Методы формирования навыков самообслуживания и бытовых навыков у людей с умственной отсталостью
консультация на тему

Погосова Ирина Сергеевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_doklad.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методы формирования навыков самообслуживания и бытовых навыков у людей с умственной отсталостью

Методы формирования навыков самообслуживания и бытовых навыков представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию. Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам людей с отставанием в умственном развитии должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Достигая под воздействием педагога успеха в овладении самообслуживания, молодой человек становится более умелым, более независимым от педагога, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции (как в психическом, так и в личностном плане) имеющихся отклонений у молодого человека и обеспечивает последующую его социализацию.

В период нахождения в специализированном образовательном учреждении педагоги работают над привитием молодым людям культурно-гигиенических навыков. Воспитатели учат их опрятности и правильному пользованию туалетом. Они следят за тем, чтобы они были постоянно чистыми, опрятными, ухоженными. Молодые люди должны научиться обращать внимание на свой внешний вид, овладеть способами приведения его в порядок, усвоить конкретную последовательность действий для выполнения того или иного навыка.

Самообслуживание людей включает многообразные формы деятельности, знакомство с которыми при обучении способствует подготовке дих к жизни, к труду. Формирование навыков самообслуживания и бытовых навыков  происходит в учебных заведениях, лагерях отдыха, в форме обучения как игры, и других формах общения. На занятия расширяется кругозор воспитанников, формируется склонность к инициативности, а также развивается творческое мышление. В теории и на практике с самых давних времен и до настоящего времени под навыками самообслуживания, собственно, в наибольшей мере и понимается именно труд физический. Ведь в результате самообслуживания развиваются элементарные навыки, используемые человеком в жизни.

Самообслуживание включает в себя физический труд (поддержание в порядке жилища, одежды, рабочего места, приготовления для себя пищи и т.д.); творческую активность воспитанников повышают смотры, выставки, конкурсы.

Воспитать в молодых людях навыки и умения самообслуживания — это еще не значит подготовить их к полностью самостоятельной жизни. Последнее достигается благодаря включению их в разнообразные виды коллективов привлечение к общественно полезным мероприятиям, а также их участие в производительном труде, который при педагогически правильной подготовке является одним из главных средств воспитания.

Система воспитания самообслуживания должна использовать все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитии общественного богатства, выработку отношений товарищества и взаимопомощи.

Обучение навыкам самообслуживания может проходить:

- на специально организованных занятиях

Специально организованные занятия могут быть уроки трудового воспитания в форме рассказов, с последующим выполнением задания совместно с воспитателем. Просмотр видеофильмов, мультфильмов, где достаточно полно отражена проблема самообслуживания. В последствии просмотров задаются вопросы о процессе понимания данного вопроса, с уточнением более непонятных моментов с последующим их решением.

- в бытовых ситуациях

Создание обучающих бытовых ситуаций, например, помощь в приготовлении пищи, уборке рабочего места и др.

- в играх

Подготовка к овладению навыком самообслуживания должна проходить в игре. Поэтому перед тем как формировать навык самообслуживания и бытовой навык необходимо создать обучающую среду, окружить воспитанника предметами быта и их копиями - игрушками, использовать игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку; имитация ситуации.

Особенность - сохранение интереса к игре возможно лишь при положительном эмоциональном восприятии, для чего воспитаннику необходима новизна подачи одного и того же задания в разном его оформлении (или с небольшим усложнением задания). При потере интереса приобретение воспитанником навыка может растянуться во времени или вообще не сформироваться.

- при уходе за собой и младшими детьми

Данная форма показывает, насколько воспитанник овладел тем или иным навыком, а также научает заботиться о своих близких, в данном случае это младшие ребята, тем самым, формируя у них начальные «ступени» формирования навыков самообслуживания и бытовых навыков.

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, т.е. исполнительности.

Метод общего напоминания. Используется тогда, когда налицо закрепленные навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.

Таким образом, при формировании навыков самообслуживания и бытовых навыков у воспитанников можно использовать следующие формы:

1) специально организованные занятия.

2) бытовые ситуации.

3) игры.

Также можно использовать следующие методы:

1) уход за собой и младшими детьми.

2) показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности.

3) подробный показ и объяснение.

4) метод общего напоминания.

Формирование навыков самообслуживания и бытовых навыков играет определенную роль в развитии человека, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

Используемая литература:

1. Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. – Томск: ТГУ, 2000

2. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. // Москва. -1989

3. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. -М.: Академия, 1997

4. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007

5. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности. // Пуск. -1988

6. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков. // Москва-Просвещение. -1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии»

«Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии»    Содержание образовательной области: «Труд и самообслуживание» направлено на ре...

Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Под социально-бытовыми навыками подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых с...

Альбом "Социальные истории" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, рефлексии своей деятельности и профилактики нежелательного поведения для детей с РАС

Альбом "Социальных историй" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, развития рефлексии своей деятельности и профилактика нежелательного поведения,...