Конспект логопедического коррекционно-развивающего занятия детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью по теме: «Звук и буква "О"»
план-конспект

Кононова Софья Игоревна

Чтение - это совокупность речевой и познавательной деятельности. Оно тесно связано не только с произношением, интонацией, ритмом, но и с пониманием речи. Поэтому работа учителя-логопеда при обучении чтению умственно отсталых детей заключается не только в обретении и совершенствовании навыков устной и письменной речи, но и в совершенствовании тонкой и общей моторики, развитии процессов внимания, мышления, памяти.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_o.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ: Познакомить с новым звуком и буквой «О».

ЗАДАЧИ

Образовательные: 

  1. Формировать умения и навыки выделять слова, которые начинаются со звука «О».
  2. Обучать чтению буквы «О».
  3. Учить проводить звукобуквенный анализ слова.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать общую и мелкую моторику.
  2. Развивать межполушарные связи.
  3. Развивать артикуляционный аппарат.
  4. Корригировать слуховое восприятие, память на основе упражнений на запоминание и воспроизведение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать  старательность.
  2. Воспитывать мотивацию к  обучению.

ОБОРУДОВАНИЕ 

  • Букварь;
  • Фланелеграф;
  • Сюжетные и предметные картинки;
  • Касса букв;
  • Красные и синие кружочки (звукобуквенный анализ);
  • Пластмассовые буквы «А», «У», «М», «О» и мешочек;
  • Красный шнурочек;
  • Буква «О» из наждачной бумаги;
  • Предметы, похожие на букву «О» - сушки, зеркальце, очки, часы, камешек.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1 часть – вводная.  

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

2 часть – основная.

  1. Повторение.
  • Звуковая «зарядка»  (Приготовить пластмассовые буквы «А», «У», «М»).

         - Как гудит пароход? (у-у-у-у-у-у)  (Найди и выбери букву «У»).

         - Как мама укачивает дочку?    (а-а-а-а-а) (Выбери букву «А»).

         - Как сердится медведь? (м-м-м-м)  (Выбери букву «М»).

  • Мы сейчас  произносили звуки. Они бывают гласными и согласными.

 

  1. Постановка целей урока.
  • Сейчас мы отправимся в удивительное путешествие, познакомимся с   новым звуком и буквой (работа на фланелеграфе). Мы оказались на необитаемом острове. Сначала  удивились: О-о-о! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно  воскликнули: О-о-о-о! Прислушайтесь  к слову «ОСТРОВ». Какой  первый звук вы слышите?  («О»).  
  • Сегодня мы познакомимся со звуком и   буквой «О», будем учиться выделять звук «О» в словах и читать букву «О».

  1. Изучение нового материала.
  • Артикуляционная гимнастика

«Лопаточка»: широкий язык высунуть,  расслабить,  положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

«Вкусное варенье»: высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 10  раз.

«Часики»: высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно,  то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 10 раз.

«Лошадка»: присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку.  Проделать 10 раз.

  • Характеристика звука «О»:
  • Посмотрите, звук «О» обозначается  буквой  «О» -  это его фотография. 

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

  • Произнесем еще раз звук «О» вместе со мной. Что делает наш ротик? Рот открыт, округлён, звук  без каких-либо препятствий, свободно проходит. Если звук свободно проходит, не встречая преград во рту, его можно спеть, значит это какой звук?  (Гласный).
  • Так как это гласный звук, то в каком домике живет буква «О»? (В красном). Если звук живет в красном домике, мы обозначаем его красным кружком.
  • Давайте хорошо рассмотрим букву «О» и запомним её.

• Тактильное восприятие  (буква «О», вырезанная из наждачной бумаги). Потрогайте букву  «О» пальчиками, а теперь закройте глаза и ещё раз потрогайте, проведите по ней пальчиком.  

  • Запомнили, какая она?  (на ощупь - шершавая, по форме - круглая!)

• Нарисуйте пальчиком в воздухе букву «О». Молодцы!

  • На что похожа буква «О»? Демонстрация натуральных предметов, похожих на букву «О»: сушки, часы, круглое зеркальце, галька, очки. Посмотрите, что я сегодня принесла. Все эти предметы похожи на букву «О».  Давайте вместе с тобой их внимательно рассмотрим. В конце урока я угощу вас  вкусными, кругленькими, как буква «О», сушками!

  1. Артикуляционный уклад. Игра «Веселые человечки».

          Посмотрите – это картинки с человечками. Вам необходимо угадать

          какой  из  изученных звуков произносит человечек («А», «У», «О»).

  1. Словарная работа - выделение звука «О» в начале слова, характеристика звука. Выберите те картинки, слова которых  начинаются со звука «О».

  1. Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно,
Клювиком почистил пух,
И опять за парту - плюх!

  1. Закрепление материала
  • Используем красный шнурок. Сделайте букву «О» из красного шнурочка.  Как вы думаете, почему  шнурочек красного цвета? (потому что звук «О» - гласный звук)
  • Работа с Букварем. Найдите большую и маленькую буквы «О». Обведите их пальчиком.
  • Работа с кассой букв. Нахождение в кассе буквы «О», складывание слогов.
  • Игра «Чудесный мешочек»  (в мешочке лежат пластмассовые буквы «А», «У», «М», «О»). Не подглядывая, на ощупь, необходимо найти среди четырех букв, лежащих в мешочке, изученную сегодня  букву «О».

  1. Физкультминутка для глаз

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.                                                                                              Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

3 часть – заключительная.

  • Вспомните, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
  • Какой это звук?
  • Каким цветом обозначаем?
  • Что понравилось   больше всего?

   Молодцы!  Вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы и теперь я с удовольствием угощу вас сушками! Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОГО ТРУДА

Социальная адаптация ребенка — это сложный и многогранный процесс, затрагивающий ряд философских, биологических, психологических и педагогических категорий, таких как: личность, адаптация, общение, со...

Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов для детей 11 – 15 лет «ВСЕ МЫ ЛЮДИ»

Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по  созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Основная цель программы в том, ...

Коррекционные упражнения для детей младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Коррекционные упражнения для детей младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью...