ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА, КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
опыты и эксперименты на тему

Умнова Лилия Ивановна

В условиях кардинальных изменений  в образовательной системе нашей страны фактор учителя  в школе становиться  особенно актуальным. Характерной приметой нашего времени является повышение статуса гуманитарных наук, наблюдаемый во всем цивилизованном мире. Сегодня вопрос духовно- нравственного воспитания молодежи в современном мире как никогда важен. Новое мышление- это, прежде всего, отстаивание общечеловеческих духовных ценностей, это защита нравственных принципов, которое веками вырабатывало человеческое сознание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyat_na_urokakh.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА, КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Умнова Л.И.

учитель татарского языка и литературы

МБОУ «Мелекесская СОШ с

углубленным изучением отдельных предметов»

Тукаевского района РТ

В условиях кардинальных изменений  в образовательной системе нашей страны фактор учителя  в школе становиться  особенно актуальным. Характерной приметой нашего времени является повышение статуса гуманитарных наук, наблюдаемый во всем цивилизованном мире. Сегодня вопрос духовно- нравственного воспитания молодежи в современном мире как никогда важен. Новое мышление- это, прежде всего, отстаивание общечеловеческих духовных ценностей, это защита нравственных принципов, которое веками вырабатывало человеческое сознание.

Одной из приоритетных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области.

Одаренность- это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)в том или ином виде деятельности.

Конечно же, ведущая роль здесь принадлежит учителю, знающему правильно, точно, красиво, выражать мысли и вести за собой учеников. В связи с этим, очень важно в своей практике использование методологическом плане  ведущие подходы: культурно- исторический подход Л.С. Выгодского, дятельностную концепцию А.Л. Леонтьева, подход развивающего обучения Д.Б. Эльконина, идею «диалог согласия» М.М. Бахтина.

Проектную и учебно- исследовательскую  работу  школьников принято считать к инновационным технологиям. Хотя этот вид деятельности нам – учителям- знакома. Она лишь обновлена, наполнена  новым понимание.

А готовы ли старшеклассники к исследовательской и проектной работе по филологии ?

Готовность старшеклассников вести самостоятельные исследование фактов и явлений языка (татарский, русский) в ходе исследовательской и проектной работы под руководством учителя опирается на весь предыдущий опыт обучения в школе. [3, с. 58] Учитель должен юному исследователю помочь выбрать тему. Уточним: направление исследования – объемное исследовательское  пространство, которое может быть задано различными языковыми уровнями (фонетика, морфемика, морфология, лексика, синтаксис) или функционирования языка (язык художественной литературы, язык СМИ, язык виртуального общения, непринужденное устное общение, научная речь и др.). или разделами лингвистики того или иного языка или в его сопоставлении с русским и татарским языком (лексикология, диалектология, ономастика,  семантика, социолингвистика и др.).

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность таким образом, чтобы эта деятельность стала потребностью,- процесс длительный и сложный. На этом пути выделено три  этапа. [1, с. 24]  

На первом этапе речь идет об организации  учебно- исследовательской деятельности детей на уроках. Это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске решений сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.  Учебные исследования можно  осуществлять во время выполнения домашнего задания: проведение наблюдений, проблемный анализ текста, вопросы к дискуссии, анкеты, творческие работы.

На втором этапе- организация дополнительного  образования в кружках, элективных курсах, где учащиеся знакомятся с историей науки и методики проведения исследования, выполняют реферативные и исследовательские  работы.

На третьем- научно- исследовательская деятельность.

 При отборе и поиске научной литературы по теме исследования  есть три основных источника информации , которые помогают ориентироваться в проблеме исследования: библиотечные каталоги, Интернет, справочные издания (энциклопедии, рефератные статьи и журналы).

Выбор  метода и проведение исследования соотносятся с основным этапом- сбора и анализа языкового материала. Выбор метода анализа языкового материала в науке определяется непосредственно самим языковым материалом, то есть взглядом ученых на сущность языка. Принцип научности подразумевает, что в исследовательской работе старшеклассников по языкам выбор методов также определяется языковым материалом, но при условии доступности.[1, с. 25]

      Для исследовательской и проектной работы можно использовать все методы, применяющиеся при изучении языков в школе, несколько расширив их по сравнению с программой. При проектной работе очень важен метод сбора и анализа языкового материала.

     Неотъемлемая часть проектной работы школьников, где социальная востребованность продукта является  жанрообразующей. И грамотно выбранная тема- половина успеха. Это тема которая отвечает целям и задачам исследовательской и проектной деятельности как новым технологиям в школьном образовании , т.е. она соответствует задачам развития личности.

 Примерные темы для проектных работ при сопоставительном  изучении русской и татарской литературы.

1.Историческое развитие татарской и русской литературы;

2.Трагизм смутного времени. Народные эпосы «Идегей», «Слово о полку Игореве»;

3. Лирика Ф.Тютчева и Дардменда;

4. Тукай и русская литература. Почему Тукай не прозвучал на весь мир;

5. «Ревизор» Н.В. Гоголя и «Американ» К. Тинчурина;

6. Г. Камал и А.Н. Островский;

7. Первая любовь в произведениях Г. Исхакыя, Ф.Әмирхана и Тургенева;

8. Архетипы в произведениях  Н. Гыйматдиновой «Сихерче», Куприна «Олеся»;

9.  Ф. Хусни «30 год» М. Шолохов «Поднятая  целина»;

10.Сталинские  репрессии. И. Салахов hәм А.И. Солженицын;

11. Новое осмысление военной темы в русской и татарской литературах;

12. Судьба деревни в произведениях  А. Гилязв « В пятницу , вечером» Х. Хайруллин «Высота»В. Распутина «Прощание матерой», В Астафьева «Последний поклон»;

 13. «Дьяволиада» в русской и татарской литературе;

14. Образ матери в произведениях русских и татарских писателей (В. Распутина «Последний срок» и А.Еники «Әйтелмәгән васыять»;

     По соотношению с этапами исследовательской работы выделяются методы сбора, анализа языкового материала и методы обработки  результатов.

А для этого как же организовать работу учащихся? Самым первым, уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека теоретического мышления , способного в экстремальных ситуациях находить нужное решение уметь действовать в нестандартных ситуациях. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться решать большой круг задач за более короткий отрезок учебного времени.

            Деятельносный подход, существовавший и прежде в несколько другой форме выражения, актуализируется сейчас и акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных жизненных ситуациях.

Одной из главных целей учителя словесника в условиях модернизации общего образования является развитие личности, готовый к правильному  взаимодействию  с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. [1, с. 64] А так же  формирование у учащихся  способности  к деятельности, включающей следующие аспекты: готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию, готовность к рефлексии.

             ФГОС второго поколения ставит перед нами новую задачу- требуется ученик новой фармации: интеллигент, способный самообразованию, ориентированный на творческий подход, обладающей высокой культурой мышления. Новые образовательные стандарты говорят нам о том, что учитель несет огромную ответственность перед учеником.

Использованная литература

  1. Абрамова С.В. Русский язык Проектная работа старшеклассников// М. «Просвещение» 2014
  2. Асмолов А.Г. Системно- деятельностный подход к разработке стандартовнового поколения //Педагогика-2009-№4-с18-12
  3. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах //М. «Просвещение» 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми.

Статьи учителя, в которых он делется опытом о работе с одаренными детьми, какие использует педагогические технологии в этой работе. Насколько способствует проектная деятельность раскрытию творческих и...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА

В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно ...

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми

Методические рекомендации для работы с одаренными детьми...