Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"
методическая разработка по истории по теме

Хромова Ирина Анатольевна

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvig_leningradcev.doc69.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Музыкально-литературная

композиция «Подвиг ленинградцев».

Цель:  воспитание чувства патриотизма,  уважения  к историческому наследию своего народа.

Оформление: На сцене   - изображение заклеенного окна, на подставке  - каска, кусочек хлеба, свеча.  На  заднике сцены цифры: 1941-1945.

       Звучит   музыка  «Рио-Рита». На сцене появляется пара, делает вид, что прогуливается.

Вдруг  звучит голос Левитана. Пара, замирая на мгновение,  слушает  сообщение  о нападении Германии на СССР.  После объявления, девушка  целует юношу, он уходит.

Звук сирены. Выходят чтецы. Появляются слайды в соответствии с текстом чтецов.

  1. В планах гитлеровцев Ленинграду отводилась особое место. Согласно

плану «Барбаросса», ленинградское направление  являлось одним из самых  главных. Гитлеровцы планировали, что сначала они захватят Ленинград, а затем двинут все войска на Москву.

  1. Звучит  отрывок из симфонии №7 «Ленинградской»

             «Эпизод нашествия»  на этом  фоне.

  1. Почему сначала именно Ленинград, а уж потом     Москва?

Ленинград был вторым после Москвы промышленным центром с мощнейшим оборонным потенциалом – более 1000 гигантских предприятий, крупнейший морской и речной порт, железнодорожный узел. Уничтожение такого города с  полным истреблением  почти четырехмиллионного населения было бы для Советского Союза сокрушительным ударом.

Наступление немцев на Ленинград началось 10 июля 1941 года.

Как же Гитлеру хотелось захватить Ленинград!

Он бросил на город отборные части, вооружённые лучшей военной техникой.

  1. Из поэмы «Пулковский меридиан»
    Вера Инбер
  2. На Ленинград, обхватом с трёх сторон,
    Шёл Гитлер силой сорока дивизий.
    Бомбил. Он артиллерию приблизил,
    Но не поколебал ни на микрон,
    Не приостановил ни на мгновенье
    Он сердца ленинградского биенье.

И, видя это, разъярённый враг,
Предполагавший город взять с разбега,
Казалось бы, испытанных стратегов
Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шёл за ними следом.

  1. В сентябре 1941 года немецко-фашистские войска  вышли к окраинам

Ленинграда. Вокруг города сомкнулось кольцо блокады.   Враг был уверен, теперь голодающие, мёрзнущие  люди вцепятся друг другу в горло, передерутся из-за куска хлеба, из-за охапки дров, бросят работать и сдадутся. Но враг просчитался.

   Из поэмы «Пулковский меридиан»
Поэма Вера Инбер

  1. Да, мы — в кольце. А тут еще мороз

Свирепствует, невиданный дотоле.
Торпедный катер стынет на приколе,
Автобус в ледяную корку врос;
За неименьем тока нет трамваев.
Все тихо. Город стал неузнаваем.

И пешеход, идя по мостовой
От Карповки до улицы Марата,
В молчанье тяжкий путь свершает свой.
И только редкий газогенератор
На краткую минуту лишь одну,
Дохнув теплом, нарушит тишину.

  1. Как бы сквозь сон, как в деревянном веке,
    Невнятно где-то тюкает топор.
    Фанерные щиты, сарай, забор,
    Полусгоревшие дома-калеки,
    Остатки перекрытий и столбов —
    Всё рубят для печурок и гробов.

Две женщины (недоля их свела),
В платках до глаз, соприкасаясь лбами,
Пенёк какой-то пилят. Но пила,
С искривленными, слабыми зубами,
Как будто бы и у неё цинга,
Не в состоянье одолеть пенька.

  1. Вода!.. Бывало, встанешь утром рано,
    И кран, с его металла белизной,
    Забулькает, как соловей весной,
    И долго будет течь вода из крана.
    А нынче, ледяным перстом заткнув,
    Мороз оледенил блестящий клюв.

А нынче пьют из Невки, из Невы
(Метровый лёд коли хоть ледоколом).
Стоят, обмёрзшие до синевы,
Обмениваясь шуткой невесёлой,
Что уж на что, мол, невская вода,
А и за нею очередь. Беда!..

Хор.  Песня «Ленинградцы»

Музыка и слова Е.В.Шмакова

  1. Мы помним с тобою сквозь годы

В разрывах сплошных горизонт,

И как из промёрзших заводов

Шли грозные танки на фронт.

Душе, не давая сгибаться,

Мы верили – с нами страна.

Ведь мы же с тобой ленинградцы,

Мы знаем, что значит война.

  1. Мы помним отчаянье, смелость,

В  блокадных ночах без огня.

А главное очень хотелось,

Дожить до победного дня.

 Мы насмерть умели сражаться,

 Мы горе испили до дна,

Ведь мы же с тобой ленинградцы,

Мы знаем, что значит война.

  1. С первых же дней блокады фашисты приступили к варварским

обстрелам и бомбардировкам города. На их картах были отмечены музеи, дворцы, школы:

Эрмитаж- объект № 9,

Дворец пионеров - № 192,

институт материнства и младенчества - № 708.

Из  поэмы «Пулковский меридиан»
Вера Инбер

  1. Мы отомстим за все: за город наш,
    Великое творение Петрово,
    За жителей, оставшихся без крова,
    За мертвый, как гробница, Эрмитаж,
    За виселицы в парке над водой,
    Где стал поэтом Пушкин молодой,

За гибель Петергофского «Самсона»,
За бомбы в Ботаническом саду,
Где тропики дышали полусонно
(Теперь они дрожат на холоду).

За всё, что накопил разумный труд,
Что Гитлер превращает в груды груд.

Мы отомстим за юных и за старых:
За стариков, согнувшихся дугой,
За детский гробик, махонький такой,
Не более скрипичного футляра.
Под выстрелами, в снеговую муть,
На саночках он совершал свой путь.

  1. Фашисты всё больше надеялись на губительные последствия

блокады. Голод подкрадывался к городу незаметно.29 августа Сталину доложили: муки и  зерна осталось  на 17 суток.

В конце ноября 1941 года хлеб в Ленинграде выдавали только по карточкам. Блокадная пайка хлеба  составляла всего 125 граммов в день на одного человека. Да и  в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки  были примеси соломы, травы лебеды, древесных опилок.

  1. Сценка Димка и Фимка.

Димка и Фимка считались  во дворе бойцами противопожарной обороны. Они помогали старшим бороться с  «зажигалками» и всё свободное время проводили на крыше дома.

     В тот день было особенно холодно. С начала ребята обошли крышу, проверили – всё ли в порядке. Потом зашли на чердак и устроились на  ящике с песком.

- Ой как есть хочется! -  сказал Фимка и посмотрел на друга.

- Терпи! И мне хочется. Терплю ведь. Ты думаешь хлеб теперь – просто хлеб? - Получил паёк 125 граммов и  ешь сразу? – сказал Димка.

 - А как же? Думай не думай – хлеба больше не станет…

- Не скажи… Паёк-то можно есть по-разному,  - рассуждал  Димка.

 - Нет не могу я  удержаться, Димка. Съешь и не заметишь…

- А вечером как?

- Вечером мама придёт с работы. Посмотрит, вздохнёт… Отрежет мне кусочек от своего пайка.

- И ты ешь? Так она же работает… Ей больше надо, чтобы силы сберечь. Будешь так дальше делать не стану с тобой дружить… Понял?

- Понял,- хмыкнул Фимка, - но есть так хочется…

- У нас с мамой полный порядок, - продолжил Димка, - Получил паёк , раздели на три, - говорит мама. – Утром кусочек – на завтрак. Днём кусочек – на обед. Вечером  - ещё кусочек  граммов сорок… Так и продержишься день…

- Я тоже паёк на три части буду делить, -  сказал Фимка.

- И правильно! Ты думаешь бойцам много больше дают?   Не очень-то. А они с фашистами дерутся. И мы с тобой тоже защитники Ленинграда на боевом посту.

Хор  исполняет песню «Офицеры». Музыка Аграновича.

  1. От героев былых времён

Не осталось порой имён.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землёй и травой,

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь,

Нам, завещанный одним,

Мы в груди храним.

  1. Погляди на моих бойцов –

Целый свет помнит их в лицо.

Вот застыл батальон в строю,

Многих  старых друзей узнаю.

Хоть им нет 25,

Долгий путь им пришлось пройти.

Это те, кто в штыки поднимался как один,

Те, кто брал Берлин.

  1. Нет в России семьи такой,

Где не памятен свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографии увядших глядят.

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут

И мальчишкам нельзя

     Ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть.

  1. Всего в ноябре  голод унёс свыше 11 тысяч жизней.

В декабре  -  почти 53 тысячи.

Январь и февраль унесли в могилу 199 187 ленинградцев.

В марте -  ещё 89 968.

Более 20 миллионов советских людей         погибло в той страшной войне -  это значит каждый 8 житель нашей страны пал смертью храбрых.

Если бы   каждому  погибшему в этой войне посвятить минутное молчание, то  население всей Земли замолчало бы на 30 лет.

 В честь всех погибших  в годы второй мировой  войны объявляется

минута молчания.

                                           Хор исполняет песню  «Запретите войну»

  1.  Мне рассказывал прадед о войнах,

И о том, ему повезло,

Он вернулся живой невредимый,

Он тогда победил это зло.

Я подумал, что всё завершилось

И уже не вернуться назад

Только вновь слёзы льются у мамы,

Где-то там, на войне старший брат.

Припев:

Я хочу стать большой до небес,

Закричать, чтоб услышали все:

 «Пожалейте детей, запретите войну,

Навсегда на этой земле!»

2.Я люблю, когда люди смеются,

Я люблю, когда птицы поют,

Я люблю, когда  мама и папа

Рядом вместе   со мною идут.

Я хочу, чтобы брат мой вернулся,

И чтоб не было больше войны.

Мы хотим, чтобы в новом столетье

Были счастливы дети Земли.

Припев:

Я хочу стать большой до небес,

Закричать, чтоб услышали все:

 «Пожалейте детей, запретите войну,

Навсегда на этой земле!»

  1. Особенно тяжело было пережить эту войну детям.

Погибали дети не только на фронте, но и в блокадном Ленинграде.

Что чувствовали и переживали дети?

 Об этом расскажет дневник Тани Савичевой.

1. Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941.

2. Бабушка умерла 25 января, в 3 часа дня.1942 г.,

3. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 г,

4. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи, 1942 г.,

5. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.

Выходят  друг за другом со свечами

Умерли все, осталась одна Таня.

  1. Девочка  выходит со свечой и читает стихотворение про Таню Савичеву.

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой

Встань пред нами Савичева Таня,

Со своей немыслимой судьбой.

Пусть из поколенья в поколенье

Эстафетно шествует она,

Пусть живёт, не ведая старенья,

 И гласит про наши имена.

                  После стихотворения дети,  все ставят свечи  на подставку и  все уходят со сцены.

В записи  звучит песня «Ладога».

  1. Ледовая дорога прошла по  Ладожскому озеру. Официально  она

называлась Военная- автомобильная дорога №  101, а в народе Дорога Жизни. 22 ноября 1942 года  на лёд вышла первая колонна грузовых автомобилей ГАЗ –АА.

  1. По  Дороге жизни перевозили продовольствие, боеприпасы,  горюче

смазочные материалы, уголь, эвакуировались в тыл страны материальные и культурные ценности, промышленное оборудование. Из города по Дороге жизни было вывезено 554 186 человек.

                       Голос Левитана   в записи о прорыве блокады.    

  1. История Ладожской дороги  - это поэма  о мужестве, смелости и

решительности  советских людей.  За стойкость и  героизм  в период 900-дневной блокады Ленинград получил звание Город-Герой, а  его защитники были  награждены медалью  «За оборону Ленинграда».

Пришла, дохнула свежим ветром,

По душам разлилась рекой,

Развеяла разрухи пепел,

Всех обняла своей рукой!

Всем радость мира подарила,

Всех окрылила, всех спасла,

Ты по земле  своей ходила,

Победа Золотого дня!

Хор «Майский вальс». На фоне  вальса танцевальная пара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!

Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День пожарной охраны - 30 апреля".

Наша школа сотрудничает с подразделением МЧС - пожарной частью. В школе обучаются кадеты - будущие спасатели. Учащиеся занимаются не только военными дисциплинами, но и поют в кадетском хоре. Традицион...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День спасателя России".

Этот сценарий составлен к празднику "День спасателя". Он отмечается в конце года, поэтому я решила объединить его с праздником Новый год. В качестве иллюстраций к мероприятию я создала презентацию....

Урок-концерт. Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднику Победы,"Даавно закончилась война"

Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, знания истории и памяти павших героев, уважения к ветеранам....

Музыкально - литературное представление «Они были молодыми» о Великой Отечественной войне

Внеклассное мероприятие посвящено участником Великой Отечественной войны. В подготовке музыкально-литературной композиции использован краеведческий материал....

Музыкально-литературная композиция "Песни Великого Подвига"

«Песни Великого Подвига» музыкально-литературная композиция Цель: формирование чувства патриотизма и памяти о подвиге людей в годы Великой Отечественной войны через песенное творчество...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...