Урок - лабораторное занятие по теме: "Общественная жизнь России при Николае I"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Урок – лабораторное занятие по теме: «Общественная жизнь России при Николае I». (Планируемый урок в 10 классе)

   Урок – лабораторное занятие предполагает самостоятельную работу нескольких мини-групп по учебнику и отрывкам из документов, обсуждение вопросов и подготовку отчетного выступления (каждая мини-группа получает свою карточку-инструкцию).

   Деятельность учителя заключается в постановке цели урока, распределении и разъяснении заданий, проведении консультаций и подведении итогов работы.

   Цель урока: Учащимся показать, присутствие декабристских идей в общественной мысли второй четверти ХIХ века и, вместе с тем, дальнейшее развитие взглядов на исторический путь России.

   Задачи:

   Воспитательные: воспитывать в детях чувство патриотизма; данный урок несет в себе огромную воспитательную нагрузку, так как независимо от идейных расхождений, представители всех направлений были патриотами, любящими свою страну и мыслящими о её благе.

   Образовательные: Продолжить обучать критически, анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания). Выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в тетрадях.(Определить общие черты, присущие направлениям общественного движения, и выявить специфику каждого из них).

   Развивающие: Развивать  интерес к истории своей страны.

   Оборудование урока:

   Перед уроком на интерактивной доске создаем (в виде слайдов) наглядный образ России второй четверти ХIХ века.

   Опережающее задание: Учащиеся получают опережающее задание, подготовить слайды  по следующим направлениям:

1.     Подготовить слайды, на которых изображены репродукции картин с видами русской природы.

2.     Подготовить слайды с отрывками высказываний людей, творивших в тот период. Например:

   «Я верю, в Россию и люблю ее»

   «Задача не в том, чтоб рабам было лучше, но чтоб не было рабов».

   «Будущее России необъятно – я верую в ее прогрессивность».

А.И. Герцен

   «Мы – дети декабристов. Мы поклялись, что посвятим всю жизнь народу и    его освобождению».

Н.П. Огарев

   «Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья».

А.С. Пушкин

   «Отныне для меня либерал и человек – одно и то же».

В.Г. Белинский

   «Люблю Отчизну я, но странною любовью».

М.Ю. Лермонтов

   «Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой».

   «Стоя между Востоком и Западом, Россия должна совмещать историю всего земного шара».

П.Я. Чаадаев

   3.  Подготовить слайды, на которых должны быть изображены портреты:   К.С. Аксакова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, П.Я. Чаадаева, Николая I.

   Постановка к выполнению группового задания.

1.                Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)

2.                Раздача дидактического материала по группам.

   Групповая работа:

1.                Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

2.                Распределение заданий внутри группы.

3.                Индивидуальное выполнение задания.

4.                Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

5.                Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

6.                Подведение итогов группового задания.

   Заключительная часть.

1.                Сообщение о результатах работы в группах.

2.                Анализ познавательной задачи, рефлексия.

3.                Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели.

    Учитель создает в программе PowerPointтаблицу, которую выносит на интерактивную доску в виде слайда. Таблицу необходимо заполнить по ходу выполнения заданий, которые содержаться в карточках.

Общественно-политическое движение в России во второй четверти ХIХ века.

Консервативное направление

Либеральное направление

Радикальное направление

Западники

Славянофилы

Антиправительственные

кружки

В.Г. Белинский

А.И. Герцен

Петрашевцы

1.Каким виделось будущее России?

2.Какие основы развития определялись?

1. Социальный состав участников

2. Какие вопросы обсуждались?

3. Какими методами стремились переустроить Россию?

4. В чем главное отличие от декабристов?

5. С каким из направлений у Николая Iмог сложиться союз?

       

План урока.

1.                Консервативное направление в общественном движении.

2.                Либеральное направление.

3.                Антиправительственные кружки 20-30-х гг. ХIХ века. Роль и место П.Я. Чаадаева в русском общественном движении.

4.                Радикальное направление общественной мысли.

    Ход урока.

   Организационный момент.

   На уроке учитель отмечает, что период николаевского правления стал временем напряженных размышлений о судьбе России: ее прошлом, настоящем и будущем.

   Здесь уместно зачитать некоторые из выведенных на интерактивной доске цитат.

   Общество неоднократно откликалось на события 14 декабря. С одной стороны, шло нарастание консервативных настроений и впервые консервативное направление получило собственную идейную концепцию; с другой, оппозиция существующему режиму продолжила существовать, и она проявилась в виде сложившихся либеральных течений, а также в виде нового, социалистического направления общественной мысли.

   Следует иметь в виду, что период 20-50-х годов, связанный с развитием общественного движения в России, был отмечен многочисленными радикальными и революционными выступлениями в Европе: в 1820-1829гг. – национально-освободительная революция в Греции, 1830г. – революция в Париже и Бельгии, 1830-1831гг. – польское восстание, 1831г. и 1834г. – восстание ткачей в Лионе, 1834-1843гг. – революция в Испании, 1836-1848гг. – чартистское движение в Англии, 1848-1849гг. – революции в Германии, Австрийской империи, Франции.

   Известия об этих революциях воздействовали и на Николая I, и на общественные настроения: император стремился сохранить в незыблемости прежний порядок (и в России, и в Европе), в свою очередь, многие революционные идеи стали достоянием прогрессивно мыслящих людей, способствовали поиску и обсуждению вопросов будущего России.

   Объяснение учителем цели лабораторного занятия: на основе работы с источниками и коллективного обсуждения установить характерные черты общественного движения 30-40-х гг ХIХ века, рассмотреть содержание каждого из направлений и определить сущность разногласий.

   Каждая группа получает карточки с заданиями и фрагментами документов. За самостоятельным изучением текстов следует коллективное обсуждение в мини-группе, в ходе которого в тетрадях заполняется та колонка таблицы, которая соответствует обсуждаемому вопросу. Подгруппа определяет выступающих, которые кратко формулируют итоги работы (представляют изученное направление общественного движения).

   По ходу выступлений представителей групп  учащиеся класса заполняют на основании оглашаемой информации другие (помимо своей) колонки таблицы.     В конце урока подводятся итоги работы.

Карточка – инструкция №1

Консервативное направление в общественном движении

1.                Источник: учебник «История России».

2.                Вопросы и задания для изучения и коллективного обсуждения:

   - Охарактеризуйте правительственную идеологию. Назовите три ее основополагающих принципа.

   - О чем, по вашему мнению, говорит сам факт появления теории «официальной народности»?

   - Назовите основоположника и приверженцев этой теории. Кем были эти люди?

   - Какое, на ваш взгляд, значение для дальнейшего развития российского общества имела данная теория?

   3. Письменное оформление вопроса (в одноименной колонке таблицы № 1).

   4. Подведение итогов работы по источникам. Подготовка индивидуального выступления от группы.

   5. Вопросы для обсуждения в классе.

   Что изменилось в общественном движении в 30-40-х годах ХIХ века по сравнению с предшествующим периодом? Определите вопросы для сопоставления. Что осталось неизмененным?

Карточка – инструкция № 2

Либеральное направление

1.                Источники:  записки  К.С. Аксакова «О внутреннем состоянии России» (1855); высказывания Н.В. Станкевича; А.И. Герцен о западниках и славянофилах.

2.                Вопросы и задания для изучения и коллективного обсуждения:

   - Что такое либеральная идеология?

   - Что общего между западниками и славянофилами?

   В чем суть противоречий их позиций? Назовите приверженцев этих направлений.

   - На чьей стороне вы бы оказались в тот период? А сегодня?

   3.  Письменное оформление вопроса (в одноименной колонке таблицы №1).

   4. Подведение итогов работы по источникам. Подготовка индивидуального выступления от группы.

   5. Вопросы для обсуждения в классе:

   Что изменилось в общественном движении в 30-40-х годах ХIХ века по сравнению с предшествующим периодом? Определите вопросы для сопоставления. Что осталось неизмененным?

Материалы к карточке №2.

Славянофилы

   Из записки К.С. Аксакова «О внутреннем состоянии России», представленной Александру IIв 1855г.

   «Монархическое неограниченное правительство… является не врагом, не противником, а другом и защитником свободы, свободы духовной, истинной, выражающейся в открытом, возвещенном мнении. Свобода политическая не есть свобода. Только при… неограниченной монархии, вполне предоставляющей народу всю его нравственную жизнь, может на земле существовать свобода истинная для народа.

   … Нужно, чтобы правительство поняло вновь свои коренные отношения к народу и восстановило их. Ничего более не нужно. Стоит лишь уничтожить гнёт, наложенный государством на землю, и тогда легко можно стать в истинные русские отношения к народу. Тогда восстановится сам собою полный доверенности и искренний союз между государем и народом.

   … В классах, оторванных от народного быта, преимущественно в дворянстве… обнаружилось стремление к государственной власти; пошли революционные попытки…

   … Всё зло происходит главнейшим образом от угнетательной системы нашего правительства, угнетательной относительно свободы мнения, свободы нравственной, ибо свободу политическую и притязаний в России нет».

   Западники

   Из высказываний Н.В. Станкевича

   «Масса русского народа остается в крепостной зависимости и поэтому не может пользоваться не только государственными, но и общечеловеческими правами; нет никакого сомнения, что рано или поздно правительство снимает с народа это ярмо, но и тогда народ не может принять участия в управлении общественными делами, потому, что для этого требуется известная степень умственного развития, и поэтому, прежде всего, надлежит желать избавления народа от крепостной зависимости и распространения в среде его умственного развития. Последняя мера сама собой вызовет и первую, а потому, кто любит Россию, тот, прежде всего, должен желать распространения в ней образования».

   А. И. Герцен о славянофилах и западниках

   «Мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но неодинаковая. У них и у нас за­пало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологи­ческое, страстное чувство... чувство безграничной, обхва­тывающей все существование любви к русскому народу, к русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны, вто время как сердце билось одно».

Карточка-инструкция № 3

Антиправительственные кружки 20-30-х гг. XIXвека.

Роль и место П.Я. Чаадаевав русском общественном движении

   1. П. Я. Чаа­даев «Философическое письмо».

   2. Вопросы и задания для изучения и коллективного обсуждения:

   - Охарактеризуйте деятельность революционных кружков 20-30-х гг.   Почему кружки создавались не в Петербурге, а в Москве?

   - Как в деятельности кружков воплотились декабри­стские традиции?

   3. Что вам известно о П.Я. Чаадаеве? Охарактеризуйте его взгляды на прошлое и будущее России. К какому из направлений в общественном движении его можно отнести?

   4. Письменное оформление вопроса (таблица № 1).

   5. Подведение итогов работы по источникам. Подготов­ка индивидуального выступления от группы.

   6. Вопросы для обсуждения в классе:

   Что изменилось в общественном движении в 30-40-х годах XIXвека по сравнению с предшествующим периодом? Определите вопросы для сопоставления. Что осталось не­изменным?

   Материалы к карточке № 3

   Из «Философических писем» П. Я. Чаадаева

   «...Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны были бы соче­тать в себе два великих начала духовной природы — воображение и разум - и объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара. Не эту роль предоставилонам провидение. Отказывая нам в своем благодетельном воздействии,… оно предоставило нас всецело самим себе, не пожелало ни в чем вмешиваться в наши дела, не пожелало ничему нас научить. Опыт времен для нас существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно… Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не несли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили…»

Карточка-инструкция № 4

Радикальное направление общественной мысли

   1. Источники: А.И. Герцен о В.Г. Белинском (Герцен А.И. «Былое и думы»); В.Г. Бе­линский «Письмо к Н.В. Гоголю».

   2. Вопросы и задания для изучения и коллективного обсуждения:

   - Какие вопросы В.Г. Белинский считает самыми актуальными на тот период? Почему?

   - Какие преобразования необходимы, по его мнению,стране в первую очередь? Какие последствия, на ваш взгляд, могло иметь осуществление этих преобразований?

   - На основании документов объясните популярность и известность В. Г.  Белинского и его идей среди молодёжи в первой половине XIXвека.

   3. Письменное оформление вопроса (таблица № 1).

   4. Подведение итогов работы по источникам. Подготовка индивидуального выступления от группы.

   5. Вопросы для обсуждения в классе:

   Что изменилось в общественном движении в 30- 40-хгодах XIXвека по сравнению с предшествующим периодом? Определите вопросы для сопоставления. Что оставалось неизменным?

Материалы к карточке № 4

   А.И. Герцен о В.Г. Белинском («Былое и думы»)

   «Статьи Белинского судорожно ожидались молодежью в Москве и Петербурге с 25-го числа каждого месяца. Пять раз хаживали студенты в кофейные спрашивать, не получены ли «Отечественные записки»: тяжелый номер рвали из рук в руки. - «Есть Белинского статья?» - «Есть», - и она поглощалась с лихорадочным сочувстви­ем, со смехом, со спорами и трех-четырех верований, ува­жений как не бывало.

   Недаром Скобелев, комендант Петропавловской крепо­сти, говорил, шутя, Белинскому, встречаясь на Невском проспекте: «Когда же к нам? У меня совсем готов теп­ленький каземат, так для вас его и берегу».

   В этом застенчивом человеке, в этом хилом теле оби­тала мощная, гладиаторская натура, да, это был сильный боец! Он не умел проповедовать, поучать, ему надобен был спор. Без возражений, без раздражения он нехорошо го­ворил, но когда он чувствовал себя уязвленным, когда ка­сались до его дорогих убеждений, когда у него начинали дрожать мышцы щек и голос прерываться, тут надобно было его видеть: он бросался на противника барсом, он рвал его на части, делал его смешным, делал его жалким и по дороге с необычайной силой, с необычайной поэзи­ей развивал свою мысль.

   Спор оканчивался очень часто кровью, которая у боль­ного лилась из горла; бледный, задыхающийся, с глазами, остановленными на том, с кем говорил, он дрожащей ру­кой поднимал платок ко рту и останавливался, глубоко огорченный, уничтоженный своей физической слабостью. Как я любил и как жалел я его в эти минуты!»

   В.Г. Белинский. Письмо к Н.В. Гоголю

   «Вы не заметили, что Россия видит свое спасение в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нуж­ны не проповеди (довольно она слышала их!), не молит­вы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков поте­рянного в грязи и навозе; права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедли­востью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр - не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Вань­ками, Стешками, Васьками, Палашками; страны, где, нако­нец, нет не только никаких гарантий для личности, чес­ти и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные  корпорации разных служебных воров и грабителей. Самые живые, современные нацио­нальные вопросы в России теперь - уничтожение кре­постного права, отменение телесного наказания, введение, по возможности, строгого выполнения хотя бы тех зако­нов, которые уже есть. Это чувствует даже само прави­тельство (которое хорошо знает, что делают помещики со своими крестьянами и сколько последние ежегодно режут первых), что доказывается его робкими и бесплодными полумерами в пользу белых негров и комическим заменением однохвостого кнута треххвостою плетью. Вот вопросы, которыми тревожно занята Россия в ее апати­ческом полусне!»

Карточка-инструкция 5

Радикальное направление общественной мысли

   1. Источники: А. И. Гер­цен о русской общине.

   2. Вопросы и задания для изучения и коллективного обсуждения:

   - Охарактеризуйте взгляды А. И. Герцена на перспек­тивы исторического развития России.

   - Почему, на ваш взгляд, А.И. Герцен основывал пе­реустройство общества на крестьянской общине? Какие качества у русского народа воспитывала община?

   - Могла ли, по вашему мнению, теория общинного со­циализма осуществиться в действительности?

   - Социализм Герцена был утопическим. Какие рос­сийские корни его питали?

   3. Письменное оформление вопроса (таблица 1).

   4. Подведение итогов работы по источникам. Подготов­ка индивидуального выступления от группы.

   5. Вопросы для обсуждения в классе:

   Что изменилось в общественном движении в 30-40-х годах XIXвека по сравнению с предшествующим периодом? Определите вопросы для сопоставления. Что осталось не­изменным?

   Материалы к карточке № 5

   А.И. Герцен о русской общине

   «Дух общинного строя уже давно проник во все обла­сти народной жизни в России. Каждый город, на свой лад, представлял собой общину; в нем собирались общие сходы, решавшие большинством голосов очередные вопросы; меньшинство либо соглашалось с большинством, либо, не подчиняясь, вступало с ним в борьбу; зачастую оно по­кидало город; бывали даже случаи, когда оно совершен­но истреблялось...

   Перед лицом Европы, силы которой за долгую жизнь истощились в борьбе, выступает народ, едва только начи­нающий жить и который, под внешней жесткой корой царизма и империализма, вырос и развился, подобно кри­сталлам, нарастающим под геоидом; кора московского царизма отпала, как только она сделалась бесполезной; кора же империализма еще слабее прилегает к дереву.

   Действительно, до сих пор русский народ совершенно не занимался вопросом о правительстве; вера его была верой ребенка, покорность его - совершенно пассивной. Он сохранил лишь одну крепость, оставшуюся неприс­тупной в веках, - свою земельную общину, и в силу этого он находится ближе к социальной революции, чем к революции политической. Россия приходит к жизни как народ, последний в ряду других, еще полный юнос­ти и деятельности, в эпоху, когда другие народы мечта­ют о покое; он появляется, гордый своей силой, в эпоху, когда другие народы чувствуют себя усталыми и на за­кате...»

Карточка-инструкция № 6

Радикальное направление общественной мысли

   1. Источники: Ф.М. Дос­тоевский о петрашевцах; М.В. Буташевич-Петрашевский. «Проект об освобождении крестьян»; Д.Д. Ахшарумов о М.В. Петрашевском; доклад следственной комиссии по делу петрашевцев (1849).

   2. Вопросы и задания для изучения и коллективного обсуждения:

   - Чем объясняется популярность М.В. Петрашевского среди молодежи тех лет? Какие качества Петрашевского импонируют вам?

   - К чему стремились петрашевцы? Какой путь для осуществления своих требований избрали?

   - В чем, на ваш взгляд, отличие «социализма» Петра­шевского от западноевропейских социалистических теорий?

   3. Письменное оформление вопроса (таблица № 1).

   4. Подведение итогов работы по источникам. Подготов­ка индивидуального выступления от подгруппы.

   5. Вопросы для обсуждения в классе:

   Что изменилось в общественном движении в 30-40-х годах XIXв. по сравнению с предшествующим периодом?

   Определите вопросы для сопоставления. Что осталось неизменным?

   Материалы, к карточке № 6

   Ф.М. Достоевский о петрашевцах

   «Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали нам приговор без малейшего раскаяния. Без сомнения, я не могу свидетельствовать обо всех; но думаю, что не оши­бусь, сказав, что тогда, в ту минуту, если не всякий, то, по крайней мере, чрезвычайное большинство из нас почли бы за бесчестие отречься от своих убеждений. Это дело дав­но прошедшее, а потому, может быть, и возможен будет вопрос: неужели это упорство и нераскаяние было толь­ко делом дурной натуры, делом недоразвитков и буянов? Нет, мы не были буянами, даже, может быть, не были дур­ными молодыми людьми. Приговор смертной казни рас­стрелянием, прочтенный нам всем предварительно, про­чтен был вовсе не в шутку: почти все приговоренные были уверены, что он будет исполнен, и вынесли, по край­ней мере, десять ужасных, безмерно-страшных минут ожидания смерти. В эти последние минуты некоторые из нас (я знаю положительно), инстинктивно углубляясь в себя и проверяя мгновенно всю свою, столь юную еще жизнь,- может быть и раскаялись.»

   М.В. Буташевич-Петрашевский. Проект об освобождении крестьян

   «...На первом [месте] и самым простым способом может для сего являться прямое, безусловное освобожде­ние их с тою землею, которая ими была обрабатываема, без всякого вознаграждения за то помещика. Такое раз­решение этого вопроса просто, да и не слишком неспра­ведливо, на том основании, что род человеческий есть в совокупности обладатель земного шара.»

   Д. Д. Ахшарумов о М.В. Петрашевском

   «Это был человек сильной души, крепкой воли, много трудившийся над самообразованием, всегда углубленный в чтение новых сочинений, и неустанно деятельный. Он воспитывался первоначально в лицее, но, по своему резкому поведению, был оттуда исключен, после чего поступил вольнослушателем в петербургский университет по юридическому факультету и, окончив курс, состоял на службе при Министерстве иностранных дел. Он имел большую библиотеку новейших сочинений, преимущественно по части истории, политической экономии и социальных наук, и охотно делился ею не только со всеми старыми своими приятелями, но и с людьми ему мало знакомыми, но которые казались ему порядочными, и делал это по убеждению для общественной пользы. Он говорил мне, что в течении около 8 лет много людей перебывало у него и разъехались в разные города России и преимущественно в университетские.»

   Доклад следственной комиссии по делу петрашевцев, представленный 19 декабря 1849г. Николаю I.   

«Секретная следственная комиссия, по оканчанию производства дела, представляя записку из оного на высочайшее усмотрение, между прочим, излагала:

   1)Буташевич-Петрашевский, еще с юношества заразившись либеральными понятиями, которые, по окончании в 1841г. университетского курса, в нем еще более укоренились от усвоенных им социальных и коммунистических идей, - под личною общественных улучшений, путем мира и закона, - возымел замысел на ниспровержение нашего государственного устройства. Для этой цели он употреблял различные средства: пытался посеять зловредные начала социальных систем в молодое поколение посредством учителей, сам развращал юные умы социальными книгами и беседами и, наконец, с 1845г. начал действовать уже в духе пропаганды и собирать у себя, в известные дни, знакомых ему учителей, литераторов, студентов, кончивших или оканчивающих курс, и вообще лиц из разных сословий. Петрашевский постоянно возбуждал и направлял эти суждения. Он доводил посетителей своих до того, что они если и не все делались социалистами, то уже получали на многое новые взгляды и убеждения и оставляли собрания его более или менее потрясенными в прежних своих вероисповеданиях и наклонными к преступному направлению. Впрочем, собрания Петрошевского не представляли собою организованного тайного общества, он и без этого достигал своей цели вернее и безнаказаннее, чем достигал бы оной посредством тайного общества, - средства более опасного, которое легчемогло бы пробудить совесть завлеченного и скорее пове­сти к открытию злоумышления, тогда как тут и раскаи­вающийся и не разделявший мнений Петрашевского, ос­тавляя его собрания, не считали противным своей сове­сти не доносить о них, как о собраниях обыкновенных. Не довольствуясь этим, Петрашевский устремил преступ­ные свои помыслы к скорейшему достижению переворота, уже не путем мира, а действиями насильственными, для чего пытался уже образовать тайные общества, отдельно от своих собраний, и в этих видах из числа лиц, посещав­ших его собрания, оказавших более прочих склонность к свободомыслию, сводил помещика Спешнева с отставным подпоручиком Черносвитовым и имел с ними преступ­ные разговоры о возможности восстания в Сибири, а вслед за тем сводил Спешнева же с поручиком Момбелли и участвовал с ними в совещаниях об учреждении тайного общества под названием товарищества или братства вза­имной помощи».

   Физ. минутка.

   Подводим итоги урока

   Декабристские идеи продолжают жить и в 30-50-х гг. XIXв. Вопросы, поставленные декабристами, в первой по­ловине XIXв. не получили своего решения. Разочаровав­шись в возможности сотрудничества власти и общества, оппозиционно настроенные представители российской ин­теллигенции начали борьбу за демократические преобра­зования в стране.

   Заканчивая урок, учитель может предложить школьни­кам придумать другие названия темы урока, исходя из содержания выполненных заданий.

   Тема может звучать, например, как «Спор о судьбах России во второй четверти XIXвека», что указывает на необходимость дальнейшего изучения этой проблемы.

   Подведение итогов урока (положительные и отрицательные моменты результатов работы) выставление оценок.

    Домашнее задание: В качестве домашнего задания предлагаем ученикам сопоставить записи в таблице с текстом учебника, выявить неточности и внести необходимые дополнения. Так же как вариант может быть предложено создание мультимедиа проектов по темам: «Западники и славянофилы. Споры о прошлом и будущем России», «Кружок М.В. Буташевича-Петрошевского. Расправа правительства с его участниками» и др. При этом использовать Интернет (только те сайты, которые проверены учителем),  Компакт-диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (последний выпуск).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx37.1 КБ

Предварительный просмотр:

   Урок – лабораторное занятие по теме: «Общественная жизнь России при Николае I». (Планируемый урок в 10 классе)

   Урок – лабораторное занятие предполагает самостоятельную работу нескольких мини-групп по учебнику и отрывкам из документов, обсуждение вопросов и подготовку отчетного выступления (каждая мини-группа получает свою карточку-инструкцию).

   Деятельность учителя заключается в постановке цели урока, распределении и разъяснении заданий, проведении консультаций и подведении итогов работы.

   Цель урока: Учащимся показать, присутствие декабристских идей в общественной мысли второй четверти ХIХ века и, вместе с тем, дальнейшее развитие взглядов на исторический путь России.

   Задачи:

   Воспитательные: воспитывать в детях чувство патриотизма; данный урок несет в себе огромную воспитательную нагрузку, так как независимо от идейных расхождений, представители всех направлений были патриотами, любящими свою страну и мыслящими о её благе.

   Образовательные: Продолжить обучать критически, анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания). Выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в тетрадях.(Определить общие черты, присущие направлениям общественного движения, и выявить специфику каждого из них).

   Развивающие: Развивать  интерес к истории своей страны.

   Оборудование урока:

   Перед уроком на интерактивной доске создаем (в виде слайдов) наглядный образ России второй четверти ХIХ века.

   Опережающее задание: Учащиеся получают опережающее задание, подготовить слайды  по следующим направлениям:

  1. Подготовить слайды, на которых изображены репродукции картин с видами русской природы.
  2. Подготовить слайды с отрывками высказываний людей, творивших в тот период. Например:

   «Я верю, в Россию и люблю ее»

   «Задача не в том, чтоб рабам было лучше, но чтоб не было рабов».

   «Будущее России необъятно – я верую в ее прогрессивность».

А.И. Герцен

   «Мы – дети декабристов. Мы поклялись, что посвятим всю жизнь народу и    его освобождению».

Н.П. Огарев

   «Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья».

А.С. Пушкин

   «Отныне для меня либерал и человек – одно и то же».

В.Г. Белинский

   «Люблю Отчизну я, но странною любовью».

М.Ю. Лермонтов

   «Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой».

   «Стоя между Востоком и Западом, Россия должна совмещать историю всего земного шара».

П.Я. Чаадаев

   3.  Подготовить слайды, на которых должны быть изображены портреты:   К.С. Аксакова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, П.Я. Чаадаева, Николая I.

   Постановка к выполнению группового задания.

  1. Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)
  2. Раздача дидактического материала по группам.

   Групповая работа:

  1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
  2. Распределение заданий внутри группы.
  3. Индивидуальное выполнение задания.
  4. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
  5. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
  6. Подведение итогов группового задания.

   Заключительная часть.

  1. Сообщение о результатах работы в группах.
  2. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
  3. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели.

    Учитель создает в программе Power Point таблицу, которую выносит на интерактивную доску в виде слайда. Таблицу необходимо заполнить по ходу выполнения заданий, которые содержаться в карточках.

Общественно-политическое движение в России во второй четверти ХIХ века.

Консервативное направление

Либеральное направление

Радикальное направление

Западники

Славянофилы

Антиправительственные

кружки

В.Г. Белинский

А.И. Герцен

Петрашевцы

1.Каким виделось будущее России?

2.Какие основы развития определялись?

1. Социальный состав участников

2. Какие вопросы обсуждались?

3. Какими методами стремились переустроить Россию?

4. В чем главное отличие от декабристов?

5. С каким из направлений у Николая I мог сложиться союз?

План урока.

  1. Консервативное направление в общественном движении.
  2. Либеральное направление.
  3. Антиправительственные кружки 20-30-х гг. ХIХ века. Роль и место П.Я. Чаадаева в русском общественном движении.
  4. Радикальное направление общественной мысли.

    Ход урока.

   Организационный момент.

   На уроке учитель отмечает, что период николаевского правления стал временем напряженных размышлений о судьбе России: ее прошлом, настоящем и будущем.

   Здесь уместно зачитать некоторые из выведенных на интерактивной доске цитат.

   Общество неоднократно откликалось на события 14 декабря. С одной стороны, шло нарастание консервативных настроений и впервые консервативное направление получило собственную идейную концепцию; с другой, оппозиция существующему режиму продолжила существовать, и она проявилась в виде сложившихся либеральных течений, а также в виде нового, социалистического направления общественной мысли.

   Следует иметь в виду, что период 20-50-х годов, связанный с развитием общественного движения в России, был отмечен многочисленными радикальными и революционными выступлениями в Европе: в 1820-1829гг. – национально-освободительная революция в Греции, 1830г. – революция в Париже и Бельгии, 1830-1831гг. – польское восстание, 1831г. и 1834г. – восстание ткачей в Лионе, 1834-1843гг. – революция в Испании, 1836-1848гг. – чартистское движение в Англии, 1848-1849гг. – революции в Германии, Австрийской империи, Франции.

   Известия об этих революциях воздействовали и на Николая I, и на общественные настроения: император стремился сохранить в незыблемости прежний порядок (и в России, и в Европе), в свою очередь, многие революционные идеи стали достоянием прогрессивно мыслящих людей, способствовали поиску и обсуждению вопросов будущего России.

   Объяснение учителем цели лабораторного занятия: на основе работы с источниками и коллективного обсуждения установить характерные черты общественного движения 30-40-х гг ХIХ века, рассмотреть содержание каждого из направлений и определить сущность разногласий.

   Каждая группа получает карточки с заданиями и фрагментами документов. За самостоятельным изучением текстов следует коллективное обсуждение в мини-группе, в ходе которого в тетрадях заполняется та колонка таблицы, которая соответствует обсуждаемому вопросу. Подгруппа определяет выступающих, которые кратко формулируют итоги работы (представляют изученное направление общественного движения).

   По ходу выступлений представителей групп  учащиеся класса заполняют на основании оглашаемой информации другие (помимо своей) колонки таблицы.     В конце урока подводятся итоги работы.

Карточка – инструкция №1

Консервативное направление в общественном движении

  1. Источник: учебник «История России».
  2. Вопросы и задания для изучения и коллективного обсуждения:

   - Охарактеризуйте правительственную идеологию. Назовите три ее основополагающих принципа.

   - О чем, по вашему мнению, говорит сам факт появления теории «официальной народности»?

   - Назовите основоположника и приверженцев этой теории. Кем были эти люди?

   - Какое, на ваш взгляд, значение для дальнейшего развития российского общества имела данная теория?

   3. Письменное оформление вопроса (в одноименной колонке таблицы № 1).

   4. Подведение итогов работы по источникам. Подготовка индивидуального выступления от группы.

   5. Вопросы для обсуждения в классе.

   Что изменилось в общественном движении в 30-40-х годах ХIХ века по сравнению с предшествующим периодом? Определите вопросы для сопоставления. Что осталось неизмененным?

Карточка – инструкция № 2

Либеральное направление

  1. Источники:  записки  К.С. Аксакова «О внутреннем состоянии России» (1855); высказывания Н.В. Станкевича; А.И. Герцен о западниках и славянофилах.
  2. Вопросы и задания для изучения и коллективного обсуждения:

   - Что такое либеральная идеология?

   - Что общего между западниками и славянофилами?

   В чем суть противоречий их позиций? Назовите приверженцев этих направлений.

   - На чьей стороне вы бы оказались в тот период? А сегодня?

   3.  Письменное оформление вопроса (в одноименной колонке таблицы №1).

   4. Подведение итогов работы по источникам. Подготовка индивидуального выступления от группы.

   5. Вопросы для обсуждения в классе:

   Что изменилось в общественном движении в 30-40-х годах ХIХ века по сравнению с предшествующим периодом? Определите вопросы для сопоставления. Что осталось неизмененным?

Материалы к карточке №2.

Славянофилы

   Из записки К.С. Аксакова «О внутреннем состоянии России», представленной Александру II в 1855г.

   «Монархическое неограниченное правительство… является не врагом, не противником, а другом и защитником свободы, свободы духовной, истинной, выражающейся в открытом, возвещенном мнении. Свобода политическая не есть свобода. Только при… неограниченной монархии, вполне предоставляющей народу всю его нравственную жизнь, может на земле существовать свобода истинная для народа.

   … Нужно, чтобы правительство поняло вновь свои коренные отношения к народу и восстановило их. Ничего более не нужно. Стоит лишь уничтожить гнёт, наложенный государством на землю, и тогда легко можно стать в истинные русские отношения к народу. Тогда восстановится сам собою полный доверенности и искренний союз между государем и народом.

   … В классах, оторванных от народного быта, преимущественно в дворянстве… обнаружилось стремление к государственной власти; пошли революционные попытки…

   … Всё зло происходит главнейшим образом от угнетательной системы нашего правительства, угнетательной относительно свободы мнения, свободы нравственной, ибо свободу политическую и притязаний в России нет».

   Западники

   Из высказываний Н.В. Станкевича

   «Масса русского народа остается в крепостной зависимости и поэтому не может пользоваться не только государственными, но и общечеловеческими правами; нет никакого сомнения, что рано или поздно правительство снимает с народа это ярмо, но и тогда народ не может принять участия в управлении общественными делами, потому, что для этого требуется известная степень умственного развития, и поэтому, прежде всего, надлежит желать избавления народа от крепостной зависимости и распространения в среде его умственного развития. Последняя мера сама собой вызовет и первую, а потому, кто любит Россию, тот, прежде всего, должен желать распространения в ней образования».

   А. И. Герцен о славянофилах и западниках

   «Мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но неодинаковая. У них и у нас за пало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологи ческое, страстное чувство... чувство безграничной, обхва тывающей все существование любви к русскому народу, к русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».

Карточка-инструкция № 3

Антиправительственные кружки 20-30-х гг. XIX века.

Роль и место П.Я. Чаадаева в русском общественном движении

   1. П. Я. Чаа даев «Философическое письмо».

   2. Вопросы и задания для изучения и коллективного обсуждения:

   - Охарактеризуйте деятельность революционных кружков 20-30-х гг.   Почему кружки создавались не в Петербурге, а в Москве?

   - Как в деятельности кружков воплотились декабри стские традиции?

   3. Что вам известно о П.Я. Чаадаеве? Охарактеризуйте его взгляды на прошлое и будущее России. К какому из направлений в общественном движении его можно отнести?

   4. Письменное оформление вопроса (таблица № 1).

   5. Подведение итогов работы по источникам. Подготов ка индивидуального выступления от группы.

   6. Вопросы для обсуждения в классе:

   Что изменилось в общественном движении в 30-40-х годах XIX века по сравнению с предшествующим периодом? Определите вопросы для сопоставления. Что осталось не изменным?

   Материалы к карточке № 3

   Из «Философических писем» П. Я. Чаадаева

   «...Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны были бы соче тать в себе два великих начала духовной природы — воображение и разум - и объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара. Не эту роль предоставило нам провидение. Отказывая нам в своем благодетельном воздействии,… оно предоставило нас всецело самим себе, не пожелало ни в чем вмешиваться в наши дела, не пожелало ничему нас научить. Опыт времен для нас существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно… Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не несли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили…»

Карточка-инструкция № 4

Радикальное направление общественной мысли

   1. Источники: А.И. Герцен о В.Г. Белинском (Герцен А.И. «Былое и думы»); В.Г. Бе линский «Письмо к Н.В. Гоголю».

   2. Вопросы и задания для изучения и коллективного обсуждения:

   - Какие вопросы В.Г. Белинский считает самыми актуальными на тот период? Почему?

   - Какие преобразования необходимы, по его мнению, стране в первую очередь? Какие последствия, на ваш взгляд, могло иметь осуществление этих преобразований?

   - На основании документов объясните популярность и известность В. Г.  Белинского и его идей среди молодёжи в первой половине XIX века.

   3. Письменное оформление вопроса (таблица № 1).

   4. Подведение итогов работы по источникам. Подготовка индивидуального выступления от группы.

   5. Вопросы для обсуждения в классе:

   Что изменилось в общественном движении в 30- 40-х годах XIX века по сравнению с предшествующим периодом? Определите вопросы для сопоставления. Что оставалось неизменным?

Материалы к карточке № 4

   А.И. Герцен о В.Г. Белинском («Былое и думы»)

   «Статьи Белинского судорожно ожидались молодежью в Москве и Петербурге с 25-го числа каждого месяца. Пять раз хаживали студенты в кофейные спрашивать, не получены ли «Отечественные записки»: тяжелый номер рвали из рук в руки. - «Есть Белинского статья?» - «Есть», - и она поглощалась с лихорадочным сочувстви ем, со смехом, со спорами и трех-четырех верований, ува жений как не бывало.

   Недаром Скобелев, комендант Петропавловской крепо сти, говорил, шутя, Белинскому, встречаясь на Невском проспекте: «Когда же к нам? У меня совсем готов теп ленький каземат, так для вас его и берегу».

   В этом застенчивом человеке, в этом хилом теле оби тала мощная, гладиаторская натура, да, это был сильный боец! Он не умел проповедовать, поучать, ему надобен был спор. Без возражений, без раздражения он нехорошо го ворил, но когда он чувствовал себя уязвленным, когда ка сались до его дорогих убеждений, когда у него начинали дрожать мышцы щек и голос прерываться, тут надобно было его видеть: он бросался на противника барсом, он рвал его на части, делал его смешным, делал его жалким и по дороге с необычайной силой, с необычайной поэзи ей развивал свою мысль.

   Спор оканчивался очень часто кровью, которая у боль ного лилась из горла; бледный, задыхающийся, с глазами, остановленными на том, с кем говорил, он дрожащей ру кой поднимал платок ко рту и останавливался, глубоко огорченный, уничтоженный своей физической слабостью. Как я любил и как жалел я его в эти минуты!»

   В.Г. Белинский. Письмо к Н.В. Гоголю

   «Вы не заметили, что Россия видит свое спасение в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нуж ны не проповеди (довольно она слышала их!), не молит вы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков поте рянного в грязи и навозе; права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедли востью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр - не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Вань ками, Стешками, Васьками, Палашками; страны, где, нако нец, нет не только никаких гарантий для личности, чес ти и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные  корпорации разных служебных воров и грабителей. Самые живые, современные нацио нальные вопросы в России теперь - уничтожение кре постного права, отменение телесного наказания, введение, по возможности, строгого выполнения хотя бы тех зако нов, которые уже есть. Это чувствует даже само прави тельство (которое хорошо знает, что делают помещики со своими крестьянами и сколько последние ежегодно режут первых), что доказывается его робкими и бесплодными полумерами в пользу белых негров и комическим заменением однохвостого кнута треххвостою плетью. Вот вопросы, которыми тревожно занята Россия в ее апати ческом полусне!»

Карточка-инструкция 5

Радикальное направление общественной мысли

   1. Источники: А. И. Гер цен о русской общине.

   2. Вопросы и задания для изучения и коллективного обсуждения:

   - Охарактеризуйте взгляды А. И. Герцена на перспек тивы исторического развития России.

   - Почему, на ваш взгляд, А.И. Герцен основывал пе реустройство общества на крестьянской общине? Какие качества у русского народа воспитывала община?

   - Могла ли, по вашему мнению, теория общинного со циализма осуществиться в действительности?

   - Социализм Герцена был утопическим. Какие рос сийские корни его питали?

   3. Письменное оформление вопроса (таблица 1).

   4. Подведение итогов работы по источникам. Подготов ка индивидуального выступления от группы.

   5. Вопросы для обсуждения в классе:

   Что изменилось в общественном движении в 30-40-х годах XIX века по сравнению с предшествующим периодом? Определите вопросы для сопоставления. Что осталось не изменным?

   Материалы к карточке № 5

   А.И. Герцен о русской общине

   «Дух общинного строя уже давно проник во все обла сти народной жизни в России. Каждый город, на свой лад, представлял собой общину; в нем собирались общие сходы, решавшие большинством голосов очередные вопросы; меньшинство либо соглашалось с большинством, либо, не подчиняясь, вступало с ним в борьбу; зачастую оно по кидало город; бывали даже случаи, когда оно совершен но истреблялось...

   Перед лицом Европы, силы которой за долгую жизнь истощились в борьбе, выступает народ, едва только начи нающий жить и который, под внешней жесткой корой царизма и империализма, вырос и развился, подобно кри сталлам, нарастающим под геоидом; кора московского царизма отпала, как только она сделалась бесполезной; кора же империализма еще слабее прилегает к дереву.

   Действительно, до сих пор русский народ совершенно не занимался вопросом о правительстве; вера его была верой ребенка, покорность его - совершенно пассивной. Он сохранил лишь одну крепость, оставшуюся неприс тупной в веках, - свою земельную общину, и в силу этого он находится ближе к социальной революции, чем к революции политической. Россия приходит к жизни как народ, последний в ряду других, еще полный юнос ти и деятельности, в эпоху, когда другие народы мечта ют о покое; он появляется, гордый своей силой, в эпоху, когда другие народы чувствуют себя усталыми и на за кате...»

Карточка-инструкция № 6

Радикальное направление общественной мысли

   1. Источники: Ф.М. Дос тоевский о петрашевцах; М.В. Буташевич-Петрашевский. «Проект об освобождении крестьян»; Д.Д. Ахшарумов о М.В. Петрашевском; доклад следственной комиссии по делу петрашевцев (1849).

   2. Вопросы и задания для изучения и коллективного обсуждения:

   - Чем объясняется популярность М.В. Петрашевского среди молодежи тех лет? Какие качества Петрашевского импонируют вам?

   - К чему стремились петрашевцы? Какой путь для осуществления своих требований избрали?

   - В чем, на ваш взгляд, отличие «социализма» Петра шевского от западноевропейских социалистических теорий?

   3. Письменное оформление вопроса (таблица № 1).

   4. Подведение итогов работы по источникам. Подготов ка индивидуального выступления от подгруппы.

   5. Вопросы для обсуждения в классе:

   Что изменилось в общественном движении в 30-40-х годах XIX в. по сравнению с предшествующим периодом?

   Определите вопросы для сопоставления. Что осталось неизменным?

   Материалы, к карточке № 6

   Ф.М. Достоевский о петрашевцах

   «Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали нам приговор без малейшего раскаяния. Без сомнения, я не могу свидетельствовать обо всех; но думаю, что не оши бусь, сказав, что тогда, в ту минуту, если не всякий, то, по крайней мере, чрезвычайное большинство из нас почли бы за бесчестие отречься от своих убеждений. Это дело дав но прошедшее, а потому, может быть, и возможен будет вопрос: неужели это упорство и нераскаяние было толь ко делом дурной натуры, делом недоразвитков и буянов? Нет, мы не были буянами, даже, может быть, не были дур ными молодыми людьми. Приговор смертной казни рас стрелянием, прочтенный нам всем предварительно, про чтен был вовсе не в шутку: почти все приговоренные были уверены, что он будет исполнен, и вынесли, по край ней мере, десять ужасных, безмерно-страшных минут ожидания смерти. В эти последние минуты некоторые из нас (я знаю положительно), инстинктивно углубляясь в себя и проверяя мгновенно всю свою, столь юную еще жизнь,- может быть и раскаялись.»

   М.В. Буташевич-Петрашевский. Проект об освобождении крестьян

   «...На первом [месте] и самым простым способом может для сего являться прямое, безусловное освобожде ние их с тою землею, которая ими была обрабатываема, без всякого вознаграждения за то помещика. Такое раз решение этого вопроса просто, да и не слишком неспра ведливо, на том основании, что род человеческий есть в совокупности обладатель земного шара.»

   Д. Д. Ахшарумов о М.В. Петрашевском

   «Это был человек сильной души, крепкой воли, много трудившийся над самообразованием, всегда углубленный в чтение новых сочинений, и неустанно деятельный. Он воспитывался первоначально в лицее, но, по своему резкому поведению, был оттуда исключен, после чего поступил вольнослушателем в петербургский университет по юридическому факультету и, окончив курс, состоял на службе при Министерстве иностранных дел. Он имел большую библиотеку новейших сочинений, преимущественно по части истории, политической экономии и социальных наук, и охотно делился ею не только со всеми старыми своими приятелями, но и с людьми ему мало знакомыми, но которые казались ему порядочными, и делал это по убеждению для общественной пользы. Он говорил мне, что в течении около 8 лет много людей перебывало у него и разъехались в разные города России и преимущественно в университетские.»

   Доклад следственной комиссии по делу петрашевцев, представленный 19 декабря 1849г. Николаю I.  

«Секретная следственная комиссия, по оканчанию производства дела, представляя записку из оного на высочайшее усмотрение, между прочим, излагала:

   1)Буташевич-Петрашевский, еще с юношества заразившись либеральными понятиями, которые, по окончании в 1841г. университетского курса, в нем еще более укоренились от усвоенных им социальных и коммунистических идей, - под личною общественных улучшений, путем мира и закона, - возымел замысел на ниспровержение нашего государственного устройства. Для этой цели он употреблял различные средства: пытался посеять зловредные начала социальных систем в молодое поколение посредством учителей, сам развращал юные умы социальными книгами и беседами и, наконец, с 1845г. начал действовать уже в духе пропаганды и собирать у себя, в известные дни, знакомых ему учителей, литераторов, студентов, кончивших или оканчивающих курс, и вообще лиц из разных сословий. Петрашевский постоянно возбуждал и направлял эти суждения. Он доводил посетителей своих до того, что они если и не все делались социалистами, то уже получали на многое новые взгляды и убеждения и оставляли собрания его более или менее потрясенными в прежних своих вероисповеданиях и наклонными к преступному направлению. Впрочем, собрания Петрошевского не представляли собою организованного тайного общества, он и без этого достигал своей цели вернее и безнаказаннее, чем достигал бы оной посредством тайного общества, - средства более опасного, которое легче могло бы пробудить совесть завлеченного и скорее пове сти к открытию злоумышления, тогда как тут и раскаи вающийся и не разделявший мнений Петрашевского, ос тавляя его собрания, не считали противным своей сове сти не доносить о них, как о собраниях обыкновенных. Не довольствуясь этим, Петрашевский устремил преступ ные свои помыслы к скорейшему достижению переворота, уже не путем мира, а действиями насильственными, для чего пытался уже образовать тайные общества, отдельно от своих собраний, и в этих видах из числа лиц, посещав ших его собрания, оказавших более прочих склонность к свободомыслию, сводил помещика Спешнева с отставным подпоручиком Черносвитовым и имел с ними преступ ные разговоры о возможности восстания в Сибири, а вслед за тем сводил Спешнева же с поручиком Момбелли и участвовал с ними в совещаниях об учреждении тайного общества под названием товарищества или братства вза имной помощи».

   Физ. минутка.

   Подводим итоги урока

   Декабристские идеи продолжают жить и в 30-50-х гг. XIX в. Вопросы, поставленные декабристами, в первой по ловине XIX в. не получили своего решения. Разочаровав шись в возможности сотрудничества власти и общества, оппозиционно настроенные представители российской ин теллигенции начали борьбу за демократические преобра зования в стране.

   Заканчивая урок, учитель может предложить школьни кам придумать другие названия темы урока, исходя из содержания выполненных заданий.

   Тема может звучать, например, как «Спор о судьбах России во второй четверти XIX века», что указывает на необходимость дальнейшего изучения этой проблемы.

   Подведение итогов урока (положительные и отрицательные моменты результатов работы) выставление оценок.

    Домашнее задание: В качестве домашнего задания предлагаем ученикам сопоставить записи в таблице с текстом учебника, выявить неточности и внести необходимые дополнения. Так же как вариант может быть предложено создание мультимедиа проектов по темам: «Западники и славянофилы. Споры о прошлом и будущем России», «Кружок М.В. Буташевича-Петрошевского. Расправа правительства с его участниками» и др. При этом использовать Интернет (только те сайты, которые проверены учителем),  Компакт-диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (последний выпуск).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме: "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."

конспект урока по истории России 20 век для 9 класса...

Конспект урока истории в 10 классе по теме "Общественная и духовная жизнь России в 30 - 50-е годы XIX века"

Урок изучения новой темы на основе выполения компетентностно-ориентированных заданий, связанных с воображаемым погружением в изучаемую  эпоху....

Урок истории "Общественная жизнь России при Николае I"

Реакционная  внутренняя и нешняя политика Николая I не могла быть  успешной, так как ни правительственный террор, ни засилье чиновников не могли  остановить  нарастание революционн...

Урок "Внешняя политика России при Николае I. Крымская война

Причины поражения феодально-крепостнической России в Крымской войне показываются не только как результат выступле­ния против нее коалиции держав, но и, в первую очередь, как ре­зультат столкновения дв...

Урок- лабораторное занятие по теме "Крещение Руси"

История крещения Руси имеет важное значение в жизни нашей страны. Сам факт крещения, личность Владимира вызывает много вопросов и оценок. Работа с источником "Повестью временных лет", обучающиеся долж...

Материал к уроку истории России 9 класс Тема «Общественная и духовная жизнь в 1830-1850-х гг.». (Славянофилы. Алексей Степанович Хомяков.)

    Славянофилами была основательно изучена природа западной цивилизации и ее влияние на внутреннюю жизнь России. Причем без огульного отрицания, но со взвешенным рассуждением ради ис...

Методическая разработка урока на тему «Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг.» в 9 классе

Цель урока: формирование у учащихся представления о развитии общественно-политической мысли и движения в России в первой половине XIX в.;  охарактеризовать отличительные черты взглядов представит...