Методическая разработка урока по истории
методическая разработка по истории по теме

Урок истории по теме "Бунташный век" с использованием мультимедиа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buntashnyy_vek_-urok.doc188.5 КБ
Office presentation icon buntashnyy_vek.ppt738.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема программы: Россия на пороге нового времени.

Тема урока: «Бунташный» век – социальные взрывы в XVII веке.

Цели урока: 

1. Дать характеристику народных выступлений, периода правления царя Алексея Михайловича, рассказать о причинах и ходе восстания под предводительством Степана Разина. Показать многообразие форм и методов социального протеста.

2. Развивать умение работы с источником, анализа документа, навыки конспектирования и работы с таблицей.

3. Воспитывать стремление к справедливости и порядку, патриотизм.

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации урока: индивидуальная, коллективная

Методы ведения урока:

  1.  словесный (рассказ, беседа, сообщение)
  2.  наглядный (схема, портреты, репродукции, таблица)
  3.  частично-поисковый (анализ источника)
  4.  проблемный (решение проблемной задачи)

КМО:

1. Учебник АН Сахаров, ВИ Буганов «История России с древнейших времен до конца XVII века» §34 с. 268 - 275

2. Атлас по Отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII века.

Восстания в России в 40 – 70-х годах XVII в. с. 12

3. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век. В.Я. Румянцев.

4. Схемы, портреты, репродукции, таблица, памятка для работы с историческим источником.

МПС: Всеобщая история – тема «Развитие феодального строя»,

тема «Разложение феодализма и становление капиталистических отношений».

Обществознание – тема «Социально-политическая деятельность человека и

развитие общества»

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность обучающихся

При-меча-ния

1.

Организаци-онный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

1/

2.

Актуализа-ция

Мотивация

Вступительное слово.

Беседа о видах и формах выражения недовольства народа, способах борьбы за свои права.

Участие в беседе.

2-3/

3.

Тема

Цели и задачи урока

Сообщение темы и целей урока. «Бунташный» век – социальные взрывы в XVII веке.

Проблемный вопрос:

 - Какие из рассмотренных форм и методов социального протеста возможны в наши дни?

Знакомство с темой и целью урока.

Запись в тетрадь.

2-3/

4.

Изучение нового материала

План изучения:

1. Положение крестьян и посадских в XVII веке.

 Организация беседы.

2. «Соляной» и «Медный» бунты.

Рассказ.

3. Восстание под предводительством Степана Разина.

Организация работы с источником.

Организация работы с таблицей.

Учебник §34 с. 273-276.

1. Участие в беседе

2. Заполнение таблицы.

3. Сообщение о Степане Разине.

Работа с историческим источником.

Работа с учебником.

4-5/

5/

2-3/

5-6/

5-6/

5.

Закрепление

Тестовые задания.

Выполнение задания письменно.

4-5/

6.

Итоги урока

Подведение итога урока.

Решение проблемы.

Выставление оценок.

Подведение итогов.

2-3/

7.

Д / з

Повторить тему. Учебник §34.

 - Что могло произойти, если бы Степан Разин сумел разгромить царские войска и захватить власть?

1/

8.

Рефлексия

Беседа.

Участие в беседе.

1/

Конспект урока.

1. Организационный момент

Приветствие.

2. Актуализация и мотивация

Вступительное слово.

Беседа о видах и формах выражения недовольства народа, способах борьбы за свои права.

 -

3. Тема. Цели и задачи урока

Тема программы: Россия на пороге нового времени.

Тема урока: «Бунташный» век – социальные взрывы в XVII веке.

Цели и задачи урока:

 - Познакомиться с различными видами и формами социального протеста.

Закрепить умения и навыки заполнения таблицы и работы с источником.

Проблемное задание:

 - Какие из рассмотренных форм и методов социального протеста возможны в наши дни?

4. Изучение нового материала

4.1. Положение крестьян и посадских в XVII веке.

Беседа.

 - Какие изменения произошли в экономике страны в XVII веке?

  1. Развитие промышленных мануфактур.
  2. Развитие торговли, складывание всероссийского рынка.
  3. Закрепощение крестьян.

 - Какие процессы происходили в политической сфере?

  1. Усиление самодержавной власти.
  2. Увеличение роли дворянства.
  3. Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму.
  4. Церковная реформа.

 - Какие еще процессы оказали влияние на социальную ситуацию в стране?

4.2. «Соляной» и «Медный» бунты.

Рассказ.

 - Самое большое и значительное из них разразилось в Москве в июне 1648 г.

Недовольство нарастало до восстания. В первую очередь оно было направлено против непосильных налогов. Особенно тяжелыми были сборы стрелецких и ямских денег на содержание стрелецкого войска и ямской (почтовой) службы, и по ним накопилось много недоимок.

В 1646 г. правительство ввело высокую пошлину на соль, которая должна была заменить стрелецкие и ямские деньги. Предполагалось, что никто не сможет уклониться от этого налога, так как соль покупают все. Соль стала более чем в два раза дороже.

Больше всего пострадала от соляной пошлины городская беднота, лишившаяся и соли, и дешевой соленой рыбы, которую перестали привозить в города. Оказалось, что и казна не выиграла от нового налога, ибо соли стали покупать очень мало. В декабре 1647 г. налог был отменен. Но вызванное пошлиной возмущение было так велико, что восстание, вспыхнувшее через полгода после ее отмены, современники называли соляным бунтом. Так называли его долго и историки.

Вслед за отменой соляного налога последовало распоряжение взыскать стрелецкие и ямские деньги не только за 1648 г., но и за 1646 и 1647 гг., когда они не взимались. В городах и уездах не заплативших подати тяглецов днем выводили на площадь и били батогами (палками), а на ночь бросали в тюрьму.

Такую картину можно было постоянно видеть и в Москве. Москва, столица и крупнейший город государства, к середине XVII в. насчитывала около 27 тыс. дворов, но из них «государево тягло» — подати и повинности — несли только жители «черных» слобод: торговцы, ремесленники, работные люди.

Не облагались государственными податями слободы стрельцов, ремесленников, которые снабжали своими изделиями царский двор, а также обширные, так называемые «белые» слободы, издавна принадлежавшие знатным боярам и духовенству.

Правительство освобождало от податей и самых богатых торговцев и предпринимателей — «гостей». Такое неравномерное распределение податей вызывало возмущение «черных людей» и против правительства, и против владельцев привилегированных «белых» слобод, и против «гостей».

Но и среди «черных» посадских людей постоянно шла борьба. Самые зажиточные — «лутчие» (крупные торговцы, владельцы соляных варниц, кожевенных заводов, винокурен) эксплуатировали бедноту и старались переложить большую часть податей на «середних» и «молодших».

В среде посадской бедноты росла глухая ненависть не только к боярам и приказным, но и к «лутчим», которые «мир весь выели».

На апрель 1648 г. в Москве был назначен сбор дворянской конницы. Город заполнили вооруженные дворяне и их слуги. Продукты на московских рынках сильно вздорожали, тем более что предшествующий год был неурожайным.

В это же время в Москве скопилось множество челобитчиков из разных мест с просьбами о сложении недоимок, с жалобами на обиды и притеснения. Становясь жертвами «московской волокиты» (так называлось хождение по московским приказам, где дела бесконечно затягивались и ничего не решалось без взятки), они «скитались меж двор» и пополняли толпы недовольных.

Было решено дождаться удобного случая, когда царь будет выезжать или проходить из дворца в церковь, и подать ему лично челобитную. Гнев москвичей был направлен в первую очередь против главы правительства — воспитателя, ближайшего друга и родственника царя боярина Б. И. Морозова, который ведал государственными финансами, иностранными делами и стрелецким войском, а также против его приближенных и родственников: Траханиотова — начальника артиллерии, Леонтия Плещеева, управлявшего «черными» сотнями и слободами Москвы, дьяка Назария Чистого — богатого «гостя», по предложению которого в 1646 г. была введена соляная пошлина.

Люди XVII в. не могли представить себе общество и государство без царя и царской власти. Обвиняли царя только в слабости. «Государь-де молодой, глуп и глядит на все изо рта у бояр, у Морозова да у Милославского (царский тесть), они-де всем владеют» — так говорили в народе.

1 июня 1648 г. царь в окружении знатнейших бояр и вооруженной стражи возвращался в Москву с богомолья из Троице-Сергиева монастыря. Как рассказывает очевидец, «простой народ» хотел подать ему челобитную на «неправды и насилия» Леонтия Плещеева. Однако стрельцы разогнали просителей плетьми. В ответ из толпы полетели камни. По распоряжению Морозова человек 15 — 16 было арестовано и посажено в кремлевскую башню.        

На другой день царь, как обычно, участвовал в торжественном церковном шествии — крестном ходе из Кремля в Сретенский монастырь. На Красной площади около Кремля толпилось много народу. Когда царь возвращался обратно, вновь была сделана попытка подать ему челобитную, опять бояре и приказные распорядились отогнать челобитчиков. По словам современника, «поднялся шум и мятеж», народ силой пробился к царю. «Некоторые из толпы схватили за узду царского коня, молили, жаловались и громко вопили на Плещеева и его несправедливости», просили назначить на его место честного, совестливого человека. Возбужденную толпу невозможно было удержать, и вслед за царем она ворвалась в Кремль. Были вызваны стрельцы. Но и они были настроены против правительства, недовольные тем, что Морозов уменьшил или вовсе перестал выдавать им жалованье. Стрельцы заявили, «что сражаться за бояр против простого народа они не хотят, но готовы вместе с ними избавить себя от их (бояр) насилий и неправды».

Ворвавшаяся в Кремль толпа требовала выдачи Плещеева, Траханиотова, Морозова. Царь выслал для переговоров двух бояр, их избили и сорвали с них платье. Растерявшийся царь вышел на крыльцо, уговаривая толпу успокоиться.

Но люди бросились к дому Б. И. Морозова в Кремле и разгромили его, а затем и дом дьяка Назария Чистого. Самого дьяка нашли на чердаке и убили «за соль». 3 июня толпа разгромила дворы Траханиотова, Плещеева и других богатых «гостей» и дьяков. В тот же день Москва загорелась. Пожаром была охвачена большая часть города.

К посадским «черным людям» присоединились не только стрельцы, но и многие служилые люди, а также холопы и крестьяне, находившиеся в боярских дворах.

Горящая Москва оказалась в руках народа, а на стороне правительства оставался лишь один стрелецкий полк и немного иностранных наемных солдат. Наступил момент, когда перевес сил оказался на стороне восставшего народа. Сидевшие в Кремле царь и бояре вынуждены были пойти на уступки: сначала освободили арестованных челобитчиков, затем выдали Плещеева и Траханиотова. 3 июня Плещеев был выведен из Кремля на Красную площадь, где его «убили всем народом каменьем и палками до смерти». Траханиотова, пытавшегося бежать, по приказу царя схватили у Московской заставы и 5 июня казнили на Красной площади. Удалось спасти только Морозова. Некоторые современники утверждали, что царь сам выходил на Красную площадь, со слезами просил сохранить Морозову жизнь и клятвенно обещал выслать его из Москвы и впредь не допускать к управлению государством. 12 июня Морозова под сильной охраной отправили в отдаленный монастырь.

Начиная с 5 июня силы восставшего народа стали слабеть. Но в Москве еще долго было неспокойно, в июле и в октябре волновались холопы и требовали своего освобождения. Некоторые из них были казнены.

Дворяне хотели использовать народное восстание в своих целях. Они уже много лет добивались полного закрепощения крестьян, наведения порядка в судах и приказах, защиты от бояр, которые нередко отнимали у них землю и вывозили крестьян. Все эти требования были вновь представлены царю в дни народного восстания.

Напуганное правительство стремилось к сплочению сил господствующего класса, и 1 сентября 1648 г. был созван Земский собор, чтобы выработать новое Уложение — свод законов.

Вскоре правительство почувствовало себя увереннее, а 22 октября Морозов вернулся в Москву и вновь взял управление в свои руки.

Новое Уложение, принятое Собором в начале 1649 г., почти 200 лет оставалось основным сводом государственных законов России. По давнему требованию дворянства были полностью закрепощены крестьяне. Разделение слобод в посадах на «белые» и «черные» было уничтожено, и все население посада обложено податями и повинностями в пользу государства. Феодальное государство стало более сильным и организованным.

Московское восстание получило широкий отклик и вызвало горячее сочувствие в стране. Повсюду распространились слухи о том, что в Москве громят бояр и приказных. В далекой Сибири об июньских событиях в Москве говорили: «Многих бояр, и окольничьих, и думного дьяка, и дворян, и гостей побили», — а далеко на юге, в Осколе, распространялись слухи: «Указал-де государь по городам приказных людей побивать каменьем». Москва еще горела, когда заволновались другие города. В 1648 г. восстания охватили ряд городов в Сибири, а также на севере, юге и в центре Московского государства.

Борьба в городах не утихла и после принятия Уложения. В 1650 г. восстали Новгород и Псков. В этих городах, особенно в Пскове, с «молодшими» людьми посада объединились крестьяне, громившие своих бояр. В течение нескольких месяцев, с марта до августа, Псков был в руках восставших. Московское правительство было вынуждено вступить в переговоры и пойти на ряд уступок восставшему городу.

В 1662 г. вновь вспыхнуло большое восстание в Москве — так называемый «медный бунт». Города сыграли «немалую роль в большой крестьянской войне под предводительством Степана Разина.

4.3. Восстание под предводительством Степана Разина.

Сообщение о Степане Разине.

Организация работы с источником «Прелестное письмо» Степана Разина.

Использование памятки. Приложение 1.

 - Определите причины поражения Степана Разина.

5. Закрепление

Тестирование.

6. Итог

Подведение итога.

 - С какими вопросами мы сегодня познакомились?

 - Можно ли назвать восстание под предводительством Степана Разина крестьянской войной?

 - Возможны ли в настоящее время подобные народные волнения?

«Бунташное время» — так современники называли царствование Алексея Михайловича (1645 — 1676). Это было время больших народных восстаний. Особенно часто вспыхивали восстания в городах. В 30 – 50-х годах XVII в. на обширной территории Московского государства произошло около 30 городских восстаний

Выставление оценок.

7. Рефлексия

Приложение 1.

«Прелестное письмо» Степана Разина

        «Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет Вам Степан Тимофеевич от всей черни. Кто хочет богу да государю послужить да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы за одно изменников выводить и мирских Кровопийцев выводить. И мои казаки как промысел станут чинить, и вам бы итить к ним в совет, и кабальным и опальным шли бы в полк к моим казакам.

        Стоять бы вам, чёрные русские люди и татарове и чуваши, за дом Пресвятыя Богородицы и за всех святых и за великого Государя царя Алексея Михайловича. А которые дворяне и дети боярские и мурзы и татары, захотев за одно тоже стоять за дом Пресвятые Богородицы и за всех святых и за великого государя и вам чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разорять».

        Накануне взятия Астрахани Разин обратился к перешедшим на его сторону стрельцам:

        «Теперь мстите вашим мучителям, что хуже татар и турок держали вас в неволе: я пришел даровать вам льготы и свободу! Вы мне братья и дети, и будете вы также богаты, как я, если останетесь мне верны и храбры!»

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте данный исторический источник.

2. Впишите в таблицу:

а) цели восстания,

б) требования восставших.

3. Как вы думаете, прочему Разин призывает стоять за царя? Против кого призывает бороться?

Памятка для работы с историческим источником:

1. Дайте характеристику историческому источнику:

а) автор;

б) время создания;

в) жанр.

2. Сформулируйте основные идеи и факты.

3. Можно ли доверять приведенному фрагменту источника.

Приложение 2.

«Прелестное письмо» Степана Разина

Приложение 3.

Степан Тимофеевич Разин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока : «Бунташный» век – социальные взрывы в XVII веке. - Какие из рассмотренных форм и методов социального протеста возможны в наши дни?

Слайд 3

1. Положение крестьян и посадских в XVII веке. Государственное закрепощение крестьян Официальное оформление сословий Прикрепление посадских к «тяглу» и месту жительства Рост повинностей, усиление налогового гнета

Слайд 4

2. «Соляной» и «Медный» бунты. 1648 год – «Соляной» бунт 1650 год – восстание в Пскове и в Новгороде 1662 год – «Медный» бунт

Слайд 6

Степан Тимофеевич Разин

Слайд 7

3. Восстание под предводительством Степана Разина 1667-1671 гг. 1667-1669 гг. – «Поход за зипунами» 1670-1671 гг. – Крестьянская война

Слайд 8

«Прелестное письмо» Степана Разина

Слайд 9

«Прелестное письмо» Степана Разина « Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет Вам Степан Тимофеевич от всей черни. Кто хочет богу да государю послужить да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы за одно изменников выводить и мирских Кровопийцев выводить. И мои казаки как промысел станут чинить, и вам бы итить к ним в совет, и кабальным и опальным шли бы в полк к моим казакам. Стоять бы вам, чёрные русские люди и татарове и чуваши, за дом Пресвятыя Богородицы и за всех святых и за великого Государя царя Алексея Михайловича. А которые дворяне и дети боярские и мурзы и татары, захотев за одно тоже стоять за дом Пресвятые Богородицы и за всех святых и за великого государя и вам чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разорять».

Слайд 10

Памятка для работы с историческим источником: 1. Дайте характеристику историческому источнику: а) автор; б) время создания; в) жанр. 2. Сформулируйте основные идеи и факты. 3. Можно ли доверять приведенному фрагменту источника.

Слайд 12

Ответы на задание а) б) б) в) а) Москва, Псков, Новгород, Великий Устюг, Владимир, …

Слайд 14

Домашнее задание Повторить тему. Учебник – параграф 34. Подумать над вопросом: - Что могло произойти, если бы Степан Разин сумел разгромить царские войска и захватить власть?

Слайд 15

До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Методическая разработка урока по истории

Урок истории "Венценосная семья Романовых. Последний акт трагедии". На уроке  учитель раскрывает перед учащимися полно и объективно картину дней царствования последнего русского императора, выясн...

Методическая разработка урока по истории древнего мира

Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием  РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...