Главные вкладки

    Конспект воспитательского занятия по гражданско-патриотическому воспитанию "Путешествие по стране юного гражданина" для старших подростков специальной (коррекционной) школы-интерната
    план-конспект занятия (8 класс)

    Атаджанова Александра Михайловна

    Цель  данного занятии является формирование активных социальных и гражданских позиций; воспитание инициативной и ответственной личности.  Ставятся задачи: формирование представлений о правах и обязанностях гражданина, символах государства (гербе, гимне, флаге, их определении, изображении, значении). В ходе занятия идёт коррекция и развитие уважительного отношения к государственным символам, корректируеся  речь, логического мышление, памяти, воображение, познавательные интересы. Занятие построено в форме путешествия. Дети заранее подготовили краткое описание гербов: России, своего города, в котором они проживают г Саянска и областного центра г. Иркутска. Дети повторяют государственный гимн и попадают в город "Прав и обязанностей", где уточняют, что такое права и обязанности гражданина. Разбирают и анализируют предложенные им ситуации, после чего выводятся простые правила взаимообщения. На правовой музыкальной паузе дети, прослушав куплеты из песен, объясняют, о каких правах идёт речь. Моделирование ситуации помогает детям ещё раз наглядно увидеть и сделать для себя вывод, что к людям нужно относиться так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект воспитательского занятия по гражданско-патриотическому воспитанию «Путешествие в страну юного гражданина» для старших подростков

    Воспитатель: Атаджанова А.М.

    Цель: формирование активной социальной и гражданской позиции; воспитание инициативной и ответственной личности.                                                                                                                                            Задачи: формирование представления о правах и обязанностях гражданина, символах государства                  (гербе, флаге, гимне, их определении, изображении, значении); коррекция и развитие уважительного отношения к государственным символам; коррекция и развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, познавательных интересов.                                                                                                              1. Орг. ч.                                                                                                                                                                         - Сегодня нам предстоит путешествие по стране юного гражданина. Чтобы попасть в эту страну, нам нужно ответить на следующие вопросы.

    • Разминка

    - Когда отмечают День России?

    - Кто охраняет границы нашего государства?

    - На каком материке расположена Россия?

    - Как называется главный закон государства?

    2. Осн. ч.

    - Перед нами первый город страны Геральдика.

    - Что такое геральдика?

    Геральдика - раздел исторической науки, изучающий гербы и их историю (по сл . Ожегова)

    Все страны мира, государства, которые есть на планете Земля, имеют свои символы.  - Постарайтесь вспомнить всё, что относится к государственным символам России.

    (гос. герб, гос. флаг, гос. гимн)

    - Что такое государственный герб

    Государственный герб — это опознавательный знак государства, он обозначает свою страну, отличает её от других стран

    - Можно ли сказать то же самое и про другие государственные символы – флаг и гимн?

    - Да, и герб, и флаг, и гимн - это опознавательные знаки государства, его официальные символы.

    • Д/и «Собери пазлы»

    Работа в группах.

    Задание: собрать из пазлов один из символов нашей страны, нашей области и нашего города - герб.

    • Рассказы детей о гербах

    Герб России

    Государственный герб Российской Федерации представляет собойгеральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь конём дракона.

    Скипетр и держава в лапах орла – это символы верховной государственной власти.

    Всадник, поражающий дракона (змия), – это не что иное, как образ Георгия Победоносца, символ светлого начала, побеждающего зло. Он олицетворяет воина-защитника Родины.

    Герб Иркутска

    Современный герб города Иркутска представляет собой серебряный геральдический щит, на котором изображён чёрный бабр с червлёными глазами, держащий в пасти червлёного соболя. Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля «бабр — сибирский зверь, равняющийся по лютости и силе льву; «Бабр находится по Иркутской области из всех в Сибири зверей реже и превосходит своей крепостию и храбростию. Ростом бабр не превосходит большого волка. Все звери ужасаются и не переходят след его;

    Герб г. Саянска

    В центральной части герба изображение мифологического существа - грифона, крылатого животного с туловищем льва и головой орла. Образ грифона - образ сильного, смелого, зоркого и бдительного хранителя природных богатств нашего края. Согласно мифам эти существа водились в Сибири и охраняли богатые золотом и серебром кладовые.                                                          В геральдике грифон — символ силы, надежности, мужества. Белый цвет существа говорит о том, что главное богатство края — поваренная соль. Золотые шишки — знак тайги.

    1. Музыкальный город.

    -  Как называется хвалебная песня о стране, исполняемая в торжественных случаях?

    - Что такое государственный гимн

    Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак государства.

    - Какую функцию исполняет гос. гимн?

    Государственный гимн исполняет ту же функцию, что и государственный герб, государственный флаг — он обозначает свою страну, отличает её от других стран.

    - Назовите торжественные случаи, когда звучит гимн?                                                                                        (лучшим людям вручают награды, воины принимают присягу, дают клятву на верность Родине)

    - Как надо себя вести, когда звучит гимн?

    Слушать стоя. Нельзя отвлекаться и разговаривать – и это важный момент при прослушивании гимна.

    - Вспомните. В какой торжественный момент необходимо вести себя подобным образом? (минута молчания)

    - Кому можно сидеть в то время, когда звучит гимн?

    (инвалидам, женщинам, которые ждут ребенка)

    - Назовите автора слов российского гимна (С.В. Михалков)

    - Какими словами автор гимна прославляет нашу Родину?                                                                                 (могучая, священная, великая, свободная)

    • Прочтение слов из текста гимна детьми.

    - Какие чувства испытали при прослушивании гимна? (предварительное прослушивание)

    3. Город прав и обязанностей.

    - Как называют жителей страны?                                                                                                                   (граждане)

    - Гражданами, какой страны являетесь вы?

    - Чем вы докажите, что вы являетесь гражданами России?

    - Как называют граждан России?  (россияне)

    - Так как мы с вами прибыли в город прав и обязанностей, поговорим о правах и обязанностях.

     - Что такое право?

    «Право» от слова правильно, по справедливости. Права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила.

    - Что такое обязанность?

    Обязанность – определённый круг действий, возложенных на к-н и безусловных для выполнения.

    - Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот обязанность, наоборот, это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит различие.  Своими правами мы пользуемся по желанию, то, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись, а обязанности мы обязаны выполнять

    - А теперь я вам предлагаю выполнить задание, которое покажет, насколько хорошо вызнаете свои права и обязанности

    • Работа по карточкам в группах.

    На столах лежат жёлтые и зелёные карточки, на которых написаны права(зеленые) и обязанности(желтые).

    Задание: подберите обязанности к правам.

    Соблюдать пожарную безопасность.  Не залезать на крыши. Заниматься физической культурой. Не употреблять психотропные вещества. Одеваться по погоде.  Называть друг друга по имени. Уважать учителя. Выполнять домашнее задание. Читатьгазеты и книги. Просматривать познавательные телепередачи. Не обзывать друг друга.  Не придумывать клички и прозвища. Посещать кружки и секции.  Получать бесплатную медицинскую помощь. Не употреблять непристойные выражения и жесты.  Аккуратно относиться к своему и чужому имуществу.

    Право на жизнь

    Право на образование

    Право на отдых и досуг

    Право иметь имущество

    Право свободно выражать свои взгляды

    Право на свободное перемещение

    Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

    Право на имя

    Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание

    Право на получение информации

    • Анализ предложенных ситуаций

    -  У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей  - обязанность каждого человека.- А всегда ли мы это делаем?                                                                                                                                                                           Из предложенных ситуаций дать оценку поведению героев.                                                                                            - Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

    Детям предлагаются карточки с ситуациями

    Ситуация 1.

    Мама: Немедленно сделай музыку тише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

    Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

    - Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

    Ситуация 2.

    Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

    Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

    - Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.

    Ситуация 3.

    Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

    Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

    - Разъясните Иванову его права и обязанности.

    Ситуация 4.

    Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

    Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

    - Правильно ли рассуждает Петров?

    Ситуация 5

    Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.                                                                                                                                                          - Какие обязанности и права были нарушены

    Ситуация 6

    Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.                                                                                                                                    - Какие обязанности они нарушили?

    Ситуация 7

    На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.                                                                                                                                                                    - Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

    - Давайте выведем простые правила взаимообщения:

    • Нужно знать свои права.
    • Нужно уважать права других людей.
    • Нельзя забывать об обязанностях.

    • Правовая музыкальная пауза.

    Задание: внимательно слушайте песню, после окончания музыки приклейте стикер к тому праву, на которые указала песенка.

    - «Учат в школе»

    - «Антошка»

    - «Песенка о лете»

    - «Песенка о мамонтенке»

    - «Чунга-Чанга»

    - «Песенка Бременских музыкантов»

    • Моделирование ситуации.

    Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

    Сын:- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть.                                                                                              (Садится за стол, начинает есть)

    Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!

    Сын:- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правахребёнка знакомились!

    Бабушка:- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление

    поднялось.

    Сын:- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.                                                                                 (Встаёт из-за стола.)

    -  Спасибо, я так наелся.

    Мать:- Помой посуду, сынок.

    Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка!                                                                          (садится, смотрит телевизор).

    Отец:- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

    Сын:- Это проявление жестокости, папа.

    -  О каких правах и обязанностях сообщается в этих знаках?

    Право на заботу родителей, право на отдых, право на неприкосновенность. Обязанности- оказание помощи старшим, самообслуживание,  

    - Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции (ст.32) речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.

    - Мы часто с вами говорим о негласном законе, если его соблюдать, то жить станет намного легче, будет меньше конфликтов.                                                                                                                                        - Что это за закон?

    Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

    Итоги сегодняшнего путешествия по стране юного гражданина мы проведем в форме живого микрофона. Это значит, что каждый из вас, к кому я подойду, должен продолжить моё предложение, т.е. я начинаю, а вы заканчиваете, либо ответить на мой вопрос.

    - Герб это …

    - Чем отличаются права от обязанностей?

    - Обязанность это…

    - О каком негласном законе мы говорили?

    - Кто защищает ваши права?

    - После нашего путешествия можно смело сказать, что вы по праву являетесь юными гражданами своей страны.

    • Стихотворение в исполнении ребёнка.

    Как хорошо, что есть права!

    Закон нас строго защищает.

    И в нем важны нам все права,

    Они великой силой обладают.

    Товарищи взрослые и дети!

    За своё будущее мы все в ответе!

    Права и обязанности свои знайте,

    Хорошими людьми вырастайте!

    - У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда,  когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".

    Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит  цели, задачи, тип, оборудование, структурные элемент...

    Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

    Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

    Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"

    Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои  и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...

    Коррекционно-развивающее занятие для младшего школьного возраста специальной (коррекционной) школы-интерната

    Занятие составлено для младших классов специальной (коррекционной) школы с целью коррекции и развития психических процессов: памяти, мышления, внимания, наблюдательности, восприятия, воображения. Такж...

    Специальная коррекционная школа- интернат. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" индивидуальные занятия в 5,6 кл, групповые занятия в 5 - 8 кл. текст "ЧТО ТАКОЕ ЛАПЛАНДИЯ".

    Интересный  учебный материал  для восприятия на слух и на слухозрительной основе обучающимися с нарушением слуха и произносительной стороны устной речи на индивидуальных и групповых занятиях...

    Специальная коррекционная школа - интернат. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" индивидуальные занятия в 6 кл, групповые занятия в 7- 9 кл. текст "КСЕНОБИОТИКИ".

    2017 год  был объявлен "Годом экологии" в  России.  Материал для восприятия на слух и на слухозрительной основе обучающимися с нарушением слуха и произносительной стороны устн...