Проектная деятельность в работе с одаренными детьми.
статья (история) по теме

Кислова Ольга Петровна

Статьи учителя, в которых он делется опытом о работе с одаренными детьми, какие использует педагогические технологии в этой работе. Насколько способствует проектная деятельность раскрытию творческих и интеллектуальных способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proektnaya_deyatelnost_v_rabote_s_odarennymi_detmi..zip31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии обучения, воспитания и развития одаренных детей.

Кислова Ольга  Петровна,

учитель высшей  категории истории и обществознания

МБОУ СОШ № 7 города Сальска, Ростовской области.

Работа с одаренными детьми в школах проводилась всегда, хотя Федеральная целевая программа «Одаренные дети» в нашей стране была принята в 1996 году. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в той или иной области(интеллектуальные, познавательные, творческие, психомоторные и т.д.), его психика развивается в течение всей его жизни. И очень важно это заметить вовремя. Однако одаренность сложное явление и имеет две стороны – положительную (хорошие вербальные способности, независимость, творческие  инициативы, хорошую память, абстрактное мышление и т. д.) и отрицательную ( индивидуализм, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность, нетерпимость и т.д.). Поэтому работа с одаренными детьми накладывает на учителя особенную ответственность при подборе форм и методов преподавания, а также в использовании педагогических технологий. Как правило, одаренность детей проявляется в более раннем возрасте (в начальной школе), нежели когда я впервые с ними знакомлюсь. Каждый раз, начиная работу пятых классах, всегда обращаю внимание на психологические особенности детей, грамотность речи, логическое мышление, память. Это помогает мне выделить в классе одаренных и способных учащихся. Однако следует заметить, что далеко не в каждом классе есть  одаренные дети, а способные – да. Поэтому в своей работе я использую дифференцированнй подход к обучению учащихся, который дает возможность реализовать себя на уроке не только способным и одаренным детям, и всему классу в целом.Считаю, что значительную роль в работе с одаренными и способными детьми играют правильно подобранные педагогические технологии. На мой взгляд, наиболее полно раскрывают возможности детей, следующие технологии:

Технология проблемного обучения, предназначенная для развития творческого мышления и формирования научных способов познания, имеет инвариантную структуру: создание проблемной ситуации – постановка проблемы – выдвижение гипотез – проверка гипотез – формулирование выводов – применение к решению практических задач. Эта технология используется мной в старших классах (10-11 классах). Проблемные вопросы  могут быть озвучены в начале изучаемой темы, возвращение к ним в течении урока, а  затем рассмотрены в конце на семинарских занятия в творческих группах. Например:

-Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?

-В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его правления?

-Можно ли назвать опричнину реформой? Чем она отличается от всех других преобразований Ивана IV?

Эта технология позволяет наиболее полно раскрыть интеллектуальные возможности одаренных и способных детей, а также по возможности им соответствовать оставшейся группе учеников. Творческие группы формируются с учетом разноуровневых возможностей детей. Одаренные ученики всегда являются лидерами и активизируют деятельность всех остальных. Результатом такой деятельности является создание творческих проектов с информационными презентациями. Хотелось бы отметить, что информационные технологии расширяют познавательные возможности одаренных детей и формируют в них основные компетенции. Они могут применить свои знания на практике при создании информационных и социальных проектов.

Проблемно-поисковые технологии обучения основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем. Такой вид технологии я использую для работы в младшей группе классов (5 -7 классы). В пятых – седьмых  классах  перед объявлением изучаемой темы урока, озвучиваю познавательные вопросы, например:

- Почему образование  древних цивилизаций произошло в Африке и Азии?

- Что общего и какая разница между Древним Египтом и Древней Индией?

- Можно ли было избежать политической раздробленности в Древней Руси?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы ученики работают с текстами учебника, историческими картами, историческими понятиями, хрестоматийным материалом, ресурсами интернет, извлекая необходимую информацию. Одаренные дети получают задания более высокой сложности, например: выделить категории населения, занятия в Междуречье по анализу законов Хаммурапи или Древней Руси по статьям Русской правды.

 Проблемная дискуссия вовлекает  учащихся в поиск истины, стимулирует к                    собственным открытиям, формирует собственные, оценочны суждения.

 Обучает дискуссионным процедурам: аргументации, способам высказывания, правилам ведения, самоорганизации.

Технологии личностно-ориентированного обучения направлены на развитие личности в целом, его индивидуальность. Новое видение личностной ориентации заключается в том, что отбор содержания и построение учебного процесса не столько направлены «на личность», сколько идут «от личности» - от его опыта, запросов, склонностей, способностей, потребностей в самореализации.

Результатом моей деятельности с одаренными и способными детьми, применяя вышеуказанные технологии, является участие их во Всероссийской предметной олимпиаде (история, обществознание, право) ежегодно, где мои ученики являются призерами и победителями на муниципальном, региональном и всероссийском уровне. Участвуют в дистанционной олимпиаде «Эрудит» последние три года, есть призеры и победители. Неоднократно мои ученики являлись призерами и победителями ДАНЮИ на муниципальном и региональном уровне. Подготовка к олимпиадам различного уровня мной проводится во внеурочное время в рамках деятельности исторического общества «Летопись», созданное мною более десяти лет назад и школы одаренных детей «Виктория», которая действует в летний период. Немаловажно, что указанные мною педагогические технологии позволяют мне не только реализовывать программу работы с одаренными детьми, но и повысить успеваемость в целом. Главный показатель – отсутствие неуспевающих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный подход в работе с одаренными детьми

Работа  с ОД диктует определенные требования к личности педагога: - желание работать нестандартно;- поисковая активность, любознательность;- знание психологии подростка и психологи...

Проектный подход в работе с одаренными детьми

Работа  с ОД диктует определенные требования к личности педагога: - желание работать нестандартно;- поисковая активность, любознательность;- знание психологии подростка и психологи...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА, КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В условиях кардинальных изменений  в образовательной системе нашей страны фактор учителя  в школе становиться  особенно актуальным. Характерной приметой нашего времени является повышени...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕНЫМИ ДЕТЬМИ

Статья на тему: использование  проектно-исследовательской деятельности при работе с одаренными детьми....

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми

Методические рекомендации для работы с одаренными детьми...