Конспект урока истории 6 класса по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Блинова Оксана Алексеевна

Данный урок расчитан на обучающихся 6 классов .Цель урока:  выяснить,  какую роль в борьбе  с западными  завоевателями сыграл Александр Невский.

Задачи урока:

1.     Определить основные качества Александра Невского как полководца.

2.     Способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности.

3.     Воспитывать у учащихся любовь к Родине на примере жизнедеятельности Александра Невского. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:

«Борьба Руси с западными завоевателями»

 Цель урока:  выяснить,  какую роль в борьбе  с западными  завоевателями сыграл Александр Невский.

Задачи урока:

  1. Определить основные качества Александра Невского как полководца.
  2. Способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности.
  3. Воспитывать у учащихся любовь к Родине на примере жизнедеятельности Александра Невского.

Ход урока.

Орг. момент

Вы просмотрели фрагмент  из  кинофильма С. Эйзенштейна, скажите , о чем сегодня пойдет речь на уроке?

По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклонясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь

И , отступая перед князем

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты…

Просмотр фильма

2.

Запись в тетрадь

Тема нашего урока «Борьба Руси с западными завоевателями».

И мы рассмотрим с вами ход Невской битвы, Ледового побоища и ответим на главный проблемный вопрос урока

Слайд №1

Презент.

3

Главный вопрос урока: « Можно ли считать Александра Невского  великим полководцем».

Слайд №2

Презент.

4

Актуализация внимания учащихся.

- Сейчас, выполним задание , перед вами  появится текст, где вы должны будете  вставить  пропуски в предложения , используя слова  в скобках. К доске пойдет____, остальные будут выполнять задание  на карточке под №1

( №7 стр. 268)

Почти одновременно с (1)…………..нашествием на  древнерусские(2)………  двинулись новые завоеватели. Земли (3)…….так на западе назывались(4)……. территории- привлекли внимание (5)……. церкви, которая объявила(6) ……….поход против (7)…………… Рыцарские (8)……- сначала  орден(9)……………, называемый также (10)………..орден , затем и примкнувший к нему(11)…………-стремились захватить русские земли

Слова : меченосцев, монгольским, ордена, язычников, прибалтийские, Ливонии, Тевтонский, княжества, крестовый, Ливонским, католической.

Диск задание №7

-Так кто же кроме монголо-татар угрожал Руси?

-Ребята, назовите,  какие  цели преследовали  немецкие и шведские рыцари  в отношении Руси.

( Обращение в католическую веру, нужны были Новгородские  земли,  через которые проходил важнейший торговый путь, завоевать богатые земли Новгорода и Пскова; превратить русских людей в своих работников.)

Слайд №3

Презент .

 Карта 

Почему шведские и немецкие рыцари думали, что их поход  на Русь будет успешным?

(Феодальная раздробленность Руси; Русь была ослаблена нашествием монголо-татар).

-  Действительно,  Русь находилась в тяжелом положении .  Но планам  западным завоевателей не суждено было сбыться. И все благодаря  Александру  Ярославичу  Невскому.

Слайд №4

Презент .

5

Сообщение Александр Невский

6.

Работа с документом.

Прочитайте отрывок  Карамзина История российского государства?

“Внезапность, быстрота удара привели шведов в замешательство. Князь и дружина оказали редкое мужество. Александр собственным копьем возложил печать на лице Биргера. Витязь Гавриил Олексич гнал принца до самой ладьи, упал с конем в воду, вышел невредим и бодро сразился с воеводою шведским. Ратмир, слуга князя, бился пеший, ослабел от ран и пал мертвый. Отрок Савва подсек столп Биргерова шатра; шатер упал, и россияне возгласили победу”.(Карамзин Н. М. История государства российского)

О каких события идет речь?( Невская битва 1240)

Работа с документом

7.

Работа со схемой.

Расскажите ход Невской битвы, используя  схему.

  1. Подумайте, в чем ее основное значение? 

(На долгое время битва отбила у шведов желание овладеть устьем Невы, воевать с Русью, это был первый военный успех Руси со времен нашествия Батыя)

В чем проявилось полководческое искусство Александра Ярославича в ходе сражений на Неве.

 ( Стремительность и натиск. Сочетание полководческого дара с личным мужеством, сильные и слабые стороны противника)

Слайд №5

Презент .

8

Сообщение учителя :

Но вскоре на Северо-Западе Руси появились немецкие и датские рыцари-крестоносцы. Они овладели важной псковской крепостью Изборск, а затем с помощью изменника-посадника захватили и Псков. В 1241 г. враги подошли к Новгороду, Александр Невский вместе с семьей  к тому времени покинул город.  Но на Новгородском вече было решено позвать Александра, для защиты Новгорода.

Показ фрагмента фильма  о просьбе к Александру  помочь Новгороду.

Показ видеофильма

9

Работа со схемой.

- Пользуясь схемой,  расскажите о Ледовом побоище.

Слайд № 6

Презент .

  1. Каковы итоги Ледового побоища? (Много рыцарей убито и взято в плен, часть из них под тяжестью своих доспехов и коней ушла под лед, остальные в панике бежали, преследуемые русской конницей).

  1. В чем заключается полководческий талант Александра Невского? ( полководческий талант Александра Невского: внезапность и нападение, учитывал особенность местности, сильные и слабые стороны противника, громил противника по частям).

Какое историческое значение имело Ледовое побоище ?

  1. во-первых, здесь была остановлена экспансия ордена на Восток;
  2. во-вторых, немцы не смогли поработить наиболее развитую часть Руси — Новгородско-Псковскую землю, навязать ее народам католицизм;
  3. в-третьих, было подорвано господство немецких феодалов над народами Прибалтики;
  4. в-четвертых, победа Александра Невского укрепила моральный дух, самосознание русского народа.

Ребята, можем ли мы теперь с вами ответить на наш основной вопрос « Можно ли считать Александра Невского  великим полководцем».

Ответы детей.

10.

Физкультминутка.

11.

А для закрепления , я предлагаю вам  решить задания  кроссворда.

На доске кроссворд.

12.

Итог урока .

Эти две победы имели важное значение в русской истории. Правда проявление вражды немцев с русскими не  прекращалась , но мысль  о покорении северных  русских земель навсегда оставила немцев.

  1. Хорошо изучил боевые приемы противника
  2. Умело использовал особенности местности
  3. Заранее разведал расположение войск противника и его планы
  4. Внезапно напал на лагерь противника
  5. Преградил противнику отход к кораблям
  6. Правильно выбрал время нападения
  7. Скоординировал действия суздальской дружины и новгородского ополчения
  8. Скоординировал действия княжеской дружины и новгородского ополчения
  9. Использовал прием обманного отступления

Невская битва

Ледовое побоище

3

4

5

8

1

2

6

7

9

10

Домашнее задание . §13

Александр Невский биография краткая

        Александр Ярославович Невский ,   сын Ярослава Всеволодовича и внук Всеволода Большое гнездо - родился в мае 1221 года.      В период его руководства Новгородскими землями идет активное строительство крепостей на Юго-Западе по реке Шелони для защиты от литовцев.

      С его именем в первую очередь связаны военные победы над  западными противниками. Так,  в 1240 году, он, будучи еще совсем молодым князем, проявляет себя как отважный и талантливый полководец и  одерживает безоговорочную победу над шведским войском с наименьшими потерями для русских. Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: “Не в силе Бог, но в правде. Битва эта прославила имя Александра и послужила причиной появления прозвища Невский.  По возвращении с берегов Невы из-за очередного конфликта Александр был вынужден покинуть Новгород и уехать в Переяславль-Залесский.  Тем временем немецкие рыцари взяли Изборск и над Новгородом нависла угроза с запада.  Новгородцы призвали на помощь Александра Невского, дабы обезопасить себя от вновь появившейся  угрозы с запада в лице крестоносцев. И в 1242 году на Чудском озере князь разбивает противника. Эта победа приносит мир и спокойствие на всей северо-западной границе. Удачными является и борьба Александра Невского с литовцами. Многие литовские князья оказались разбиты и взяты в плен. Так временно прекращаются литовские набеги.

      Александр Ярославич также закладывает основу дипломатических отношений с Ордой – с наиболее опасным противником. Князь подавляет восстание 1252 года в Новгороде и оказывает содействие в проведении ордынцами переписи податного населения восстания. Данные поступки князя можно объяснить его стремлением не допустить новых разорительных набегов на русские земли.

     Александр Невский лично отправился с дарами в Орду. Он сумел отговорить хана от похода на Русь.  Хан Берке  удерживал князя подле себя всю зиму и лето; только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге занемог и 14 ноября 1263 скончался, Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: “Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!

Маршрутный лист урока

ФИ ученика_______________________

Тема урока  : _________________________________________________________

  1. Вставить  пропуски в предложения.

Почти одновременно с (1)…………..нашествием на  древнерусские(2)………  двинулись новые завоеватели. Земли (3)…….так на западе назывались(4) территории- привлекли внимание (5) церкви, которая объявила(6) поход против (7)…………… Рыцарские (8)……- сначала  орден(9)……………, называемый также (10)……….., затем и примкнувший к нему(11)…………-стремились захватить русские земли

Слова : меченосцев, монгольским, ордена, язычников, прибалтийские, Ливонии, Тевтонский, княжества, крестовый, Ливонским, католической.

2. Работа с документом

“Внезапность, быстрота удара привели шведов в замешательство. Князь и дружина оказали редкое мужество. Александр собственным копьем возложил печать на лице Биргера. Витязь Гавриил Олексич гнал принца до самой ладьи, упал с конем в воду, вышел невредим и бодро сразился с воеводою шведским. Ратмир, слуга князя, бился пеший, ослабел от ран и пал мертвый. Отрок Савва подсек столп Биргерова шатра; шатер упал, и россияне возгласили победу”.(Карамзин Н. М. История государства российского)

О каких события идет речь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов

Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урокаž  Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманновž  Сформировать предста...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урокаž  подвести учащихся к пониманию...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня

Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1.      Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...

конспект урока истории 6класс Главные политические центры Руси

Конспект урока в 6 классе на тему "Главные политические центры Руси" проведённый 15.02...