План-конспект открытого урока "Движение декабристов"
план-конспект урока истории (8 класс) по теме

Панарина Светлана Геннадьевна

Цели урока:

1.     выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади;

2.     развивать навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt._dvizhenie_dekabristov.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Конспект

                                    открытого урока,

      проведенного в 8 «В» классе

   13 марта 2010 года

         в День открытых дверей

Тема урока: «Движение декабристов»

Цели урока:

  1. выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади;
  2. развивать навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Возникновение тайных обществ.
  3. Декабрьское восстание.

Новые термины и даты:

декабристы, Союз спасения (1816-1817), Союз благоденствия (1818-1820), Северное и Южное общество (1821-1825), восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., династический кризис.

Оборудование: портреты декабристов, Александра 1, Николая 1      (компьютерная слайд-презентация), доска.

                                         ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания

Беседа с учащимися по вопросам:

- Какие настроения в российском обществе преобладали после Отечественной войны 1812 года?

(Одна часть российского общества возлагала надежды на дальнейшие реформы, введение конституции и решение вопроса об отмене крепостного права. Солдаты и офицеры, участвовавшие в заграничном походе русской армии в 1813-1814 гг. познакомились с изменениями, произошедшими в Европе после французской революции конца 18 века.

        Однако большинство дворян-консерваторов восприняло победу над Наполеоном как доказательство превосходства российских порядков над западноевропейскими. Реформы, по их мнению, были не только не нужны, но и опасны).

 Таким образом, в послевоенном российском обществе были как реформаторские, так и антиреформаторские настроения, причем последние были очень сильны.

- Был ли продолжен курс реформ начала царствования Александра 1? Оправдались ли ожидания российского общества?

        (Курс на реформы фактически продолжен не был, все проекты отмены крепостного права и введения конституции так и не были реализованы. Последнее десятилетие царствования Александра 1 это период создания военных поселений, вызывавши нарекания со стороны общественности, влияния и всевластия Аракчеева, как казалось обществу.)

        

  1. Объяснение нового материала

  1. Возникновение тайных обществ.

Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков. Организаторами этих кружков являлись представители дворянства.

- Как вы думаете, почему? (Дворяне были единственным наиболее образованным сословием в России).

2.2. Работа с таблицей (Прилагается).

        Таблица заполняется далее на протяжении урока по мере рассказа учителя и работы учащихся.

  1. Показ компьютерной слайд-презентации с портретами декабристов, Александра 1 и Николая 1.

  1. Беседа по вопросам к таблице.

- Почему общества носили тайный характер? (Большинство обществ проповедовало заговорщическую тактику для достижения своей цели – смены политического режима).

- Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов. (Отмена крепостного права, введение представительного правления, введение гражданских демократических свобод, уничтожение сословий).

- Назовите основные различия проектов конституций Северного и Южного обществ.

Обратить внимание учащихся на то, что декабристы стремились к достижению своих целей без опоры на широкие народные массы.

- Как вы думаете, почему? (Декабристы избрали тактику военного государственного переворота, которая не предполагала обращения к широким народным массам).

- Почему декабристы избрали тактику военного переворота? (В тех условиях выбор тактики  был во многом предрешен тем, что каких-либо иных общественных сил, способных влиять на власть или добиться восстания, не существовало. Даже среди дворян преобладали консерваторы).

- Почему власти и тайные общества, разрабатывали свои проекты (во многом близкие по содержанию) в тайне друг от друга? (Власть боялась вызвать недовольство среди консервативно настроенного большинства, а декабристы в условиях отказа правительства от реформ не могли открыто разрабатывать проекты изменения государственного устройства).

- Какой момент для вооруженного восстания избрали декабристы? (Вооруженное выступление в момент смены императоров).

  1. Накануне восстания.

Осенью 1825 г. в Таганроге внезапно умирает Александр 1. У императора не было детей.

- Кто должен был наследовать престол? (Следующий по старшинству брат).

У Павла 1 было три сына: Константин, Николай и Александр.

Константин был женат морганатическим браком, и в связи с этим не имел права наследовать престол. Соответственно наследником престола был Николай. Но отказ Константина от наследования престола держался в тайне от общества, поэтому после известия о смерти Александра 1 была принесена присяга Константину. Была назначена переприсяга Николаю, и декабристы решили воспользоваться этим моментом, не допустить переприсяги и принудить Сенат объявить о введении конституционного правления. Предполагалась также занять Петропавловскую крепость и Зимний дворец, арестовать царскую семью.

  1. Итоги урока

Главными  причинами  движения декабристов являются (запись на доске):

  1. война 1812 г. и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество;
  2. заграничные походы русской армии 1813-1815 гг. и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств;
  3. чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения;
  4. российская действительность (крепостное право, военные поселения);
  5. революционные события в Европе.

  1. Домашнее задание 

Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России XIX век» № 8, вопросы 2-6 в конце параграфа.

Учитель истории и                        С.Г. Панарина

обществознания