Методическая разработка урока с проблемным заданием с применением группового метода
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Смирнова Татьяна Александровна

Урок поможет определить степень усвоения учащимися темы "Реформы Александра II и Александра III". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_aleksandr_2_aleksandr_3.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ НПО

Профессиональное училище №1

Методическая разработка обобщающего

урока с проблемными заданиями

по темам:

 «Реформы Александра II и III»

«Культура России конца 19 века»

Разработала преподаватель

Смирнова Т.А.

2010-2011 уч.г.

г. Орехово-Зуево

Цель:  подвести итог изученным темам: Реформы Александра II и III, и Культура России конца 19 века. Определить степень усвоения тем, подготовить учащихся к самостоятельной работе по этим темам.

 

Основные понятия:  реформа, контрреформа, карательная цензура, промышленный переворот, реальные училища, классические гимназии.

Важнейшие даты:  19 февраля 1861 года- подписание манифеста об отмене крепостного права.

                                                  План урока.

1 Организационный момент: Отметить отсутствующих, проверить тетради.

2 Сообщение темы и целей урока:  

Учитель сообщает тему  и основную цель урока: обобщить и углубить знание изученных ранее тем, проверить, насколько учащиеся усвоили материал подготовиться к самостоятельной работе, ответив на несколько проблемных вопросов.

      Первый вопрос: почему после реформы, дающей крестьянам свободу, по стране прокатилась волна крестьянских бунтов?

3 Фронтальный опрос- беседа.

  1. Какие темы мы изучали на прошлых уроках?
  2. Какие реформы провел Александр II?

Какую из них вы считаете самой главной и почему?

Факт:  крестьяне приняли реформу отрицательно. Очень многие думали сначала, что это не та вольная, что скоро выйдет настоящий указ.

Вопрос:  Что же не нравилось крестьянам ?

Факт:  По стране после отмены крепостного права прокатилась волна бунтов (более 2000) Они были жестоко подавлены. Несмотря на смягчение цензуры , критиковать реформу в печати было запрещено. Не случайно Н.А.Некрасов  свою знаменитую поэму писал 15 лет. О какой поэме идет речь?

Вопрос: Почему начались восстания? Почему они подавлялись? Чего требовали крестьяне? Почему была запрещена критика?

                 

Факт:  И все-таки значение реформы огромно.

Вопрос:  В чем историческое значение реформы?

Ответ записать в тетради:

*лично для крестьян – ликвидировано рабство, дана личная свобода (вступать в брак, переходить в другое сословие).

*для страны- предоставилась взможность быстрого развития капитализма и промышленности .

Вопрос:  Почему, по вашему мнению, реформы следующего императора Александра III  воспринимаются как контрреформы?

Ответ записать в тетради:

* Введена вновь карательная цензура.

* Принят циркуляр « о кухаркиных детях»

* Были ограничены права земств.

* Укреплена власть помещиков..

Факт:  Но именно при Александре III в России начался промышленный переворот

.

Второй вопрос : Как связаны отмена крепостного права и промышленный переворот в России?

Попробуйте дать определение этому понятию. Но сначала давайте составим схему:

На доске и в тетради :                                       Промышленный переворот

Когда начался? В 1861 году после отмены крепостного права.

Что начали строить в большом количестве? Заводы и фабрики.

Какой труд применялся? ручной и машинный

Для машинного труда требовались: Станки и машины.

Чтобы создавать новые станки требовалось: развитие науки

Если строилось много заводов и фабрик, то требовалось много рабочих.

Вопрос:  Откуда в городах могли появиться рабочие? Конечно, только из деревни.

Итак мы выяснили, что отмена крепостного права привела к промышленному перевороту .

Третий вопрос : Почему отмена крепостного права привела к росту грамотности населения и к взлету культуры?

Ответ на этот вопрос виден из нашей таблицы.

Вопрос: Как вы  в целом оцените уровень грамотности в России в конце 19 века?

-низкий.

Вопрос: Какие возможности появились у народа при АлександреII ?

                    Что сделал с этими возможностями Александр III ?

Факт : Но даже это не смогло остановить рост грамотности.

Вопрос: Какие школы для взрослых были открыты в городах?

Факт: Образование могло быть :

           -реальным (естественные науки и современные иностранные языки )

           -классическим ( гуманитарные науки , латынь и греческий языки )

Вопрос: Как вы думаете, какие школы были больше нужны России того времени? В какой бы вы хотели учиться?

                                      Дискуссия 2-3 минуты.

Факт:  Эпоха великих реформ, освобождение крестьян,  дало резкий сильный импульс развитию культуры в целом. Когда мы составляли таблицу, мы говорили и о науке. Сейчас вы напишите экспресс- работу,  варианты ответов которой можно обсуждать вслух, записывать нужно только ответы,

Вопросы к работе:

  1. Что изобрел Яблочков?
  2. Назовите фамилии российских физиков конца 19 века.
  3. Сеченов – это врач или актер?
  4. Кто открыл периодический закон химических элементов?
  5. Назовите изобретение Попова.
  6. Кто открыл знаменитую выставку- галерею для художников?
  7. Назовите фамилии российских художников конца 19 века.
  8. Какие районы изучал Седов?

Факт: В конце 19- начале 20 века в российском искусстве развивались несколько мощных течений. Два главных- реализм и модернизм. Отличие двух этих течений наглядно видно в живописи.Сравните две картины - Васнецов «Три богатыря» и Врубель «Богатырь»

                                   

Обсуждение 2 – 3 минуты.

А теперь немного поговорим о литературе. На прошлом уроке мы записали фамилии писателей, которые жили и работали в конце 19 века. А сейчас вы должны бедете записать в тетрадях, какие самые известные произведения ими написаны.

  1. И.С.Тургенев-
  2. Л.Н.Толстой-
  3. Ф.М.Достоевский-
  4. Н.А.Некрасов-
  5. А.П.Чехов
  6. А.И.Островский-

Ту же работу предлагается выполнить по творчеству художников и композиторов.

Рефлексия:  Итак, давайте обобщим все  наши знания Подведем итоги урока

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Каково ваше отношение к реформам Александра II  и Александра III?
  3. Какие условия освобождения крестьян вы бы предложили?
  4. Как развитие культуры повлияло на другие сферы жизни России конца 19 века?

Домашнее  задание: повторение , подготовка к самостоятельной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по английскому языку с применением кейс-метода “Advantages and Disadvantages of Being a Vegetarian”

Кейс-метод – это эффективный сплав всех существующих методов и приемов обучения. Изложенные в данной методической разработке практические приемы применения кейс-метода помогут преподавателям инос...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ с применением кейс метода «АСО «Промстрой»/ Часть 1

Разработка кейса представляет собой результат научно-методической деятельности учителя. Данная работа дает возможность глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ с применением кейс метода «АСО «Промстрой». Часть 2

Разработка кейса представляет собой результат научно-методической деятельности учителя. Данная работа дает возможность глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ с применением кейс метода «АСО «Промстрой». Часть 3

Разработка кейса представляет собой результат научно-методической деятельности учителя. Данная работа дает возможность глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но ...

Методическая разработка урока по физической культуре с применением ИКТ «Совершенствование ловли и передачи мяча от груди двумя руками, ведение мяча различными способами».

Методическая разработка показывает,  как правильно разработать и провести урок по виду программы «Баскетбол», демонстрирует предметные,  метапредметные, личностные результаты и адресована дл...

Разработка урока "My daily routine", с применением проектного метода.

Материал разработан для УМК Spotlight для 5 класса. В материале представлена подробная технологическая карта. В презентации к уроку использованы дополнительные материалы, расширяющие знания обучаемых...