повинности в пользу помещика, крестьянин счи тался временнообязанным. Сроки перехода крестьян из временнообя занного состояния «на выкуп» не были определены Положениями и фактически зависели от воли помещика. В то же время долги поме щиков, прекращение выдачи им банковских ссуд стимулировали пе ревод крестьян на выкуп. К 1881 г. 85% временнобязанных кресть ян перешли на выкуп.

  1. Формы собственности. По закону после завершения выкуп ной операции собственником пашенной земли становилась община, но сразу после этого крестьяне получали право на выход из общины с землей и превращение в единоличного собственника земли.
  2. Чересполосица. Община получала пахотную землю, располо женную в разных полях. Согласно традиционной норме, она распре деляла эти земли между крестьянскими дворами, исходя из принци па уравнительности. В итоге крестьянское владение не представляло собой единого массива и разделялось на ряд полос. Чересполосица и сопряженные с ней огромные затраты сил и времени (дальноземы) на обработку земли тормозили экономическое развитие деревни.

3.3. Крестьянская община. Освобожденные крестьяне оставались членами общины.

  1. Община исполняла землераспределительные функции. После перехода крестьян на выкуп община становилась неполным юриди ческим собственником надельной земли и получала право произво дить ее переделы в соответствии с численностью крестьянской семьи. Она занималась хозяйственными вопросами, принимала решения о выходе крестьян из поземельной общины или приеме новых членов.
  2. Отвечала за ад министр ативный, полицейский порядок, а также сбор налогов, который совершался с помощью системы «кру говой поруки». На период временнообязанного состояния за помещи ком оставалась «обязанность» следить за общественным поведением крестьян и выполнять другие полицейские функции.
  3. Сельский сход (сход общинников), на котором могли присут ствовать лишь домохозяева (главы семей), являлся главным органом управления общины. На сходе избирался сборщик податей и ста роста, исполнявший решения схода, а также распоряжения волост ного старшины и мирового посредника.

На сельском сходе выдйигались также представители (1 от каж дых 10 дворов) на волостной сход, где избирался волостной стар шина и волостной суд. Вместе с сельскими старостами волости стар шина входил в волостную управу.

4. ОТНОШЕНИЕ КРЕСТЬЯН К РЕФОРМЕ

4.1. Первая реакция. Крестьяне, воспринимавшие землю как «божью собственность», которая, согласно «правде», должна распре деляться поровну лишь между работающими на ней, отнеслись к  Манифесту крайне отрицательно, называли его «подложной грамо той». Распространялись слухи о том, что помещики спрятали «на стоящую волю». В итоге в ряде мест (в том числе в селе Бездна Ка занской губернии и деревне Кандеевка Пензенской губернии) вспыхнули бунты, на подавление которых посылались воинские ко манды. Руководитель выступления в селе Бездна крестьянин-сек тант Антон Петров так «прочитал» Положение 19 февраля, что, со гласно его разъяснениям, вся земля должна была отойти к крестья нам. По безоружным людям солдаты открыли огонь, около ста человек были убиты, а Петров на глазах народа расстрелян. Студен ты устроили в Казани политическую панихиду, на которой с яркой обличительной речью выступил профессор истории университета А. П. Щапов. Всего зимой и весной 1861 г., по официальным дан ным, было 1370 массовых крестьянских выступлений.

4.2. Однако к лету 1861 г. волнения пошли на убыль. За июнь- декабрь произошло 519 выступлений. Крестьяне, участвуя в состав лении уставных грамот и, вероятно, надеясь на улучшение жизни в качестве самостоятельных и свободных хозяев, втягивались в по вседневную трудовую деятельность, что и вело к постепенному успо коению деревни. Надежды же революционеров поднять крестьян на борьбу после подписания уставных грамот, т.е. тогда, когда, как предполагалось, они окончательно убедятся в грабительском харак тере реформы, оказались беспочвенными (хотя 60% крестьян не под писали первый вариант уставных грамот). Реализация реформы выз вала рост новых противоречий и усилила раскол в деревне.

  1. ДРУГИЕ КАТЕГОРИИ КРЕСТЬЯН
  1. По Положению 1863 г. удельные крестьяне (4% всех кресть ян) становились собственниками земли. Часть земли у них также «отрезали», но несколько меньше, чем у бывших помещичьих крестьян.
  2. В 1866 г. началась реформа государственной деревни. Госу дарственные крестьяне (44% всех крестьян) получили весь свой на дел, стоимость которого начали выплачивать с 1886 г.
  3. Крестьянская реформа на «национальных окраинах» Рос сии проводилась позже (в Закавказье — в 1864—1883 гг., в Бесара- бии — в 1868) и на худших для крестьян условиях, чем в Централь ной России.
  1. ВЫВОДЫ
  1. Реформа была величайшим прогрессивным событием в рус ской  истории, он положила начало ускоренной модернизации страны
  1.  «Великая реформа» дала свободу миллионам людей. При этом ее проведение доказало возможность и плодотворность мирных преобразований в России, совершающихся по инициативе власти. Показательно, что в Соединенных Штатах Америки ликвидация рабства, произошедшая на насколько лет позже, стала возможной лишь в результате Гражданской войны.
  2. Реформа дала мощный импульс экономическому и социаль ному прогрессу страны, открыла возможность для широкого разви тия рыночных отношений, привела к утверждению капиталисти ческих отношений.
  3. Она создала условия для либеральных преобразований в сфе ре управления, суда, образования и др.
  4. Освобождение крестьян изменило нравственный климат в стране, повлияло на развитие общественной мысли и культуры з целом.
  5. Однако интересы помещиков и, особенно, государства в прово дившихся преобразованиях учитывались больше, чем интересы

рестьян, что предопределило сохранение ряда существенных пе режитков крепостничества и элементов традиционных структур.

  1. Сохранилось крупное помещичье землевладение.
  2. Следствием этого стала земельная неустроенность крестьян, оторые не получили угодий (леса, пастбища и т. д.), владели землей

: разных полях, что затрудняло хозяйствование. Главное же заклю- алось в том, что в пореформенный период нарастала нехватка зем- ти, приводившая к крестьянскому малоземелью, что в итоге стало дной из причин аграрного кризиса начала XX в.

  1. В условиях земельного «голода» крестьяне вынуждены были рать помещичьи земли в аренду на кабальных условиях. Из-за от-
  1. тствия необходимых для денежной аренды средств они были вынуж дены расплачиваться за нее отработками на земле помещика. В резуль- -аге сложилась отработочная система, напоминавшая барщину со : еми ее негативными последствиями и замедлявшая развитие как

рестьянского, так и помещичьего хозяйства.

  1. Тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхождения
  1. естьянского хозяйства в рыночные отношения, приводила многих рестьян к обнищанию.
  1. Сохранение поземельной общины консервировало патриар- •льный характер деревни, затрудняло появление предпринима-

-ельских хозяйств и такого крестьянина, который бы стал настоя щим хозяином на земле. Община в ряде регионов способствовала ук- -ллению коллективистских настроений, а с развитием рыночных тношений она превращалась в один из оплотов традиционализма, -оявшего на пути модернизации России.

  1. Сословная неравноправность крестьян, которые остапалв прикрепленными к месту жительства, были связаны круговой пор кой в уплате налогов, несли различные повинности, подвергались • лесным наказаниям по решению волостного суда.
  2. Реформа придала самодержавию новый запас прочности. На встав на путь преобразований, государство рано или поздно доля было столкнуться с проблемой самореформирования и прийти к  становлению конституционного строя. Колебания на этом пути, нежелание ограничить самодержавную власть и привлечь граждан к yправлению страной определили незавершенность реформ, стали ним из факторов глубокого общественно-политического кризис начала XX в.

7. В целом результаты реформы 1861 г. соответствовали пр образовательному потенциалу русского общества 50—60-х гг., ио их проведение инициировалось лишь небольшой частью правяще элиты и не имело мощной поддержки в стране. Власть опасалась с одной стороны, возмущения дворян-помещиков, а с другой — не адекватной реакции крестьян. Но, сняв остроту противоречий и до бившись динамичного экономического развития при относительно политической стабильности, она постепенно отказывалась от продолжения либеральных преобразований. Вскоре это выявило непоследовательность реформы 1861 г. Все ее недостатки, нарастая как снежный ком, в итоге и привели к революционным потрясениям начала XX в.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Каковы предпосылки отмены крепостного права? Каким обра личные качества императора влияли на подготовку и осуществление ] формы? Справедливо ли Александра II называют «Освободителем»?
  2. Какие проекты реформ были предложены представителями ра личных течений русского общества? Чем вызывались их особенности?
  3. Почему, несмотря на сопротивление основной массы дворянства, j Александр II настоял на освобождении крестьян с землей?
  4. Какую роль в подготовке реформы сыграли губернские комитета и Редакционные комиссии?
  5. Проанализируйте содержание Манифеста и «Положения о крестья-1 нах, выходящих из крепостной зависимости». Что в этих документах от вечало интересам помещиков, крестьянства, государства?
  6. Что такое «отрезки», как они влияли на хозяйственную деятель-! ность крестьян?
  7. Расскажите о крестьянской общине, ее организации и функциях. Как она влияла на хозяйственную деятельность, жизнь и сознание! крестьянства?
  1. Каковы прогрессивные и консервативные стороны реформы? Ка кое влияние она оказала на весь последующий ход русской истории.                        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отмена крепостного права в России

Презентация к уроку по истории России в 8 классе...

конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами

Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....

тест "Отмена крепостного права в России"

данный тест содержит два варианта, может использоваться как в 8 так и в 10 классе...

Учебный проект по теме "Крепостное право в России"

Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем и...

Презентация "Отмена крепостного права в России"

Презентация к уроку в 8 классе, можно использовать на уроках в 10 классе.  В презентации карикатуры, диаграммы, историческая викторина, ребусы,задача...

Отмена крепостного права в России в XIX веке

Отмена крепостого права в России в XIX веке. Подготовка, причины,этапы и иитоги отмены крепостной зависимости крестьян в России....