Конспект урока истории в 10 классе по теме "Общественная и духовная жизнь России в 30 - 50-е годы XIX века"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Мельник Виктория Олеговна

Урок изучения новой темы на основе выполения компетентностно-ориентированных заданий, связанных с воображаемым погружением в изучаемую  эпоху.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_kh1kh_vek_obshchestvennaya_zhizn_30-50_gody.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Общественная и духовная жизнь  России в 30 – 50 годы  XIX века.

Учитель - Мельник Виктория Олеговна 

Место работы –  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  № 1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Должность – учитель истории и обществознания 

Предмет – история 

Класс – 10  класс

УМК:  А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов «История России с древнейших времен до конца XIX века»: для 10-го класса общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни

Цели урока:

1. Образовательная -  познакомить учащихся  со    взглядами славянофилов, западников, сторонников          общинного социализма эпохи XIX века; познакомить   учащихся с   проблемой определения места России в   модели мира XX I века.

 2.  Развивающая -  закрепление навыков работы с документами, умений выделять главное, обобщать, систематизировать материал.            

  3. Воспитательная – способствовать развитию  толерантности, готовности конструктивно   анализировать различные идейные течения и взгляды, продолжить формирование у учащихся умений  вести дискуссию, формировать у учащихся  активную гражданскую позицию.

Задачи урока:

  1.  Закрепить выводы о том, что идеологическое    осмысление существующего строя происходит под   влиянием Отечественной войны 1812 года,            декабристского восстания, поражения России в  Крымской войне, всколыхнувших чувства   патриотизма в русском обществе.

  2.Сверхзадачей урока является выполнение компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ),        связанных  с воображаемым  погружением в эпоху и убедительным обоснованием ответа.

Оборудование: Портреты А.С.Хомякова,  Ю.Ф.Самарина,  И.Тургенева,          К. Д. Кавелина,  В.Г.Белинского, А.Герцена, Н.Чернышевского. Документы – высказывания западников и славянофилов, справочный материал о славянофиле          

А.С.Хомякове.

Форма  урока:  урок – практикум с элементами  дискуссии.

Методы обучения:  поисковый,  учебная дискуссия.

                               Ход урока:

1. Проверка домашнего задания:

1). Назовите причины Крымской войны.

2). Компетентностно-ориентированное  задание -  КОЗ № 1. Информационная компетентность, аспект планирования информационного поиска, 1-й уровень. Коммуникативная компетентность, аспект - публичное выступление, 1-я ступень.

Стимул: Мысленно перенеситесь в события XIX века, во времена Крымской войны 1853 – 1856 годов.

Задачная формулировка:  Внимательно прочитайте в бланке заданий  написанные  в неправильном  порядке убывания  причины поражения России в Крымской войне,  и устно расположите их по убывающей степени значимости,  начиная с самой главной причины поражения, заканчивая второстепенной и т.д.

Бланк задания: Расставьте по степени значимости в порядке  убывания.

1) у России в Крымской войне не было союзников.

2) плохое техническое оснащение армии, отсутствие у России    парусного флота.

3) по западным и южным границам Россия была окружена либо   противниками, либо странами, готовыми в любой момент  вступить в войну против Николая I.

4) в армии  процветала показная строевая выучка.

1.----------------------------------------------

2.----------------------------------------------

3.----------------------------------------------

4.-----------------------------------------------

Источник информации: заданные тезисы из Бланка задания,  параграф из учебника для домашнего прочтения, конспект  прошлого урока.

Инструмент проверки: ключ ответа закрытого типа.

3). Какое, на Ваш взгляд, влияние должно оказать поражение России в Крымской войне на экономическое, политическое положение России, на состояние умов?

2. Изучение новой темы.

                          План урока:

1. Вступление.

Идеологическое осмысление существующего строя России.

 2. Либеральное направление:

а) славянофилы

б) западники

3. Радикальное направление.

Вступительная беседа с классом:

Актуализация прежних знаний:

   1.  Давайте вспомним  причины, вызвавшие идеологическое  осмысление существующего строя.

   2. Вспомните из курса Всемирной истории, какие изменения и   события произошли в Европе в это время? Как они повлияли на    просвещённую часть русского общества?  

 3.  Вспомните,  какие события в России всколыхнули  патриотические чувства в обществе?

Вывод: События Отечественной войны 1812 года всколыхнули патриотические чувства наших соотечественников. Но эти чувства ещё более обострились, когда ожидания от итогов победоносного завершения  войны  1812 года пришли в противоречие с неизменностью  существующего строя и его укреплением после поражения декабристов и поражения в Крымской войне.

 

   Компетентностно – ориентированное задание №1(на выбор одно из двух заданий).  Информационная компетентность. Аспекты:   извлечения первичной информации, письменная коммуникация, публичное выступление,  2- й уровень.

  Стимул:  Погрузитесь в X IX век и познакомьтесь с идеями западников, славянофилов, сторонников общинного социализма  тех лет.

   Задачная формулировка:  Прочитайте внимательно документы и письменно, а затем публично перед классом, проанализируйте  представленные высказывания западников и славянофилов, а со взглядами сторонников общинного социализма познакомьтесь по учебнику, с. 351 – 356, составив к ним свой план анализа. В вашем письменном и устном ответе должны прозвучать фамилии не менее двух представителей каждого течения, не менее двух их основных идей, при этом надо привести подтверждающую идею аргументы.

   Источник информации:  Документы с высказываниями западников и славянофилов, информация из Интернета  о славянофиле Хомякове, материал учебника, с.351 -356.

   Инструмент проверки:  При оценивании устного и письменного ответа будет учитываться, названо ли необходимое количество идей и указаны  ли их элементы. Оценивание ответа будет идти по аналитической шкале.

    Компетентностно-ориентированное задание №1(на выбор одно из двух).  Информационная компетентность. Аспекты:  планирования информационного поиска, письменной коммуникации, публичное выступление, 1-й  уровень.

    Стимул: Вообразите, что вы  оказались в XIX век,  и у вас есть возможность узнать, над какими проблемами размышляли образованнее люди той эпохи.

    Задачная формулировка: Прочитайте внимательно документы и письменно (а затем устно)  проанализируйте представленные в них высказывания западников и славянофилов.  Со   взглядами сторонников общинного социализма также внимательно  познакомьтесь по учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова, часть 2, с. 344 – 356.  Работу оформите в виде таблицы (шаблон предложен ниже) и выступите с ответом перед классом,  регламент выступления 5 – 7 минут. В вашем письменном ответе, который вы затем  должны будите озвучить перед всем классом,  должны быть названы не менее двух фамилий представителей каждого идейного течения и по одному аргументу к каждой из идей: социальная опора, отношение к власти.  отношение к реформам, методы достижения поставленных задач, исторический путь России. Оценивание письменной  и устной работы будет осуществляться по модельному ответу, который будет представлен на доске для самопроверки учащихся.

             План анализа:

  1.   Представители.
  2. Социальная опора.
  3.  Отношение к власти.
  4.  Отношение к реформам.
  5.  Исторический путь России.
  6.  Методы.

план                  

славянофилы

западники

Сторонники общинного социализма

1.представители

2.социальная опора

3. отношение к власти

4. отношение к реформам

5.исторический путь России

6. методы

 Источник информации:   Документы с высказываниями западников и славянофилов, информация из Интернета  о славянофиле Хомякове, материал учебника, с.351 -356

Бланк для выполнения ответа:

план                  

славянофилы

западники

Сторонники общинного социализма

1.представители

2.социальная опора

3. отношение к власти

4. отношение к реформам

5. исторический путь России

6. методы

    Инструмент проверки: Модельный ответ.  Смотри  ниже в конспекте урока.

                 

  Работа учащихся над заданиями:

Ученики анализируют взгляды западников и славянофилов по предложенным документам.

             Документы и материалы к уроку

                  Западники:

1. Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества, чтобы совершить движение вперед, а главное - уничтожить в русском раба».

2. «Не без некоторой зависти смотрим на Западную Европу. И есть чему позавидовать!»

З. «Нам нужна ограниченная монархия, парламентский строй демократические свободы».

  1. «Необходима отмена крепостного права».
  2. «Именно Петр I «спас» Россию, обновил страну».
  1. «Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития».

7. «В уважении к личности - один из великих принципов европейской жизни».

8. «Свобода – это,  прежде всего,  свобода выбора».

               Славянофилы:

  1. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго. Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать. Нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь».
  2. «Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его - не останется ничего, из его же развития может развиться целый гражданский мир».
  3. «Публика выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки, народ черпает жизнь из родного источника».
  4. «Англичане, французы, немцы не имеют ничего хорошего за собой. Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго».
  5. « Нам нужна монархия вместе с совещательным народным представительством в виде земского собрания».
  6. «Мы выступаем за отмену крепостного права».
  7. «Петр I внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного, самобытного пути».
  8. «Западный путь развития - это неизбежные революции. Но можно заимствовать у Запада полезное - фабрики, железные дороги».
  9. «Община - основа России. Уцелевшее гражданское учреждение, основанное на началах равенства».

Вариант модельного ответа:

план                  

славянофилы

западники

Сторонники общинного социализма

представители

А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, братья Аксаковы.

И.Тургенев, Т.Н.Грановский

А.Герцен, В.Белинский, Н.Чернышевский.

социальная опора

крестьяне

Просвещённая часть русского общества

Мир сельской общины

отношение к власти

Сохранение самодержавия, возрождение Земских соборов, идеализация допетровской патриархальной Руси.

Борьба против крепостничества.

Критика политического и общественного строя России.

отношение к реформам

Критика реформ Петра I

Необходимость преобразований, установления буржуазных свобод.

Коренное переустройство жизни страны в интересах большинства бесправного населения.

исторический путь России

Самобытность исторического пути

Западный путь по примеру Англии и Франции.

Революция

 методы

Пропаганда своих идей через книги.

Пропаганда буржуазно-парламентского устройства.

революция

   

Обобщающая беседа по результатам первого задания:

Задание 2: 1-й уровень сложности, на выбор для учеников:

 Кратко назовите (3 – 4 словами) суть суждений западников и славянофилов, сторонников общинного социализма. Сформулируйте устно  на основании этих 3 – 4 ключевых слов - характеристик определение терминов «западники», «славянофилы».

2-й уровень сложности, на выбор:  Вообразите себя в обстановке острых идеологических разногласий 30-50 годов XIX  столетия, сформулируйте в нескольких словах вариант будущего развития России, как вы его себе представляете.

Закрепление материала в форме заседания дискуссионного клуба:

Вопросы учителя для дискуссии:

1. Сделайте общий вывод по содержанию таблицы.

2. По каким позициям западники и славянофилы были врагами, а по каким могли быть друзьями?

3. Какие события XIX века в стране и за рубежом могли обострить процесс идеологического осмысления существующих порядков в России?

4. На чьей стороне – западников или славянофилов – вы бы оказались,  живя в их время? А сегодня, зная историю  дальнейшего развития России?

5. Случаен ли наблюдаемый в последнее время интерес к проблеме «Россия – Запад»?

6. Есть ли объективные предпосылки (предварительные условия)  того, чтобы Россия следовала западным путём?

7. Есть ли объективные предпосылки (предварительные условия)  для того, чтобы Россия следовала своим самобытным путём?

8. Каким должен быть путь России? Сможет ли Россия найти свой путь?

Вывод  по итогам заключительной беседы:

 Заключительное слово учителя.

  Итак, мы пришли к выводу о том, что необходимо использовать зарубежный опыт на российской почве, но при этом нельзя забывать и о своей самобытности.

«Можно и должно перенимать чужой опыт вязать чулки, но нельзя и стыдно брать чужой строй мыслей, чувств, отношений». (Карамзин).

В XXI век Россия вошла уверенно, но путь этот сложный. Нашей стране необходимо сделать выбор: определить путь развития, более чётко обозначить свои национальные интересы и разработать эффективные механизмы их отстаивания, свою геополитическую ориентацию. Безусловно, по своему экономическому, научному потенциалу Россия – великая держава. Россия – великая евразийская держава, и сегодня, как никогда, справедлива формула: Россия есть Европа плюс Азия. Важным достижением последних лет стало то, что постепенно Россия становится демократической страной, и я уверена, что с этого пути она не свернёт.

Домашнее задание:

 Обыкновенный 1-й уровень: с.344-356, вопросы к параграфу.

Для желающих возможен такой вариант домашнего задания:

Компонентно-ориентированное задание №2.  Компетентность разрешения проблем, аспект – идентификация (определение) проблемы. 3-й уровень.

коммуникативная компетентность. Аспект – письменная коммуникация, 3-я ступень.

 Стимул: Вообразите себя в обстановке острых идеологических разногласий на заседании Общественной палаты при Президенте Российской Федерации  по вопросу выбора и определения  пути развития России.

Задачная формулировка: Письменно изложите  мысли (свою точку зрения,  отношение) по поводу поднятой проблемы:  Каким должен быть путь России сегодня? Самостоятельно определите форму эссе (письмо, открытое письмо, речь, очерк). Определите характерные возможные параллели и аналогии. Продумайте систему возможных образных средств (сравнения, аллегории). Самостоятельно определите жанровую разновидность эссе (философское, историческое, художественное). Не забудьте учесть: небольшой объём (1 лист формата А4), конкретность темы, её личностное осмысление, афористичность или парадоксальность.

Выполняя задание, используйте знания истории, обществознания,  соответствующие понятия, а также факты истории России, общественной жизни и свой собственный жизненный опыт.

При оценивании ответа будет учитываться: представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; раскрытие проблемы на теоретическом уровне с корректным использованием исторических и обществоведческих понятий в контексте ответа; аргументация своей позиции с опорой на исторические факты и на факты общественной жизни или на собственный опыт.

  Источник информации: Знания по истории России XIX-XX веков, обществознанию, факты общественной жизни страны, материалы СМИ, научно-публицистическая литература,  свой жизненный опыт.

 Инструмент проверки: Аналитическая шкала. При оценивании ответа будет учитываться: представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; раскрытие проблемы на теоретическом уровне с корректным использованием исторических и обществоведческих понятий в контексте ответа; аргументация своей позиции с опорой на исторические факты и на факты общественной жизни или на собственный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока в 6 классе на тему «Кочевые племена на территории России в IV-V веках»

План конспкт поможет узнать о кочевых племенах их местонахождении, занятиях, уровне развития, религии на территории России IV – V веках....

Сценарий урока истории 7 класс по теме "Новые явления в экономике России в XVII веке. Царские мануфактуры".

Данный урок разработан с использованием материалов школьного краеведческого музея. Исследование уникальных экспонатов  поможет учащимся сделать выводы об особенностях мануфактурного про...

Конспект урока для 6-классов по теме "Животные в нашей жизни"

Конспект урока для 6-классов по теме "Animals in our life" с презентацией....

конспект урока истории в 8классе по теме "Общественное движение в годы правления Николая I"

конспект урока истории в 8 классе по теме "Общественное движение в годы правления Николая I"...

Конспект урока истории 6 класса по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"

Данный урок расчитан на обучающихся 6 классов .Цель урока:  выяснить,  какую роль в борьбе  с западными  завоевателями сыграл Александр Невский.Задачи урока:1....

План-конспект урока истории 7 класс на тему: "Международные отношения в XVI-XVIII вв."

Тема урока: Международные отношения в XVI-XVIIIвв.Тип урока: комбинированный урокФорма проведения урока: рассказ учителя, беседа, работа по учебникуЦель урока: 1) Рассмотреть ход Тридцатилетней войны...