Патриотическое воспитание как важнейший компонент формирования гражданина и гражданственности.
статья по истории по теме

Бирюкова Татьяна Карповна

Приоритетная задача в системе образования – воспитать в детях лучшие личностные качества гражданина и патриота. Как писал В.Г. Белинский « Воспитание – великое дело: им решается участь человека».Эти известные слова не только не теряют своей актуальности, но приобретают еще большую значимость в наше тревожное и нестабильное время.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, готовность выполнять конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимые поведение и деятельность. Перечисленные качества дополняют основные структурные компоненты патриотизма- патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности, личности: в этом проявляются целостность и неразрывность процесса воспитания как социального явления, его неразграниченность на самостоятельные направления.
За последнее время все чаще можно услышать фразу : будущее - за знанием и интеллектом. С одной стороны, все правильно. Однако уверена: для нашей молодежи не может быть достойного будущего без любви к Родине - какие бы трудные времена она не переживала. Во многом губительные реформы девяностных годов прошлого столетия имели негативные последствия не только в производстве. Трудно посчитать ущерб от того, что повсеместно были разрушены музеи и комнаты Боевой славы, а в целом- традиции воспитания молодого поколения в духе патриотизма и любви к родной земле. Такие слова как «Отчизна», «Родина», «Гражданственность», «Патриотизм» стали своего рода изгоями! Ведь до чего дошло: их начали стесняться, произносить вслух. Куда охотнее многие сегодня, в том числе, и к сожалению и молодежь, показывают как можно делать деньги, не напрягаясь и демонстративно показывать свое богатое превосходство над другими. Наше вездесущее телевидение транслирует с удовольствием сцены из жизни так называемой «золотой молодежи».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

IV Республиканская научно-практическая конференция «Войны священные страницы, навеки в памяти людской», посвященная 63-ей годовщине Победы

Тема выступления: Патриотическое воспитание как важнейший компонент формирования гражданина и гражданственности.

         

                                                            Подготовила         

                                                                              учитель истории

муниципального образовательного учреждения «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»        

Бирюкова Т.К.

                                                    2010 год.

Приоритетная задача в системе образования – воспитать в детях лучшие личностные качества гражданина и патриота. Как писал В.Г. Белинский « Воспитание – великое дело: им решается участь человека».Эти известные слова не только не теряют своей актуальности, но приобретают еще большую значимость в наше тревожное и нестабильное время.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, готовность выполнять конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимые поведение и деятельность. Перечисленные качества дополняют основные структурные компоненты патриотизма- патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности, личности: в этом проявляются целостность и неразрывность процесса воспитания как социального явления, его неразграниченность на самостоятельные направления.

За последнее  время все чаще можно услышать фразу : будущее - за знанием и интеллектом. С одной стороны, все правильно. Однако уверена: для нашей молодежи не может быть достойного будущего без любви к Родине - какие бы трудные времена она не переживала. Во многом губительные реформы девяностных годов прошлого столетия имели негативные последствия не только в производстве. Трудно посчитать ущерб от того, что повсеместно были разрушены музеи и комнаты Боевой славы, а в целом- традиции воспитания молодого поколения в духе патриотизма и любви к родной земле. Такие слова как «Отчизна», «Родина», «Гражданственность», «Патриотизм» стали своего рода изгоями! Ведь до чего дошло: их начали стесняться, произносить вслух. Куда охотнее многие сегодня, в том числе, и к сожалению и молодежь, показывают как можно делать деньги, не напрягаясь и демонстративно показывать свое богатое превосходство над другими. Наше вездесущее телевидение транслирует с удовольствием сцены из жизни так называемой «золотой молодежи».

У нас в Лямбирской СОШ №1 лучшие традиции патриотического воспитания, к счастью сохранены. Многие утеряны. Хочется

думать, не безвозвратно. Это относительно к предмету Начальная военная подготовка. Процессы технологического перевооружения армии и флота, обеспечение их современными системами вооружения предполагают соответствующую подготовку молодых бойцов – как физическую, так и интеллектуальную. Очень важно начинать такую работу как можно раньше, что называется со школьной скамьи. «Зарница» - как раз из разряда тех увлекательных мероприятий, которые помогают решать эту задачу. В нашей, Лямбирской СОШ №1  этой традиции мы не  нарушили ни разу - независимо от политической коньюктуры. «Зарница» у нас проводится ежегодно.  Хочется верить, что восстановятся традиции проведения «Зарницы» в рамках республики, страны. Конечно, при этом знаю, многие задают вопрос «А кому сегодня вообще это нужно?» Не навязывали мы сегодняшним ученикам-воспитанникам те игры, которые нравятся нам, и в которые играли дети в советские времена?

А что, есть более увлекательные, более умные игры, способные закалять тело и тренировать дух наших детей? Хотелось бы знать какие?

Сегодня мы строим демократическое государство и гражданское общество. Но строим то ли его в России, строим со своими особенностями и традициями. Поэтому, хватит заимствовать веяния заокеанской практики и технологии. Именно в России, в нашем с болью  выношенном  опыте следует искать свой путь.

Так в школе воспитание патриотизма происходит при изучении курса «История и культура Мордовского края». В этом отношении хочется особо отметить учебник Н.А. Ануфриевой «Родиноведение». Только человек большой души, настоящий патриот и гражданин его мог написать. Учебник дает не только информацию о крае, он - воспитывает и детей и нас взрослых; подталкивает  к поисковой, творческой деятельности: заглянуть в домашние архивы, составить  родословные своей семьи, задуматься над многими нравственными проблемами.

Долгое время не было учебников по краеведению для 7-9 классов. Это упущенная возможность наших детей получить нужные знания по Истории края и большая трата времени в поисках информации для подготовки к  урокам.

Большой воспитательный потенциал школьных курсов гуманитарных дисциплин, эффективное использование новейших педагогических технологий, воспитательных возможностей, форм и методов преподавания гуманитарных дисциплин развивает личность школьника, способствует проявлению им собственной, нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширение его социокультурного опыта.

Среди аспектов реализации задачи воспитания гражданственности и патриотизма с использованием потенциала учебных курсов литературы, обществознания и истории я хотела бы выделить воспитательный пример личности учителя, отличающийся высокоразвитым гуманитарным мышлением, патриот и гражданин России, умеющий строить деловые, педагогические, целесообразные отношения со школьниками, находить с ними общий язык. Такой учитель способен воспитать себе подобных, сделать многое в деле патриотического воспитания, формирования личности. К сожалению следует отметить, что количество часов на предметы гуманитарного цикла, сегодня в школе сокращено: в старших классах - это один час в неделю по Отечественной истории и один час по обществознанию. А именно, в старших классах в беседах, в диспутах, на семинарах учителю необходимо поспособствовать у ребят, над чем еще следует поработать, какие ошибочные суждения поправить. Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Если в школе удастся создать учебно-воспитательный комплекс, из которого выйдет человек социально-ориентированный, с четкой обозначенной гражданской позицией, патриот своего Отечества, способный жить в многообразном мире в гармонии с ним и со всеми людьми, значит мы на правильном пути.

Направление воспитательной работы – патриотическое, является важнейшим условием для формирования гражданственности в наших воспитанниках. Это задача государства, семьи и нас с вами. Будем стараться, стремиться чтобы получилось. Ведь от наших совместных усилий решается участь человека, а значит и будущее России.

А завтра, 8 мая, накануне праздника Победы, я с детьми-шестиклассниками, моими воспитанниками пойду к ветеранам Великой Отечественной войны. Они расскажут детям о своих горьких, но героических страницах биографии, мы вручим ветеранам цветы, будем петь для них военные песни. Процесс патриотического воспитания продолжается…