"Дело тайного советника" статья
статья по истории по теме

Статья посвящена одному из самых выдающихся деятелей образования России последней трети XIX - начала XX века Александру Григорьевичу Неболсину, юбилей которого будет отмечаться в 2012 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delo2.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дело жизни тайного советника

Предстоящий, 2012 год, богат различными датами. К сожалению, мало кто помнит сейчас о выдающемся деятеле профессионального образования дореволюционного Петербурга Александре Григорьевиче Неболсине, чей юбилей - 170 лет со Дня рождения, приходится на 12 мая. Что же это был за человек, имя которого в наши дни практически забыто?

После отмены крепостного права Россия переживала экономический подъем. Открывались всё новые и новые предприятия. Пополнялись они в основном выходцами из деревень. Бывшим крестьянам на первых порах было сложно привыкнуть к бурной петербургской жизни. Усугублялось это тем, что чаще всего им предлагалась черновая работа, так как специальности они часто не имели, а быстро получить её было негде. Промышленники, понимая значение науки, в развитии производства, ещё не осознавали роль технического образования. Поэтому, когда в Петербурге в 1866 году было учреждено Русское техническое общество, среди его отделений не было такого, которое бы занималось этой проблемой. Однако, установка сложного оборудования на предприятиях потребовала наличия квалифицированных рабочих кадров. Поэтому, спустя два года, в 1868 году, при Русском техническом обществе была учреждена Постоянная комиссия по техническому образованию, которая стала заниматься организацией профессиональных школ для рабочих и их детей. Это было первое учреждение в России, которое стало целенаправленно готовить квалифицированные кадры для быстро развивающейся промышленности. Поскольку государство уделяло развитию профессионального образования очень мало внимания, его судьба была в основном связана с общественной и частной инициативой.

Александр Григорьевич Неболсин проработал в Комиссии по техническому образованию 45 лет, причем, 30 из них был бессменным её председателем. Интересна судьба этого человека. Сын сенатора, члена Государственного Совета, А.Г. Неболсин начал свою государственную службу в 1862 году, окончив закрытое привилегированное учебное заведение- Александровский лицей. Перед ним открывалась блестящая государственная карьера, но его жизненный путь определился под влиянием общественно-демократического движения. Ещё в 1861 году А.Г. Неболсин, в ту пору учащийся-лицеист, охваченный идейным порывом шестидесятников, пришел преподавать в Воскресную школу на Выборгской стороне, хотя некоторые Воскресные школы уже тогда были взяты под подозрение, и часть педагогов торопилась покинуть их. А Неболсин, к тому же, участвовал в открытии народной читальни.

Уровень народного образования был тогда довольно низок. Земские школы еще не появились. Начальных школ, даже в Петербурге, не говоря уже о провинции, было немного, а число учеников было крайне малым. Средние и низшие училища для обучения рабочим профессиям вовсе не существовали.

Постоянная комиссия, которую в 1887 году возглавил А.Г. Неболсин, до революции открыла в Петербурге 56 различных профессиональных училищ, школ и курсов. Все эти учебные заведения отличались друг от друга по целям и задачам, но помимо профессиональной подготовки давали рабочим и общее образование. Кроме специальных технических школ, таких как школа электротехников (в то время это была новая профессия, ещё мало освоенная) или школа печатного дела, предметом особой заботы А.Г. Неболсина были подготовительные курсы для детей рабочих, окончивших начальную школу и не имевших возможности устроиться на работу из-за малолетства. Не учась, не работая, они становились «детьми улицы», поэтому так остро стоял вопрос об их судьбе.

Более прогрессивными, по сравнению с государственными, считались двадцать начальных школ, открытых Комиссией для детей рабочих. Эти, как их называли, «детские училища» отличались тем, что в них было совместное обучение, внедрялось трудовое воспитание, хорошо было поставлено преподавание естественных наук. Для девушек были созданы рукодельные классы, для учеников ремесленных мастерских- классы черчения и рисования.

А.Г. Неболсин старался, чтобы образованием были охвачены все категории рабочего населения Петербурга, поэтому и программы учебных заведений были различные. В одних училищах (их Комиссия открыла на крупных столичных заводах) первостепенная роль  отводилась общеобразовательным предметам, в других, на базе общеобразовательной подготовки, обучали навыкам основных рабочих профессий.

« У нас, - говорил Неболсин,- прежде всего желательно всеобщее образование, так как оно является основой многому, в том числе  и техническому образованию. Необходимо, чтобы предприниматель относился к рабочему более гуманно и чтобы в рабочем он увидел человека, а не только грубую силу…». «Больше света, больше любви к людям, больше просвещения»,- эта мысль была основной в деятельности Неболсина.

Для привлечения общественных средств, на которые содержались рабочие школы, и для пропаганды идеи рабочего образования, А.Г. Неболсин организовал три съезда по профессионально-техническому образованию. На них присутствовали и промышленники. Понимая необходимость развития рабочего образования, они субсидировали уже открывшиеся школы. Сам Неболсин, будучи действительным тайным советником, кавалером многих российских и зарубежных орденов, был достаточно состоятельным человеком и значительную часть свих средств тратил на открытие все новых и новых школ. Подготовка кадров приносила очевидную выгоду предпринимателям, и они учредили премию в шесть тысяч рублей золотом, которую торжественно вручили Неболсину. Эти деньги также были потрачены на создание очередного училища.

«Высочайшим покровителем» школ Русского технического общества был Великий князь Константин Романов (он широко известен и своей литературной деятельностью, печатался под псевдонимом «К.Р.»). Выказывая неизменное расположение к Александру Григорьевичу, князь своим именем нередко поддерживал его мнение в решении спорных вопросов.

Проблема профессионально-технического образования еще не была изучена не только в России, но и за рубежом. Работы Неболсина по методике преподавания в этом направлении были представлены на всемирной выставке в Париже в 1889 году и отмечены золотой медалью. Неболсину был вручен и орден Почетного легиона..

А.Г. Неболсину удалось добиться от правительства право сбора индивидуальных и общественных пожертвований на школы Русского технического общества и принимать в них преподавателей, не дожидаясь их утверждением Министерством народного просвещения. Это позволяло привлекать к работе прогрессивно мыслящих учителей. Для совершенствования методики преподавания, по предложению Неболсина, был создан так называемый Подвижной музей наглядных пособий и мастерская по изготовлению различного оборудования. Для учащихся организовывались различные экскурсии, создавались ученические хоры, библиотеки, устраивались ёлки. Для детей с ослабленным здоровьем Комиссия открывала загородные дачи, куда летом выезжали учащиеся.

Понимая, что без общего образования народа немыслимо не только распространение технических знаний, но и, вообще, развитие страны, Неболсин был активным членом Общества грамотности, Общества ревнителей просвещения народа и других.

В январе 1917 года Александра Григорьевича Неболсина не стало. Проводить его в последний путь, несморя на тяжелое для Петрограда время, собралось много людей. От имени учащихся школ Общества выступил молодой рабочий Василий Яковлев. Он произнес: «Не забывайте своего тихого и скромного учителя, так много поработавшего с народной темнотой».

В наши дни, когда наша страна опять продвигается по рельсам рыночной экономики, нередко можно услышать: «А нужно ли нам сейчас профессионально-техническое образование?» Я предложил бы этим людям обратиться к опыту Александра Григорьевича Неболсина, который в эпоху бурного развития российской экономики всей своей деятельностью доказал, что только квалифицированные, компетентные, образованные люди приведут страну к процветанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Спортивно-оздоровительное состязание "Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данное внекласное мероприятие проводится в 9 классах совместно с родителями (папами).Цели:Пропаганда здорового образа жизни.Совершенствование связи семьи и школы чере...

Методическая разработка "Знающий тайну шахмат - знает тайну жизни"

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования на занятиях по программе "Шахматы"...

Тайна "Тайной вечери"

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры. Наконец,...

Профилактическая программа «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» или

Профилактическая программа«Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» или «Нам курить некогда»Цель программы: укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование психологии и культуры здоровья...

«Тайна любви больше, чем тайна смерти».

Интегрированный урок по литературе «Тайна любви больше, чем тайна смерти» (урок по пьесе О. Уайльда «Саломея») был разработан мной для студентов музыкального колледжа, т.к. опера "Саломея" Р. Штрауса...

Делай с нами,делай как мы, делай лучше нас

Конкурсно-игровая программа проводилась как внеклассное мероприятие в Международный день семьи (15 марта), в котором участвовали вместе родители и дети 5 класса...