"Патриотическое воспитание, как важнейший фактор формирование личности у молодых людей с умственной отсталостью"
учебно-методический материал

Кобзарева Ирина Александровна

Данное сообщение предназначено для педагогов с целью передачи опыта по работе в данной теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_dlya_ped.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1» Комитета по социальной политике

СООБЩЕНИЕ

Тема: «Нравственное воспитание, как важнейший фактор формирования личности, у молодых людей с умственной отсталостью»

                                                                                 Воспитатель: Кобзарева И. А.

                                                                                  Заслушано на заседании

                                                                                  МО РЦ: 02.03.2015 г.

г. Петергоф

2015 г.

«Нравственное воспитание, как важнейший фактор формирования личности, у молодых людей с умственной отсталостью»

Мы живем в сложном мире. Российское общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остается в обществе самый страшный кризис – нравственный.

Сегодня в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу. Поэтому проблемы нравственного воспитания относятся к числу тех, которые представляют живой интерес практически для всех.

Нравственность больше, чем другая сфера внутреннего мира человека, обеспечивает социальную устойчивость системы отношений человека с другими людьми, его связи с обществом. Формирование же нравственных качеств должно начинаться в детстве. Воспитание ребенка и в семье, и в школе, и в учреждениях дополнительного образования надо начинать с формирования духовности. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственности за свои поступки, любви к людям, природе, своему краю.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества были превращены во внутренние стимулы личности каждого воспитанника, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Важную роль в формировании нравственности общество возлагает на детские дома, школы и учреждения дополнительного образования. Поэтому изменения в социальной жизни нашей страны, вызвали перемены и в области просвещения. Становится иной система преподавания. Происходит переориентация со «знание-центристской» системы преподавания (основная цель которой – готовность будущего специалиста для производства) на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры (формированию духовно богатой, высоконравственной образованной и творческой личности)». Сегодняшнее благосостояние или не благосостояние (нищета, преступность, деградация, ленивость, безрассудство, алкоголизм, наркомания, насилие) непосредственно зависит от вчерашнего воспитания молодых людей. Сегодняшнее поколение утверждает завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания.

Нравственное воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям, подросткам, и молодым людям. А также к молодым людям с ограниченными возможностями, проживающим у нас в Реабилитационном центре.

Все компоненты нравственной подготовки осуществляются в нашем детском доме поэтапно. При этом учитывается возраст, индивидуальные возможности и способности воспитанника. Соблюдаются основные принципы целостности, непрерывности, которые направлены на решение основной цели: "сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, духовную культуру личности; обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к самостоятельному и творческому труду; воспитать нравственное отношение воспитанников к трудовой деятельности, развить творческие способности, интеллектуальные, психиатрические и физические качества личности.  (Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования. – "Школа и производство", 1990, № 1 с.62).

Одна из задач воспитания — правильно организовать деятельность воспитанника. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей. Деятельность воспитанника выступает и как критерий его нравственного развития. Развитие морального сознания воспитанника происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от педагогов, и от окружающих. В нашем детском доме этому вопросу отводится большое внимание. Для каждого воспитанника с учётом его возможностей и способностей разработаны индивидуальные маршруты сопровождения на каждый день, где буквально по минутам распланирована работа с воспитанником. Молодые люди с ограниченными возможностями заняты любимым делом с утра до вечера. Они работают, занимаются спортом, посещают кружки по интересам, помогают персоналу и младшим воспитанникам. Такая деятельность молодых людей выступает ведущим фактором воспитания нравственных черт личности, а именно трудолюбие, бережливость, исполнительность, инициатива, ответственность, и организованность.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания — моральное просвещение, цель которого — сообщить воспитаннику совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Мы постоянно проводим с воспитанниками занятия, на которых уделяем большое внимание моральному просвещению, знакомим с нормами и правилами общества. Также проводим целевые прогулки, этические беседы, выезжаем на экскурсии, творческие встречи посвящённые нравственности.

Воспитание молодых людей с ограниченными возможностями «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья определяется:

1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) воспитанники, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У них в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих воспитанников характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет воспитаннику усваивать сложную систему знаний о мире;

3) Неравномерно, применяют вежливое общения со взрослыми и сверстниками (в быту, в школе, на работе и на улице).

Мы стараемся преодолеть эти особенности. Принять во внимание их развитие. Разрабатываем индивидуальные программы обучения. В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности.  Мы раскрываем перед воспитанниками общечеловеческие нормы. а нравственный труд молодых людей выступает ведущим фактором воспитания нравственных черт личности, а именно трудолюбие, бережливость, исполнительность, инициатива, ответственность, и организованность

 Так же большое внимание уделяем изучению азбуке морали:

1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя           честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество. Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»

Формирование нравственности происходит в нашем детском доме на протяжении всего дня. Но требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: это может быть рассказ взрослого, итоговое занятие, этическая беседа. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят или кинофильмов. Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках. Итогом беседы является яркое, убедительное слово взрослого, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации. В этических беседах главная роль принадлежит педагогу, и он должен хорошо владеть словом.

Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых воспитанник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях воспитанников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.

Эффективность нравственного воспитания наших воспитанников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

Как показывает мониторинг -проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных качеств наших воспитанников в сторону увеличения. И мы надеемся, что наши воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель нашей работы?

Таким образом, совершенствование традиционных форм и использование новых методик и технологий позволяет создать у нас в детском доме воспитательное пространство коррекционной школы, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения воспитанников.

Список используемой литературы.

1)Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 1998, № 9-10.

2)Каджаспирова Г.М. Педагогика – М.:Гардарики, 2007.

3)Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций – М.: Прометей; Юрайт, 1998.

4)Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005.

5)Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

6)Скалеренко А.Б. Общая педагогика – М.: Юнити-Дана, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание как важнейший компонент формирования гражданина и гражданственности.

Приоритетная задача в системе образования – воспитать в детях лучшие личностные качества гражданина и патриота. Как писал В.Г. Белинский « Воспитание – великое дело: им решается участь человека».Эти и...

Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности

Проблемы нравственного воспитания относятся к числу тех, которые представляют живой интерес практически для всех....

Патриотическое воспитание как важнейший компонент формирования гражданина и гражданственности

Патриотическое воспитание как важнейший компонент формирования гражданина и гражданственности...

Социализация в семье как важнейший фактор формирования личности.

Социальные отклонения представляют угрозу стабильности общества. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение члено...