Коррекционно-развивающее занятие для младшего школьного возраста специальной (коррекционной) школы-интерната
план-конспект

Атаджанова Александра Михайловна

Занятие составлено для младших классов специальной (коррекционной) школы с целью коррекции и развития психических процессов: памяти, мышления, внимания, наблюдательности, восприятия, воображения. Также формируются навыки общения. Дети учатся взаимодействовать между собой, оказывать помощь , выручать друг друга; учатся самостоятельности. Все эти качества способствуют сплочению коллектива. Занятие начинается с сюрпризного момента: воспитатель сообщает детям о том, что на группу пришло письмо от Незнайки, который просит детей помочь вернуться ему в свою сказочную страну. Но попадёт он туда только в случае выполнения заданий. В игоровой форме дети выполняют предложенные задания. Используются разные приёмы и методы: работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, работа в мини-группах. В занятие включены динамическая пауза "Мишка", пальчиковая гимнастика "Мышка мылом мыла лапку". Заканчивается занятие весёлой игрой "Маланья", в ходе которой происходит коррекция и развитие моторной памяти, эмоциональности, формируются навыки общения. В итоге занятия выясняется, что дети выполнили все задания, а, значит, Незнайка возвращается в свою сказочную страну. Незнайка в благодарность преподносит детям свою любимую книгу "Незнайка в цветочном городе". 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:                                                                                                                                                                                   Коррекция и развитие психических процессов: внимания, наблюдательности, памяти, восприятия, воображения, мышления.

Коррекция и развитие навыков общения; коррекция и развитие эмоциональности.

Воспитание самостоятельности, чувства сострадания, взаимовыручки, дружественных взаимоотношений, умения взаимодействовать между собой; сплочение коллектива.

Воспитание интереса к чтению книг.

1.Вводная часть.

  • Создание мотива.

Сообщение воспитателя о том, что сегодня почтальон принес в нашу группу необычное письмо от Незнайки. Предлагает распечатать и прочесть его. Незнайка вложил в конверт свою фотографию и все задания.

На доску прикрепляется картинка с изображением Незнайки.

Задача: помочь Незнайке справиться с заданиями и попасть в свою сказочную страну.

  • Пальчиковая гимнастика «Мышка мыла лапку».

Мышка мылом мыла лапку (одной рукой мыть другую)

Каждый пальчик по порядку (указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки).

Вот намылила Большой (всеми пальцами сначала правой, а потом левой руки «намыливать» большие пальцы,

Сполоснув его водой.

Не забыла и Указку, смыв с него всю грязь и краску (то же проделать с указательным пальцем).

Средний – мылила усердно (то же со средним пальцем)

Самый грязный был, наверно.

Безымянный – терла пастой (то же с безымянным пальцем)

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла: очень он боялся мыла (быстро и осторожно «намыливать» мизинцы).

  • Разминка.

- Постарайтесь быстро ответить на вопросы:

- От кого убежала вода? (от Федоры)

- Как зовут сказочную девочку, перепрыгнувшую через костер и превратившуюся в облачко?    (Снегурочка)

- Как звали девочку, которая побывала в стране Чудес? (Алиса)

- Кто спас от паука муху, нашедшую копеечку по пути на базар? (комар)

- На чем летели комарики в одном из стихотворений Чуковского?(на воздушном шарике)

- Кто был мамой Гадкого утенка? (лебедь)

- У кого в русской народной сказке избушка была лубяная, а у кого – ледяная? (у зайца; у лисы)

- Как звали курицу, несущую золотые яйца? (курочка Ряба)

- Без кого герои известной сказки не смогли бы вытянуть репку? (без мышки)

- Какого зверя в русских народных сказках называют Топтыгин? (медведя)

- На чем передвигаются ведьма и Баба Яга? (на метле)

2.Основная часть.

  • Игра «Что изменилось?»

Цель: развивать произвольное внимание.

На стол ставится 10 игрушек и детям дается время рассмотреть их (1-2 минуты). Затем попросить детей отвернуться, а тем временем:

а) убрать одну из игрушек;

б) поменять местами;

в) не убирать и не менять местами.

  • Упражнение «Наложенные картинки».

Цель: коррекция восприятия.

Предлагаются поочередно изображения знакомых детям предметов, наложенных друг на друга.

- Назови, какие ты видишь предметы?

- Назови буквы, цифры, которые ты видишь.

  • Динамическая пауза «Мишка».

Мишка, мишка косолапый (приподнять плечи, руки округлить, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь).

Мишка по лесу идет,

Мишка хочет сладких ягод (погладить себя по животу, облизнуться)

Да никак их не найдет (оглянуться по сторонам, пожать плечами).

Вдруг увидел много ягод (поднять вверх указательный палец, на лице восторг)

И тихонько зарычал (двумя руками собирать ягоды в рот).

Подошли к Мишутке детки (маршировать)

Мишка громко зарычал (кулаками потереть глаза, изобразить плач).

  • Упражнение «Разрезные картинки».

Цель: коррекция мышления.

Индивидуальная работа.                                                                                                                                                        Показывается картинка в собранном виде. Затем картинка «разрушается».

Если ребенок без труда выполняет задание, ему показываются части картинки и спрашивают: «Как ты думаешь, какая получится картинка? Собери ее».

  • Упражнение «Поищи и найди».

Цель: тренировать внимание и наблюдательность; коррекция мышления.

- Найди три предмета, которые есть только на одной из картинок. Назови их.

- Найди две одинаковые картинки. Покажи и объясни, почему?

- Найди фрагменты рисунка. Покажи.

Задания индивидуальные. Рисунки разные.

  • Игра «Маланья».

Цель: коррекция и развитие моторной памяти, эмоциональности; формирование навыков общения.

Дети встают в круг. Выбирают Маланью, повязывают ей цветной платок и провожают в другую комнату. А сами договариваются, какие действия будут показывать. А затем зовут ее: «Маланья!» - «Что, детушки, что, мои дорогие!» - «Проходи, Маланья, садись да посмотри, что мы тебе покажем. Ни за что не разгадаешь!»  И дети показывают действия, а Маланья должна рассказать, что показали дети и что при этом говорили.

У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом над головой)

Семь сыновей (показать 7 пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами),

Вот с такими ушами (растопыренные ладони поднести к ушам),

Вот с такими носами (показать длинный нос двумя ладонями),

Вот с такими усами (очертить пальцами длинные гусарские усы),

Вот с такой головой (очертить круг вокруг головы),

Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)!

Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой «ложку»)

На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)

И делали вот так (дети показывают загаданное действие).

Маланья отгадывает.

3.Итог.

От лица Незнайки воспитатель благодарит детей за оказанную помощь и дарит книжку Н. Носова «Как Незнайка был музыкантом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов «Хочу знать»

программа предназначена для воспитанников 1 - 4 классов, у которого снижены показатели в развитии временных понятий, в формировании навыка обратного счета, в развитии способности классифицировать, исп...

Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов для детей 11 – 15 лет «ВСЕ МЫ ЛЮДИ»

Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по  созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Основная цель программы в том, ...

Календарный план воспитательной работы для работы с детьми среднего школьного возраста специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Календарный план воспитательной работы с детьми среднего школьного возраста специальной коррекционной школы-интерната VIII вида....

"Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

         При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться...

Специальная коррекционная школа- интернат. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" индивидуальные занятия в 5,6 кл, групповые занятия в 5 - 8 кл. текст "ЧТО ТАКОЕ ЛАПЛАНДИЯ".

Интересный  учебный материал  для восприятия на слух и на слухозрительной основе обучающимися с нарушением слуха и произносительной стороны устной речи на индивидуальных и групповых занятиях...

Конспект логопедического коррекционно-развивающего занятия детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью по теме: «Звук и буква "О"»

Чтение - это совокупность речевой и познавательной деятельности. Оно тесно связано не только с произношением, интонацией, ритмом, но и с пониманием речи. Поэтому работа учителя-логопеда при обучении ч...