Главные вкладки

    конспект урока по теме: "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."
    план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

    Иванова Светлана Геннадиевна

    конспект урока по истории России 20 век для 9 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_obshch.-polit._razvitie_rossii_1894-1904_gg.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по истории России для 9 класса

    Тема: Общественно-политическое развитие России в 1894 – 1904 гг.

    Цель урока: познакомить учащихся с политической системой Российской империи в конце XIX - начале XX  века; подвести учащихся к понимаю главного противоречия политической системы: между существующей властью императора и началом складывания гражданского общества.

    План урока:

    1. Николай II: исторический портрет.

    2. Политические преобразования..

    3. Нарастание противоречий между властью и обществом.

    4.  «Зубатовский социализм»

    5. Создание РСДРП

    6. Партия социалистов-революционеров.

    7. Либеральные организации.

    Основные понятия: «зубатовский социализм», РСДРП, эсеры.

    Оборудование урока: презентация, учебник «История России» XX – н. XXI века          А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта.

    Ход урока

    1. Проверка домашнего задания.

    Выполнение тестового задания:

     1) Каковы особенности экономики России в н. 20 в.

     а) высокая степень машинизации производства; б) многоукладность экономики;

     в) отсутствие коллективных форм собственности.

     2) В каком году была проведена денежная реформа С.Ю. Витте?

     а) в 1897; б) в 1800; в) в 1895 г.

     3) Каков главный результат денежной реформы С.Ю. Витте?

     а) началась инфляция; б) начался вывоз капитала в другие страны;

     в) повысилась кредитоспособность страны.

     4) В какие отрасли промышленности преимущественно притекал иностранный капитал?

     а) металлургия и металлообработка; б) нефтяная промышленность;

     в) легкая промышленность; г) сельское хозяйство.

     5) Какие виды монополий появились в России в н. 20 в.?

     а) синдикаты; б) тресты; в) концерны.

     6) В каких отраслях экономики были сосредоточены кустарные предприятия?

     а) хлебопекарня; б) обувная и швейная; в) кожевенная; г) строительная;

     д) верно только а) и г).

     7) Какова основная проблеме крестьянского хозяйства?

     а) низкая урожайность по причине климатических трудностей;

     б) крепостная зависимость; в) крестьянское малоземелье.

    Ключи к тесту: 1- б, 2 – а, 3 – в, 4 – а, б, 5 – а, б, 6 – а, б, в, г. 7 – в

     

    2. Изучение нового материала.

    1) Николай II: исторический портрет

    Сообщение ученика о Николае II. (слайд 1)

    Задание: по ходу рассказа отметить в тетради: основные черты характера Николая II, политические взгляды, чем запомнился в истории.

    2) Политические преобразования. (слайд 2)

    Учитель сообщает: В ближайшем окружении императора существовали различные точки зрения на перспективы развития России. Министр финансов С. Ю. Витте осознавал необходимость проведения реформ в стране. Он заявлял, что «в России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю... Это мировой непреложный закон». 

    Главным политическим оппонентом С. Ю. Витте выступал министр внутренних дел Вячеслав  Константинович  Плеве, имевший репутацию твердого защитника «русских устоев».

    Заполнив таблицу, ответьте на вопрос: чем отличались политические программы С.Ю. Витте и В.К. Плеве?

    Заполнение таблицы по тексту учебника.

    В 1904 г. Плеве был убит. Его место занял Святополк- Мирский П.Д.

    ФИО политического деятеля

    Какие политические преобразования предлагал

    Какие изменения могли произойти

    Витте С.Ю. – сторонник либеральных реформ

    Плева В.К  - сторонник  консервативных реформ

    Святополк-Мирской П.Д. . – сторонник либеральных реформ

    . 3) Нарастание противоречий между властью и обществом. (слайд 4)

    Рассказ учителя в объеме учебника.

     4) «Зубатовский социализм».  (слайд 5)

    Учитель сообщает: В это же время была осуществлена попытка взять под контроль рабочее движение. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С. В. Зубатову.

    Замысел С. В. Зубатова заключался в том, чтобы вырвать рабочих из-под влияния антиправительственных организаций. Для этого он считал необходимым внушить им мысль, что интересы государственной власти не совпадают с узкокорыстными интересами предпринимателей, а улучшить свое материальное положение рабочие могут только в союзе с властью. По инициативе С. В. Зубатова и при поддержке генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича в 1901 — 1902 гг. в Москве, а затем и других городах были созданы легальные рабочие организации, построенные по профессиональному признаку.

    Но для успеха зубатовской идеи власть должна была сделать что-то реальное для рабочих. Государство же ограничило свою «покровительственную» политику законом «Об учреждении старост в фабричных предприятиях» (июнь 1903 г.). Рабочие могли избирать из своей среды старосту, следящего за исполнением предпринимателем условий найма. Зубатовская теория не запрещала рабочим участвовать в экономических забастовках, поэтому в прокатившейся в 1902 — 1903 гг. широкой стачечной волне члены зубатовских организаций приняли активное участие. Это вызвало недовольство фабрикантов. В правительство посыпались жалобы на «рискованные эксперименты». С. В. Зубатов был отправлен в отставку.

    С недоверием к инициативе Зубатова относился и Плеве. Он считал более действенной тактику разрушения революционных организаций изнутри путем внедрения в них полицейских агентов. Одной из самых больших удач было внедрение тайного агента полиции Е. Азефа в руководящее ядро самой крупной террористической организации. Однако это не спасло самого В. К. Плеве. В 1904 г. он был убит.

    5) Создание РСДРП  (слайд 6 - 8)

    Рассказ учителя в объеме учебника.

    Сообщение ученика о Ленине.

    6) Партия социалистов-революционеров (слайд 9)

    Рассказ учителя в объеме учебника.

    7) Либеральные организации (слайд 10)

    Рассказ учителя в объеме учебника.

    3. Итоги урока.

    4. Домашнее задание: параграф № 3.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по обществознанию по теме: "Развитие парламентаризма в России".

    Разработка конспекта урока по обществознанию для учащихся 10 класса по типу пресс-конференции....

    Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

    Презентация по теме: "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."...

    Конспект урока 6 класс чтение и развитие речи М.Ножкин "Россия"

    Конспект урока по чтению и развитию речи 6 класс специальной 9коррекционной) школы:«Выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения. М.Ножкин «Россия»...

    Презентация "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."

    Данная презентация содержит в себе материал для изучения учащимися 9 классов по истории в рамках предложенной темы...

    Тема: Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг (История России. 9 класс)

    Тема: Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг  (История России. 9 класс)Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я. Параграф 35 «Ник...

    Разработка учебного занятия по теме: "Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 - 1904 гг."

    Разработка учебного занятия по теме: "Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 - 1904 гг." состоит из презентации и конспекта....