Тематическое планирование "общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс)

Монгуш Чечек Алексеевна

XX век

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_1_tema.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

Цель

познакомить учащихся с политической системой Российской империи в конце XIX - начале XX  века;

подвести учащихся к понимаю главного противоречия политической системы: между существующей властью императора и началом складывания гражданского общества.

Задачи

Ресурсы

учебник «История России» для 9 класса Данилов А. А. Косулина Л. Г., презентация; проектор.

Формы урока / методы

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Ход  урока

Этап (элемент)
урока

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Оргмомент  (2 мин)

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок

Здравствуйте! Присаживайтесь! Сначала отметим тех, кого нет сегодня.  Далее открываем дневники и записываем домашнее задание: параграф № 3, пункты 1-4  выучить основные понятия и даты.

В КОНЦЕ УРОКА СДАЙТЕ ТЕТРАДИ С ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ Я ПРОВЕРЮ И ОТДАМ ПОСЛЕ 5 УРОКА

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Учащиеся приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Наблюдение учителя

Проверка домашнего задания:

Приём индивидуально по карточкам, и беседа с классом.

Вопросы  учителя:

Вспомним изученный материал.

- Что изучали на прошлом уроке?

Задание 1. Особенности российской экономики на рубеже 19 – 20 вв.

Ответ: Россия оставалась сельскохозяйственной страной

Вы знаете, что индустриальное общество характеризуется преобладанием промышленного производства над сельским хозяйством. Россия в конце  XIX – начале XX в. оставалась сельскохозяйственной страной, но ее промышленность переживала бурный подъем.

Учитель: А что же послужило толчком к росту производства?

Ученики дают ответы: (про железную дорогу)

Учитель: Несмотря на высокие темпы развития промышленного производства, Россия отставала от мировых держав! Чем связано такое отставание?

Ответ ученика: по качественным показателям экономики: производительности труда, технической оснащенности предприятий.

Учитель:  Россия в начале XX в. была страной с многоукладной экономикой (НАЛИЧИЕ В СТРАНЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УКЛАДОВ). Наряду с новейшим капиталистическим производством значительное место в ее экономике занимало мелкотоварное (ремесленное, кустарное) и даже натуральное хозяйство.

Вывод:  Россия на рубеже веков оставалась сельскохозяйственной страной, но ее промышленность переживала бурный подъем. Возобновилось строительство железной дороги и это способствовало увеличению производства металла, продукции тяжелого машиностроения, угля, леса и др. Несмотря на высокие темпы развития промышленного производства, Россия отставала от мировых держав, именно по качественным показателям.

 Задание 2: Роль государства в экономике

Учитель: Какова роль государства в экономике страны в конце XIX-начале XX вв?

Ответ: Важной особенностью России было наличие крупного государственного сектора!

Учитель: Из чего складывался этот сектор?

Ответ:

Учитель: Но роль государства в экономике этим не исчерпывалась! Правительство еще влияло на _______

Ответ:

Вывод (учащегося): Сделайте вывод!

Задание 3. Иностранный капитал

Учитель: Расскажите, про особенность иностранного капитала в России?

Ответ:

 Учитель: Прибыль, которую получали иностранцы, уходила за границу, и за счет этой прибыли решались социальные проблемы их страны:

- сокращался рабочий день

- создавалась система пенсионного обеспечения.

Вывод: Государство создавало благоприятные условия для привлечения иностранного капитала. Например, немецкие предприниматели вкладывали деньги в электротехнику, металлургическую промышленность и торговлю. Французские капиталы приходили в основном через банки и направлялись в машиностроение, добычи и переработку нефти. Приходя в Россию, иностранный капитал сращивался с капиталом отечественным, расширялись возможности для включения России в мировую экономическую систему.

Задание 4. Что можете сказать, про монополистический капитализм?

Учитель: Какое событие стало причиной гибели множества предприятий, слабых в финансовом, организационном или техническом оснащении?

Ответ: Кризис…

Учитель: Ответом капиталистической экономики на кризис стало усиление концентрации производства и создание Ччего?

Ответ: монополий!

А  как вы поняли значения слова «монополия»?

Какая основная форма монополия существовала в России?

Вывод: Ответом капиталистической экономики на кризис стало создание монополий.

Задание 5. Сельское хозяйство

Учитель: Расскажите, пожалуйста про сельское хозяйство? Что там происходило, какие изменения?

Ученик:

Учитель: Успехи были, но положение в сельском хозяйстве России в целом определяли не они. Современники говорили об оскудении центра. Что это значит?

Ученик:

Учитель: Ситуацию что еще осложняло?

Ученик:

Вывод: Итак, Россия в начале XX в. по уровню экономического развития была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с многоукладной экономикой.

Переход к изучению новой темы:

Предполагаемые ответы учащихся:

Ученики дают определения терминам.

Несколько учащиеся работают  индивидуально отвечают на вопросы, а следующий ученик работает со слайдом.

Ученики отвечают на вопросы, устно отвечают и указывают соответствие между терминами и определениями.

Ученики отвечают на вопросы

Наблюдение учителя

Переход к изучению новой темы:

Ребят, - Вы  на прошлом уроке говорили об экономическом развитии страны. Сегодня мы изучаем общественно- политическое развитие. Итак, открываем тетради и записываем число и тему нашего урока: 21 сентября, тема: «Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг»!

План нашего урока:

1. Николай II: исторический портрет.

2. Политические преобразования..

3. Нарастание противоречий между властью и обществом.

4.  «Зубатовский социализм»

5. Создание РСДРП

6. Партия социалистов-революционеров.

7. Либеральные организации.

Наблюдение учителя

Работа в тетради. Запись темы и плана урока:

Изучение нового материала:

Эвристическая беседа

  1. Николай II

Вводное слово учителя: В 1894 г. на российский престол вступил Николай Александрович Романов – последний император в истории нашего государства. На его долю, как правителя и как человека, выпали нелегкие испытания и события, превратившие Российскую империю в новое государство – СССР. Чтобы понять причины, происходивших в период его правления событий, нужно ознакомиться с личностью Николая II.

 Учитель:  предлагаю учащимся самостоятельно прочитать в учебнике (с. 19-20) о личности Николая II и устно ответить на вопросы:

- Каким его считали правителем?

- Что можно сказать о его характере и отношении к семье?

Учитель: с личностью Николая II связываю одно примету – он родился в день святого Иова Многострадального и этим объясняли все несчастья в его судьбе – и трагедия на Ходынском поле, и тяжелое заболевание его единственного сына (гемофилия), и страшная смерть его и членов его семьи.

Учитель: Вступление на престол Николая II вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведет до конца реформы, начатые его дедом, Александром II, и возьмется за переустройство политической системы Российской империи. Однако в первой же публичной речи 17.01.1895 г. Николай заявил, что будет охранять основы самодержавия, как и его отец.

  1. Борьба в верхних эшелонах власти

Учитель: В ближайшем окружении императора существовали различные точки зрения на перспективы развития России. Министр финансов С. Ю. Витте осознавал необходимость проведения реформ в стране. Он заявлял, что «в России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю…». 

Главным политическим оппонентом С. Ю. Витте выступал министр внутренних дел Вячеслав  Константинович  Плеве, имевший репутацию твердого защитника «русских устоев».

Заполнив таблицу, ответьте на вопрос: чем отличались политические программы С.Ю. Витте и В.К. Плеве?

Заполнение таблицы по тексту учебника. Стр. 20-21 (самостоятельно)

ФИО политического деятеля

Какие политические преобразования предлагал

Витте С.Ю. – сторонник либеральных реформ

Плева В.К  - сторонник  консервативных реформ

Вывод: Кто сделает вывод по таблице?

  1. Нарастание противоречий между властью и обществом

Учитель предлагает учащимся перечислить сословия российского общества в конце XIX в.

 Как вы думаете, у каких классов были основания выражать свое недовольство политикой государства? Почему?

Учитель предлагает самостоятельно изучить пункт параграфа «Нарастание противоречий между властью и обществом» и соотнесем даты и события!

Вывод: в начале XX в. можно сказать у всех слоев населения были какие-то недовольства, требования. Общество политикой Николая не были согласны и начались выступления, волнения.

В это же время осуществлена попытка взять под контроль рабочее движение. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику Зубатову.

  1. Зубатовский социализм

Рассказ учителя: Замысел С. В. Зубатова заключался в том, чтобы вырвать рабочих из-под влияния антиправительственных организаций. Для этого он считал необходимым внушить им мысль, что интересы государственной власти не совпадают с узкокорыстными интересами предпринимателей, а улучшить свое материальное положение рабочие могут только в союзе с властью. По инициативе С. В. Зубатова и при поддержке генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича в 1901 — 1902 гг. в Москве, а затем и других городах были созданы легальные рабочие организации, построенные по профессиональному признаку.

Но для успеха зубатовской идеи власть должна была сделать что-то реальное для рабочих. Государство же ограничило свою «покровительственную» политику законом «Об учреждении старост в фабричных предприятиях» (июнь 1903 г.). Рабочие могли избирать из своей среды старосту, следящего за исполнением предпринимателем условий найма. Зубатовская теория не запрещала рабочим участвовать в экономических забастовках, поэтому в прокатившейся в 1902 — 1903 гг. широкой стачечной волне члены зубатовских организаций приняли активное участие. Это вызвало недовольство фабрикантов. В правительство посыпались жалобы на «рискованные эксперименты». С. В. Зубатов был отправлен в отставку.

С недоверием к инициативе Зубатова относился и Плеве. Он считал более действенной тактику разрушения революционных организаций изнутри путем внедрения в них полицейских агентов. Одной из самых больших удач было внедрение тайного агента полиции Е. Азефа в руководящее ядро самой крупной террористической организации. Однако это не спасло самого В. К. Плеве. В 1904 г. он был убит.

Вывод:

.Слушают учителя и отвечают на вопросы. Записывают новые термины. Рисуют схему.

Учащиеся слушают вступительное слово учителя. Учащиеся самостоятельно читают в учебнике (с. 19-20) о личности Николая II и устно отвечают на предложенные вопросы. Учащиеся слушают рассказ учителя.

1 Учащиеся перечисляют сословия российского общества (дворяне, буржуазия, рабочие, крестьяне)

2 Учащиеся отвечают на вопрос (тяжелые условия жизни рабочих и крестьян, отсутствие гражданских прав)

3 Учащиеся самостоятельно читают предложенный пункт, каждый рад заполняет свою строку таблицы, затем представитель от каждой группы, ряда, рассказывает и диктует классу.


Проблема

Проявление

Действия правительства

Тяжелое положение рабочих

Забастовки, уличные шествия, столкновения с полицией

Подавление армией

Тяжелое положение крестьян

Погромы помещичьих имений, захват продовольствия и скота, дележ их земель

Подавление армией

Национальный вопрос

Волнения в Финляндии, на Кавказе, среди еврейского населения

Ограничение прав, русификация

Закрепление изученного материал

Выставление оценок

Рефлексия

Домашнее задание

Учитель: Хорошо, изучили общественно-политическую жизнь страны. Давайте,  закрепим наши знания!

Задание 1. Народ хотел, чтобы Николай II закончил преобразования АлександраII, но какое заявление убило все надежды народа?

2. Перечислить волнения, выступления и их недовльства?

Оценки по ответам учащихся.

Что нового узнали сегодня?

Далее открываем дневники и записываем домашнее задание: параграф № 3, выучить основные термины, понятия и даты.

Предполагаемые ответы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме: "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."

конспект урока по истории России 20 век для 9 класса...

План-конспект урока в 9 классе по теме: "Внутренняя политика в 1894-1904 годах"

План-конспект урока в 9 классе по теме"Внутренняя политика в 1894-1904 годах" Урок объяснения нового материала....

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

Презентация по теме: "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."...

Презентация "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."

Данная презентация содержит в себе материал для изучения учащимися 9 классов по истории в рамках предложенной темы...

Тема: Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг (История России. 9 класс)

Тема: Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг  (История России. 9 класс)Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я. Параграф 35 «Ник...

9 класс: рабочий лист по теме "Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг."

Николай II:начало правления. Политическое развитие страны в  1894-1904 гг...